Логопед-родителям

Галина Вершинина

Предварительный просмотр:

Логопед-родителям:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.



Предварительный просмотр:

Логопед-родителям:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.



Предварительный просмотр:

Родителям о детях с нарушениями звукопроизношения (дислалией)

      Если ребёнок, подрастая, т. е. в 4,5 – 5 лет, не обнаруживает задержек в овладении словарём, фразовой речью, продолжает говорить «как маленький», т. е. с признаками косноязычия, которое было допустимо ранее, то это тревожный симптом. Он – показатель того, что у ребёнка созревает с опозданием специальный, так называемый речевой слух.

     Правда, есть и такие дети, у которых речевой слух развивается. Они различают звуки речи, их смысловые признаки (фонемы) и понимают смысл слов, но не могут правильно выговорить те или иные звуки речи – искажают их. Именно такое нарушение речи называют дислалией. Причин, по которым она появляется, много: и плохая координация движений органов артикуляции (незрелость соответствующих зон мозга), и «ненаработанность» (неуклюжесть) этих мышц в ранний период. «Виноваты» здесь и  неправильное вскармливание, и аномалии в строении органов артикуляции (неправильные прикусы, приросшие уздечки, высокое нёбо, редкозубье) и другие обстоятельства.

      Искажение звуков такими детьми характеризуется тем, что они не заменяют один звук на другой, например Р на Л, как это делают малыши. Они стараются «подстроиться» под задачу правильной передачи речевыми средствами своей мысли. Если недоступно произнесение звука Р, нормальная артикуляция которого достигается в русском языке вибрацией кончика языка, он произносит его с помощью вибрации голосовых связок (так называемое горловое Р). Будучи ненормативным (искажённым), такое Р всё равно будет отличаться от Л, которым раньше ребёнок просто заменял звук Р. В период физиологического косноязычия дети «спокойно» говорят вместо РАК –ЛАК, а ребёнок-дислалик не может себе этого позволить: он понимает, что смысл его высказывания воспринимается слушающими неправильно. Тогда он этот звук и искажает.

       Такое косноязычие, когда звуки речи не соответствуют языковым фонетическим нормативам, но правильно кодируют мысль, которую хочет выразить ребёнок, нельзя назвать физиологическим.

        Таким образом, если по какой-либо причине ребёнок не в состоянии воспроизвести артикуляционную позу, эквивалентную целостному фонетическому образу звука речи, то он «жертвует» теми её параметрами, которые не помешают передать фонематическую роль.

        Часто спрашивают, передаётся ли Дислалия по наследству. Конечно же, нет. Хотя по наследству может передаться генетически сходное строение речевого аппарата, обусловливающее именно такую, а не иную приспособительную артикуляционную позу. Кроме того, дети могут просто подражать плохо говорящим родителям, если речь других людей они слышат не в большом объёме.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логопед рекомендует :

15 советов родителям малышей

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательносопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.



Предварительный просмотр:

Логпед-родителям:

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ»

      Ребенок, бывает, не способен запомнить графический образ буквы и соотнести его с соответствующим звуком, что вызывает трудности при чтении и письме. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил зрительный образ буквы, можно использовать разные приемы, игры и упражнения:

• Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко (не «бэ», а «б», демонстрируем черно-белый печатный вариант.

• Читаем и запоминаем стихи о буквах (В старом дереве дупло - ну, совсем, как буква «О»«Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась).

• Рисование на тему «На что похожа буква» (почитайте об этом азбуки, например В. Степанова, С. Маршака, Г. Виеру).

• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли выложить эту букву.

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\9608EDD7.tmp

• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной бумаги.         

 • «Чудесный мешочек» — ребёнок наощупь определяет пластмассовые (металлические, картонные) буквы.

• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы ножницами; лепка из пластилина.

• Обрывание буквы по контуру.

• Письмо букв по манке, на песке.

• Создание букв из резинок в игре «Геометрик».

Использование приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка: «Какую букву я написала?».

• «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну.

• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.

• Игра «Буква сломалась». Допечатать недостающие элементы буквы.

     • Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно сделать букву «Н», передвинув одну палочку.

• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.

• Игра «Зоркие глазки». Вычеркивание заданной буквы из текста.

 

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\997FACFD.tmp

            

  В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.



Предварительный просмотр:

ДВУСТИШИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ и ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ


Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит… (точка).

Портной выбрал красный шелк,
Значит, знает в моде… (толк).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось… (чудо).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит… (чашка).

Очень громко плачет мальчик —
Он поранил стеклом… (пальчик).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей… (журчал).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский … (жук).

У Вали красивый волос
И приятный, звонкий… (голос).

Жил на свете старый пес,
Он исправно службу… (нес)

Подарили Рэксу дудку,
И сторожевую… (будку).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют… ( жетон)

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестренка… (Лора)

Всех хвастливей Таня крошка,
У нее на шляпе… (брошка)

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он… (ракетку).

Ребятня каникул ждет,
Лето красное … (идет).

Петрушки зеленой пучок
Прожорливый съел… (жучок).

Капризуля наша Маша,
У нее в тарелке … (каша).

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала… (шишка)

Живет в нашем доме Гарик,
У него есть синий… (шарик).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался… (сом).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много… (дыр).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят… (ком).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный … (гул).

На палубу упала пачка,
Потому, что была… (качка).