педсеминар научно-исследовательская и проектная деятельность преподавателя и студента

Горбатова Марина Александровна

выступление на педсеминаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия как составляющая исследовательского проекта

Экскурсия – это форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в учебных заведениях с реальной жизнью и обеспечивает знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе выполнения проектов экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  1. реализуется принцип наглядности обучения;
  2. повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;
  3. расширяется технологический кругозор студентов; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
  4. играет значительную роль в профориентационной работе.

Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством и работой основных аппаратов, с технологическим процессом в целом, что формирует у студентов яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства.

Экскурсии способствуют более конкретному восприятию тех производств, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность изучаемой темы не вызывает сомнения.

 

Систематическое использование экскурсий на уроках способствует развитию мыслительной деятельности, познавательного интереса студентов, более прочному и глубокому усвоению материала и формированию экологического мировоззрения и профориентации студентов.

Преподавание учебных предметов нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который студенты получают на занятиях. Большую роль преподавателю могут оказать учебные экскурсии на различные предприятия и народнохозяйственные объекты.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение. На экскурсиях студенты знакомятся как с технологией производства, так и непосредственно с трудом людей на производстве. Показывая примеры овладения передовой техникой и технологией, добросовестную работу людей, мы вызываем чувство гордости за нашу науку и технику, уважение к труду и к людям труда; дает возможность конкретно увидеть, тем самым способствует воспитанию у учащихся трудовой установки, осознанию необходимости добросовестного труда для общего блага.

Важна роль экскурсии и в экономическом воспитании студентов. Учебные экскурсии на объекты промышленного производства дают возможность на конкретных примерах раскрыть экономическую эффективность комплексной переработки сырья, рациональное использование производственных отходов, показать перспективные направления дальнейшего совершенствования технологий производства, обеспечение его технологической гибкости.

Не менее важно и то, что в процессе экскурсий студенты не только наблюдают, каково содержание труда работников разных профессий. Они узнают о том, какие условия создаются на производстве, чтобы не только облегчить труд людей путем механизации и автоматизации производственных процессов, но и сделать его более содержательным, как на предприятии заботятся об охране здоровья работников, о повышении их культурно - технического уровня и т.д.

Учебные экскурсии повышают квалификацию преподавателя. Они позволяют ему полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально излагать его, что в свою очередь способствует более глубокому и прочному усвоению знаний студентов. Непосредственное наблюдение во время экскурсий производственных процессов дает возможность организовать изготовление силами студентов наглядных пособий по химии: коллекций, схем, макетов, моделей, помогает развивать графическую грамотность школьников, умение чертить схемы аппаратов, эскизы моделей и др.

Учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.

На тематических экскурсиях студенты знакомятся с конкретными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках экологии (химии). На комплексных экскурсиях студенты изучают природные или производственные объекты, используя знания различных учебных предметов (экологии, химии, физики, географии и др.).

Учебные производственные экскурсии по экологии целесообразнее поводить как комплексные. Такие экскурсии позволяют экономить время студентов. Они проводятся совместно преподавателями 2-3 предметов на одно предприятие. Перед преподавателями раскрываются большие возможности для осуществления межпредметных связей экологии с химией, биологией, географией, историей и другими предметами. В результате студенты глубоко понимают устройство различных аппаратов, воздействие на окружающую среду, ход технологического процесса. А также получают разностороннее представление о производстве, усваивают его научные основы с различных точек зрения. Это способствует успешному формированию и лучшему усвоению общих для различных наук понятий научных закономерностей.

Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута, и студенты при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии.

 

Учебная производственная экскурсия строится на сочетании рассказа с показом. После напоминания о технике безопасности начинается более подробное ознакомление по схеме с важнейшими технологическими узлами всех стадий производства от исходного сырья до готового продукта. При этом студентам вначале показывают действующий объект целом, после чего экскурсовод переходит к разбору частных вопросов. Тем самым определяется его рассказа, касающегося сначала самого объекта, а затем его функции, назначения и т.д.

В завершение экскурсии проводится краткая заключительная беседа, во время которой экскурсовод отвечает на вопросы студентов и преподавателя, знакомит их с перспективами развития производства, отмечает значение данной отрасли промышленности в народном хозяйстве и значение конкретного донного завода. При этом большой эффект дает метод сравнения.

 Знания, приобретенные студентами на производственной экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалом экскурсии. К первому после экскурсии уроку экологии, пока еще свежи в памяти впечатления, студенты должны оформить свои записи, сделанные по ходу экскурсии, и подготовиться по ним отвечать. На итоговом уроке проводится обобщающая беседа, первый этап который строится в основном по тому же плану, что и экскурсия. На итоговом уроке рассказывают о производстве преимущественно сами студенты, а преподаватель лишь направляет беседу постановкой вопросов, делает необходимые уточнения, дополнения и обобщения.