Исследовательская деятельность в начальных классах МБОУ РСОШ №4 им. С. В. Пешеходько
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 346.67 КБ |
doc1.docx | 322.81 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 64.5 КБ |
o_nas_pishut_v_gazete_zarya.docx | 177.96 КБ |
rabochaya_programma_yunyy_issledovatel.docx | 75.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации по проведению научно - исследовательской деятельности
- с обучающимися
- Алгоритм проведения исследовательской работы
- Подготовка к проведению исследовательской работы.
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности (интерес, реализуемость темы (доступность литературы, оборудования, материалов), возможность развития).
- Изучение литературы и уточнение темы (цель: получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на вопросы).
- Формулировка гипотезы (гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам).
- Формулировка цели и задач исследования.
Цель – конечный результат, которого хотел бы добиться исследователь: определение характеристик явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи неких явлений, изучение развития явлений, описание нового явления, обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификаций. Задачи – то, что необходимо сделать для достижения цели.
- Определение методов исследования
Метод – способ достижения цели. Теоретические: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Эмпирические: наблюдение, сравнение, эксперимент. Математические: статистические, графики, таблицы, модели динамического программирования и др.
- Проведение научного исследования
- собственно проведение (проведение работ в соответствии с планом),
- аналитический этап (анализ результатов: подтверждают ли они гипотезу),
- оформление результатов исследования (оформление письменной работы, наглядных материалов, разработка устного представления).
- Защита результатов исследования
Оптимальное время выступления - 5 – 7 минут
1 часть – краткий пересказ введения, уместно творческое выступление.
2 часть – наиболее объёмная, рассказ о сути вашей работы. Особый акцент - на новизну исследования, полученные итоги.
3 часть – основные выводы, желательна яркая кульминация.
При ответах на вопросы используйте правила:
- Если вопрос выходит за рамки работы, вы имеете право не отвечать.
- Не бойтесь уточнять вопрос.
- Благодарите задавшего вопрос.
Критерии оценки научно-исследовательской работы.
- актуальность проблемы
- новизна
- объём эксперимента, оригинальный, самостоятельно собранный материал
- использование методов, приёмов и подходов, соответствующих целям исследования
- знакомство с литературой по теме
- умения анализировать результаты
- правила оформления работы
- доклад
- умение ответить на вопросы
Правила оформления исследовательской работы.
- Титульный лист
1.где выполнена работа,
- название темы,
- автор,
- руководитель,
- год выполнения работы
- 2. Введение
Обоснование актуальности, необходимости выбранной темы,
Новизна темы
Краткий обзор литературы.
- Дата и место проведения
Цель и задачи исследования
- Гипотеза: в ходе исследования мы предположили…
Целью работы стало:
- выявить,
- установить,
- обосновать,
- уточнить,
- сравнить,
- разработать…
Задачи исследования…
3.Основная часть
- Каким образом проводилась работа.
Материалы, методы исследования.
Описание полученных результатов исследования.
4.Выводы
5.Список литературы
6.Приложения
(фото, таблицы, копии документов и пр.)
- Примерный план выступления – защиты исследовательской работы.
- Тема,
- Цель,
- Научный руководитель,
- Характеристика исследуемых явлений,
- Методика проведения исследования,
- В содружестве с кем проводилось исследование,
- Использованные средства,
- Обзор полученных данных,
- Методика их обработки,
- Результаты исследования, представленные в наглядной форме,
- Анализ результатов
- Выводы
Критерии оценки выступающих:
- Логичность,
- Точность,
- Ясность, доступность,
- Убедительность,
- Интересность,
- Выразительность,
- Уверенность, контакт со слушателем,
- Уместность жестов,
- Выражение лица.
- Эрудиция, компетентность, использование специальной терминологии,
- Качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, контактность,
- Творческий подход, использование наглядности.
Проблема исследования.
- Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.
- Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
- Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.
- Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.
Выбор и формулировка темы исследования
- Молодым исследователям стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.
- Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.
- Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.
- Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика, исследование, анализ, подготовка, формирование, развитие) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях, на уроках, в процессе изучения).
Определение актуальности и новизны исследования
- Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.
- Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.
Цель исследования
- Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.
- Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»
- Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.
- Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.
Объект и предмет исследования
- Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.
- Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.
Гипотеза исследования
- Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.
- Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.
Задачи исследования
- Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.
- Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).
- Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».
- Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).
Теоретическая и практическая значимость исследования
- Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.
- Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.
Рекомендации и требования к содержанию работы
Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения).
Протокол конкурса исследовательских работ
Школа | Тема | Актуальность. новизна темы 10 баллов | Обзор литературы, источники, экспериментальные данные, методы исследования, умелое их применение 10 баллов | Логичность изложения, стиль 10 баллов | Практическая и социальная значимость исследования 10 баллов | Умение анализировать, делать четкие выводы 10 баллов | Правила оформления работы 10 баллов | Сумма Макс. 60 бал. |
Протокол защиты исследовательских работ
Школа | Логичность и последователь-ность в изложении материала, аргументирован-ность 10 баллов | Культура выступления: четкость, ясность, доступность, убедительность, чувство времени 10 баллов | Эрудиция, компетентность, использование специальной терминологии 10 баллов | Качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, контактность 10 баллов | Творческий подход, использование наглядности 10 баллов | Сумма Максим. 50 баллов |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ РСОШ №4
им С. В. Пешеходько
Приказ № 76 от 30. 08 2021
________ Л. Ф. Малыгина
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
Разработчик: Азизян Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ РСОШ №4 им. С. В. Пешеходько
Егорлыкского района.
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Юный исследователь» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю) и предоставляет систему проектно- исследовательской деятельности детей 6-10 лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Юный исследователь» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной деятельности.
Педагог, осуществляющий реализацию программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», использует следующие образовательные технологии:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- критическое мышление;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии и др.
Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении основного и среднего общего образования, колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, еятельностный подходы.
Новизна данной программы определена обновлённым ФГОС НОО.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи программы курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» - создание условий для развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское общение);
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Порядок действий при работе над проектом:
1. Знакомство с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выполнение проекта складывается из трёх основных этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Достижению цели и задач программы курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» будет способствовать выбор участников образовательных отношений на промежуточной аттестации учащихся 2-4 классов одной из приоритетных форм ее проведения – защита индивидуального/группового проект.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов:
- альбом,
- выставка,
- газета,
- гербарий,
- графическое изображение собственных наблюдений за изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- отчет по результатам исследования,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия и др.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:
- Тренинг исследовательских способностей;
- Самостоятельная исследовательская практика;
- Мониторинг исследовательской деятельности.
- Тренинг исследовательских способностей
В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
- Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второй четверти.
- Мониторинг исследовательской деятельности
Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен, как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами. Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации со стороны педагога.
1 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе. Таким образом, общий объем занятий по программе курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» первого класса составляет 33 часа.
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются с первой и второй четверти. Дети ко второй четверти, в основном, адаптировались к школе и начали осваивать ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (не исключена для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Содержание занятий
Тренинг развития исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий - 16 часов (1-2 четверть).
Тема 1-2 «Что такое исследование?»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование».
Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 3-4 «Методы исследования»
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, растения пришкольного парка, животные из «живого уголка» и т.п.), включая экскурсию в школьный парк, пришкольную территорию.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 5 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом исследования.
Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации.
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 6 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы?
Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения _ практическая работа.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 7 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям»
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации -
поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.
Загадки как определения понятий.
Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 8 «Учимся делать умозаключения и выводы»
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 9 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей».
Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 10 «Как делать схемы?»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п.
Практические задания по созданию схем объектов.
Практическое задание «Пиктограммы».
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 11 «Как работать с книгой?»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?
Практическая работа по структурированию текстов.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 12 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.
Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 13 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель?
Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях.
Практическое задание по экспериментированию с моделями
(игрушки как модели людей, техники и др.).
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 14-15 «Как планировать исследования и проекты»
Чем исследование отличается от проекта?
Практическое задание по проектированию и представлению итогов.
Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 16 «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?
Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика (Общий объем занятий - 11 часов: 3 четверть - 9 часов, 4 четверть – 2 часа).
Тема 1-2 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Самостоятельные исследования (выбор темы, составление плана исследования, сбор материала, обобщение полученных данных, доклад)
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 3 «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека.
Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 4-5 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования»
С краткими сообщениями выступают только желающие.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 6 «Экскурсия-исследование»
Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования
и провести его.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-8 «Мини-конференция по итогам экскурсии».
Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 9 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 10 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 11 «Сообщения о собранных коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.
Мониторинг исследовательской деятельности (Общий объем - 6 часов: 4 четверть).
Тема 1-2 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.
2 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю (34 часа под руководством учителя) и самостоятельная работа.
Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.
Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику.
Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то - индивидуально.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.
В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года.
Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встречается).
Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов - это максимум, что могут выдержать дети.
Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными».
Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.
Содержание занятий
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать около 3-х часов. Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,
отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть – 9 часов)
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Второй цикл (третья четверть – 8 часов)
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей».
Практическая работа «Выявление логической структуры текста».
Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.
Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (2 четверть -7 часов; 3 четверть – 2 часа; 4 четверть – 2 часа)
Общий объем занятий - 11 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного исследования»
Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (по методике правила выбора темы).
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 3-4 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Юный исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 5 «Коллективная игра-исследование»
(по методике проведения игр-исследований). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 8-11 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)
Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
3 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя и самостоятельная работа вне школы.
В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.
Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я - исследователь».
Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт, как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.
Содержание занятий
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (3 четверть).
Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить около 4-х часов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.
Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения».
Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследования (телескопы (по возможности), компас, шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, цифровая лаборатория и др.).
Практические задания по развитию наблюдательности.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).
Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование»
Проведение коллективных игр-исследований (по методике их проведения). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 9-11 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)
Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
4 класс
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством и самостоятельная работа вне школы.
В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в четвертой четверти учебного года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто
то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.
Содержание занятий
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий – 3 четверть.
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез.
Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».
Практические задания по структурированию текстов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий.
Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».
Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление.
Практические задания на создание аналогий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».
Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.
Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов).
Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу (темы 2-14).
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-14 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 15-16 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.
Мониторинг исследовательской деятельности. Общий объем - 8 часов (4 четверть), из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1-4 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учащихся основного общего образования»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 7-8 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел программы//Название темы | Сроки |
Тренинг развития исследовательских способностей | 16 часов | |
1 четверть | 9 часов | |
1-2 | Что такое исследование? | 2 |
3-4 | Методы исследования. | 2 |
5 | Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? | 1 |
6 | Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения. | 1 |
7 | Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. | 1 |
8 | Учимся делать умозаключения и выводы. | 1 |
9 | Как задавать вопросы. Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 |
2 четверть | 7 часов | |
10 | Как делать схемы? | 1 |
11 | Как работать с книгой? | 1 |
12 | Что такое парадоксы? | 1 |
13 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1 |
14-15 | Как планировать исследования и проекты? | 2 |
16 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 |
Самостоятельная исследовательская практика | 11 часов | |
3 четверть | 9 часов | |
17-18 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 2 |
19 | Экспресс-исследование. | 1 |
20-21 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследования. | 2 |
22 | Экскурсия-исследование. | 1 |
23-24 | Мини-конференция по итогам экскурсии. | 2 |
25 | Коллективная игра-исследование | 1 |
4 четверть | 8 часов | |
26 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование. | 1 |
27 | Сообщения о собранных коллекциях. | 1 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 6 часов | |
28-29 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований. | 2 |
30-31 | Мини-конференция по итогам собственных исследований. | 2 |
32-33 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов. | 2 |
2 класс
№ п/п | Раздел программы// Название темы | Сроки |
Тренинг развития исследовательских способностей | 17 часов | |
1 четверть | 9 часов | |
1 | Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2 | Методы исследования. | 1 |
3 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 |
4 | Эксперимент – познание в действии. | 1 |
5 | Гипотезы и провокационные идеи. | 1 |
6 | Анализ и синтез. | 1 |
7 | Как давать определения понятиям. | 1 |
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. | 1 |
9 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 |
Самостоятельная исследовательская деятельность | 9 часов | |
2 четверть | 7 часов | |
10-11 | Как выбрать тему собственного исследования. | 2 |
12-13 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 2 |
14 | Коллективная игра-исследование. | 1 |
15-16 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 2 |
Тренинг развития исследовательских способностей | продолжение (8 ч) | |
3 четверть | 10 часов | |
17 | Основные логические операции. | 1 |
18 | Гипотезы и способы конструирования. | 1 |
19 | Искусство задавать вопросы. | 1 |
20 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 1 |
21 | Ассоциации и аналогии. | 1 |
22 | Суждения, умозаключения, выводы. | 1 |
23 | Искусство делать сообщения. | 1 |
24 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. | 1 |
Самостоятельная исследовательская деятельность | продолжение (4 ч) | |
25-26 | Семинар. | 2 |
4 четверть | 8 часов | |
27-28 | Семинар. | 2 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 6 часов | |
29-30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 2 |
31-32 | Подготовка собственных работ к защите (индивидуальная работа). | 2 |
33-34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов. | 2 |
3 класс
№ п/п | Раздел программы// Название темы | Сроки |
Самостоятельная исследовательская деятельность | 16 часов | |
1 четверть | 9 часов | |
1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1 |
2-6 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 5 |
7-8 | Коллективная игра-исследование. | 2 |
9 | Семинар. | 1 |
2 четверть | 7 часов | |
10-11 | Семинар. | 2 |
12-16 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 5 |
Тренинг развития исследовательских способностей | 10 часов | |
3 четверть | 10 часов | |
17 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 |
18 | Методы исследования. | 1 |
19 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 |
20 | Совершенствование техники экспериментирования. | 1 |
21 | Интуиция и создание гипотез. | 1 |
22 | Правильное мышление и логика. | 1 |
23 | Искусство делать сообщения. | 1 |
24 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | 1 |
25-26 | Семинар «Как подготовиться к защите». | 2 |
Самостоятельная исследовательская деятельность | продолжение (2 ч) | |
4 четверть | 8 часов | |
27-28 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 2 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 6 часов | |
29-30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 2 |
31-32 | Подготовка собственных работ к защите. | 2 |
33-34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов. | 2 |
4 класс
№ п/п | Раздел программы// Название темы | Сроки |
Самостоятельная исследовательская практика | 16 часов | |
1 четверть | 9 часов | |
1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1 |
2-6 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 5 |
7-9 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 3 |
Самостоятельная исследовательская практика | продолжение (7 ч) | |
2 четверть | 7 часов | |
10-14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 5 |
15-16 | Семинар. | 2 |
Тренинг развития исследовательских способностей | 10 часов | |
3 четверть | 10 часов | |
17 | Культура мышления. | 1 |
18 | Методы исследования. | 1 |
19 | Научная теория. | 1 |
20 | Научное прогнозирование. | 1 |
21 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. | 1 |
22 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | 1 |
23 | Ассоциации и аналогии. | 1 |
24 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. | 1 |
25 | Умение выявлять проблемы. | 1 |
26 | Как подготовиться к защите. | 1 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 6 часов | |
4 четверть | 8 часов | |
27-30 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей. | 4 |
31-32 | Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учащихся основного общего образования. | 2 |
33-34 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | по плану | По факту |
1 | Культура мышления. | 1 | |
2 | Методы исследования. | 1 | |
3 | Научная теория. | 1 | |
4 | Научное прогнозирование. | 1 | |
5 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. | 1 | |
6 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | 1 | |
7 | Ассоциации и аналогии. | 1 | |
8 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. | 1 | |
9 | Умение выявлять проблемы. | 1 | |
10 | Как подготовиться к защите. | 1 | |
11 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1 | |
12 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 1 | |
13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1 | |
15 | Работа над проектом Выбор темы | 1 | |
16 | Работа над проектом Постановка проблемы | ||
17 | Работа над проектом Поиск информации | 1 | |
18 | Работа над проектом Защита проекта по группам | 2 | |
19 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | |
20 | Ассоциации и аналогии | 1 | |
21 | Как гипотеза превращается в теорию | 1 | |
22 | Научное прогнозирование | 1 | |
23 | Методы прогнозирования | 1 | |
24 | Практические задания по продуцированию гипотез и идей | 1 | |
25 | Практические задания по проверке собственных гипотез | 1 | |
26 | Предположения и результаты наблюдений и экспериментов | 1 | |
27 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | 1 | |
28 | Проектирование и исследование. Цели и задачи исследования | 1 | |
29 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Практическое занятие | 1 | |
30 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 1 | |
31 | Осуждение планов выбора темы собственного исследования | 1 | |
32 | Разработка чертежей, схем, графиков | 1 | |
33-34 | Заслушивание докладов об итогах исследований, а также вопросы к авторам | 2 |
Литература
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3;
- Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив);
- Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.
- Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.