Подготовка к ЕГЭ. Русский язык

Цветенберг Светлана Семёновна

Дорогие ребята! Скоро экзамен по русскому языку. Но у вас  еще достаточно  времени  для отработки заданий теста. На этой странице вы найдёте теоретический материал, тренировочные упражнения, рекомендации по написанию сочинения. 

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

                                                          (Конфуций)   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 2015 году

  1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 – задания с кратким ответом, часть 2 – задания с развернутым ответом).
  2. Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
  3. Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик).
  4. Минимальный балл  ЕГЭ по русскому языку в этом году повысился и вновь составляет 36 баллов.
  5.  Уменьшено количество заданий, а как следствие уменьшился максимальный балл. (уменьшен с 64 до 55).
  6. Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 39 до 25).
  7. Изменен формат заданий работы.
  8. При проверке понимания лексического значения слова в содержание экзаменационного теста включена работа со словарной статьёй.

Всего заданий – 25; из них по уровню сложности: Б – 21; В – 3; П – 1.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, правильно выполнивший задание части 2, составляет 23 балла.

Максимальный первичный балл за работу – 55.

Общее время выполнения работы – 210 мин.



Предварительный просмотр:

Советы психолога

Как лучше подготовиться к экзаменам

Перед началом экзаменов школьники проявляют необыкновенное рвение к учебе. Зубрят пройденное вплоть до часа «икс», когда настает время продемонстрировать свои знания. И совершенно напрасно, говорят психологи, которые уверены, что главное перед экзаменом — это сон. Высыпаться нужно как перед самим экзаменом, так и во время подготовки к нему. На свежую голову материал запоминается лучше. Лучше всего заниматься подготовкой к экзамену в отведенное для этого время. Рекомендуется начать с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который кажется интереснее и приятнее. Работу нужно обязательно чередовать с отдыхом. Каждые сорок минут делайте небольшие — минут на 10–20 — перерывы. Важно гулять на свежем воздухе, ходить пешком. Можно даже брать с собой на прогулку конспекты или учебник.
Не стоит заниматься «до упаду». В этом поможет план занятий на каждый день. Выучив запланированное, можно с чистой совестью пойти погулять, пообщаться с друзьями и т. д. А вечером полезно повторить то, что выучил за день. Некоторые вместо заучивания материала предпочитают делать шпаргалки. «Написать грамотную шпаргалку ох как непросто, — говорит профессор Московского государственного педагогического университета Александр Савенков. — Абитуриент должен уметь отбирать нужное из огромного массива информации». Между тем психологи уверяют, что при написании шпаргалок учащиеся невольно повторяют материал. А это лучше, чем вовсе не открывать учебник.
Бессонная ночь перед экзаменом — это ошибка, которую допускают большинство учащихся, стремясь «надышаться перед смертью». Но если из-за недостатка сна вы будете клевать носом на экзамене, то не вспомните даже то, что знали. Перед экзаменом стоит встать пораньше, но совсем не для того, чтобы возобновить «зубрежку»: психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Просто в стрессовой ситуации лучше все делать не торопясь. Дело в том, что когда мы с утра бежим, опаздываем, то настраиваем себя на негативный результат. Спешка — это отрицательное возбуждение, подчеркивает преподаватель факультета журналистики МГУ Владимир Шахиджанян.



Предварительный просмотр:

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА

Дорогие выпускники!

Рекомендую ознакомиться с этой последовательностью, так как она поможет вам в ближайшие месяцы!

1. Вам необходимо составить план.

2. Написать пробный тест, чтобы оценить свои силы.

3. Не выбрасывайте черновики, сохраните результаты тестирования – это Вам пригодится в будущем.

4. Изучите демонстрационные материалы.

5. Успешность сдачи экзамена зависит только от ВАС.    

                        Успехов!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

  • За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 7, 15 и 24) выпускник получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
  • За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

  • За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.



Предварительный просмотр:

Методика решения заданий 1 – 3 на ЕГЭ

Задание 1
1.Внимательно читаете весь текст, помня, что вам нужно выбрать
два самых полных и лаконичных варианта.

2.Первый ответ подходит, так как в нем заключен полный и лаконичный ответ. Но нужен ещё один.

3. Второй ответ лишь затрагивает часть анализируемого текста. Это же наблюдаем и в третьем, и четвертом варианте ответов, а вот в 5 также заключён полный ответ. Поэтому ставим в бланке вариант ответа «15» или «51».

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

Задание 2.

 Внимательно прочитайте текст, обдумайте его, а потом подставьте все предложенные варианты ответов на место пропусков. Какой ответ связан с другими предложениями по смыслу и грамматически, тот и правильный. Не спешите с его выбором, все проверьте!

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот              

Например

Однако                        

Именно          

Поэтому

Правильный ответ – именно.

Задание 3

Выполнение этого задание связано со знанием толкования слов.
Читайте, заучивайте слова, которые часто встречаются на ЕГЭ.

Перейдите по ссылке http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/46-vypolnenie-zadaniya-a-12

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4  знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин.  «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.

5. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

Правильный ответ - 3

 



Предварительный просмотр:

http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/32-vypolnenie-zadanij-chasti-a

Орфоэпический минимум

агЕнт, Августовский, агЕнтство, агОния, акрОполь, алкогОль, алфавИт, анАпест, анАтом, антитЕза, апострОф, арбУз, арЕст, аристокрАтия, аргумЕнт, асимметрИя, астронОм, Атлас (собрание географических карт), атлАс (ткань),  афЕра, багровЕть, баллотИровать, баловАть, баловнИк, балОванный, бант ( бАнта, бАнты),

бАрмен, безУдержный, берёста и берестА,  бензопровОд, блАговест, благоволИть, блокИровать, бомбардировАть, бОчковый, бредовОй и бредОвый, брОня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь), бронЯ (защитная обшивка), бУлочная, буржуазИя, бутербрОд, бытиЕ, бюрокрАтия, валовОй, варИть (вАрит, вАришь, вАрят, варЯщийся), вахтёр, вЕрба, ветеринАрия, включИть, водопровОд, волгодОнский, волк (вОлка, вОлки, волкОв), вор (вОры, ворОв, ворАм, о ворАх), волшебствО, вложИть, вОгнутый, всполошИть, втрИдорога, газопровОд, гастронОмия, гектАр, гЕнезис, граждАнство, гренадЕр, грУшевый, двоЮродный, дЕвичий, демокрАтия,  департАмент, дЕспот, дефИс, деЯние, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добелА, добЫча, дОгмат, договОр, договОрный,  доголА, докраснА, докумЕнт, доложИть, донагА, дОсиня, досУг, доцЕнт, дочернА, драматургИя, дремОта, духовнИк, еретИк, жалю¬зИ, жерлО, житиЕ, забронИровать, (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), забронировАть (покрыть броней),  завИдно, зАгнутый, зАговор (тайное соглашение), заговОр (заклинание), зАгнутый,  задОлго, заИндевевший, занятОй (человек), зАнятый (кем-нибудь),  закУпорить, закУпоренный, заплЕсневеть, запломбировАть, запломбирОванный, запорошИть, звонИть (звонИшь, звонИт, звонЯт), зимОвщик, злОба,  знАмение, знАчимость, знАхарство, зубчАтый, Игрище, иерОглиф,  Изредка, Издали, Издавна, изобретЕние, Иконопись, индустрИя (индУстрия - устар.), инструмЕнт, инсценИрованный, инсУльт, Искра, исконИ, Исподволь, исповЕдание, исчЕрпать, кАмбала, каталОг, каучУк, кАшлянуть, квартАл, кедрОвый, киломЕтр, кинематогрАфия,  кладовАя, коклЮш, кОлледж, колОсс, кОмпас, кОмплекс, корЫсть, красИвее, крапИва, кремЕнь, кулинарИя, кУхонный, ломОта, ломОть, лОпасть, лОскут (отходы, остатки), лоскУт (кусочек ткани), манЯщий, мастерскИ, медикамЕнты, мЕльком, мЕнеджер, металлургИя,    мизЕрный (допускается - мИзерный), молодЁжь, молОчник, монолОг, мытАрство, нАбело, нАголо (остричь), наголО (держать шашки), нагнУтый, надОлго, намЕрение,  накренИть, наОтмашь, начАть, нАчатый, недоИмка, недУг, некролОг, нЕнависть, неприхотлИвый, нефтепровОд, новорождЕнный, обеспЕчение, облегчИть, обострИть, Обнятый, обнЯвший, облегчИть, ободрИть, одолжИть, озлОбленный,  оптОвый, освЕдомить, остриё, откУпорить, Отрочество, отчАсти, паралИч, партЕр, пАхота, пЕрвенец, плЕсневеть, пиццерИя, предложИть, побасЁнка, пОнятый, понятОй, понЯвший, пОднятый, полУденный, портфЕль, постамЕнт, пОхороны, на похоронАх, платО, предвосхИтить, предпрИнятый, премИнуть, премировАть, премировАние, приговОр, придАное, призЫв, призывнИк, принУдить, прИнцип, приобретЕние, прирОст,   прозорлИвый, простынЯ, прОткнутый, процЕнт, псевдонИм,  пулОвер, ракУшка, рассердИться, равнО, ржАветь, раскАяние, разминУться, ревЕнь, ремЕнь,  револьвЕр, рулИть, санитарИя,сантимЕтр, свЕдущий, свЁкла, сИлос, сиротА, сирОты, слИвовый слУчай, соболЕзнование, созЫв, сосредотОчение, срЕдства, стАтуя, стАтус, статУт, стеногрАфия, столЯр, сУдно, сОгнутый, тамОжня, танцОвщица, тОрты, тОртами, тУфля, убрАнство, убыстрИть, углубИть, Угольный, украИнский, улУчшить, умЕрший, упомЯнутый, упомянУть, упрОчение, усугубИть, факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фетИш, флюорогрАфия, фОрзац, формировАть, хАос, характЕрный (типичный), харАктерный (актер), ходАтай, ходАтайство, ходАтайствовать, хОленный (прич.), холЕный (прил.), христианИн, христопродАвец, цемЕнт, цепОчка, цыгАн, чЕрпать, черпАлка, чИстильщик, шассИ, швеЯ, шелохнУть, шпрИцы,  щавЕль, щЕбень, щепА, щепОтка, Экскурс, экспЕрт, Экспорт, экипирОванный, экспрЕсс, эпилОг, юрОдивый. 



Предварительный просмотр:

http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/32-vypolnenie-zadanij-chasti-a

В книге С.Ю. Ивановой «Экзаменационные ловушки» есть стишки, которые легко позволят запомнить произношение самых трудных слов:

  • Угощала тетя Фёкла

          Всех морковкой, луком, свЁклой.

  • Надел на себя латы я

И стою как стАтуя.

  • Как-то очень-очень быстро

          Пламя вспыхнуло из Искры.

  • Получила я наследство,

          Изыскать бы только срЕдства,

          Все налоги заплатить,

          С тОртом чаю бы попить.

  • По слову охота запомни легко ты:

          ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты.

 

  • В словах на -ИЯ и на -ЕНИЕ особенное ударение:

           Оно падает на -ИЯ лишь в словах ассиметрИя,

                                                            симметрия, терапИя. 

           Допускается на -ИЯ также в слове индустрия

                                                            и ещё - кулинарИя.

                                            

                                                        НО!

  • Ты открой энциклопЕдию - найдёшь слово ортопЕдия,

           Есть ещё там - агронОмия и, конечно, гастронОмия.

           Их не путай с астрономией!

           В рифмы мы играем - слова запоминаем. 

           Рифма к слову ария? Легко! ВетеринАрия.

           А к слову апатия?  Легко! АристокрАтия.

 

  • Ударение на -ЕНИЕ, в этом даже нет сомнения,

         В слове есть узаконЕние и в словах на – обретЕние

         (приобретЕние, изобретЕние).

 

                                                            НО!

  •  Хочу запомнить очень я словечко упрОчение.

           Ещё знаю точно я, что сосредотОчение.

          Запомню по «печени» слово обеспЕчение.

          А ещё я ведаю, что верно исповЕдание.

 

 



Предварительный просмотр:

Словарик паронимов

ЕГЭ. Русский язык. 2015 год

Абонемент – абонент

Адресант – адресат

Аристократический – аристократичный

Артистический – артистичный

Бедный – бедственный

Безоглядный – ненаглядный – неоглядный – неприглядный –

непроглядный

Безответный – безответственный

Болотистый – болотный

Благодарный – благодарственный

Благотворительный – благотворный

Будний – будничный

Бывалый – бывший – былой

Вбить – взбить

Вдох – вздох

Вековой – вечный

Великий – величественный

Верхний – верховный – верховой

Внеклассовая – внеклассная

Восполнить – дополнить – заполнить – пополнить

Воспоминание – напоминание – упоминание

Впечатлительный – впечатляющий

Враждебный – вражеский

Встряхнуть – вытряхнуть – отряхнуть – стряхнуть

Выбирая – избирая

Выбор – отбор – подбор

Выбрать – избрать

Выгода – выгодность

Выдача – отдача – передача – раздача

Выделение – отделение

Выделить – отделить

Выжидать – ожидать – поджидать

Выплата – оплата – плата – уплата

Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить

Вырастить – нарастить – отрастить

Высокий – высотный

Гарантийный – гарантированный

Гармонический – гармоничный

Глинистый – глиняный

Годичный – годовалый – годовой

Горделивый – гордый

Гордость – гордыня

Гуманизм – гуманность

Гуманистический – гуманитарный – гуманный

Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный –

удвоенный

Действенный – действительный – действующий

Деловитый – деловой – дельный – деляческий

Демократичный – демократический

Диктант – диктат

Дипломант – дипломат – дипломатический – дипломатичный

Дисциплинарный – дисциплинированный

Длинный – длительный

Добротный – добрый

Доверительный – доверчивый

Дождевой – дождливый

Драматический – драматичный

Дружеский – дружественный – дружный

Единичный – единственный

Желанный – желательный

Жестокий – жёсткий

Живительный – живой – животный – живучий

Жизненный – житейский

Жилищный – жилой

Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить

Занизить – понизить – снизить

Заплатить – оплатить

Заполнить – наполнить – переполнить – пополнить

Затруднённый – затруднительный

Зачинатель – зачинщик

Звериный – зверский

Звуковой – звучный

Злобный – зловещий – злой – злостный

Зрительный – зрительский

Игорный – игральный – игривый – игристый

Изобретательный – изобретательский

Информативный – информационный – информация –

информированность

Иронический – ироничный

Искусный – искусственный

Исполнительный – исполнительский

Исходный – исходящий

Каменистый – каменный

Комфортабельный – комфортный

Конный – конский

Коренастый – коренной – корневой

Костный – костяной

Красочный – красящий – крашеный

Лакированный – лаковый

Ледовый – ледяной

Лесистый – лесной

Личностный – личный

Масленый – масличный – маслянистый – масляный

Микроскопический – микроскопичный

Мороженый – морозильный – морозный

Надеть – одеть

Наличие – наличность

Напечатать – отпечатать

Напоминание – упоминание

Направить – отправить

Невежа – невежда

Невинный – невиновный

Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый

Обвинённый – обвинительный

Обессилеть – обессилить

Обрывок – отрывок

Обхватить – охватить

Ограничение – ограниченность

Ограничить – отграничить – разграничить

Одинарный – одинокий – одиночный

Оклик – отклик

Опасливый – опасный

Органический – органичный

Отборный – отборочный

Отклонение – уклонение

Отклоняться – уклоняться

Отличать(-ся) – различать(-ся)

Отличие – различие

Памятливый – памятный

Перетерпеть – претерпеть

Переходный – переходящий – преходящий

Песочный – песчаный

Плаксивый – плакучий – плачевный

Подделка – поделка – проделка

Подобающий – подобный

Покупательный – покупательский – покупной

Поместить(-ся) – разместить(-ся) – уместить(-ся)

Поместный – помещичий

Популистский – популярный

Постареть – устареть

Поступок – проступок

Почтенный – почтительный

Праздничный – праздный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Представительный – представительский

Предоставление – представление

Признание – признательность

Признанный – признательный

Принизить – унизить

Проблематичный – проблемный

Продуктивный – продуктовый

Производительный – производственный

Пророчить – прочить

Просветительский – просвещённый

Публицистический – публицистичный

Пугливый – пуганый

Раздражение – раздражительность

Ритмический – ритмичный

Романтический – романтичный

Рыбак – рыболов

Рыболовецкий – рыболовный

Скрытный – скрытый

Словарный – словесный

Сопротивление – сопротивляемость

Соседний – соседский

Сравнимый – сравнительный

Старинный – старый

Стеклянный – стекольный

Сценический – сценичный

Сытный – сытый

Технический – техничный

Удачливый – удачный

Униженный – унизительный

Фактический – фактичный

Хищнический – хищный

Царский – царственный – царствующий

Целый – цельный – целостный

Централизованный – центральный – центристский

Экономический – экономичный – экономный

Эстетический – эстетичный

Этический – этичный

Эффективный – эффектный

Эффективность – эффектность

Языкастый – языковой – языковый



Предварительный просмотр:

Выполнение задания 6 связано с образованием формы слова. Перейдите по ссылке, повторите теорию.

http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/50-vypolnenie-zadania-a-3

А теперь проверьте свои знания.

Морфологические нормы              

        

        

Морфологические нормы              

 Ответы



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамматические ошибки Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГУ»

Слайд 2

Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолю бим ый, над смехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает врем я Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше

Слайд 3

Виды грамматических ошибок Ошибочное образование формы числительного Ошибочное образование формы местоимения Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют , хочут , пиша о жизни природы Ихнего пафоса, ихние дети С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году

Слайд 4

Виды грамматических ошибок Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества . Нужно сделать свою Природу более красивую. Повествует читателей . Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

Слайд 5

Виды грамматических ошибок Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады, счастливы и веселые . Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом.

Слайд 6

Виды грамматических ошибок Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве . Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .

Слайд 7

Виды грамматических ошибок Нарушение границ предложения Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда герой опомнился . Было уже поздно.

Слайд 8

Исправьте ошибки в образовании формы слова наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор

Слайд 9

Исправьте ошибки в образовании формы слова Много горожанов, партизанов Пара сапогов, погонов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров

Слайд 10

Советуем в первую очередь проверить правильность употребления числительных. Для сложных количественных числительных можно использовать следующий прием. Во-первых, разбейте сложное числительное на простые и употреби-те каждое из них в том падеже, который запрашивается в тесте. Например, в тесте дано числительное около пятиста километров . Нет ли здесь ошибки? Проверяем: около пяти . Первая часть слова употреблена правильно. Во-вторых, слово ста превращаем в слово сотня и ставим его в нужный падеж: около сот-ни . Следовательно, вторая часть сложного числительного содержит ошибку. Следует говорить: около пяти-сот(ен). ЗАДАНИЯ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Слайд 11

В шестиста километров. В шести - правильно. В ста – в сотнях . Вторая часть сложного числительного употреблена неправильно, так как окончание должно быть –ах(-ях). Соединяем обе части, должно быть – в шестистах . Проверяем правильность употребления существительного: ( в чем?)…в километрах . В примере километров . Это ошибка. Следовательно, правильный ответ: в шестистах километрах. НО Если употребляется простое числительное сто , то оно имеет всего лишь две формы: И. п. и В.п. – сто , остальные падежи – ста . Окончание существительного проверяется так же, как и в сочетаниях со сложными числительными.

Слайд 12

Пример. В ста километров отсюда… ( В чём? – П.п.) – в ста . ( В чём?) - в километрах . В примере ошибка . Нужно говорить в ста километрах. Так же употребляются числительные девяносто и сорок . Для сложных порядковых числительных приём остается таким же. По отдельности склоняем обе части, только помните, что вторая часть изменяется как прилагательное. Пример. В восьмидесятых годах прошлого столетия… (В чем?) – в восьми . (В каких?) – в десятых . Если порядковое числительное составное , то склоняется только последнее слово. Предшествующие числительные должны стоять в начальной форме. Пример распространенной ошибки. В двухтысячно первом году. Не склоняется две тысячи. В (каком?) первом . Правильно – в две тысячи первом году.

Слайд 13

2. Обязательно проверьте правильность образования степеней сравнения. Помните : степени сравнения прилагательных и наречий могут быть простыми , состоящими из одного слова : сравнительная - проще, длиннее, шире ; превосходная - простейший, длиннейший, широчайший и составными , состоящими из 2-х слов : сравнительная - более простой, менее длинный, более широкий ; превосходная - самый простой, самый длинный, самый широкий + проще всех, длиннее всех, шире всех + наиболее простой, наименее длинный, наиболее широкий . Ошибочно совмещать две степени сравнения в одну: более проще, самый широчайший, наименее длиннейший.

Слайд 14

Форма именительного падежа множественного числа существительных -ы (-и) -а (я) Заимствованные на –сор, -тор: губернаторы, сенаторы, процессоры, кондукторы. ИСКЛ: доктора, профессора, диретора. Слова-омонимы: Образ – образы (литературные) – образа (иконы) Цветы (растения) – цвета (оттенки) Листья (дерева) – листы (бумаги) !!! Договоры, свитеры, шофёры, секторы !!!

Слайд 15

Форма родительного падежа множественного числа существительных нулевое окончание -ов (-ев); -ей детёныши: котят, тигрят сущ. ср. р.: платьев, перьев, оконцев, простыней. ИСКЛ: блюдец, зеркалец, полотенец, одеялец, щупалец. парные предметы: сапог, брюк, ножниц, чулок. ИСКЛ: носков, башмаков сущ. ср. р. на –ко: облаков, древков. ИСКЛ: ушек . нации на –р, -н: армян, татар сущ. Ж.р. на –ня: басен, сплетен единицы измерения: ампер, вольт, рентген, микрон, ом

Слайд 16

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двое дочек 2) пара джинсов 3) около полутораста человек 4) килограмм помидоров 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) большой Сочи 2) лучше всего 3) трое медвежат 4) опытные бухгалтера 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) эскадрон улан 2) около пятиста тетрадей 3) много ампер 4) величественнейший 2 1 4

Слайд 17

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) скучает по нем 2) ляг возле кровати 3) в две тысячи седьмом году 4) более высокий 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пятидесятью рублями 2) много чулок 3) езжу за покупками 4) известные директора 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) по обеим сторонам косогора 2) более продуктивней 3) опытные шоферы 4) скоро выздоровеет 1 1 2

Слайд 18

7. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова. 1) бежите в магазин 2) более лучший 3) в полутораста книгах 4) мотор часто глохнул 8. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова. 1) четверых девушек 2) рыскает по лесам 3) согласно приказа 4) по окончании доклада 9. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова. 1) по завершению образования 2) у сто юношей 3) было подано кофе 4) свыше семисот страниц 3 4 4

Слайд 19

10. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова. 1) семь баклажанов 2) лучшие инженера 3) залазит в машину 4) самый высочайший 11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) несколько ружей 2) вкусные торта 3) надеть на внука 4) любимая мозоль 12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) оплатить проезд 2) множество кедов 3) выгодные договоры 4) у побережьев 2 1 4

Слайд 20

Укажите грамматически правильное продолжение предложения Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, человеком может быть получена травма. существует опасность получения травмы. человек рискует получить травму. нарушается техника безопасности на воде.

Слайд 21

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!



Предварительный просмотр:

Задание 7

Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

После предлога по в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.

2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».

Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Например: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели). Здесь главное предложение «перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели.

В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.

4. Нарушение способа выражения сказуемого.

Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1) Создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах);

2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране);

3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу);

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока);

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).

Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду).

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим…).

Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).

7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу…);

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву…);

8. Ошибки при построении сложного предложения.

Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Распахнув окно, в комнату внезапно ворвался аромат цветущей сирени.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Н.В. Гоголь в комедии «Ревизоре» изобразил уездных чиновников.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Многие из тех, кто участвовал в прошлогоднем фестивале, мечтает о новых встречах.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Родион Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Согласно легенды, у этого камня следует загадывать желание

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью


Вариант 2

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. В журнале «Науке и жизни» опубликованы неожиданные подробности биографии знаменитого ученого.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Взобравшись на крышу сарая, Павлу был виден весь сад.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Никто из сестер, даже младшая, не знала об этом.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. В этом порту вы встретите не только грузовые, а также пассажирские суда.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 3

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Украшенная улица флажками и фонариками выглядела весело и празднично.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Не случайно герой говорит, что я никогда не совершаю необдуманных поступков.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Все, кто бывал в Крыму, помнит запах можжевеловых рощ.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Это проблема не только филологическая, сколько нравственная.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Спускаясь по лестнице, мне послышались знакомые голоса.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 4

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Двадцать одна торговая компания уже заявили о расширении своей деятельности.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. По зрелому размышлению я отказался от этого щедрого предложения.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Живший Максимилиан Волошин в Коктебеле описал Феодосию в октябре 1920 г. в стихотворении «Бойня».

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Глядя на фотографию родного дома, мне вспомнилась бабушка Фима.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. В центре внимания Гончарова судьбы двух друзей: Обломов и Штольц.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 5

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Не всегда можно гордиться образованием, полученного в вузе.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Я хотел вникнуть и познать все тайны окружающего мира.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. На знаменитой кондитерской фабрике «Красном октябре» конфеты выпускают очень вкусные.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Все, кто был в этот день в театре, не раз вспоминал удивительную игру актеров.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. По приезду в Париж мы отправились к Собору Парижской Богоматери.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 6

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Искусство обогащает человека не только эмоционально, но и заставляет его думать.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Образ Христа в поэме «Двенадцати» Блока до сих пор вызывает споры.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Землеройки, вопреки своего названия, обычно не роют нор.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Лермонтов пишет, что печально я гляжу на наше поколенье.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Все, кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, запомнил особенный цвет невской воды.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 7

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Появился повод не только для того, чтобы изменить прическу, но и обновить гардероб.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки», написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Дедушка сказал, что в детстве у них был такой обычай: в дни рождения мы дарили только то, что сделали своими руками.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Те, кто не сдал рефераты вовремя, не будет допущен к экзамену.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Согласно договора, деньги должны быть выплачены в течение месяца.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью


Вариант 8

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» часто спорят в нашем классе.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование цеха.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Благодаря пристального внимания ботаников к кактусам это самая изученная группа растений.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Поражающий парк в Павловске своей красотой особенно хорош осенью.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба усадьбы Чайковского.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 9

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Валентина Васильевна, главный научный сотрудник лаборатории, недавно вернулся из командировки.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Работавшая группа ученых над проектом была удостоена Государственной премии.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. По возвращению экспедиции Джеймса Кука мир узнал, что Новая Зеландия не является частью Южного материка.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургеневым было изображено старое семейное кладбище.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. В журнале «Современнике» были напечатаны отзывы о пьесах А.Ф. Писемского.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.


Вариант 10

Задание. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. В поэме «Золотом веке» Джеффри Чосер пишет о том, как хорошо было в старину и как плохо сейчас.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б. Одним из самых роскошных растений, украшающих нашу оранжерею, считается азалия.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В. Вернувшись домой, отец поинтересовался, что успел ли я сходить на каток.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г. Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д. Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)



Предварительный просмотр:

http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/1355-proverochnaya-rabota-po-ege-zadaniya-1-7-avtor-natalya-vladimirovna-kovaleva

Проверочная работа

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2)  Алмазная   крошка  из-за  своей  твёрдости   используется   в   качестве   основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы,    обладающие    особой    твёрдостью,    используются    для    производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Бриллианты и  режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Во-первых,         2)Потому что            3)Наверное,

4) Например,           5) Однако     

 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].

1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.

2. Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).

3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.

4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.

5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.

6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.

7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

столЯр      положИл    позвонИшь      щелкАть

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)НЕТЕРПЕЛИВОЕ  радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом.

2)Прежде всего бросалась в глаза его НЕПРОГЛЯДНАЯ внешность, заросшее волосами лицо, подслеповатые глаза.

3)Латугин вынул из-за обшлага шинели четыре билета для гостей в Большой театр, на самый ВЕРХНИЙ ярус.

4)Здесь создавались подземные ёмкости для хранения в них химических отходов на ВЕЧНЫЕ  времена.

5)Со смертью среднего сына Ивана Грозного – Федора пресекся ЦАРСТВУЮЩИЙ  род Рюриковичей, правивших Русью с 862 по 1598 гг.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Несколько ножниц

2)Умелые повара

3)Двое подружек

4)В полутора часах

5)На их территории

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе.

Б) Возвратившись из поездки, надолго запомнились интересные случаи в пути.

В) Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы.

Г) Пациент обратился и лечился у этого врача.

Д) Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)Отрыв придаточной части сложноподчинённого предложения от определяемого слова

2)Неправильный порядок слов в предложении

3)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)Ошибка в построении предложения с однородными членами

5)Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)Неправильное построение предложения с косвенной речью

7)Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

АБВГД

Ответы

1 – 35

2 –4

3 – 2

4 – щёлкать

5 – неприглядная

6 – две подружки

7 -  А3 Б5 В1 Г4 Д7