Логопедия
Логопедия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические игры | 707 КБ |
Конспект занятия №1 | 19.5 КБ |
Конспект занятия №2 | 17.12 КБ |
Конспект занятия №3 | 18.2 КБ |
Особенности воспитания эмпатии | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры: В помощь практикующему логопеду
В настоящее время вопросы организации логопедической работы по предупреждению и устранению дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения носят приоритетный характер. Принципиально важным становится работа по созданию условий логопедического сопровождения, где используются не только традиционные методы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма и чтения, но и включаются новые формы. К одним из важных приемов работы можно отнести логопедические игры. Логопедические занятия, проводимые в игровой форме, носят коррекционно – развивающий характер.
Большое значение имеют игры, развивающие правильное дыхание, помогающие совершенствованию произношения звуков. Игры для развития речевого и физиологического дыхания способствуют развитию глубокого вдоха, сильного дифференцированного выдоха, активизации мышц губ, языка, процессу начала автоматизации звуков гласных и согласных изолированно и в слогах, развитию фразовой речи на плавном выдохе.
При работе используются игры на формирование фонематического слуха в непринужденной форме, которые способствуют повышению уровня произношения. Совершенствуют способность воспринимать изучаемый звук, запомнить его место в слове, точно воспроизводить. Следить за правильностью речи других учащихся.
В целом, игры побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия. Для того, чтобы они не были однотипными и поддерживали постоянно внимание детей, применяются различные логопедические игры, пособия и оборудование, которое учитель – логопед может не только приобрести, но и изготовить самостоятельно или с помощью родителей учащихся. Ниже приведены варианты игр, используемых на логопедических занятиях и способы их изготовления.
Игра «Бабочки» (стрекозы, птички и т.д.)
Для игры «Бабочки» нужно взять пластмассовый круг, подвесить его за шнур к потолку на удобном для учащихся расстоянии, убрав прицепки и поместив разные по величине яркие бабочки на пластмассовые цепочки. Они располагаются на различной высоте. Данная игра может быть использована при выполнении глазодвигательных упражнений, упражнений на дыхание и отработке слоговой структуры слова.
Для изготовления игры «Бабочки» понадобится:
- сушилка для одежды (пластмассовый круг или квадрат с прицепками);
- яркие бабочки;
- шнур и крючок металлический.
- Глазодвигательные упражнения: данное упражнение хорошо расслабляет глазные мышцы у учащихся.
Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя. Необходимо следить, чтобы дети держали спину прямо. По заданию учителя – логопеда школьники выбирают две бабочки и начинают описывать «восьмерку». Сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
- Упражнение на дыхание: для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка.
При выполнении данного упражнения, учащиеся встают лицом к «бабочкам» на расстоянии 20 – 30 см. Сначала делают вдох через нос и начинают дуть через «Желобок» [1. – с. 33] на «бабочку», не допуская надувания щёк во время выдоха. При этом у школьников должна быть прямая спина, плечи не напряжены и не подняты.
Это упражнение проводится как индивидуально, так и в группе. Если проводится групповое занятие, то дети могут посоревноваться: чья бабочка лучше летает.
- Отработка слоговой структуры слова
Для этого задания определяют, что самая большая «бабочка» – это четырехсложное слово; чуть меньше – это трёхсложное слово; ещё меньше – это двухсложное слово; самая маленькая «бабочка» – это односложное слово.
По заданию, учащиеся по очереди, по цепочке говорят по слогам слова. Первую «бабочку» учащимся показывает учитель – логопед, дальше по часовой стрелке дети сами продолжают говорить слова различной слоговой структуры, в том порядке как размещены «бабочки». Проговорив слово, каждый ребенок записывает на доске свой вариант ответа. По окончании работы, все дети к себе в тетради переписывают с доски все варианты ответов.
Игра на дыхание «Аэробол»
Данная игра будет полезна для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка. Упражнение тренирующее выдох для звука [Р].
Для изготовления игры «Аэробол» понадобится:
1. детская погремушка;
2. соломки питьевые гибкие (трубочка);
3. шарик из пенопласта для детского творчества.
Понадобится для изготовления игры «Аэробол»
Фотография 1
Фотография 2
Игру «Аэробол» можно изготовить из детской погремушки. Убрав ручку и разрезав погремушку пополам, получим две части для двух участников игры. Подойдут только те погремушки, где на месте прикрепления ручки есть утолщение, которое в дальнейшем будет фиксировать трубочку. На трубочку с коротким загнутым концом прикрепляется одна часть от погремушки – «чашечка», другая часть трубочки берется в рот. В «чашечку» помещаем шарик из пенопласта, его можно приобрести в магазине, он называется «Шарик из пенопласта для детского творчества», если нет такой возможности, можно изготовить самим, вырезав его из пенопласта диаметром 20 мм. Шарик должен быть очень легким, для тенниса и т.д. не годятся.
Помещённый в «чашечку» шарик не виден детям. Когда мы первый раз начинаем заниматься игрой «Аэробол», можно сказать учащимся: «Сейчас я вам покажу фокус!» Берется трубочка в рот и плавно и длительно дуется воздух, из «чашечки» поднимается шарик и парит, делая на месте круговые движения. Учащимся очень нравится это упражнение, и они с удовольствием его выполняют.
Фотография 3. Игра «Аэробол»
При выполнении данного упражнения нужно следить, чтобы школьники не задвигали слишком далеко в рот трубочку, а держали её за край. «Чашечку» и трубочку придерживали обеими руками и не закусывали трубочку зубами.
Важно объяснить ребенку, что выдох должен быть равномерным, чтобы шарик держался на одном уровне. Если дуть через трубочку слишком сильно, то шарик будет постоянно улетать и падать на пол. А если дуть слишком слабо, то шарик практически не будет подниматься из «чашечки». В обоих случаях не будет направленной воздушной струи. Когда учащиеся научатся правильно и равномерно дуть, то шарик будет удерживаться в воздухе, плавно вращаясь. Игра вызывает эмоциональный отклик у детей.
Игра «Разноцветные крышки»
Будет эффективна при развитии фонематического восприятия; слогового анализа – синтеза; способствует формированию мелкой моторики рук; отработке слоговой структуры слова; лексико – грамматического строя речи; развивает внимание, наблюдательность и зрительную память; способствует автоматизации и дифференциации изучаемого звука.
Фотография 4. Игра «Разноцветные крышки»
Для изготовления игры «Разноцветные крышки» понадобится:
- изготовленный деревянный пенал;
- верхняя часть от пластмассовой бутылки;
- набор цветных крышек.
Для данной игры изготавливается деревянный пенал, в который помещается «крышка». В крышку вставляются срезанные от пластмассовой бутылки горлышки с завинчивающимися крышками.
Понадобится для изготовления игры «Разноцветные крышки»
Фотография 5
Фотография 6
Фотография 7. Понадобится для изготовления игры «Разноцветные крышки»
- Отработка слоговой структуры слова: Учащемуся предлагается разделить слово на слоги.
По заданию учителя – логопеда школьник должен выбрать слово с любым количеством слогов, произнести его по слогам, на каждый произнесенный слог он откручивает крышку. Сколько в слове слогов, столько должно быть открученных крышек. Следующий учащийся должен выйти и подобрать слово только с тем количеством слогов, которое будет равно количеству уже открученных крышек. Учащийся произносит свое слово по слогам и закручивает крышки обратно на место.
- Отработка лексико – грамматического строя речи: Школьникам предлагается составить предложение.
Для выполнения этого задания дети по-очереди составляют целое предложение. Первый учащийся говорит слово и откручивает крышку, следующий произносит слово первого учащегося и продолжает составлять предложение, произнося свое и откручивая крышку.
Например:
Дети ☼
Дети ☼ пошли ☼
Дети ☼ пошли ☼ гулять ☼
Дети ☼ пошли ☼ гулять ☼ в ☼
Дети ☼ пошли ☼ гулять ☼ в ☼ парк ☼
Дети ☼ пошли ☼ гулять ☼ в ☼ парк ☼ отдыха ☼
И так до конца предложения. Нужно добиваться того, чтобы количество слов соответствовало количеству крышек на пенале. Затем повторить задание снова, составить новое предложение, но уже крышки нужно прикрутить на место.
- Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков в слове.
Для этого задания на пенале накручены крышки двух цветов: зеленого и синего цвета.
Учащимся дано задание слушать слова. Если они услышат в слове согласный мягкий звук, то должны откручивать зелёную крышку, а если согласный твердый, то откручивать синюю крышку. После этого каждый учащийся выходит и выполняет задание, записывая слова на доске и подчеркивая буквы. Когда все дети выполнят данное задание, то все записывают в тетради.
- Автоматизация звука
Для этого задания в пенал разложены маленькие картинки на изучаемый звук. Сверху закручиваются крышки. Учащемуся, чтобы узнать какое слово ему досталось, нужно открутить крышку и произнести это слово, сначала выделив и повторив 3 раза первый слог из слова, а затем и само слово, назвав данную картинку.
Например:
ра – ра – ра рак ☼
ру – ру – ру рука ☼
ры – ры – ры рыба ☼
ар – ар – ар шар ☼
Игра «Домик гласных звуков»
В игре используется отраженная в работе [2] идея Л.П. Уфимцевой и А.А. Самодуровой. Авторы используют рисунок «домика», где с двух сторон приведены гласные звуки а, о, у, ы.
Фотография 8. Игра «Домик гласных звуков»
Для изготовления игры «Домик гласных звуков»
понадобится:
- макет «домика»;
- разрезная азбука.
В середине макета «домика» закреплен кармашек – «окошечко» для согласной изучаемой буквы, которая берется из разрезной азбуки. Учитель – логопед помещает изучаемую букву в кармашек – «окошечко». Детям предлагается читать слоги с данным звуком в прямом и обратном порядке. Учащиеся читают слоги.
Сначала в прямом порядке: ам, ом, ум, ым. Потом в обратном порядке: ма, мо, му, мы. После этого полностью: ама, омо, уму, ымы.
Затем выкладывают эти слоги из разрезной азбуки, после чего записывают задание у себя в тетради.
Для следующего задания учащиеся должны, взяв слог из «Домика гласных звуков», записать на доске с заданным слогом слова, после чего переписать себя в тетради.
Например:
ма – мама, Маша, мак.
мо – море, мох.
ам – сам.
ом – сом и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб, 2006. – 64с.
- Уфимцева Л.П., Самодурова А.А. Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – Красноярск, 1998. – 123с.
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков З – С в слогах, словах, предложениях и текстах
Конспект занятия №1
Тема: Дифференциация З – С в слогах и словах
Цель: Научить различать звуки З – С в слогах и словах.
Задачи: Коррекционная: развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком З – С; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
Развивающая: развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.
Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными З – С.
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
Психологическая: создавать положительный эмоциональный настрой.
Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация (в программе Power Point), карточки со слогами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Организационный момент
Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2 Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Знакомьтесь – это наши новые друзья Заяц и Лиса, Слайд 3, они дружат со звуками, а какими угадайте. Для этого отгадайте ребусы.
II Основная часть
Задание №1: «Отгадай ребус». Развитие логического мышления.
Логопед: В рисунке животного или птицы зашифровано его название. Отгадав первые буквы слов в ребусе, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 4. Приложение 1. Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.
Задание №2: Объяснение характерных признаков звонких – глухих звуков З – С (артикуляция и звучание звуков З – С)
Логопед: Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Зайцу и Лисе в страну твёрдых звуков З – С. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки З – С. При произнесении этих звуков: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони ощущается холодный воздух. Слайд 5. Звук З – звонкий, произносится при помощи голоса и шума. С – глухой, произносится только при помощи шума. Слайд 6.
Задание №3: Дифференциация звуков З – С в слогах. Закрепление звуков и букв З – С в прямых и обратных слогах.
Логопед: Друг Зайца и Лисы, Снеговик рассыпал буквы алфавита и очень расстроился! Помогите ему их собрать. Для этого произносите (читайте) слоги за мной Слайд 7:
Логопед: У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Снеговик благодарит вас за помощь.
Задание №4: Игра в мяч. Развитие фонематического слуха, анализ слов – паронимов по смыслу и звучанию. Слайд 8
Логопед: Мы отправляемся дальше в наше путешествие. Лиса и Заяц приготовили для вас задание посложнее. Посмотрите на картинки, назовите каждую. Произнесите слова, выделяя голосом звуки, которыми они отличаются. Сравните слова по смыслу и по звучанию.
Логопед: Заяц и Лиса любят играть в мяч. Они приглашают вас присоединиться к ним. Один из вас будет называть часть слова, которая изменяется и перебрасывать мяч товарищу. Тот, у
кого окажется мяч, должен назвать не изменяющуюся часть слова, вернув его обратно. Затем, меняетесь ролями. Например: ру – сак, гу – сак, ры – сак. У вас всё отлично получилось, молодцы!
Задание №5: Игра «Собери слово». Развитие слогового анализа и синтеза слов.
Логопед: Лиса Зайцу подарила новую игру – лото. Решили друзья поиграть. Выложили они из коробки карточки со слогами, но соединить не могут. Помогите найти каждому слогу свою пару. Прочитайте слоги и составьте из них целые слова. Определите место звука в слове.
Первая половина слов, слоги: ко, ва, ве, та, бы. Вторая половина слова, слоги с изучаемым звуком: со; сы; зы; зу. Составьте из слогов не менее восьми слов. Приложение 2
Логопед: Ребята, вы молодцы! Заяц и Лиса благодарны вам за помощь!
Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с друзьями Лисы и Зайца, Редиской, Морковкой и Огурцом. Слайд 9
Редиска, морковка и огурец Проснулись наконец. Потянулись и нагнулись, Встали, улыбнулись: «Мы проснулись, Мы проснулись! Займёмся мы зарядкой – | Надоело спать на грядке. Раз – два, На пояс руки. Три – четыре, Наклоняемся. Все слова повторяем, Так мы упражняемся». [1, с.37] |
Задание №6: Закрепление знаний о правописании слов сомнительными согласными З – С.
Логопед: Мы хорошо отдохнули и можем выполнять следующее задание. Рассмотрите картинку (Слайд 10) и найдите на ней, не менее пяти слов, с изучаемым звуком З – С, в которых можно допустить ошибку. Выпишите слова в тетрадь. Найдите к ним родственные слова. Приложение 3
Логопед: Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Лисы и Зайца.
III Итог занятия
Рефлексия
Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.
Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?
Дети дают свои ответы.
Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 11. До свидания! До новых встреч! Слайд 12
Список литературы:
- Давлетбаева Р.Г. и другие. Русский язык. – Уфа, 2008. – 152 с.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия №2
Тема: Дифференциация З – С в предложениях и текстах.
Цель: Научить различать звуки З – С в предложениях и текстах.
Задачи: Коррекционная: развивать правильное произношение и написание предложений со звуком З – С; языковой анализ и синтез на уровне предложения; логическое мышление.
Развивающая: развивать точность произвольных движений; учить школьников переключаться с одного движения на другое.
Дидактическая (образовательная): учить развитию навыка по согласованию слов в словосочетаниях.
Воспитательная: воспитывать честность, взаимовыручку, дружелюбие.
Психологическая: развивать эмоциональный подъем и разрядку нервно – психического напряжения.
Здоровьесберегающая: обеспечить физическое здоровье, средствами физического воспитания и развития потребности к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация (в программе Power Point), карточки со словами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Организационный момент
Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие вместе с Зайцем и Лисой по сказочной стране твёрдых звуков З – С. Слайд 2
II Основная часть
Задание №1: Припоминание характеристики согласных.
Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся звонкий – глухой звуки З – С.
Задание №2: Работа по согласованию слов в словосочетаниях. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Логопед: Лиса собирает коллекцию картинок, у неё их уже несколько. Купила Лиса альбом, но разложить картинки не может. Помогите расставить картинки в альбом по порядку. Объясните, почему вы так их расставили. Приложение 1
Задание №3: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
Логопед: Путешествие продолжается. Хитрая Лиса, чтобы запутать Зайца, поменяла местами слова в предложении. Помогите Зайцу, измените порядок слов в предложении, запишите их в тетрадь, подчеркивая изучаемые звуки З – С: «есть Барсик у Захара весёлый пёс».; «забавный сорвал для слон ананас обезьяны».; «за зимой прячется кустом заяц – русак». Приложение 2
Логопед: Молодцы! Заяц очень рад и благодарит вас за помощь.
Задание №4: Расставь картинки по сюжету и составь рассказ по картинкам. Определи место звука в слове.
Логопед: Рассердился Заяц и решил, что нужно проучить хитрую Лису. Взял картинки о жизни лис и перепутал их. Давайте ей поможем. Заяц оставил Лисе – подсказки, используя которые, вы расставите картинки на свои места. Слова – подсказки Зайца: идёт, копает, выкопала, живёт. Приложение 3
Логопед: Молодцы! Лиса благодарит вас и извиняется перед Зайцем. Друзья помирились и пообещали больше друг друга не обижать!
Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Логопед: Сейчас немного отдохнем, выполним упражнения для наших пальчиков и рук, а Заяц и Лиса нам в этом помогут.
«Капуста» Слайд №9 Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста? | Если я – капуста Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трём, трём, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмём, жмём. [1, с.11] |
Задание №5: Разговор Лиса и Зайца по телефону. Развитие логического мышления. Логопед: В сказочной стране твёрдых звуков З – С у наших друзей Зайца и Лисы испортился звук в телевизоре, все слова и предложения слились в один общий текст. Помогите нашим друзьям посмотреть новую серию фильма. Для этого надо вычлените предложения из сплошного текста. И вы узнаете, о чём разговаривают Лис и Заяц по телефону. По сюжету Лис звонит Зайцу, а тот ему отвечает. Получившиеся предложения нужно записать в тетрадь с соблюдением правила: заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Зайказаинькадружокзайдуктебевгостиначасокмоядверьзакрытаназасовотхитрыхлисизлыхпсов Приложение 4
Логопед: Вы отлично поработали. Помогли Лисе и Зайцу починить звук в телевизоре. Они благодарят вас за помощь. Молодцы!
III Итог занятия
Рефлексия
Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу подошло к концу. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.
Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, что лучше: ссориться, или жить в мире и дружбе? Может ли друг хитрить и обманывать?
Дети отвечают на вопросы логопеда и выбирают смайлик.
Список литературы:
- Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками. – М., 1998. – 24 с.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия №3
Тема: Дифференциация З – С в предложениях и текстах
Цель: Научить различать звуки З – С в предложениях и текстах.
Задачи: Коррекционная: развивать правильное произношение и написание текстов со звуком З – С; обогащать словарь; развивать связную речь; слуховое внимание и фонематическую память.
Развивающая: развивать ручную и общую ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Дидактическая (образовательная): воспитывать правильный темп и ритм речи, её богатую интонационно – мелодическую окраску, просодический компонент.
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Психологическая: создавать эмоциональную, комфортную обстановку и хорошее психологическое самочувствие.
Здоровьесберегающая: воспитывать физическую активность, сохранять здоровье и активно формировать у школьников здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация (в программе Power Point), карточки с текстом, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Организационный момент
Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие с нашими друзьями Лисой и Зайцем. У нас с вами будет зимнее путешествие в страну твёрдых звуков З – С.
II Основная часть
Задание №1: Припоминание характеристики согласных.
Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся звонкий – глухой звуки З – С. Слайд 3
Задание №2: Развитие слухового внимания и фонематической памяти.
Логопед: Сейчас в волшебной стране твёрдых звуков З – С зима. Лиса и Заяц очень любят зиму, у них есть любимое стихотворение «Зима». Давайте его прочитаем красиво, чётко и выразительно. Когда услышите звук З – хлопните в ладоши 1 раз, а когда звук С – то 2 раза.
Зима
Белый снег пушистый В воздухе кружится | И на землю тихо Падает, ложится. И. Суриков |
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Задание №3: Развитие связной речи. Составление рассказа по картинке и вопросам логопеда. Слайд 6
Логопед: Помимо стихотворения у Зайца и Лисы есть и любимая картинка о зиме. Давайте придумаем по этой картинке рассказ, и подарим нашим друзьям. Мы с вами составим рассказ, используя как можно больше слов с изучаемыми звуками З – С. Посмотрите и ответьте мне на вопросы: Слайд №7. Какое время года на этой картинке? Чем покрыта земля, пруды и реки? Какие стоят деревья и кусты? Где живет заяц? Какой наряд у зайца зимой? Как он себя чувствует зимой в лесу?» и так далее.
орфографического обсуждения наиболее сложных слов, учащиеся записывают в тетрадь выбранный вариант рассказа. Выделяя буквы З – С и подчеркивая их.
Вариант рассказа, который получился у учащихся. Заяц.
Наступила морозная зима. На землю выпал пушистый снег. Замерзли пруды и реки. Из дальних стран прилетели снегири. Деревья и кусты зимой стоят голые. Трудно зайцу за ними прятаться. Спасают только белая шубка и быстрые ноги. К зиме заяц сменил старую серую шубку на новую белую. Он прыгает по лесу, а снег быстро засыпает заячьи следы.
Логопед: Молодцы! Вместе, сообща, придумали отличный рассказ о зиме. Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Логопед: Друг Лисы и Зайца, Ослик приглашает нас выполнить упражнения вместе с ним.
«Ослик» Слайд 7 Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит. Выбирает, выбирает, Что сначала съесть – не знает. Наверху созрела слива, А внизу растёт крапива. Мучается бедный ослик! Что сначала съесть, что после? Впереди крыжовник зреет, Позади малина спеет. Голоден до полусмерти, | Ослик головою вертит. Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква. Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю лёг… Ослик глубоко вздохнул… Так голодным и уснул. [1, с. 52-53] |
Задание №4: Развитие связной речи. Закрепление букв З – С в деформированном тексте.
Логопед: Наше путешествие по стране твердых звуков З – С продолжается. Лиса и Заяц очень любят стихи Агнии Барто. Недавно они купили новую книгу её стихов, но буквы З – С не пропечатались, поэтому они не могут прочитать стихотворение. Давайте вставим в тексте недостающие буквы.
А. Барто Дело было в январе Дело было в январе ●тояла ёлка на горе, а во●ле этой ёлки бродили ●лые волки. Вот как - то ра● ночной порой, когда в ле●у так тихо, в●тречают волка под горой ●айчата и ●айчиха. | Кому охота в Новый год попа●ться в лапы волку? ●айчата бро●ились вперед и прыгнули на ёлку. Они и прижали ушки, пови●ли, как игрушки. Де●ять маленьких ●айчат ви●ят на ёлке и молчат. Обманули волка. Ведь дело было в январе – Подумал он, что на горе украшенная ёлка. Приложение 1 |
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями наших друзей Лисы и Зайца. Они благодарят вас и прощаются.
III Итог занятия
Рефлексия
Логопед: Как это не грустно, но наше путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С, подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими друзьями Зайцем и Лисой. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.
Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, хорошо иметь друзей, которые тебе всегда и во всём помогут? Нужно ли ценить дружбу?
Дети отвечают на вопросы логопеда и выбирают смайлик.
Список литературы:
- Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб., 2004. – 128 с.
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания эмпатии у школьников на логопедических занятиях
Постоянный рост социальных факторов, смена ценностей в обществе приводят людей к стрессу, переживанию. Ухудшается экологическая обстановка, снижается здоровье и как результат, снижение психо – эмоционального состояния населения страны.
Всем прогрессивным сообществом, в том числе, педагогическим, ведется поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Что в свою очередь повлияло на оздоровление атмосферы в обществе, появлению тенденции к гуманизации общественных отношений.
Наряду с этим, традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса сменяют более прогрессивные. Внедряются новые подходы к обучению и воспитанию школьников, которые в соответствии с ФГОС обеспечивают воспитание гармоничной личности.
Кроме того, в образовательном процессе происходит переход от общепринятого ранее рассмотрения школьника, как «среднестатистического» ученика к учету индивидуальных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося, как личности. В соответствии с этим воспитывать личность, которая способна сочувствовать, сопереживать, эмоционально откликаться на переживания других людей, то есть давать эмпатийный отклик.
В психологическом словаре Л.А. Карпенко термин эмпатия обозначает, как «постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания [3, с.409]».
Эмпатия возникаем в раннем детском возрасте, по данным Н.В.Серова, в 1,5 - 2 года около 70 % детей проявляют эмпатию, а дети с 7 до 10 лет претерпевают особенно сильные изменения в способности воспринимать и оценивать других людей, по данным А.А.Горчаковой. Задача педагогов – создать на занятии потребность в эмпатийном общении учащихся, чтобы эти способности получили свое дальнейшее развитие.
Горчакова А.А. отмечает, что в младшем школьном возрасте у девочек преобладает гуманистический вид эмпатии над эгоцентрическим. Девочки сопереживают по отношению ко всем, а мальчики только по отношению ко взрослым. Девочки проявляют интерес к состоянию другого, но и мальчики сопереживают другим.
Следовательно, у девочек лучше, чем у мальчиков развито взаимопонимание с окружающими людьми, а значит им легче общаться, их эмоциональное состояние стабильнее. Педагогам в своей работе важно учитывать данный факт, выстраивая свою работу и подбирая методики.
Таким образом, младший школьный возраст очень благоприятен для развития эмпатии у учащихся. Задачей педагога является формирование адекватного компонента познания учащимися друг друга во взаимоотношениях, которые должны перерасти к общению учащегося с учащимися в процессе взаимодействия, как отмечает Р.О. Агавелян.
Особое значение приобретает психолого – педагогическое сопровождение учебного процесса, педагогами – психологами и учителями – логопедами.
Хотелось бы отметить, что большее значение имеет формирование эмпатиии у учащихся на занятии с учителем – логопедом. К нему приходят обучающиеся с проблемами речевого развития, как правило, испытывающие трудности в общении. Естественно, что прежде всего учителю – логопеду необходимо создать на занятии доверительную атмосферу взаимопонимания, развить интерес к совместной работе по развитию речи. Логопедическая работа строится с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В практике логопедической работы используются различные формы и методы построения занятия. Наша коррекционная работа при этом строится с использованием приемов по развитию коммуникации. На занятии используется:
- сказкотерапия, то есть использование специально подобранных сказок и рассказов, направленных на развитие сопереживания героям с переносом действия в реальную
повседневную жизнь. Перенос действия на окружающих: учащихся группы, одноклассников, учителей школы, животных, игрушки и т.д.;
- кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк с использованием коммуникативных упражнений;
- специально разработанные конспекты занятий по развитию эмпатии у учащихся на логопедических занятиях.
Список используемой литературы
- Агавелян Р.О. Психологическая готовность педагогов образовательных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной политики в сфере образования: социально перцептивный подход// Педагогическое обозрение. – 2009. – № 10 (96). – с.2-3
- Горчикова А.А. Проявление различных видов эмпатии в младшем школьном возрасте// Ананьевские чтения – 2010: Современные прикладные направления и проблемы психологии. – СПб, 2010. – Часть I. – с. 111-113.
- Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985. – с. 431.
- Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб: Речь, 2004. – с. 672.
Ниже приведены специально разработанные конспекты занятий по развитию эмпатии у учащихся на логопедических занятиях.
Конспект занятия №1
Тема: Органы речи
Цель: Знакомство со строением и функцией речевого аппарата
Задачи:
Коррекционная: знакомить учащихся с органами речи.
Развивающая: развивать умение управлять органами артикуляции и их движениями.
Дидактическая (образовательная): наблюдать за деятельностью речевого аппарата.
Воспитательная: воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, оказывать необходимую помощь товарищам.
Психологическая: снятие эмоционального дискомфорта в коллективе, создание эмпатии у учащихся.
Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.
Оборудование: компьютер; проектор; графическое изображение «Строения речевого аппарата» (в программе Power Point); артикуляционный профиль (в программе Power Point); картинки артикуляционных укладов, сделанные при помощи кистей рук (в программе Power Point); индивидуальная рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Организационный момент
Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие – путешествие в мир речи. Мы будем знакомиться с обитателями этого мира – с органами речи. На сегодняшнем занятии работать мы будем в парах. Представьте себе, что один из вас не может говорить, у него пропал голос, а второй будет его помощником на протяжении всего занятия.
II Основная часть
Логопед: Надо крепко заучить, что нам помогает звуки все произносить. Повернитесь и посмотрите друг на друга. Вы видите лицо своего соседа. Посмотрите, у каждого из вас есть органы, которые помогают произносить звуки и слова. Что это за органы?
Учащийся из пары: Это органы речи.
Логопед: один из вас произносит звуки [п]; [б] с голосом, а другой без звука. Когда вы произносили эти звуки, то какие органы речи вам в этом помогали?
Дети, один показывает, другой произносит вслух: Губы.
Логопед: Покажите друг на друге. В это время учитель – логопед показывает на графическом изображении. Это какая губа? (Учащиеся рассматривают артикуляционный профиль [1, с. 17]). Приложение 1.
Учащийся: Верхняя губа.
Логопед: Это какая губа?
Учащийся: Нижняя губа.
Логопед: Теперь улыбнитесь друг другу, произнося звук [с]. Какие органы речи помогли вам произнести этот звук, вы мне скажете, отгадав мою загадку:
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. | И мясо, и хлеб – добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю [4, с. 13]. |
Учащийся: Зубы. Язык.
Логопед: Сейчас мы при помощи кистей рук, покажем зубы и назовём какие зубы мы изображаем. Делаем из ладошек «чашечки», соединяем их вместе, это рот, а пальцы – это зубы.
Учащийся: Верхние передние зубы. Нижние передние зубы.
Логопед: Произносить звуки нам помогают и коренные зубы, те, что располагаются далеко во рту. Когда мы произносим некоторые звуки, к ним плотно прижимаются боковые края языка. Потяните долго звук [и], открывая рот. Сейчас при помощи кистей рук мы изобразим рот с коренными зубами и языком.
По заданию, один учащийся складывает из рук «рот с зубами», другой одной рукой изображает «язык» во «рту», а второй, свободной, показывает боковые края языка прижатые к боковым коренным зубам.
Физкультурная минутка: Коммуникативное упражнение «Комплимент» [3. с. 127]. Учащиеся садятся в круг.
Логопед: Каждый из вас должен сказать своему соседу справа комплимент, фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок, который «не может говорить», показывает мимикой и движениями, а его сосед «переводит».
Логопед: А сейчас мы познакомимся с нашим главным органом речи, а с каким, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Всегда он в работе, Когда говорим, | А отдыхает, Когда мы молчим [4, с. 14]. |
Учащийся: Это язык.
Учащиеся рассматривают картинку языка на экране компьютера, затем смотрят на язык друг друга.
Логопед: Ребята, а сейчас нашим языком будет ладонь, давайте покажем друг другу «язык» - ладонь и назовём все части языка.
Учащиеся называют части языка, показывая на ладони соседа по очереди: кончик языка, спинка языка, корень языка, правый бок (край) языка, левый бок (край) языка.
Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами назвали все органы речь?
Учащийся: Нет.
Логопед: Правильно, при помощи одних только губ, зубов и языка мы с вами не заговорим. Кто же нам может помочь заговорить еще?
Учащийся: Голос.
Логопед: Правильно – это голос. А сейчас у тех детей, кто «не мог говорить», появился голос. Вы теперь можете говорить. Поблагодарите товарища за помощь.
III Итог занятия
Рефлексия
Логопед: Закончилось наше знакомство с органами речи, наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! Что мы с вами сегодня изучали? Что вы поняли? Как вы думаете, как себя чувствовали ребята, у которых сегодня «пропал» голос? Они обошлись бы без помощи товарищей по группе? Должны ли друзья помогать друг другу?
Учащиеся дают свои ответы.
Логопед: У каждого на парте лежит листок бумаги. Предлагаю вам нарисовать свое эмоциональное состояние, то, что вы чувствуете, на этом листке. Кому было интересно на уроке, нарисуйте улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось, рисует – грустное.
До свидания! До новых встреч!
Список используемой литературы
- Репина З.А. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во Литур, 2005. – 208 с.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
- 1500 загадок от логопеда в подарок/ авт. – сост. Т.В. Пятница. – Мн.: Аверсэв, 2005. – 144 с.
Конспект занятия №2
Тема: Звуки речи
Цель: Знакомство со звуковым составом слова
Задачи:
Коррекционная: знакомить учащихся со звуковым составом слова.
Развивающая: развивать мышление, слуховое внимание, увеличение объема внимания.
Дидактическая (образовательная): знакомить учащихся со звуками речи, различение речевых и не речевых звуков.
Воспитательная: воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, вызывать у учащихся желание взаимодействовать друг с другом.
Психологическая: снятие эмоционального дискомфорта в коллективе, создание эмпатии у учащихся.
Здоровьесберегающая: приобщать школьников к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер; проектор; графическое изображение «Строения речевого аппарата» (в программе Power Point); артикуляционный профиль (в программе Power Point); сюжетные картинки; «бинокль» - трубочка из картона; буквы из разрезной азбуки; индивидуальная рабочая тетрадь.
Ход занятия
I Организационный момент
Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим – путешествие в мир речи. Мы будем знакомиться с обитателями этого мира, со звуками речи. На сегодняшнем занятии продолжим работать в парах. Сегодня вы поменяетесь ролями, тот, кто на прошлом занятии не мог говорить, у него пропадал голос, будет помощником. Второй, у кого был голос, на этом занятии будет «без голоса».
II Основная часть
Логопед: На прошлом занятии мы с вами выяснили, что при помощи голоса человек говорит. Ребята, наша природа удивительно «экономна». Для речи она использовала уже имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания. Поэтому: «Когда я ем, я глух и нем». Давайте посмотрим как выглядят эти органы. (Учащиеся рассматривают графическое изображение «Строения речевого аппарата» [3, с. 101]. Приложение 2.
Логопед: Все органы речи, какие мы с вами рассматривали составляют ротовую полость. Попробуйте назвать из чего состоит ротовая полость.
Учащийся: Губы, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, челюсть.
Логопед: Зажмите нос и попробуйте произнести звуки [м], [н]. Не получается? Как вы видите, что даже полость носа участвует в образовании звуков.
Положите свою тыльную сторону ладони к шее под подбородком, а теперь протяните звук [а], что вы чувствуете?
Учащийся: Дрожание.
Логопед: Правильно, так дрожат голосовые связки, которые находятся у нас внутри шеи. Это их заставляет дрожать воздух, который выдыхается из легких. Голосовые складки сомкнуты. У нас появляется голос. Представьте себе, что голосовые складки – это струны гитары. Когда струны дрожат, гитара издают звук, а когда струны в покое, то струны гитары молчат. Когда человек говорит, то он издает звуки, какие это звуки?
Учащийся: Речевые звуки.
Логопед: Правильно речевые звуки. Человеческая речь – это не просто случайный набор звуков, а осмысленная речь.
Если вы откроете рот и скажете «а» – это будет звук. Если напишите на бумаге этот звук, то ваша запись звука «а» будет называться буквой А. Ребята, вы должны запомнить:
Звуки речи мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Буквами мы обозначаем речевые звуки. [2, с. 4] |
Физкультурная минутка: Игра «Капитаны» развивает слуховое внимание, увеличивает объем внимания.
Группа делится на две команды, каждая из которых состоит из 2 – 4 человек. Перед каждой командой вывешивается сюжетная картинка. Например, для одной «Ферма: Домашние животные», а для другой «Птичий двор: Домашние птицы».
Логопед: Ребята, вы приплыли на остров, где обитают животные или птицы. Каждой команде нужно рассмотреть через «бинокль» свою картинку и символами изобразить всех ваших обитателей, животных или птиц. После того, как вы приготовитесь, картинка будет убрана, а одному человеку, кто не может говорить, нужно изобразить движениями животного или птицу, а товарищу, какие они издают звуки. Подсказкой для вас будет служить символ – изображение. Победит та команда, которая больше и точнее изобразит животных или птиц, нарисованных на картинке.
Логопед: Ребята, какие звуки издают животные и птицы? Речевые или нет.
Учащийся: Нет, животные не могут говорить, звуки у них не речевые.
Логопед: Молодцы, ребята! Как мы уже говорили, у животных звуки не речевые, а у человека речевые. А еще речевые звуки мы обозначаем буквами. Скажите мне, пожалуйста, какая это буква и какой это звук? (Логопед показывает учащимся букву К).
Учащийся: Это буква «Ка», а звук К.
Логопед: Правильно, молодцы! Мы можем писать эту букву как говорим «Ка»?
Учащийся: Нет, не можем.
Логопед: Да, мы не можем писать, как слышим. Потому что мы слышим в букве «Ка» два звука, звук «к» и звук «а». Нужно писать одной буквой К. «Ка» это звук буквы, то есть ее название.
Логопед: А сейчас у тех детей, кто «не мог говорить» появился голос. Вы теперь можете говорить. Поблагодарите товарища за помощь.
III Итог занятия
Рефлексия
Логопед: Закончилось наше знакомство со звуками речи. Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! Что мы с вами сегодня изучали? Что вы поняли? Как вы думаете, когда у человека нет голоса, мы его услышим? Если бы в жизни вы на какое-то время потеряли голос, то смогли бы сказать без помощи товарища что-либо? Нам можно писать буквы в словах так, как мы их слышим?
Учащиеся дают свои ответы.
Логопед: У каждого на парте лежит листок бумаги. Предлагаю вам нарисовать свое эмоциональное состояние, то, что вы чувствуете, на этом листке. Кому было интересно на уроке, нарисуйте улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось, рисует – грустное.
До свидания! До новых встреч!
Список используемой литературы
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972. – 206 с.
- Жукова Н.С. Я пишу правильно. – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.