Урок литературы
Предварительный просмотр:
Урок – проект по литературе в 6 классе.
Учитель: Данилова Е.В.
МКОУ «Шабурновская средняя общеобразовательная школа»
Сергиево – Посадского района
Тема: «Из годовых времен я рад лишь ей одной»
(По лирике А.С. Пушкина)
Цели:
- Вырабатывать умения восприятия поэтического слова через выражение чувств.
- Показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа.
- Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения.
- Воспитывать любовь к природе, Родине.
- Формировать в процессе работы умение общаться в команде, слушать товарищей.
Ход урока.
Учитель: Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своём творчестве. Но больше всего любил А.С. Пушкин осень: «Из годовых времен я рад лишь ей одной».
- Начало работы – формирование команд.
- Знакомство с «Памяткой участников проекта». (Лежат на каждом столе)
3. Выполнение заданий.
1 задание.
Составить ассоциограмму.
- Побуквенную
О-
С-
Е-
Н-
Ь-
- Круговую
Учитель: Какая осень?
Осень |
2 задание.
Укрась слово.
Учитель: Выберите строчки из стихотворений об осени.
Осень |
3 задание.
Написать стихотворение.
Учитель: Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она – время года, наиболее располагающее поэта к творчеству.
«Осень… пора моих литературных трудов», - говорил Пушкин. Она всегда вызывает у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения, подъем его чувств. И тогда наступает момент творчества.
Вот и вы сейчас попробуйте быть поэтами и сочините стихотворение.
_______________________в отваге,
_______________________бегут,
_______________________к бумаге,
_______________________потекут.
4 задание.
Рассматривание картины.
Учитель: У Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…
Какие чудные слова Пушкина об осени: «Пышное природы увяданье!» Вдумайтесь…
И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».
- Составьте комментарий по картине, используя цитаты из стихотворений Пушкина.
5 задание.
Двойное я.
Учитель: Осень для А.С. Пушкина и для нас.
А.С. Пушкин | -Я- |
6 задание.
Волшебная палитра.
Учитель: Какие краски, оттенки, тона использует А.С. Пушкин в «пейзажной лирике», описывая осень.
7 задание.
Японское стихотворение «Хайку»
Учитель: Что такое осень?
__ОСЕНЬ___
____________ ______________
_______ __________ ___________
_____ _________ _________ _______
______________
4. Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Учитель Данилова Елена Викторовна.
Тема: Родная природа в изображении русских писателей.
Цели:
- Вырабатывать умения восприятия поэтического слова через выражение чувств.
- Учить видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события.
- Показать своеобразие пейзажной лирики русских писателей и мастерство поэтов в создании картин осеннего пейзажа.
- Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения.
- Воспитывать любовь к природе, Родине.
- Осуществлять межпредметные связи.
Оборудование:
- Репродукция картины И. Левитана «Осень».
- Портреты: А.С. Пушкина, М.В. Исаковского, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева,
М. Пришвина, П. Чайковского.
- Запись П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
- Перед вами репродукции картин великих русских художников: И. Левитана. Этих художников называют художниками – пейзажистами.
- Что означает слово пейзаж?
- Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой». В лирике о природе поэты, как и художники – пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от неё, показывают любовь к родной земле. Это чувство сумел передать Михаил Васильевич Исаковский в своем стихотворении «Летят перелетные птицы», которое положено на музыку.
III.Чтение стихотворений учащимися.
- «Летят перелетные птицы» М.В. Исаковский.
Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.
Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю.
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.
Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова
Я снова все это пройду.
Желанья свои и надежды
Связал я навеки с тобой –
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
Учитель.
- Что говорит поэт о родном крае?
- Послушайте стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Пейзаж». В этом стихотворении особенно ощутимы способности Майкова – пейзажиста. Кажется, сама осень провела многоцветной кистью по его стихотворному «полотну».
2) «Пейзаж» А.Н. Майков.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идешь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам –
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз – то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу - дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вдруг с лаем суетится внучка.
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
Учитель.
- Что увидел поэт в лесу?
- Нам особенно дороги произведения, которые Майков посвятил родному краю, его природе.
- Какой лес изображает поэт?
- Всем нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своем творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень: «Из годовых времен я рад лишь ей одной». Она всегда вызывала прилив творческих сил, бодрости и вдохновения.
3) И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь.
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм.
4) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
5) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель.
- Какая осень у Пушкина?
- Да, у Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…
Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь… И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».
- Беседа по картине И. Левитана «Осень».
- Вам нравится эта картина?
- Что вас в ней привлекает?
- По каким признакам мы можем определить, что на картине Левитана изображена осень?
- Каким настроением пронизана работа художника?
- Опишите природу, используя слова и словосочетания из стихотворений Пушкина?
- Федор Иванович Тютчев «Есть в осени первоначальной»
- Какой первый месяц осени?
- Послушайте как писал об этой поре Федор Иванович Тютчев?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж просто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле…
- Почему это время поэт назвал «дивной порой»?
- Какой день можно назвать хрустальным?
- Что значит лучезарны?
«Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки.
Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно»
Так описывает лес осенью писатель Николай Сладков.
- Иван Алексеевич Бунин «Листопад».
- А вот каким увидел лес осенью Иван Алексеевич Бунин.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Назовите краски осени, увиденные поэтом.
- Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова?
- Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовой?
- Почему?
- Любимые осенние цветы.
Сообщения учащихся.
- Трудно представить сентябрь без цветов. И среди их множества – астра.
- Этому прекрасному цветку посвятил свое стихотворение В. Рождественский.
Осень над парком тенистым ложится
Золотом кленов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкнули птицы.
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой»,
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
- Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шепот: это астры беседуют с родными звездами.
- Послушайте, ребята, и вы этот шепот астр, может быть, и поймете, о чем они беседуют со звездами.
- У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок. Расскажите о нем.
(Сообщения учащихся о бархотках, гладиолусах, хризантемах, розах)
- Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.
- А сколько в лесу грибов! Михаил Пришвин был… грибником, который вспоминал одну сыроежку в лесу, где постоянно грибы собирал. Березки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.
- А. Майков. «Осень»
- А о какой поре осени написал Майков в стихотворении, которое прочитает…
Осень.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
- Верно, речь идет о глубокой осени, о предзимье.
- А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какие признаки поздней осени вы здесь услышали?
- П. Чайковский «Времена года».
- Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня мы не можем не вспомнить выдающегося русского композитора П. Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года».
- Слушаем запись.
- Какое время года «угадали вы в музыке Чайковского?
- Как вы об этом догадались?
- Итог урока.
- Что узнали мы сегодня на уроке?
- Чему учат нас все эти произведения?
- Все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь ее. А это так важно для каждого из нас. Будем же помнить слова Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину».