Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Ассамблея ребятишек по правилам дорожного движения».
Ассамблея юных ребятишек по правилам дорожного движения.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улицах, в общественном транспорте, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать координацию движений, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения.
Пособия: картинки с разными видами транспорта, дорожные знаки на подставках, дорожка – переход (зебра, 1 тоннель (подземный переход, рули, музыка.
Ход развлечения:
Вед: - ребята, сегодняшний день проводится у нас по теме: "Правила Дорожного Движения", но прежде чем мы начнём говорить о правилах дорожного движения, я хочу пригласить к нам инспектора ГБДД. Слово предоставляется инспектору ГДББ.
Вед: - Сегодняшнее развлечение пройдёт в форме игры двух команд. Давайте выберем капитанов. Капитаны представьте свои команды.
Вед. : - ну, что начнём? Я хочу начать нашу игру с игры – загадок «УГАДАЙ ТРАНСПОРТ», любите загадки?
Ответы детей
Задание №1.
Игра - Загадки.
1. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу, Где прикажут – положу, человеку я служу! (подъёмный кран)
2. К нам во двор забрался «крот», роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, без лопаты он копает (экскаватор)
3. Что за птица- песен не поёт, Гнёзда не вьёт, людей и грузы везёт (самолёт)
4. Вот утюг, так утюг! Ах какой огромный! Он прошёл дорога вдруг, стала, гладкой, ровной! (каток)
5. Не живая, а идёт, не подвижна, а ведёт (дорога)
6. Мчится огненной стрелой, мчится вдаль автомашина, И зальёт пожар любой смелая дружина (пожарная машина)
7. Чудо дворник перед нами загребущими руками За одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб! (снегоочиститель)
8. Что такое отгадай-ка: не автобус, не трамвай, Не нуждается в бензине, хоть колёса на резине? (троллейбус)
9. Я глазищами моргаю неустанно, день и ночь Автомашинам помогаю и тебе хочу помочь (светофор)
10. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит (железная дорога и поезд)
Вед: молодцы ребята, справились с первым заданием, а теперь следующее.
Задание №2
ИГРА НА ВНИМАНИЕ: ЗЕМЛЯ – РУКИ ВНИЗУ, ВОЗДУХ – РУКИ ВВЕРХУ, ВОДА - РУКИ ВПЕРЁД, ОГОНЬ – КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ. (я называю слова, вы выполняете, кто ошибается выходит из игры)
Вед:- и с этим заданием справились. А теперь ребята давайте немного отдохнём…
РАЗМИНКА. Основная часть: Мы по лице гуляем, за дорогой наблюдаем (ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево) Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели (поднимают голову вверх) Птички в гнёздышках сидят (приседают) Птички по небу летят (взмахи руками) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге) И по этой же дорожке. Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге) По тропинке побежим, До лужайке добежим. (бег на месте) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на двух ногах) Стоп. Немного отдохнём. И домой пешком пойдём. (ходьба на месте)
Задание №3
Викторина с инспектором. Я вам буду задавать вопросы, вы будете отвечать. ГОТОВЫ!
ВОПРОСЫ: 1. Если ты едешь в автобусе, троллейбусе, трамвае или автомобиле, ты ПАССАЖИР.
2. Того, кто управляет каким – либо средством, называют – ВОДИТЕЛЕМ.
3. Место для движения транспорта – ДОРОГА.
4. Какие автомобили перевозят грузы – ГРУЗОВЫЕ.
5. Места, где разрешается переходить дорогу пешеходам, обозначаются знаками – ПЕШЕХОДНЫЙ, НАЗЕМНЫЙ И ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОДЫ.
6. Какие бывают светофоры –ТРАНСПОРТНЫЕ И ПЕШЕХОДНЫЕ.
7. С какой стороны нужно обходить автобус? СЗАДИ.
8. Какие автомобили служат для перевозки пассажиров – ЛЕГКОВЫЕ.
9. Какой знак устанавливают возле детских учреждений? – ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!
10. Какой транспорт служит для перевозки большого количества людей – ОБЩЕСТВЕННЫЙ.
11. Какой транспорт спешит на помощь людям – СПЕЦИАЛЬНЫЙ.
Слышится автомобильный гудок, вбегает Баба Яга. Б. Я. : Ой –ё ёй, чуть под машину не попала. Вед: Ну во-первых здравствуй неожиданный гость, ты кто, и как тебя зовут? Б. Я. : Как это кто? Я само очарование. Обворожительная Баба Яга, вот кто я. Вед. : А что это ты у нас делаешь? И в каком месте ты переходила дорогу, что чуть не попала под машину? Б. Я. : Всё вам покажи да расскажи, где надо там и переходила? Какая вам разница? Вед. : Как это какая разница, ты что не знаешь правила дорожного движения? Б. Я. : Какие ещё правила? Ничего я не знаю. Вед. : Ребята, а давай те научим Бабу Ягу правилам, и где нужно переходить дорогу, чтобы тебя не сбила машина. Ребёнок: ПЕШЕХОД, ПЕШЕХОД! ПОМНИ ТЫ ПРО ПЕРЕХОД! ПОДЗЕМНЫЙ, НАЗЕМНЫЙ, ПОХОЖИЙ НА ЗЕБРУ. ЗНАЙ, ЧТО ТОЛЬКО ПЕРЕХОД. Б. Я.: Какой, какой? Наземный, подземный (вяло) Это что под землёй или над землёй, да ещё и по какой-то зебре? Это как?. Дети: Разъяснения детей Б. Я. : ААААААА, вроде бы поняла. Наземный- значит лететь над землёй, а я летать не умею, да и ступа моя как на зло сломалась. Подземный – значит под землёй ходить,а как это под землёй? Дети: ответы детей. Б. Я. : ААААА, теперь поняла. А вот про зебру не поняла. У вас что по зебрам ходить можно (смеётся? Дети: Ответы детей. Б. Я. : Вот теперь я всё поняла, дурная моя голова, да куда же я спешила – та? Тьфу, я уже и сама ничего не помню, куда шла, зачем? Ребята, а можно я с вами останусь. Вед. : А ты поняла теперь что есть дорожные правила и их нужно соблюдать. Б. Я. : Да, да я теперь всё поняла. Вед. : Ну что ребята оставим с нами Бабу Ягу. Дети: ДА. Вед. : Чтобы закрепить это правило, давайте поиграем.
Эстафета «Подземный переход»
Ход игры: Перед каждой командой выкладываются тоннель и стойка из модулей. Каждый член команды пролезает через тоннель, обегает стойку и возвращается к своей команде. Выигрывает команда, члены которой быстрее всех выполнят задание.
Вед. : Молодцы ребята. И всё таки Баба Яга ты не вспомнила куда ты так спешила? Б. Я. : Ой –ой (чешет затылок) вспомнила. Ой горе- мне горе (плачет) Я от Кащея - Бессмертного убегала, замучил он меня, житья мне от него нет. Он хочет что бы я жила у него в тридевятом царстве, а я не хочу там жить мне скучно, и играть не с кем и поговорить, короче скукота. Вед. : А сама то ты чего хочешь, да и где же ты живёшь, ты знаешь свой домашний адрес? Б. Я.: Домашний адрес (плачет, а это что ещё?) Дети: Объяснения. Б. Я. : Кажется да, я вспомнила (называет адрес) Вед. : Тогда сейчас мы вместе с детьми проводим тебя до дома. Б. Я. : Что, проводите? Я пешком не пойду, я устала, я старая и у меня болят ноги. Вед. : Тогда поедим на автобусе, а до остановки то ты дойдёшь? Б. Я. : Если не далеко, а на какую остановку мы пойдём? ААА, кажется я догадываюсь, на автобусную- правильно. Дети: Правильно. Вед. : Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете называть их одним словом. Показываю картинки: автобус, легковой автомобиль, различные виды грузовых автомобилей. А какие виды транспорта вы ещё знаете?
Ответы детей. Вед. : А теперь поиграем в игру на внимание:«Красный, жёлтый, зелёный», догадались о ком речь? Дети: Да. Б. Я. : А это ещё кто? Дети: Объяснения детей. Вед. : Дети стоят на местах. Ведущий поднимает флажок, дети топают ногами, жёлтый хлопают в ладоши, красный- стоят без движения. Тот кто ошибся выходит из игры. Следующая игра «ПЕРЕВЕЗИ ПАССАЖИРА» (дети делятся на две команды, выбирается водитель, он держит обруч это автобус. По сигналу «Водитель» перевозит пассажиров с одной остановки на другую. Кто быстрее перевезет пассажиров, та команда и победила.) Во время игры вбегает Кощей, всех толкает, ищет Бабу Ягу. Б. Я. в это время прячется за детей. Вед. : Это ещё кто такой, всех детей перепугал. А так это Кощей пожаловал к нам. Кощей: Да, это я, вы тут мою старушку не видали? Вед. : Какую старушку, тут кроме детей никого нет, и вообще как вы себя ведёте? Кощей: Как хочу так и веду, вы для меня не правила, я знаю, что моя старушка здесь. Она всё время пытается от меня убежать, но то меня не убежишь, ведь я Бессмертен. А вы мне мешаете Вед. : Ребята, давайте научим Кощея как вести себя в общественном транспорте. Дети: Разъяснения . Вед. : Да что же ты всё время дёргаешься, толкаешься, спешишь? Кощей: Я же уже говорил, я ищу свою старушку – Бабу Ягу. Вы её случаем не видали? Вед. : Видели-видели, так спешила куда то, что под машину чуть и не угодила, а ещё сказала, что не хочет жить с тобой Кощеюшка, вот. Кощей: Как чуть не попала под машину, что с ней, где она. Вед. : Да не переживай ты так, жива твоя старушка, всё в порядке. Отпусти ты её, пускай живёт с нами в нашем посёлке. Кощей: Какой ей посёлок, она и правила то не знает, вон чуть под машину не угодила, а в моём царстве нет ни одной машины, и вообще никого нет кроме меня конечно. Вед. : Мы с ребятами помогли ей выучить правила дорожного движения, и как вести себя в общественных местах. Кощей: Нет, не отпущу не уговаривайте, она здесь заблудится или попадёт опять в какую-нибудь ситуацию и её никто не поможет. Ладно вот сегодня вы тут все такие добрые, весёлые и даже ей помогли, а вдруг в следующий раз никого рядом не окажется и что тогда делать? Ааа… Вед. : Мы её в обиду не дадим. Кощей: (видит Б. Я.) А вот ты где! Никто тебе не поможет, я здесь всё заколдовал. Вед. : А наши дети помогут и проведут её до дома, а ты отправляйся во свояси. Под музыку Кощей испаряется. Вед. : Ну, что ребята пора и нам прощаться. Спасибо вам за внимание. Б. Я. : (переоделась в красавицу).
Спасибо вам ребята, если бы не вы, я так и жила бы в образе Бабы Яги. До свидания, ребята.
Памятка для родителей детей дошкольного возраста •
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УСВОИТЬ
• Кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
• Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
• Обязанности пешеходов; • Обязанности пассажиров; • Регулирование дорожного движения;
• Сигналы светофора и регулировщика;
• Предупредительные сигналы;
• Движение через железнодорожные пути;
• Движение в жилых зонах;
• Перевозка людей;
• Особенности движения на велосипеде. Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ:
• В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
• Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
• Воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
• Разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;
• Указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
• Разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
• Закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
• Используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.
Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей - улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения. Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются: - повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста - развитие психофизических качеств ребенка - формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению). Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Например:
1. Знакомство с грузовой машиной.
2. Знакомство с автобусом.
3. Игра «Красный и зеленый»
4. Знакомство с улицей и т. д.
Со средней группы знакомлю детей с правилами перехода дороги, учу понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задаю вопросы во время прогулок, разучиваю стихотворения. Например: Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно! Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» Желтый свет - предупрежденье, Жди сигнала для движенья! (С. Михалков) На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх учу детей ориентироваться в пространстве. Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Я изучила требования программы по данной теме.
Ознакомилась с методической литературой по темам:
1. Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
3. Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
4. Как провести занятие с помощью макета улиц города.
5. Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.
Беседуя с детьми, я выяснила, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность, я ввела для родителей «Тетрадь-эстафету», в которой каждый родитель в начале и в конце года отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения. Был составлен план работы с учетом преемственности со школой. В плане отразилась как работа с детьми, так и с родителями. Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без». Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает где надо переходить. Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт». Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы я использую заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.
Например:
Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу, Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно! Желтый глаз - погоди! А зеленый - проходи! (светофор) На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу беседы. Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить трамвай, автобус, автомобиль.
В беседе «Обязанности пешеходов» учу детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности. Провожу беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
Конспект занятия на тему: "Путешествие детей по городу".
Ход занятия: правило дорожного движения
Дети входят в зал : Ребята я вас хочу пригласить совершить путешествие по нашему городу. Мы живем в одном из красивых городов России. Что вы знаете о нем ? Как называется наш город? (высказывание детей) Сколько лет нашему городу? Расскажите , что вам нравится в нашем городе? Сколько в нашем городе всего интересного? А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда – то давно на этом месте , где сейчас расположен наш город , ничего не было? Был песок , были сосны да болота. (показ слайдов) Машин было очень мало. (рассуждения детей) Вос – ль: Правильно ,ребята! Посмотрите на экран и послушайте стихотворение о нашем городе. (Стих. Читает ребенок). Дети: ответы детей Вос – ль: Какие вы наблюдательные! Вам еще предстоит делать великие , добрые дела. А пока вам нужно просто любить свой город, а значить знать его. На каждой улице города много домов, магазинов, есть школы, детские сады. По улицам днем и ночью едут машины. Они привозят продукты к магазинам, зимой убирают снег со двора и улиц. Есть и другой транспорт .
Отгадывание загадок: «Дом по улице идет На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.»
Дети: (высказывание детей на вопросы)
1.Кого перевозит автобус? «.Где ожидают люди автобус? Показ детьми знака, обозначающий остановку. Как называют тех кто едет в автобусе? ( высказывание детей) Используя иллюстративный материал с видом одной из улиц города, дети называют составные части улицы - тротуар (высказывают для чего он нужен) проезжая часть - рассуждения детей.
Вос – ль : Загадывание загадки о перекрестке, конструирование перекрестка из геометрических фигур. Расстановка дорожных знаков и объяснение детей для чего нужен этот дорожный знак.
Загадки: 1. Всем знакомые полоски знают дети , знает взрослый – на ту сторону ведет пешеходный переход.
2 .Этот знак заметный сразу : три цветных огромных глаза ,цвет у глаз определенный красный, желтый и зеленый.
3. Я знаток дорожных правил . Я машину здесь поставил. На стоянке у ограды . Отдыхать ей тоже надо.
Вос – ль: Мы с вами очень хорошо выполнили работу Физкультминутка (Дети идут вокруг перекрестка) У нас машины разные .Синие и красные Желтые ,зеленые. Мы сначала тихо едем, а потом быстрей, быстрей. Тихо, тихо не спишите и машины остановите. Вос –ль: Мы сейчас поиграем в игру П /игра «Ответь правильно» (Дети становятся в круг, вос – ль в кругу с мячом , кому бросают мяч тот и отвечает.)
Вопросы: Если ты едешь в автобусе – ты кто?
2. По улице пешком идет , значит это пешеход.
3. Голос автомобиля (сигнал)
4. У светофора 8 глаз. – нет три: красный, желтый и зеленый
5. машины спят в кровати? Нет в гараже или на стоянке Прогулка по городу Вос – ль А сейчас мы выполним еще одно задание «Собери знак» (8 конвертов). Дети собирают знак и называют его. Вос – ль: Молодцы вы очень хорошо справились с заданием. Вос – ль: Поиграем в игру «Светофор» ( Если красный свет горит - стой , если желтый свет горит – приготовились идти, если зеленый свет горит - можно смело нам идти.)Дети сидят на ковре . Вос – ль: Теперь я знаю, что вы знаете правила дорожного движения, но чтобы вы его не забывали , я вам подарю «Светофор».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах в старшей группе (5-6 лет).
У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом). Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей (Лена, иди вперёд, поверни голову налево, стой, поверни голову направо, иди вперёд, остановись, пройди назад таким - же путём). Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».
Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта). Ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.
В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода ( только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд.
Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад).
После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.
С детьми 5-6 лет следует продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.
В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.
Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:
-если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;
-регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;
-когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;
-играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;
-выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.
Предварительный просмотр:
Направления воспитания безопасного поведения
на улице у дошкольников.
I направление – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
II направление – через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.
Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:
· тематическое планирование позволяет педагогу значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;
· повышается качество работы педагога, открывается больше возможностей для творчества;
· повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;
Формирование необходимых знаний об окружающей «территории дорожного движения» у детей – важное условие сознательного заучивания правил безопасного поведения на улице.
Воспитателю следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации. В каждом конкретном случае следует продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т.д.). При этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, уровень усвоения ими необходимых знаний и умений.
Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения и может создать авторскую систему работы по воспитанию безопасного поведения у воспитанников в своей группе конкретного учреждения.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами
безопасного поведения на улице.
1. Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на транспортной площадке.
2. Познавательная деятельность.
Занятия.
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.
На занятиях по развитию речи рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:
-рассматривание картин и иллюстраций;
-составление описательных рассказов по картине;
-составление рассказов из личного опыта;
-разучивание стихотворений
-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
-решение проблемных задач и ситуаций
-слушание аудиозаписей песенок, сказок
-просмотр мультфильмов, слайдов.
На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;
В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:
· «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
· «Почему нельзя играть на тротуаре?»
· «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»
· «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
· «Для кого предназначены дорожные знаки?»
· «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».
Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:
- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.
- фоторепортажи;
- праздники, викторины, спектакли;
- выпускаются сигнальные листовки, газеты;
-оформляются фотостенды.
3. Художественная деятельность.
Чтение художественной литературы.
Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.
Методика работы с художественным произведением предполагает:
· выразительное, эмоциональное чтение произведения;
· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
· беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;
· разучивание рифмованных правил или стихов.
В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:
- конкурсы рисунков;
- выставки моделей, макетов;
- изготовление атрибутов к играм.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:
- вечера загадок;
- викторины;
- конкурсы стихов и рассказов;
- развлечения, праздники;
- спектакли, театрализованные постановки.
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Тематика праздников:
- « Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
- « Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
- « Викторина «Жители страны «Дорожная»,
- « Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
- « Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».