Главные вкладки
Миляева Лариса Владимировна
Музыкально-познавательный квест «Водные ресурсы Алтайского края»
Цель: Посредством музыки, поэзии и живописи воспитывать бережное отношение к природе Алтайского края– её водным ресурсам.
Задачи:
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками;
- закрепление представление о воде, ее разных состояниях;
- развитие танцевально – игрового творчества;
- воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе, воспитывать эстетический вкус в передаче образа.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.
Ход квест-игры:
Игра на общение «Улыбка»
Приветствие:
Муз. руководитель: Давайте возьмемся за руки. Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу. Вот мы передали всем нам хорошее, доброе настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Правильно, вода.
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по Алтайскому краю и узнаем, какие водоемы встречаются на ее территории: реки, озёра, болота, ручьи, водопады.
Ну что же, пора нам встретиться с нашим другом - Робиком. Он наш экскурсовод.
Слайд: Робик: привет, ребята, я рад встрече с вами. Я знаю, что сегодня наша встреча будет посвящена водным ресурсам Алтайского края, поэтому подготовил для вас маршрут. (На слайде - карта)
А теперь вам пора в дорогу, счастливого пути!
Дети исполняют песню «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского, сл.М. Матусовского.
Муз. руководитель: Первая остановка «Картинная и фотогалерея». Воде многие художники посвящали свое творчество. Посмотрите, на этой выставке представлены картины, посвященные рекам нашего Алтайского края. Кто знает, какие реки текут по нашему краю? (ответы детей). Правильно: Обь, Бия, Катунь, Чарыш, Алей. (Копаев В. И.; Борунов Г.Ф.; Дареев А.; Зорин А.Г., Чорос-Гуркин Г., и мн. другие). А также на этой выставке есть и фотографии самых известных рек алтайского края.
Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц), а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды?
У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много)
Правильно, ребята, воды много на планете, но не вся эта вода питьевая и чистая. Очень много воды загрязненной и с каждым годом такой воды становится все больше и больше, а воды питьевой, чистой, без которой человек не может жить и дня становится все меньше и меньше. Вода - самое драгоценное сокровище в мире. Вода- это жизнь. Воду - надо беречь.
Ну что ж, нам нужно двигаться дальше, какая же по маршруту у нас следующая остановка? (Тревожный сигнал – слайд – вирусов)
Но что это? Ребята, кажется у нас проблема – компьютерные вирусы атаковали наш ноутбук. Что же делать?
Появляется Робик: ребята, я перезапущу программу в ноутбуке, а вы, прослушайте пьесу «Дождь и радуга» Сергея Сергеевича Прокофьева и если проиллюстрируйте ее муз инструментами. Если услышите в музыке дождь –то подыгрывать музыку будут бубны и треугольники, а если радугу – играют дети на колокольчиках. (Видео: автор)
Слушание отрывка Прокофьев С.С. «Дождь и радуга». Музыкальный руководитель: Какая по характеру была эта музыка? (ответы детей). Эту музыку можно с уверенностью назвать музыкальным пейзажем, который композитор словно акварельными красками нарисовал звуками, изображая дождь и радугу.
Молодцы, отличная музыка у вас получилась! Робик перезапустил программу, и мы пришли ко второй остановке «Игровой».
Вторая остановка «Игровая». Задание от Робика «Угадай звук». Он приготовил необычное задание. Сейчас вы будете слушать разные шумы, которые может издавать вода, ваша задача – определить, что это.
(КАРТИНКИ: вода из крана, вода кипит в чайнике, море, ручей, звук дождя)
(Звучит запись звуков воды, дети слушают, и подбирают подходящую звуку картинку на магнитной доске, на слайде появляются картинки, подтверждающий ответ.) Правильно, вы узнали все звуки, которые может издавать вода. Смотрите, а дождь еще идет! Давайте, подождем, когда перестанет дождь, и отправимся снова в путь.
Слайд дождя. Физкультминутка о дожде.
Дождь! Дождь! Надо нам (Дети ритмично хлопают в ладоши, проговаривая текст.)
Расходиться по домам! Гром! Гром! Как из пушек! (Дети выполняют скользящие хлопки – «тарелочки») Нынче праздник у лягушек. Град! Град! Сыплет град! (Дети ритмично топают ногами) Все под крышами сидят».
Ну вот, дождь закончился, и мы пришли к остановке «Поэтическая».
Воде посвящают свои стихи и поэты. Послушайте одно из таких стихотворений.
Н. Рыжова «Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Продолжим нашу экскурсию, надо посмотреть на карту, что нам дальше делать? А вот, что! Робик в своем рюкзачке приготовил для нас фотографии о водоемах. Давайте их рассмотрим! (Тревожная музыка) Но, что-то пошло не так. Все фотографии забрызганы грязной водой, кажется, я знаю, чьи это проделки – Кикиморы болотной.
Слайд с Кикиморой: (смех Кикиморы в записи) Кажется, в этот раз вы дальше не сможете никуда путешествовать. Я заколдовала все фотографии, и вы их не увидите!
Робик. Ребята, не все потеряно, если вы разгадаете загадки Кикиморы, то фотографии снова можно будет увидеть и хорошенько рассмотреть.
Анимированные слайды
Кикимора:
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Давай-ка слово назовём:
Большой природный водоём,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)
Направо вода и налево вода.
Плывут здесь суда и туда и сюда.
Но если напиться захочешь, дружок,
Солёным окажется каждый глоток. (Море)
Кикимора: Опять ваша взяла, сумели вы меня одолеть, так и быть, я удаляюсь.
Муз. руководитель: Ну и отлично, Кикимора, нам и без тебя хорошо. А мы продолжаем нашу экскурсию. У нас в Алтайском крае нет моря. Но у нас есть озера, в которых вода тоже, как в море, очень соленая. Такую воду также пить нельзя, она очень соленая. Но зато купаться в таких водоемах полезно для здоровья. Но купаться нужно осторожно, и если не умеешь плавать, надо надевать спасательные жилеты, чтобы не утонуть. Посмотрите, на фотографии озер: «Кулундинское», «Бурлинское», «Гуселетово», «Большое Яровое», «Малое Яровое», «Малиновое», «Лебединое». Эти озера, большие, на них также как, на море во время ветра поднимаются волны. Давайте станцуем веселый танец «Волна». (Движения по показу муз.руководителя)
Оправляемся дальше по маршруту.
Остановка «Загадочная».
(Иллюстрация слайдами)
Ребята, у Робика в рюкзачке еще есть загадки, послушайте их.(Слайды)
Игра «Ассоциации. Состояние воды»
(Дети слушают загадки и подбирают картинки на магнитах)
Седой дед у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
С неба крупа падает. (Град)
Зимнее стекло
Весною потекло. (Лед)
Бел, да не сахар, ног нет, да идёт,
На всех садится, никого не боится. (Снег)
Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли.
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли. (Дождь)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
А сейчас давайте немного отдохнем и представим, что мы сосульки и выполним упражнение:
Психогимнастический этюд «Сосулька»:
Каплями забулькав, (руки
Плакала сосулька: над
- Я хотела сесть повыше, головой)
Я хотела влезть на крышу.
А ступила на карниз - (уронить расслабленные руки)
И боюсь свалиться вниз! (присесть)
Кап! Кап! Кап!»
(Н.Полякова.)
Муз. руководитель. Ребята, скажите, когда вода замерзает и принимает разные формы в виде снега, льда, града? (Ответ: когда холодно, зимой, при низкой температуре воздуха.)
Упражнение – импровизация «Музыка и состояние воды».
Муз. руководитель: Ребята, Робик приготовил для нас видео с музыкальными фрагментами. Вы их посмотрите и изобразите соответствующее состояние воды: муз. П.И Чайковского «Вальс снежных хлопьев» - изобразить снежную пургу; под музыку А.С. Аренского «Лесной ручей» - дети двигаются за направляющим ребёнком змейкой. Под музыку М. Равеля «Игра воды» - дети самостоятельно подбирают атрибуты для импровизации (ленты, султанчики) и изображают водопады, фонтаны, дождь.
Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.)
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Ребята, скажите, а для чего нужен дождь? (Ответы для детей). Правильно, молодцы. Дождь дает воду всем растениям, наполняет водоемы свежей водой, делает воздух свежее. Потому что прибивает пыль к земле.
Муз. руководитель: ребята, вы много узнали сегодня нового и интересного для себя. А сейчас Робик оставил в своем походном рюкзачке вот такое стихотворение о том, что без воды невозможно прожить на земле, и что нужно беречь воду.
«Водопроводчик»
Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять
Стало кухню заливать
С краном кухонным беда
Через кран бежит вода
Кран закрутим, все устроим
Воду живо успокоим.
«В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед
Растает и снова в поход
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода.
Вот и завершилось наше с вами интерактивное путешествие, мы много узнали нового, посмотрели, какие в нашем Алтайском крае есть водоемы. Спасибо, тебе, Робик, за интересный маршрут.
Робик: До новых встреч!
Звучит музыка, дети выходят из зала.