Общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Я хочу поделиться своим опытом работы в общекультурном направлении внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Хотелось бы получить отзывы от коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность ФГОС docx | 653.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В 2010 году наша школа стала участницей Национального Реестра по внедрению ФГОС в образовательную систему.
Внеучебная деятельность в школе организована на основе реализации дополнительных образовательных программ. Одним из направлений программ является общекультурное направление. В первых классах было выделено 3 часа для занятий вокальной деятельностью. Мною была разработана образовательная программа дополнительного образования вокального объединения «Серебряные нотки».
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 6 до 9 лет. Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю, 204 часа в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Методическим источником является фонационная система педагога-музыканта В. Емельянова, а также музыкально-педагогическая концепция К. Орфа «Учимся, делая и творя». Воспитанники активно участвуют в распевании, в разогревании и подготовке голосового аппарата к пению, посредством игры. Комплекс упражнений, используемый при распевании, носит здоровьесберегающий характер и используется с целью профилактики заболеваний органов дыхания. Процесс проходит в игровой форме, что создает на занятии атмосферу эмоционального подъема, радости, веселья - укрепляя тем самым психологическое здоровье ребенка.
Отмечается высокая наполняемость кружка.
Результатом творческой деятельности кружка является активное участие воспитанников в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях.
Особенно хочется отметить тесное сотрудничество внеурочной деятельности с классными руководителями. Воспитанники участвовали в проведении внеклассных мероприятий: «Рождественские посиделки», «Мамин день», «Прощание с азбукой» и т.д. Ансамбль «Серебряные нотки» принимал участие в школьных мероприятиях: «Вечер встречи выпускников», «День открытых дверей», «Зарница», «Последний звонок», а также участие в районном конкурсе «Лучик детства».
Концертно-исполнительская деятельность солистов студии – это не только связь с социумом, но и потребность доставить радость людям и сохранение исконно – русских традиций песенного творчества.
Встреча с музыкой, творческая атмосфера в объединении, участие во всевозможных конкурсах, учит ребят быть социально – активными личностями, развивает коммуникативную компетентность. Своим искусством они приносят радость людям, видят мир ярким и цветным.
Участие в районном конкурсе «Лучик детства»
Вечер встречи выпускников 2011 год
Внеурочное мероприятие «Капельки солнца»
Внеурочное мероприятие «Здравствуй, рыженькая осень!»