Урок литературы

Данилова Елена Викторовна

Урок - проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект по литературе в 6 классе.

Учитель: Данилова Е.В.

МКОУ «Шабурновская средняя общеобразовательная школа»

Сергиево – Посадского района

Тема: «Из годовых времен я рад лишь ей одной»

(По лирике А.С. Пушкина)

Цели:

  • Вырабатывать умения восприятия поэтического слова через выражение чувств.
  • Показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа.
  • Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения.
  • Воспитывать любовь к природе, Родине.
  • Формировать в процессе работы умение общаться в команде, слушать товарищей.

Ход урока.

Учитель: Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своём творчестве. Но больше всего любил А.С. Пушкин осень: «Из годовых времен я рад лишь ей одной».

  1. Начало работы – формирование команд.
  2. Знакомство с «Памяткой участников проекта». (Лежат на каждом столе)

     3.  Выполнение заданий.

1 задание.

Составить ассоциограмму.

  • Побуквенную

О-
С-
Е-
Н-
Ь-

  • Круговую

Учитель: Какая осень?

Осень    

2 задание.

Укрась слово.

Учитель: Выберите строчки из стихотворений об осени.

   

Осень

3 задание.

Написать стихотворение.

Учитель: Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она – время года, наиболее располагающее поэта к творчеству.

 «Осень… пора моих литературных трудов», - говорил Пушкин. Она всегда вызывает у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения, подъем его чувств. И тогда наступает момент творчества.

Вот и вы сейчас попробуйте быть поэтами и сочините стихотворение.

_______________________в отваге,

_______________________бегут,

_______________________к бумаге,

_______________________потекут.

4 задание.

Рассматривание картины.

Учитель: У Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…

Какие чудные слова Пушкина об осени: «Пышное природы увяданье!» Вдумайтесь…

И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».

  • Составьте комментарий по картине, используя цитаты из стихотворений Пушкина.

5 задание.

Двойное я.

Учитель: Осень для А.С. Пушкина и для нас.

А.С. Пушкин

-Я-

6 задание.

Волшебная палитра.

Учитель: Какие краски, оттенки, тона использует А.С. Пушкин в «пейзажной лирике», описывая осень.

7 задание.

 Японское стихотворение «Хайку»

 Учитель: Что такое осень?

                 __ОСЕНЬ___

   ____________     ______________

_______    __________    ___________

_____   _________   _________    _______

               ______________

4. Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Учитель Данилова Елена Викторовна.

Тема: Родная природа в изображении русских                   писателей.

Цели:

  • Вырабатывать умения восприятия поэтического слова через выражение чувств.
  • Учить видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события.
  • Показать своеобразие пейзажной лирики русских писателей и мастерство поэтов в создании картин осеннего пейзажа.
  • Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения.
  • Воспитывать любовь к природе, Родине.
  • Осуществлять межпредметные связи.

Оборудование:

  1. Репродукция картины И. Левитана «Осень».
  2. Портреты: А.С. Пушкина, М.В. Исаковского, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева,

 М. Пришвина, П. Чайковского.

  1. Запись П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока.

I.  Оргмомент.

  1. Вступительное слово учителя.
  • Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
  • Перед вами репродукции картин великих русских художников: И. Левитана. Этих художников называют художниками – пейзажистами.
  • Что означает слово пейзаж?
  • Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой». В лирике о природе поэты, как и художники – пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от неё, показывают любовь к родной земле. Это чувство сумел передать Михаил Васильевич Исаковский в своем стихотворении «Летят перелетные птицы», которое положено на музыку.

III.Чтение стихотворений учащимися.

  1. «Летят перелетные птицы» М.В. Исаковский.

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой,

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой,

Родная навеки страна!

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке.

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова

Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой –

С твоею суровой и ясной,

С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

         

        Учитель.

  • Что говорит поэт о родном крае?
  • Послушайте стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Пейзаж». В этом стихотворении особенно ощутимы способности Майкова – пейзажиста. Кажется, сама осень провела многоцветной кистью по его стихотворному «полотну».

2) «Пейзаж» А.Н. Майков.

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеёю

Идешь – и нет конца пути…

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

И ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам –

Нога шумит… а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят…

Уж солнца луч ложится косо…

Вдали проглянула река…

На тряской мельнице колеса

Уже шумят издалека…

Вот на дорогу выезжает

Тяжелый воз – то промелькнет

На солнце вдруг, то в тень уйдет…

И криком кляче помогает

Старик, а на возу - дитя,

И деда страхом тешит внучка;

А, хвост пушистый опустя,

Вдруг с лаем суетится внучка.

И звонко в сумраке лесном

Веселый лай идет кругом.

Учитель.

  • Что увидел поэт в лесу?
  • Нам особенно дороги произведения, которые Майков посвятил родному краю, его природе.
  • Какой лес изображает поэт?
  • Всем нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своем творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень: «Из годовых времен я рад лишь ей одной». Она всегда вызывала прилив творческих сил, бодрости и вдохновения.

   

              3) И с каждой осенью я расцветаю вновь;

                  Здоровью моему полезен русский холод;

                  К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

                  Чредой слетает сон, чредой находит голод;

                  Легко и радостно играет в сердце кровь.

                  Желания кипят – я снова счастлив, молод,

                  Я снова жизни полн – таков мой организм.

4) Дни поздней осени бранят обыкновенно,

    Но мне она мила, читатель дорогой,

    Красою тихою, блистающей смиренно.

    Так нелюбимое дитя в семье родной

    К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

    Из годовых времен я рад лишь ей одной.

    В ней много доброго; любовник не тщеславный,

    Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

5) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса-

     Люблю я пышное природы увяданье,

     В багрец и в золото одетые леса,

     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

     И мглой волнистою покрыты небеса,

     И редкий солнца луч, и первые морозы,

     И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Учитель.

  • Какая осень у Пушкина?
  • Да, у Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…

Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь… И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».

  1. Беседа по картине И. Левитана «Осень».
  • Вам нравится эта картина?
  • Что вас в ней привлекает?
  • По каким признакам мы можем определить, что на картине Левитана изображена осень?
  • Каким настроением пронизана работа художника?
  • Опишите природу, используя слова и словосочетания из стихотворений Пушкина?

  1. Федор Иванович Тютчев «Есть в осени первоначальной»

  • Какой первый месяц осени?
  • Послушайте как писал об этой поре Федор Иванович Тютчев?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

     Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж просто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле…

  • Почему это время поэт назвал «дивной порой»?
  • Какой день можно назвать хрустальным?
  • Что значит лучезарны?

«Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки.

Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно»

Так описывает лес осенью писатель Николай Сладков.

  1. Иван Алексеевич Бунин «Листопад».

  • А вот каким увидел лес осенью Иван Алексеевич Бунин.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

  • Назовите краски осени, увиденные поэтом.
  • Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова?
  • Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовой?
  • Почему?

  1. Любимые осенние цветы.

Сообщения учащихся.

  • Трудно представить сентябрь без цветов. И среди их множества – астра.
  • Этому прекрасному цветку посвятил свое стихотворение В. Рождественский.

     Осень над парком тенистым ложится

Золотом кленов на воды пруда.

Кружатся листья. Умолкнули птицы.

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

  • Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шепот: это астры беседуют с родными звездами.
  • Послушайте, ребята, и вы этот шепот астр, может быть, и поймете, о чем они беседуют со звездами.
  • У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок. Расскажите о нем.

       (Сообщения учащихся о бархотках, гладиолусах, хризантемах, розах)

  • Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.
  • А сколько в лесу грибов! Михаил Пришвин был… грибником, который вспоминал одну сыроежку в лесу, где постоянно грибы собирал. Березки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.

  1. А. Майков. «Осень»

  • А о какой поре осени написал Майков в стихотворении, которое прочитает…

Осень.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

  • Верно, речь идет о глубокой осени, о предзимье.

  1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

  • Какие признаки поздней осени вы здесь услышали?

  1. П. Чайковский «Времена года».

  • Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня мы не можем не вспомнить выдающегося русского композитора П. Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года».
  • Слушаем запись.
  • Какое время года «угадали вы в музыке Чайковского?
  • Как вы об этом догадались?

  1. Итог урока.

  • Что узнали мы сегодня на уроке?
  • Чему учат нас все эти произведения?
  • Все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь ее. А это так важно для каждого из нас. Будем же помнить слова Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину».