технологии

Сакун Елена Дмитриевна

Использование технологий в педагогической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием технологии критического мышления

Тема:    Доядерные организмы – прокариоты. Бактерии. (9 класс).

Цель урока:

  1. Образовательная. Расширить и углубить знания о клеточном уровне безъядерного организма - прокариот. Показать многообразие бактерий, их роль в природе и жизни человека.
  2.  Развивающая. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом (информацией) при помощи специальных приемов.
  3. Воспитательная. Умение выслушивать друг друга, уважать мнение другого (даже если ошибочное).

Задачи урока:

  При помощи специальных приемов технологии критического мышления (ТКМ) изучить:

           - Особенности строения прокариот.

           - Жизнедеятельность, среду обитания и условия жизни прокариот.

           - Размножение, процесс спорообразования у бактерий.

           - Роль бактерий в природе и жизни человека.

           - Познакомить и привлечь интерес к необычным фактам.

Тип урока: Изучение нового материала.

Использована: Технология критического мышления (ТКМ)

Прогнозирование:

Ученик должен 1. Знать определения – эукариоты, прокариоты, органоиды  

                            (органеллы), аэробы, анаэробы, споры, мезосомы.

                           2. Иметь представления – о многообразии различных форм  

                            бактерий.

                           3. Уметь объяснять – различия живых существ по признакам                  

                           (наличие ядра), строение прокариот на примере бактериальной    

                           клетки.

Междисциплинарная связь: Экология, география, химия.

Внутридисциплинарная связь: Цитология.

Оборудование:

         Таблицы: «Прокариоты», «Эукариотические клетки», «Бактерии, сине-зеленые водоросли», «Растительная и животная клетки».

Раздаточный материал:

  1. Текст «Прокариотические клетки – бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)».
  2. Информационно-раздаточная таблица Insert.
  3. Правила составления Синквейна.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Приветствие. Подготовка класса к работе.

Вступление в тему:

           Существуют пять царств живых организмов. Вопросы:

      1. Какие царства живых организмов?

  1. Какое царство имеет неклеточную форму жизни?
  2. Что объединяет 4 царства, как форма живой природы?
  3. Чем отличается царство бактерий от других царств  клеточного уровня?
  4. Как называются безъядерные клетки и кто к ним относится?
  5. Как называются клетки имеющие ядро?
  6. Клетки каких царств живых организмов имеют ядро?

        Новая тема

Тема урока:                 Доядерные организмы – прокариоты. Бактерии.

Цель урока:   Познакомиться с особенностями прокариот на примере бактерий: строение, жизнедеятельность, размножение, спорообразование бактерий, их роль в природе и жизни человека.

Изложение нового материала по ТКМ.

  1. Индивидуальная работа в тетради. Вспомнить все, что знаете о бактериях. Записать опорными словами (гроздь знаний – кластер).  
  2. Совместно с учащимися составляется КЛАСТЕР на доске и в тетради от ключевого слова БАКТЕРИИ.
  3. Обсуждение кластера по каждому пункту, после того, как будет составлен кластер полностью. Опорные вопросы:

         - Согласны ли с информацией …?

         - Требует ли уточнения … ?

         - Вызывает ли сомнения …?

Питание                                                                         Условия                                                Размножение                      БАКТЕРИИ                                                            Среда обитания

Безъядерные                                                                                                          Спорообразование

Значение в природе (+)                                                                                         Значение в природе ( - )

Источники информации:

          Учебник, энциклопедии, дополнительная литература, интернет, телевизор.

Работа по информационно-раздаточной таблице Insert.

         У каждого ученика текст по теме «Прокариотические клетки – бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)».

         Предлагается прочитать текст.  На полях текста делать пометки согласно значкам:

+ уже знал; - новое, не знал; ! думал иначе, ? хочу знать или сомневаюсь.

        Затем, опорными (ключевыми) словами занести в таблицу Insert.

+   уже знал

-   не знал

!   думал иначе

?   хочу знать или сомневаюсь

Обсуждение таблицы Insert проговаривая опорные слова с расшифровкой.

Обсуждение КЛАСТЕРА.

Напомнить гроздь знаний - составленный кластер.

Найденную информацию по кластеру подтвердить,  дополнить, расширить.

Вопросы, на которые ответы не найдены, дать как домашнюю работу.

Закрепление изученного материала.

СИНКВЕЙН.

  В пяти строках выразить впечатление, чувства, осознание по пройденному материалу.

СИНКВЕЙН (франц.) «пять» - это стихотворение из пяти строк, краткое выражение темы.

Строка 1. Общая тема, одним словом (существительное).

Строка 2. Описание темы, двумя словами ( два прилагательных).

Строка 3. Описание действия в рамках темы, тремя словами (три глагола).

Строка 4. Ваше  отношение к теме, четыре слова. Это ваши чувства.

Строка 5. Свободное заключение из одного слова, суть темы.

ПРИМЕР.

Строка 1. Прокариоты.

Строка 2. Одноклеточные, безъядерные.

Строка 3. Делятся, дышат, питаются.

Строка 4. Главные участники круговорота веществ.

Строка 5. Бактерии.