Поздняя осень (методические рекомендации)
Работа над сочинением - описанием по личным впечатлениям с использованием стихотворного материала при работе с неслышащими учащимися .
Предсталена методическая разработка и примерный рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdnyaya_osen.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поздняя осень»
(сочинение по личным впечатлениям в 6 классе)
/ методические рекомендации /
Обучение неслышащих учащихся 1-7 классов осуществляется по специальной коррекционно-развиваюшей программе I вида. Программа по развитию речи включает наблюдения за природой в разные периоды и описание ее. Словарный запас учащихся год от года расширяется и обогащается, возрастает уровень самостоятельности детей при выполнении связных описаний, улучшается грамотность высказываний.
При подготовке к описанию поздней осени уточняю приметы других периодов осени, уточняю словарь, даю варианты высказываний. Домой дается задание - подобрать стихи разных поэтов об осени.
На следующем уроке работаю с поэтическими текстами на осеннюю тематику – подбираем стихотворения к ранней, золотой, поздней осени. И наоборот определяем период осени после чтения стихов учителем (маленьким учителем) или работая в парах. На этом уроке выясняется отношение детей к осени.
Затем составляется план будущего описания и пересказ по плану с вариантами, проводится грамматическая подготовка (дописать и объяснить падежные окончания, дописать предложения, подобрать определения, расставить запятые и т.п.) Домой задаю подготовиться к письменной самостоятельной работе.
При самостоятельной работе, учитывая различную степень возможностей детей, предусматриваю меры помощи – подробный план; начало каждой части, предварительный пересказ и другие в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Заканчивается работа по данной теме исправлением ошибок Работа - фронтальная (разбираются общие ошибки, типичные и индивидуальные), а затем индивидуальная.
Примерный рассказ-описание
Осень делится на три периода (Осень бывает разная): ранняя, золотая, поздняя.
Ранняя осень похожа на лето (подобна лету). И природа, и погода ранней осени (ранней осенью) напоминают лето.
Золотую осень называют художницей или королевой осени: так хороши и красивы леса и парки в разноцветном уборе (наряде). (Золотая осень, как художник, раскрашивает листья на деревьях разноцветными красками).
О красоте золотой осени писали многие поэты. Это было любимое время года А.С.Пушкина «Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса».
А вот поздняя осень не балует погодой и не радует красотой природы (…не может похвастаться (чем?)…). Деревья уже сбросили последние листья и стоят обнаженные (Уже опали последние листья, и деревья стоят голые). А.Плещеев так пишет об этом: «Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты».
Золотой ковер на земле стал желто-коричневым (превратился в желто-коричневый). Погода стоит пасмурная. Часто моросит мелкий нудный дождик, и дует холодный ветер. Ветер собирает облака в дождевые тучи. Солнце (Солнышко не часто) редко выглядывает (проглядывает) между облаками (между облаков). Об осенней погоде писал Н.А.Некрасов:
«Заунывный ветер гонит стаю птиц на край небес». А у Елены Эрато находим другие строчки: «Кружит ветер неугомонный,
И дождь стучит монотонный».
Дни становятся короче, а ночи длиннее, и по ночам бывают заморозки. Опустели леса и парки. Птицы улетели в теплые края (покинули) (покидают) родные места (края) и улетели в теплые страны) до следующей весны. Вот как об этом пишет Е.Эрато: «Опустел старый сад,
Погружаясь в грустные сны,
Не вернутся птицы назад
До прихода юной весны».
Уже закончены работы в полях и огородах, собран урожай. Земля умылась дождиком и отдыхает, она как бы уснула.
Мы прощаемся с осенью и будем ждать волшебницу-зиму.
Я не люблю позднюю осень за грязь, холод, дожди. Ранняя и золотая мне очень нравится. Люблю бродить по парку и поддавать ногой шуршащий ковер, люблю плести венки из разноцветных листьев. А пока с нетерпением жду красавицу зиму.