Общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Козинец  Ольга Леонидовна

Я хочу поделиться своим опытом работы в общекультурном направлении  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Хотелось бы получить отзывы от коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность ФГОС docx653.52 КБ

Предварительный просмотр:

Общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

    В 2010 году наша школа стала участницей Национального Реестра по внедрению ФГОС в образовательную систему.

    Внеучебная деятельность в школе организована на основе реализации дополнительных образовательных программ. Одним из направлений программ является общекультурное направление.  В первых классах было выделено 3 часа для занятий вокальной деятельностью. Мною была разработана образовательная программа дополнительного образования  вокального объединения «Серебряные нотки».

    Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

    Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

       Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

     Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;        

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

     Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

           Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 6 до 9 лет. Занятия проводятся  по 1 часу 3 раза в неделю, 204 часа в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.

          Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

           Результаты освоения программы вокального кружка

        Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

       В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

  1. бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

 

                     Способы отслеживания результатов освоения    

                                  образовательной программы

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

     Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

    Методическим источником является фонационная система педагога-музыканта В. Емельянова, а также музыкально-педагогическая концепция К. Орфа «Учимся, делая и творя». Воспитанники активно участвуют в распевании, в разогревании и подготовке голосового аппарата к пению, посредством игры. Комплекс упражнений, используемый при распевании, носит здоровьесберегающий характер и используется с целью профилактики заболеваний органов дыхания. Процесс проходит в игровой форме, что создает на занятии атмосферу эмоционального подъема, радости, веселья - укрепляя тем самым психологическое здоровье ребенка.

    Отмечается высокая наполняемость кружка.

    Результатом творческой деятельности кружка является активное участие воспитанников в школьных,  муниципальных и региональных мероприятиях.

     Особенно хочется отметить тесное сотрудничество внеурочной деятельности с классными руководителями. Воспитанники участвовали  в проведении внеклассных мероприятий: «Рождественские посиделки», «Мамин день», «Прощание с азбукой» и т.д. Ансамбль «Серебряные нотки» принимал участие в школьных мероприятиях: «Вечер встречи выпускников», «День открытых дверей», «Зарница», «Последний звонок», а также участие в районном конкурсе «Лучик детства».

     Концертно-исполнительская деятельность солистов студии – это  не только связь с социумом, но и потребность доставить радость людям и сохранение исконно – русских традиций песенного творчества.

    Встреча с музыкой, творческая атмосфера в объединении, участие во всевозможных  конкурсах, учит ребят быть социально – активными  личностями, развивает коммуникативную компетентность. Своим искусством они приносят радость людям, видят мир ярким и цветным.

Участие в районном конкурсе «Лучик детства»

Вечер встречи выпускников 2011 год

Внеурочное мероприятие «Капельки солнца»

Внеурочное мероприятие «Здравствуй, рыженькая осень!»