Главные вкладки
Рахлеева Нюргустана Титовна
"Народные игры и танцы как средство воспитания"
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“харах симсии”, “Биьилэх кутуута” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
Так, в качестве своеобразных тренингов-упражнений по развитию навыков общения у детей можно рассматривать якутские танцы. В традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр, которые являются частью обряда Ысыах, где в обязательном порядке проводились эти игры: «кылыы», «ыстаңа», «масс тардыhыыта», «хапса5ай», «куобах» и т.д. По своей традиционной структуре якутские танцы сдержанны, спокойны. Женские танцы лишены наступательности. Их отличает плавность, женственность. Для мужских танцев характерны основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство. Детские танцы эмоционально окрашены более ярко, динамичны, стремительны.
Дети в играх часто подражают прыжкам зайца, хитрым уловкам лисы, скачущей лошадке и т. п. Излюбленным местом детских игр являются березовые рощи, где на полянках дети резвятся, прыгают, кружатся, играют якутские игры «Кылынкай» (прыжок на одной ноге), «өрүтэ ыстаңалааңын» (прыжки вверх), «о5ус буолан харсыһыы» (бодание быков), «Чыычаахтыы көтүү» (полет птенчика), «Кулун куллуруһуу» (игра жеребенка).
Поэтому якутский народный танец всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В движениях народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное, определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.
Таким образом, народные игры и танцы, формируют творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Необходимо по новому осмыслить, осознать, пронесенные через века духовные ценности, духовное богатства народа. В народных играх и танцах вложены глубокий смысл, богатое содержание. Мы должны воспринимать его как содержательное искусство, которое несет в себе высший смысл – красоту и добро.
Использованная литература:
1. Е.Н.Вавилова «Укрепляйте здоровье детей» Москва 1986.
2. А.Е.Захарова «Якутский фольклор» Якутск 2004.
3. Г.Н. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Москва 2003.
4. А.Г.Лукина «Танцы саха» Якутск 1995.
Рахлеева Нюргустана Титовна
12.06.2019 - 20:09