Классное руководство
Предварительный просмотр:
Классный час
Наши права и обязанности
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод; способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению; воспитывать ответственность за свое будущее; развивать логическое мышление и воображение; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Ход классного часа
Сообщение темы и цели:
У ч и т е л ь:
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершившим различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
1. Знакомство с документами по правам ребенка
Существуют документы, в которых прописаны наши права:
А) Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ, который защищает наши права).
Б) Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. Россия участницей Конвенции ООН о правах ребенка является с 1990 года. В соответствии этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
В) Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, определяющий, как установлено общество и государство, каковы права и обязанности граждан и др.
Прежде всего, о вас проявляет беспокойство, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права - это ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после второй мировой войны. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире. Был создан специальный Комитет ООН по правам ребенка. Его главная задача - защита детей.
2. Права и обязанности школьника.
Вопрос обучающимся:
1) Что такое право?
Это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.
2) Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?
Это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять.
3) В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
Устав школы определяет права и обязанности учеников и их родителей.
4) Перечислите некоторые права и обязанности обучающегося.
Права - на имя, отчество и фамилию; - знать своих родителей, совместно с ними проживать; - на заботу и воспитание; - на общение со своими родителями; - на защиту и воспитание; - выражать своё мнение; - право на уважение человеческого достоинства; - право на защиту своих прав и законных интересов; - право на личное имущество. | Я должен, я обязан - добросовестно учиться; - соблюдать правила поведения; - бережно относиться к имуществу школы; - уважать старших; - заботиться о красоте родной речи; - быть всегда чистым и опрятным; - не курить, не употреблять спиртные напитки…
|
Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности.
3. Разведение понятий «права» и «обязанности»
У ч и т е л ь: Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения). Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? ( Спросить родителей)
А какие обязанности у учеников? А откуда вы это знаете? (Устав школы)
У ч и т е л ь: Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника (учащиеся называют, учитель фиксирует на доске).
Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»
У ч и т е л ь: Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?
(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).
4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями ):
П е р в а я с и т у а ц и я:
Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня: - Вика , Я мыл -мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
В т о р а я с и т у а ц и я:
Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Т р е т ь я с и т у а ц и я:
Первоклассник (обращаясь к «учителю»):- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?
3. Единство прав и обязанностей.
«Имеешь право или нет?»
Ситуации | Объясни |
Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.
| Человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят. |
Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова. | Обязанность уважать учителя и воспитателя, не мешать проведению урока. Право ограничено Уставом школы. |
На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями. | Обязанность выполнять все распоряжения учителя на уроке. Право ограничено Уставом школы |
4. Решение кроссвордов по теме занятия.
Качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.
Справедливость, разумность, обязанность, воспитанность, порядочность. |
Я спешу к себе домой, Чтобы прожить этот новый вечер Вместе с моей …(семья)
|