классный час "Умеем ли мы общаться" (психологическая игра-практикум)

Улова Татьяна Викторовна

Цель:расширить знания учащихся об общении людей; используя разные формы деятельности, показать важность взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Оформление классной доски.

 1. Записи:

 - Эпиграф: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко)

 -  что нужно человеку для общения? ( заполняется в ходе занятия)

2. Рисунки с условными изображениями различных мимических выражений лица.

Ход занятия.

       Для большинства из нас «общаться» - это прежде всего беседовать, разговаривать и ничего больше. Между тем «общение» - понятие более глубокое. Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли уж важно в наше время уметь общаться?  Что нужно человеку для правильного общения? Можно ли научиться общению? Попробуем выяснить это в процессе классного часа, который мы проведем в виде игры-практикума  «Поход по Амазонке на байдарках».

                Игра «Поход по Амазонке на байдарках».

Учитель сообщает, что хочет организовать байдарочный поход по Амазонке, набирает команду и предлагает детям стать участниками похода. Каждый из участников похода может взять с собой только одну личную вещь, желательно необходимую для похода. Учитель подает какой- либо предмет (карандаш), говорит «пожалуйста», учащиеся берут предмет и по-очереди говорят фразу «Я иду в поход и возьму с собой…». Учитель называет тех, кого с удовольствием возьмет с собой в поход, и тех, в ком он сомневается.

                                                               2

         Естественно, у детей возникает вопрос:  почему учитель так сказал? Учитель объясняет, что лучше идти в поход с вежливыми, внимательными к другим  людьми. Поэтому он в первую очередь хочет взять тех, кто в ответ на его «пожалуйста» сначала сказал «спасибо», а потом назвал необходимый  в походе предмет. Обращаемся к вопросу на доске, записываем слова «вежливость», «внимание к другим людям»

         Отправление в поход. Участники похода встают, как в байдарке и изображают плавание (гребут веслами). Учитель сообщает, что по ходу плавания их ждут серьезные испытания, надо быть готовыми к их преодолению. Первое испытание – крутой поворот реки. Опасность: лодка может перевернуться, а в воде полно пираний и крокодилов! (участники плавания начинают согласованно грести, меняя курс лодки). Второе испытание – рулевой лодки устал и просит заменить его. На его место должен встать последний член экипажа лодки. (дети меняются местами, стараясь не зайти за края лодки). Третье испытание – впереди водопад! Скорее гребем к берегу! ( участники похода должны быстро решить, в какую сторону грести). Наконец, лодка пристает к берегу. На берегу вместе с учителем ребята разбирают ход путешествия, рассказывают, легко или трудно было плыть и преодолевать преграды. Главное для учителя: подвести детей к выводу, что для успешной работы в команде необходимо взаимопонимание, взаимопомощь, уважение. (запись на доске) Продолжение игры. «Нежданные гости» - экспедицию заметили местные жители – туземцы и пришли знакомиться.(так, как все дети класса уже в игре, то в роли туземцем могут выступить либо приглашенные на классный час гости, либо приглашенные ребята из другого класса, либо временно кто-то из участников похода). Команда получает задание – объясниться с гостями, узнать, где можно достать пресную воду и пищу? Так как туземцы не понимают русского языка, общаться придется без слов. Также придется объяснить туземцам, кто вы, откуда приплыли и куда направляетесь. По окончании веселого «разговора» учитель подводит детей к выводу, что общаться проще и удобнее с помощью слов, языка. (запись на доске)

      Наступил вечер. Вам взгрустнулось, вспомнился дом, родные. Захотелось поговорить, поделиться с кем-нибудь из команды. Задание  - выбрать из предложенных мимических выражений лица то, с обладателем которого вы

                                                                  3

хотели бы поговорить, пожаловаться на жизнь. Дети выбирают подходящее «лицо» и объясняют, почему он его выбрали. Выясняют, что, во-первых,  для общения необходимо видеть лицо собеседника, а во-вторых, выражение этого лица должно быть для человека приятным. (запись на доске)

      Игра закончена. Учащиеся занимают свои места за столами и обращаются к записи на доске «Что нужно человеку для общения?». Учитель призывает учащихся помнить всегда эти простые правила общения и учиться общению.

Заключение.

        Учитель благодарит детей за активное участие в проведенном классном часе, игре и заканчивает классный час словами Пьерона: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми.»

 

                  Запись на доске, полученная в ходе «похода».

Что нужно человеку для общения?

- вежливость, воспитанность

- взаимопонимание, взаимоуважение

- компромиссность, согласованность

- язык, речь

- видеть лицо собеседника

- располагающее к общению выражение лица собеседника.

 

Используемая литература:

Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 3. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

image
 Приложение №1.  Мимические выражения лица.