Модульное обучение химии
Использование технологии модульного обучения на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie.zip | 116.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии модульного обучения на уроках химии
Модульное обучение — достаточно популярная сегодня технология, комплексно решающая ряд актуальных педагогических задач. Она обеспечивает индивидуальный темп учения, учитывает возможности, склонности и потребности ученика, вырабатывает у него умение самостоятельно работать с разными источниками информации и самостоятельно осваивать материал. В основе большинства вариантов модульного обучения, реализуемых в отечественном образовании, лежит концепция П. А. Юцявичене, рассматривающая модуль как функциональный узел, предназначенный для достижения конкретных дидактических целей в процессе специально организованной самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Разрабатывая модульную программу по своему предмету, учитель, прежде всего, выстраивает систему целей, в соответствии с которыми затем структурирует содержание предмета.
Модульная программа дает возможность проследить логику и последовательность развития умений учащихся, поэтому для ее написания наиболее приемлема графическая форма. Разрабатывая содержание модульной программы, учитель:
- определяет цели обучения для каждого модуля;
- делит содержание модуля на завершенные по смыслу блоки содержания (учебные элементы), обеспечивающие достижение целей модуля;
- определяет комплекс предметных и общеучебных умений для каждого учебного элемента;
- четко обозначает результаты, которые должны быть достигнуты после изучения модуля;
- определяет формы контроля (самоконтроля) деятельности учащихся.
Один из ведущих принципов модульного обучения — принцип паритетности отношений учителя и ученика. Чтобы школьник стал в полной мере соучастником образовательного процесса, он должен владеть информацией о целях, последовательности и содержании предстоящей работы. Такое информирование обеспечивается разработкой «маршрутных листов самостоятельной работы ученика».
Маршрутный лист включает в себя информацию о: целях изучения данного модуля с указанием перспектив использования полученных знаний и умений; количестве и типах предстоящих занятий; основных видах деятельности учащихся на уроке; домашних заданиях к каждому занятию; материале для повторения; основных терминах, определениях, формулах; результатах освоения модуля; видах и проблематике учебных (творческих, исследовательских) проектов; источниках дополнительной информации; формах итогового контроля.
В старших классах в маршрутных листах предусматривается место для того, чтобы ученик мог вписать: а) свои собственные цели работы по данному модулю; б) форму и направление индивидуального учебного проекта по изучаемым в модуле проблемам.
Для меня же модульная технология явилась тем инструментом, который помог мне решить проблему изучения материала самостоятельно на уроках химии при количестве одного часа в неделю в 10-11 классах.
Поэтому осуществляю планирование курса химии по модулям, а каждый модуль укладывается в дидактический цикл «Выбор» и сопровождается маршрутной картой учащихся.
Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.
Наблюдения и результаты моей работы показывают, что для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своем темпе, при этом есть возможность получить консультацию у учителя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание.
Практика использования мною приемов и форм модульного обучения: маршрутная карта, рабочий лист учащегося, работа в группах, показала, что эта технология позволяет:
- экономить время;
- эффективна, как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;
- данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;
- данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика.
Применяя данную технологию учащиеся достигают следующих результатов:
1) умеют самостоятельно работать с маршрутной картой и рабочим листом;
2) самостоятельно создают мультимедийные продукты к урокам;
3) сильные учащиеся помогают слабым в освоении учебного материала, работают в группе - таким образом осуществляется обучение в сотрудничестве;
4) учащиеся мотивированны на исследовательскую деятельность, принимают участие в конференциях различного уровня, занимая призовые места. Проводят исследования на уроках.
Вывод: то есть учащиеся умеют работать самостоятельно.
Все это, в целом, способствует получению высоких результатов на государственной итоговой аттестации. А также помогает учащимся добиваться значительных результатов на научно-исследовательских конференциях Всероссийского уровня.
К работе имеется ПРИЛОЖЕНИЕ, в котором приводиться конкретный пример использования технологии модульного обучения на уроках химии.
- Модуль «Углеводороды»
- Маршрутная карта «Алкены»
- Задачи на определение молекулярных формул углеводородов
- Контрольная работа по теме: «Углеводороды»
- Темы проектов
Переход от одного материала к другому осуществляется по гиперссылкам.