мое портфолио

 

Я, Чупрова Наталья Ивановна, после успешного окончания общеобразовательной и музыкальной школы в городе Микунь поступила в Республиканское училище искусств на дирижёрско-хоровое отделение.

В 1976г получила диплом по специальностям: дирижёр хора, преподаватель сольфеджио в ДМШ, учитель музыки в общеобразовательной школе.

Свою трудовую деятельность начала в 1976г. в районном доме культуры в качестве художественного руководителя народного ансамбля песни и танца села Усть-Цильма.

В период работы в с. Усть-Цильме стала победителем республиканского конкурса народных ансамблей, была отмечена как лучший работник культуры в Усть- Цилемском районе, о чем  есть запись в трудовой книжке<?xml:namespace prefix = o /??>

В 1979г переехала в г. Печору, где до мая 1984г. руководила детским хором

    в Доме пионеров. Мою успешную работу не раз отмечали грамотами и дипломами

   С 1984г. по 1995г. работала в детской музыкальной студии г. Печоры руководителем детского    хора, преподавателем по классу фортепиано и сольфеджио. Параллельно давала уроки музыки в                средней школе №4 и музыкальную литературу и сольфеджио в ДМШ г. Печоры.

    С 1995г. и по сей день работаю в ДОУ№ 16 музыкальным руководителем.

    В декабре 2006г. получила высшую квалификационную категорию.

  В 1997 прошла «Квалификационные курсы для музыкальных руководителей д\с» в г.      Сыктывкаре.

    В апреле 2011 обучалась в КРиРО по программе «Современное содержание и технологии

   формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста».

  Кроме того, с 1996г. по 1999 пела в фольклорном ансамбле «Усть-Цилемские напевы» под

  руководством Николая Чупрова. А с сентября 1999г. и до сих пор руковожу Народным  академическим  хором в Городском Объединении

 «Досуг». За время моей работы коллектив дважды подтвердил звание «Народного.» Хор является

постоянным  участником всех городских мероприятий города Печора 

Информационно-аналитическая справка

Тема: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через развитие певческих навыков».

Цель:

1.Разработка для передачи опыта работы  другим музыкальным руководителям.

2.Сохранение  вокальных традиций, нравственно-эстетических  качеств ребенка.

      Для успешного овладения вокально-хоровыми навыками, были использованы следующие группы принципов обучения, выработанные в современной дидактике:

Личностно ориентированные принципы:

 а. Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности  самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

б. Принцип развития. Основная задача детского сада - это развитие дошкольника и, в первую  очередь целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

 в. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую  защищенность  ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий  для   его самореализации.     

Культурно-ориентированные принципы:

 а. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и  целостным. б. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное холодное знание о нем. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, который так или иначе переживаю и осмысливаю для себя. в. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.                                                                                                            

г. Принцип ориентировочной функции знаний. Представления  знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. д. Принцип овладения культурой.  Обеспечивает способность   ребенка  ориентироваться в  мире  и действовать  в  соответствии  с   результатами  ориентировки и с интересами   ожиданиями  других  людей  и общества в целом. 

       Деятельностно - ориентированные принципы:

   а.     Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация  такой детской деятельности, в процессе которой они сами делаю «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового развивают у детей познавательную мотивацию, а преодоление      возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую   сферу.

 б.   Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Опираемся на предшествующее   спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие.

 в. Креативный  принцип. Необходимо развивать творчество, то есть «выращивать» у дошкольников способность  переносить ранее

сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

инициировать и  поощрять потребность детей самостоятельно находить

решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Вся образовательная

деятельность строится на основе интеграции и  тематического планирования.

Cохранение здоровья детей, всестороннего и гармоничного воспитании личности  ребенка.                                                                                                                                                           Актуальность темы

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее

состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик,

который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и

воспитывает человека. И крылатые слова А.В.Гоголя «Под песню пеленается,

женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как

песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают,

что сейчас многие дети  страдают эмоциональной глухотой, часто бывают

жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой

информации, несущими   бездуховность  и низкую культуру. Именно песне

принадлежит роль «душевного катализатора»,«.в песне есть нечто

воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К.Д.Ушинский.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В

пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

эмоциональная отзывчивость на ладовое чувство, музыкально-слуховые

представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные

сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении  реализуются

музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые

песни может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее

близко и доступно детям.

 1. Сохранение и укрепление здоровья детей

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует

развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха,

улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка;

вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

.1.1. Динамика состояния здоровья детей

Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих

методических приемов, я считаю, что начинать любую исследовательскую

 работу необходимо с выявления состояния здоровья. Я с воспитателями,

инструктором по физкультуре и медиками  ДОУ проследили динамику

состояния здоровья детей и составили таблицу, в которой мы обнаружили,

что  состояние здоровья детей из года в год  улучшается. В конце пребывания

детей в ДОУ группа №9 заняла 1-место в ДОУ   по оздоровлению. Это

показывает, что  методы оздоровления детей применяются верные, как музыкального воспитания, так и  физического<?xml:namespace prefix = v /??> <?xml:namespace prefix = w /??>( см. диагностику здоровья).

Диаграмма  динамики состояния здоровья детей   на период  с 2008-2011г.г.

2. Образовательные достижения детей дошкольного возраста по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2.1. Динамика освоения детьми основной музыкальной общеобразовательной программы в течение 3-5 лет.

Ежегодно   провожу диагностику освоения детьми основной музыкальной программы  Васильевой.(в октябре, январе  и  мае)(см. приложение в диске диагностика).Динамика освоения общеобразовательной программы на протяжении 3-х лет  положительная. (подтверждается выпиской из протокола педагогического совета, заверенной руководителем ДОУ.)

Динамика  освоения детьми основной музыкальной общеобразовательной   программыза 2008-2011г

2.2. Динамика освоения детьми основной музыкальной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательным областям.

Динамика освоения детьми  музыкальной общеобразовательной  программы в области  пения,

 

в   области      музыкально-ритмических упражнений.В области  слушания ,в области  игры на музыкальных инструментах ,в области   игры , хороводы.Так же провожу диагностикуразвития музыкальных способностей.\наличие музыкального слуха, ладотонального и  ритмического чувства, музыкальной памяти,  музыкального     мышления

диагностику    вокально-хоровых навыков, диагностику развития певческого

диапазона. Такое обследование  музыкально- вокальных способностей

помогает мне в полной мере оценить эффективность моих методов.

Считаю необходимым  прослеживать:

-как  дети осваивают основную   общеобразовательную   программу ДОУ,

чтобы вовремя  помочь ребенку: в развитии памяти, мышления,

координации  движений, развитии речи, воображения; подобрать нужные

для их развития приемы, занятия, развлечения, праздники.

 Диагностика освоения детьми основной  общеобразовательной  программы

ДОУ  показала, что  взаимодействие  музыки  и  общеобразовательной

программы  способствуют  личностным способностям.(см. приложение Диагностика)                                                                                                         2.3. Наличие особых достижений воспитанников подтверждаются наличием грамот, свидетельств, сертификатов, дипломов, удостоверений и т.д. Положительный итог моей работы «налицо»: мои дети являются постоянными участниками фестивалей, различных мероприятий проводимых в городе. Ежегодно   они  успешно выступают на сцене Дома творчества юных в концерте, посвященном «Дню  защиты детей»; в МУГО «Досуг» на фестивале«Венок дружбы»,проводимым МОД «Коми войтыр»; в ЗАГСЕ г. Печора  на проводимых   общественной организацией «Союз Женщин г.Печоры» на праздниках: «День семьи», «День матери», в   спортивных  мероприятиях  «От ползунков - к  победе», «День Победы к 9-мая»(См. отзывы, вырезки из газет и грамоты).Многие дети поступают в музыкальную школу, поют в вокальных  коллективах-«Ариель» руководитель Шабанова Н.Л., «Веселая планета» ДШИ руководитель Осетрова В.А, которые являются участниками фестивалей и конкурсов г. Печоры, республиканских, российских и международных.. Маша  Волкова(1класс) на международном конкурсе  по вокалу «Улыбка мира»г. Москва  получила звание  лауреата.(см. благодарности от руководителей вокальных ансамблей, ДШИ и общественных организаций).Мои дети успешно выступали с музыкальными номерами   на  городском конкурсе «Воспитатель года», где воспитатель Борисова И.С. заняла 1-место. (см. отзывы)

3. Использование образовательных технологий.

3.1. Обоснованность использования образовательных технологий в педагогическом процессе.

Музыкальное воспитание в нашем саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка по программе автора  Веракса  и  М.А.Васильевой  «От рождения до школы» и Глазыриной  «Физическое  воспитание дошкольников», строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников. Вся моя деятельность реализуется в одной эстетической области музыкального развития. Лучшая форма обучения детей – это игра, сказка. За шестнадцать лет работы в детском саду на основе  методик разных авторов я разработала свою методику углубленного  обучения пению.                                      Использую  методики:                                                                                                       -обучения певческим навыкам Г.П.Стулова ,Струве, Д.Б. Кабалевского ,         - В.Емельянова,(работу над развитием голосовых данных; фонопедические  упражнения )                                                                                                                                             -Лазарева ( валеологию – изучение  своего тела, разучиваем песни   о здоровом образе жизни)                                                                                            -А. Стрельниковой ( дыхательную гимнастику, различные упражнения на дыхание)                                                                                                                     -Пальчиковую терапию(  самомассаж   под музыку) ;                                              -Сказку-терапию (свои авторские наработки);                                                            -Логоритмические упражнения.                                                                                     -Слушание вокальной музыки. (Радыновой)                                                           - по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной,

      Конечно, сначала детей нужно заинтересовать. В связи с последними 

изменениями в системе дошкольного образования, с отказом от формы –

«занятие», основной формой  организации для себя я выделила игровую,

а также применение современных  информационных технологий. Для

этого я провожу всегда разнообразные  формы музыкальной деятельности.

По видам  тематические, интегрированные, комплексные,  хоровые,

индивидуальные, сказочные. ( с применением мультимедио, видеофильмов).

По содержанию: использую сюрпризный момент, проблемные  и

нравственные  ситуации сказочных персонажей, наглядные пособия и т.д.

Развитие  вокальных данных у детей  провожу в форме сказки.

(Сказка «Как паровозик  хотел научиться петь», «Случай в лесу», и т.д.)

Подражание голосу сказочных героев оказывает на детский голос

положительное влияние. Голос ребенка  становится более легкий, полетный,

звучный. Ребенок при  пении  не  давит  на звук, он старается  пропеть на

высокой позиции,  на дыхании, четко пропевая  слова песен.( профилактика

ОРЗ,  астмы и  охрана  детского голоса ).

Цель утренников – расширить не только музыкальные навыки детей, но и их 

кругозор. Для этого я делаю их разными по форме: концерт, музыкальная

сказка, колядки, опера, посиделки, театральные постановки, в которых

участвуют взрослые и обязательно дети, причем в главных ролях.

Пишу свои оригинальные  сценарии к праздникам по мотивам

разных сказок, как классических, так и современных.(см.приложение «Мои сценарии»в дисках) Родители часто  благодарят меня  после праздника за интересную постановку. На музыкальных занятиях  я использую не только простые приемы, но и музыкально-дидактические игры, упражнения Н. А.

Ветлугиной для накопления слухового опыта, развития музыкально-

cлуховых представлений, широко использую импровизацию  в пении,  в 

танцах  в игре на муз.инструментах. Чтобы вызвать интерес к новой песне,

использую наглядные пособия: иллюстрации, картины, игрушки, атрибуты;

читаю стихотворение, пословицы, загадки; устраиваю представление на

фланелеграфе, показываю теневой театр. После знакомства с песней

перехожу к работе над вокально - хоровыми навыками.

На музыкальных занятиях использую  следующие приемы по пению: «Музыкальные сказки», «Пение вслух и про себя по куплетам»,"Эхо"                        (тихо - громко), " Цепочка" (поочередное пение), « Хлопаем и маршируем»,                                «Найди попевку по карточкам» , «Пение закрытым ртом», « Пение на распев слогов», «Сольфеджио» ,« Поем первый звук ("Настройщик")», « Пение по сигналу (флажок - цветок)» , «Пение звуком "м" с переходом на"а…»,  Пение "по секрету" (шепотом), « Игра "хор и дирижер","Часики - ходики" (хлоп - топ)», « Пение транспонируемой мелодии», «Использование элементов дирижирования», «Показ карточек с положением губ» «"Музыкальная лесенка", « Скороговорки («Бык тупогуб», «От топота копыт», «Барабан», «Уточка») , « Пение a'cappella», « Сольное и ансамблевое пение». Музыкально-дидактические игры Основной акцент делаю на игровой деятельности. Использую игры  на развитие   звуковысотного, гармонического  и мелодического слуха: «Бубенчики», «Сколько нас поет?», «Музыкальное эхо», «Ученый кузнечик» , «Кто поет?» «Птичка на проводе», «Теремок», «Отгадай   чей голосок»,  «Где мои детки?», «Повтори звуки», «Музыкальные лесенки», «Музыкальный телефон», «Лесные голоса», «Путешествие», «Звуки вокруг нас», «Кукла идет в гости», «Громкая  и тихая музыка», «Речитатив», «Выдержи звук». «Звуковые песенки» и т.д.

3.2. Проектирование образовательной деятельности с детьми на основе применения образовательных технологий

На сцене Дома офицеров   мы с воспитателями показали мастер- класс перед   музыкантами города и родителями   детей. Итог проектной    деятельности  по сольному  пению, театрализованный   конкурс «Мисс принцесса», где                                                                                                  девочки-принцессы  исполняли свои сольные песни. Совместно  с воспитателями  группы составила проект по теме «Семейные гербы», «Коми край–мой северный», которые были  показаны на заключительном театрализованно - музыкальном    представлении,  как  мастер-класс для воспитателей детского сада и родителей и т.д. Для комплексных физкультурных  проектов подбираю  песни о физкультуре, зарядке,  музыку  и  движения  к спортивной аэробике.

3.3. Анализ результатов использования образовательных технологий.

Эти   проекты    получили  прекрасные отзывы  от  родителей,  коллег  города  и на страницах газет /см.видеозапись «Мисс принцесса», Проект по теме «Семейные гербы». «Коми край  мой северный» отзывы и  вырезки из газет, мультимедио/

4. Профессиональное развитие педагога

4.1 Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

В 1997 прошла «Квалификационные курсы для музыкальных руководителей д\с» в г. Сыктывкаре.13 ноября 2006г.прошла курсы ГОУДПО «Коми республиканский институт развития» «Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста»                     В  2011г. обучалась в КР и РО по программе «Современное содержание и технологии формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста».

4.2.Обобщение личного педагогического опыта. За годы работы мною накоплен большой опыт в области певческой деятельности с детьми и    достигнута  позитивная динамика во всех видах музыкальной деятельности.  Дети старшего дошкольного возраста  меньше болеют ОРЗ, ОРВ, астмой (см. динамика состояния здоровья) имеют устойчивый интерес к детской песне (а не взрослой, с экранов ТВ) самостоятельно исполняют песни на утренниках, на городских концертах  и мероприятиях,     умеют  исполнять песню, точно передавая мелодию, поют эмоционально, выразительно поют индивидуально, по группам, хором, с  инструментальным  аккомпанементом  и  под  минусовки. Ставлю  музыкальные сказки-оперы: «Сказка о том, как избушка стала дворцом»(см.видео),  «Муха–цокотуха», «Дюймовочка»,  и  другие.  Сама сочиняю сценарии, музыкальные сказки,  распевки, песни.(сказки «Как паровозик хотел научиться петь», «Случай в лесу»;сценарии «Как Умка, летчик и Бонифаций нашли маму для мамонтенка», «Ах, картошечка, картошка», «Путешествие на остров мам»( с Врунгелем), «Фабрика звезд знаменитого поросенка Фунтика» и т.д.,cоставила хоровое занятие «Прекрасен мир поющих»,интегрированное занятие для 1-мл.группы «Волшебный сундучок» и т.д.)(см.Приложение в диске «Мои сценарии»).

4.3. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта

О моих праздниках   и  выступления моих детей на  мероприятиях ДОУ и города не редко освещаются в  районных  газетах «Волна», «Добрая газета», «Печорское время»,в Российской газете «Комсомольская правда»  и  на  местном  кабельном телевидении «Волна плюс»(15мая 2008г.статья «В  Печоре устроили конкурс красоты среди дошколят»  и т.д. см. приложение «Вырезки из газет»,документы «справка от «Волны плюс» ).Послала свои сценарии в журнал  «Музыкальный руководитель», жду публикации.

4.4. Участие в инновационной деятельности Неоднократно участвовала в семинарах – практикумов, круглых столов, пед.чтений на тему: «Освоение певческих навыков дошкольников». Провожу большую просветительскую работу среди коллег –музыкантов. На ГМО делюсь с ними своим опытом работы, показываю открытые занятия, мастер- класс  на муниципальном уровне (Смотрите на диске «Мои сценарии» и видео материалы утренников и занятий, отзыв от методиста ИМК управления образования)

5. Взаимодействие с родителями, общественными организациями    5.1.Вовлечение родителей в образовательный процесс.

В  начале учебного года на родительских собраниях  знакомлю родителей с планом на учебный год, обсуждаем его, вносим коррективы. Провожу анкетирование с родителями, по анкетам определяю их пожелания, предпочтения и планы  на будущее музыкальное воспитание  детей. По результатам анкет, я пришла к выводу, что занятия музыкой оказывают положительное действие на  музыкальное воспитание детей, родители желают продолжить обучение детей  музыкой в ДШИ, в Доме творчестве юных.(См. анкеты) Перед новогодними праздниками  на собрании разучиваю песни, хороводы, танцы, которые учат дети в ДОУ к новому году, для использования их на празднике в ДОУ и дома.(См. выписки из протоколов) С  родителями я провожу беседы на родительских собраниях и много беседую индивидуально на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка», «Как подготовить ребенка к празднику», и т.д. Для них оформляю  папки передвижки» \ см. приложение \.   Привлекаю родителей к участию в совместных праздниках детского сада, в конкурсах, к изготовлению костюмов,  разучиванию   песен и ролей,  исполняемых их детьми.

.5.2. Общественная оценка деятельности педагога                                     Общественная оценка моей деятельности, как педагога  отражена в отзывах и грамотах полученных мною. Имеются грамоты от Отдела образования г. Печора, положительный отзыв от  методиста ИМК управления образования Терентьевой Я.Б.,от общественной организации «Союз женщин»,грамоты от МОД «Коми войтыр»,благодарность от МАОУ ДОД «ДШИ»г.Печора , грамоты и дипломы от командира войсковой части 96876 полковника Ф.И.Ненахова, более ранняя  Почетная грамота от зам. министра культуры Коми АССР г.Камбалова, диплом лауреата участницы вокального ансамбля на республиканском празднике хорового искусства, г. Сыктывкар 1978г. и т.д. .(смотрите в приложении на диске «Мои награды», «Отзывы», «Мои сценарии»).