Внеурочная деятельность

Калиниченко Светлана Вячеславовна

Разработки внеурочных мероприятий, классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afganistan_gotovo.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 9

Тема: «Горячие точки планеты: Афганистан» (классный час приурочен к празднику 23 февраля)

Цель:

  • Дать представление об Афганской войне
  • Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, чувства долга и ответственности перед своей страной.
  • Способствовать развитию интереса к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях

Оборудование : презентация, фрагмент фильма, музыкальное оформление.

Ход  классного часа

  1. Вступительное слово

Мы отмечаем праздник 23 февраля – День защитников Отечества. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.
Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем, кому в недалеком будущем предстоит встать на защиту Отечества. Сегодня мы отмечаем этот праздник уже не как день рождения Красной Армии, а как день настоящих мужчин. Но совсем недавно была и еще одна памятная дата – 15 февраля – День памяти воинов – интернационалистов. Поэтому наш классный час посвящен одновременно обеим этим датам.

  1. Основная часть

Слово учителя: 

Вывод советских войск из Афганистана был завершен 15 февраля 1989 года. Эта дата в России ежегодно отмечается как День воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья,  в этот день по всей стране чтят память воинов, погибших на Афганской войне.

Это была одна из самых затяжных и бессмысленных войн 20 века. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней.

 Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов Ограниченного контингента Советских войск. Война унесла жизни 15 тысяч советских воинов, а десятки тысяч сделала инвалидами.

Что же это за страна – Афганистан?  

Ученик:  (показ по карте, на слайдах)

Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР.  Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам. Очень много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток…

( из книги С.Алексиевич «Цинковые мальчики»).

Слово учителя: 

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником    

        В конфликте принимали участие силы правительства Демократической Республики Афганистан  с одной стороны и вооруженная оппозиция ( моджахеды, или душманы) – с другой.

       Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран – членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

           Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 года до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. И если раньше об этих страшных событиях говорили шепотом, то потом появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда о войне.    

         Это повесть С.Алексиевич «Цинковые мальчики», очерки А.Олейника «Памятник в Кабуле», книга Д.Ольшанского «Афганский синдром», статьи А.Проханова «Афганцы после Афганистана», книга Б.Громова «Ограниченный контингент»; большое количество афганских песен ( авторы – воины-афганцы: И.Морозов, Ю.Слатов, Д.Полторацкий и др.); а совсем недавно вышел в прокат фильмы « 9 рота», «Кандагар».

Просмотр и обсуждение отрывка фильма "Кандагар".

Что в отрывке соответствует историческим реалиям? Что является художественным вымыслом создателей фильма? Как в эмоциональном плане повлиял на вас данный фильм?

Но не только фильмы сняты и написаны книги об Афганской войне, остались и реальные воспоминания, дневники об этой страшной войне. Вот один из отрывков:

Ученик:

Когда же все это закончится?!
Уже полгода, как я должен быть дома. Полгода жизни! Но нет, я все еще здесь… И по-прежнему пыль в глаза, песок на зубах, во фляге заваренная колючка, автомат родной всегда со мной. Когда же закончится этот вывод в Союз?
Эх… Вот, Саньке повезло! Радист нашего БТРа передал, что на базе лежит "телега" о его увольнении. Он сразу окрылился. Глаза светятся будущими встречами с домашними, дочь наконец-то увидит, жену обнимет, больную мать порадует. Вот кого выбрала судьба. Счастливчик!
Да ладно, чего тут завидовать? Осталось месяц-два и все – на дембель, домой. Всем сейчас тяжело. Не кисни, на тебя смотрят ребята, ты же сержант, командир, братан.
Дорога. Скорее бы на базу. Что-то под ложечкой сосет. Осталось километров пять. Один кишлак и зеленка в стороне, а там - рукой подать. Движок гудит вроде ровно, уже вечер, не так жарко, не перегреется. Днем дважды закипали, почти всю воду кончили.
Кишлак прошли нормально. Почему-то в кишлаках я чувствую себя как на сковородке. Да, это не кубанское родное село, где каждый тебе рад. Ну, вот еще чуть-чуть и приедем. Уже виднеются вдалеке мутные очертания городка, там и есть наша база.
Что такое?!
«Машина, стоп! К бою!» – орет прапор - старший экипажа.
Обстрел? Но вокруг - тишина. Мы замыкающие, колонна уходит. Прапорщик докладывает.
Что?! Саньку убило? Санька!!! Вот он, на броне, весь в крови, глаза удивленно-потухшие… Как? За что? Дочь-сирота, жена-вдова, мать почернеет от горя…
«К машине! Вперед!»
Эх, Санька, Санька, вот не повезло… Выбрала судьба парня…
Когда же это закончится?!! Как я устал, Господи…

Слово учителя:  Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне? (обсуждение)

Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде... Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о Родине, долге, о любви и о боевом товариществе.

17 орчан отдали свою жизнь, честно выполнив солдатский долг в Афганистане. Их гибель — это не только боль матерей, потерявших своих сыновей, но и наша общая боль. Мы не хотим, чтобы они были забыты. Как не должны быть забыты и остаться непонятыми те, кто вернулся из Афганистана, и на ком всегда останутся шрамы войны. Вы должны знать имена этих 17-ти погибших ребят.

Тахир Абдужалилов, Виктор Буканов, Игорь Дедушев, Игорь Гункин, Тахир Валеев, Валерий Журавлев, Сергей Зайцев, Сергей Крафт, Сергей Межуев, Андрей Разуваев, Владимир Павлов, Владимир Скоробаев, Вячеслав Михайлов, Александр Степанов, Александр Токарев, Рафкат Шарыпов, Сергей Чекайлов.

Слово учителя:

Об этой войне ни на день не умолкает спор: участие в подобных вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Как вы думаете, не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?(обсуждение)

Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги.

Как вы считаете, есть ли долг перед Родиной у каждого из нас? И что такое Родина – для вас? (обсуждение)

На мой взгляд, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью...Долг… А если сердце человека так и не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова Отчизна? Если совесть заплыла жиром, а на близких плевать... Как быть тогда?

Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ – сильное, процветающее, справедливое государство,  а на другую — лень, равнодушие, сытость — словом, наш современный эгоизм. Что перетянет? Задумайтесь над этим и пусть каждый решит это для себя сам.

Ученик:

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше,

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Слово учителя:

14 апреля 1988 года — при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Гарантами договорённостей стали СССР и США. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9-месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов. 15 февраля 1989 года — из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешёл пограничную реку Аму-Дарья (г. Термез).

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Потому что все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте планеты.

Ученик:

Афганистан.
(живым и павшим там посвящается)

Вот будто заново я все переживаю.
И все прошедшее передо мной встает,
Друзей любимых лица вспоминаю,
Которых в жизни так не достает.
И снова те же горы будто рядом,
И вроде ржавчиной покрытые они,
И будто вновь окинул смерть я взглядом,
И будто вновь пережинаю эти дни.
Повис закат кроваво-красный,
Лежу в окопе, сжав рукою автомат.
И помню бой я первый, самый страшный.
Как из мальчишки вырос вдруг солдат.
Как будто что в душе перевернулось
И все хорошее осталось позади.
И вроде жизнь прошла и вновь вернулась,
А и не знаю, что там дальше, впереди.
Друзей своих всю жизнь я помнить буду,
Как жизнь теряли там в земле чужой.
И цинк гробов я никогда не позабуду,
Что отправляли мы на родину домой.
Афганистан – я не могу тебя забыть.
Афганистан – и пули свист, снарядов вой,
Афганистан – свободу ведь нельзя убить,
Афганистан – дороги пыль и жаркий зной.
И я тебя все чаще вспоминаю,
На теле раны не дают никак забыть,
Хоть мы давно уже ушли оттуда,
Не дай нам бог все снова повторить.
Владимир Ерхов, г. Оренбург

  1. Заключение

Размышляя сегодня о войне в Афганистане, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто воевал в той войне, исполняя свой солдатский долг, о тех, кто погиб, кто пропал без вести. Война– явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. Я надеюсь и наши мальчики, которых мы будем поздравлять с Днем защитника отечества, без колебаний будут готовы встать на защиту своей страны и людей, которые в ней живут.

Поздравление мальчиков, вручение подарков.

Калиниченко Светлана Вячеславовна, учитель истории и обществознания, МОАУ СОШ № 4 г. Орска