Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение электронно-образовательных ресурсов
МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТ, КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОВЫШАЕТ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение электронно-образовательных ресурсов
21 век уверенно вошел в нашу жизнь.
Современные информационные технологии решают повседневные и облегчают рутинный человеческий труд , открывая новые человеческие возможности. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
В условиях работы по новому ФГСО начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесс.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов помогает учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.
И очень хорошо, что младшие школьники сегодня не остаются в стороне.
ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям :
- в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку; непосредственно на уроке;
- при организации самостоятельной работы учащихся);
- при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов; метода проектов;);
- при использовании новых форм неурочных учебных занятий.
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);
научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам .
К основным инновационным качествам ЭОР относятся
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.
6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Благодаря тому, что в 2008 году школа получила государственную поддержку в 1 млн. рублей, и с 2011 года мы являемся базовой площадкой для стажировочной площадкой по проблеме: «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем , обеспечивающих современное качество образования» . В результате этого улучшился наш материально-технический ресурс. За счет участия в данном проекте мы приобрести оборудование для видеоконференции в масштабах региона, несколько интерактивных аппаратно-программных комплекса, ноутбуки обучающие компьютерные программы, получены индивидуальные электронные учебные пособия (двухэкранные планшеты для организации предшкольного обучения); мобильный класс,
получены программно-методические комплекты по программе «Предшкола нового поколения» авт. Р.Г.Чуракова, тем самым улучшив наш технический ресурс.
. Эти заработанные нами ресурсы позволили создавать и развивать свои собственные внутришкольные ресурсы , работать над эффективными технологиями для дальнейшей трансляции в педагогическом сообществе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- Усиливает воздействие выступления.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.
Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
наносить надписи при помощи клавиатуры
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.
Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц. Мне огромную поддержку в обучении окружающему миру оказывает программа «Мир природы». Эта развивающая программа включает в себя познавательные материалы об окружающем мире. Разделы «Проверь себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.
Практически ни один урок изобразительного искусства не обходится без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, и побывать в музеях, галереях, и показывает порядок изображения предметов. Эту же коллекцию использую и на других уроках, т.к. Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс.
Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст, услышать эталон выразительного чтения, организовать диктанты. Ну и, конечно же, ни один урок музыки не обходиться без использования аудиозаписей музыкальных произведений. Также записи музыкальных произведений часто звучат и на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.
Схемы и модели задач использую на уроках математики, на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры. К урокам русского собрала подборку тренажеров. Это, например, тренажеры «Местоимение», «Определение склонения имен существительных», Есть база данных для картинных словарных диктантов. Использую как коллективную, так и индивидуальную работу.
Описание технологии использования ЭОР:
1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.
Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях:
- использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
- более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
- использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
- автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
- решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;
Наличие собственного сайта школы являясь важным звеном единой информационно-образовательной среды нашего учебного заведения, делает нас открытым пространством , отражающим для пользователей информацию, многие процессы, новшества , происходящие внутри нашего общеобразовательного учреждения. Мы стремимся чтобы сайт был не только внешне привлекаемым, информативным, но и интерактивным, регулярно обновляемым.
Работа на интерактивной доске.
Интерактивное оборудование , такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению новых знаний , развивают творческое мышление обучающихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.
Благодаря получению дополнительного интерактивного оборудования, у нас появилась возможность моделировать урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, реализовать проблемный подход в обучении. . СЛАЙД 26.Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
При этом обучающиеся не только расширяют и углубляют свои знания, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы раннее полученные знания, делают письменные комментарии поверх изображения на экране, записывают свои идеи , всесторонне рассматривают поставленную задачу и таким образом создают и выполняют интегрированные межпредметные проекты.
СЛАЙД 27.
В процессе обучения ИД используется
- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Работа на интерактивной доске проводится как во время всего урока, так и на конкретном этапе урока или внеклассного занятия.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы
Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
Таким образом, используя возможности применения интерактивной доски, достигается цель, как научить обучающихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Также в начальной школе мы используем интерактивную доску при проведении кружка «Шахматы». Ребята с увлечением осваивают эту игру, активно пользуясь возможностями доски.
Использование наглядных пособий для интерактивных досок с тестовыми заданиями.
Работа с наглядными пособиями дает нам возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении, развивают умения учащихся активно использовать средства ИКТ.
Каждое пособие содержит:
-яркий учебный иллюстративный материал;
-задания для текущего и тестового контроля;
-методические рекомендации.
Содержание наглядных пособий разработано на основе ФГОС начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Предлагаемые методические рекомендации в электронных образовательных ресурсах помогают нам наиболее полно раскрыть дидактические возможности предлагаемых наглядных пособий, воспитывать в учащихся интерес к изучаемому предмету, разнообразить приемы и методы обучения математике.
СЛАЙД. Одной из форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание презентаций.
Презентация дает возможность учителю самостоятельно сгруппировать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
СЛАЙД.Презентации позволяют учителю:
-наглядно представлять материал;
-интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
-регулировать скорость и объем выводимой информации посредством анимации;
-повышать познавательную активность обучающихся.
СЛАЙД.Работа с планшетами.
Полученные нами планшеты по программе «Предшкола нового поколения» позволяют при осуществлении подготовительных занятий.
Ребята учатся читать , считать, писать печатные буквы и цифры с использование звукового сопровождения. Параллельно в занимательной форме осуществляется контроль знаний по изученному материалу, сам ребенок контролирует свои действия ,находит ошибки и исправляет их.
Все это происходит в игровой, занимательной форме, придавая занятию не только обучающий характер, но и увлекательный. Методика развивает речь, знакомит с окружающим миром и математикой, миром художественной культуры, с основами физической подготовки. И все это достигается современными средствами. Одно из них – планшетный компьютер.
Все компоненты электронного устройства и размещенный в нем методический аппарат учитывают возрастные особенности дошкольника, а также современные требования к предшкольной подготовке.
Планшет придает предметам черты подлинного развлечения, а значит возбуждает интерес к учебе. Таким образом, дошкольники получают реальную мотивацию для дальнейшего обучения в школе и получения знаний.
СЛАЙД 32.Использование интерактивного мобильного компьютерного класса
Интерактивный мобильный компьютерный класс стал настоящим подарком судьбы и открыл новую страницу в истории школы. Сегодня дети не испытывают страха перед компьютером, поскольку эта техника есть дома практически у всех. Нетбуки, которые мы получили в составе мобильного класса разработаны специально для детей. Они симпатичные, удобные и легкие, так что даже первоклашки легко с ними справляются, –Дети очень любят рисовать, поэтому мы активно пользуемся всеми возможностями сенсорного экрана, на котором можно рисовать как рукой, так и стилусом. Благодаря тому, что оборудование не привязано к конкретному помещению, тележка с нетбуками спокойно перевозится из одного класса в другой – мобильный класс используется на всех предметах, что соответствует образовательным стандартам нового поколения. Например, у учителей есть возможность не просто предлагать ученикам тесты, которые изначально заложены в программу, но и создавать свои собственные
Использование нетбуков в составе мобильного компьютерного класса дает несравнимые возможности для коллективной работы, поскольку позволяет реализовать “обратную связь” с детьми. Учитель может наблюдать за работой учеников и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка. Его легко подключить к интерактивной доске, цифровой фото- или видеокамере, что добавляет урокам наглядности и делает учебу увлекательнейшим занятием.
СЛАЙД 33.Использование динамических раздаточных пособий.
Использование пособий открывает новые образовательные возможности, поскольку именно пособия позволяют сочетать такие виды восприятия , как визуальный, аудиальный и кинестетический, помогают ребенку успешно войти в сферу учебной деятельности через игру, сделать интерактивной работу с любой статичной информацией. Несомненными достоинствами обладают динамические раздаточные пособия контрольно-проверочного характера. Работа с ними может осуществляться как в парах , так и в группах, а также индивидуально. Нам не приходится ходить по всему классу и проверять ответ у каждого ученика – все карточки снабжены самопроверкой. Для ребенка же это прежде всего игра, а значит ,занятия становятся увлекательными и непринужденными, а проверка знаний будет проходить без стресса для ребенка. Динамические пособия позволяют ставить множество разнообразных задач и используются на различных этапах урока для закрепления, проверки и актуализации знаний учащихся. Они позволяют подтянут отставших учеников и увлекают умников.
В школе постоянно пополняется банк контрольно-измерительных материалов по предметам. Внедрилось в практику работы компьютерное тестирование, которое позволило учащимся самостоятельно оценивать свой уровень подготовки, лучше подготовиться к контролю знаний.
Электронные журналы и дневники медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ.
В первую очередь мы создали условия для работы учителя- с «ЭЖ» на рабочем месте. В нашей школе все рабочие места учителей оснащены компьютером. Единая локальная сеть объединяет все эти компьютеры и все компьютеры, которые использует администрация школы.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что учитель-предметник должен работать с электронный журналом только на своем рабочем месте в режиме реального времени. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога.
Серьезным препятствием для внедрения «электронного журнала» является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной заменой традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме.
Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок.
Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала
Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен
Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
Следить за своей средней оценкой
Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Лабораторное оборудование
В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий, необходимых для успешного освоения естественных наук в средней и старшей школе.
Для реализации данной цели, в нашей школе используется современное лабораторное оборудование, которое нацелено:
для повышения уровня мотивации и познавательной деятельности учащихся;
для проведения лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально;
для организации исследовательской деятельности.
Благодаря микроскопу, дети лучше понимают, что все живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. А все удивительное привлекает детское внимание, воздействует на развитие учащихся, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
В рамках реализации ФГОС НОО в наш лицей поступило новое лабораторное оборудование . Нами были изучены методические рекомендации по проведению уроков с использованием данного оборудования, которое второй год успешно используется на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.. В целом работа с учебно-лабораторным оборудованием позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.
Здоровьесбережение
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
АРМИС
Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Упражнения для профилактики плоскостопия с помощью специальных ковриков
Успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать дидактический принцип « работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка». И, проводя систематические медицинские обследования каждого ребёнка, можно контролировать физиологические параметры, своевременно анализировать и оказывать нужную медицинскую или педагогическую помощь каждому ученику.
СЛАЙД. Одним из условий деятельности нашей школы является мониторинг качества образования современными педагогическими средствами.
СЛАЙД Мониторинг используется для обработки, анализа, хранения , распространения информации о результатах обучения, позволяет судить о состоянии качества образования в нашей школе в любой момент времени и обеспечивает возможность прогнозирования его улучшения и развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Информационные технологии стоят на страже безопасности детей — в 92 школах проход в учебные здания осуществляется с помощью пластиковых карт,
Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение электронно-образовательных ресурсов
21 век уверенно вошел в нашу жизнь.
Современные информационные технологии решают повседневные и облегчают рутинный человеческий труд , открывая новые человеческие возможности. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
В условиях работы по новому ФГСО начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесс.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов помогает учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.
И очень хорошо, что младшие школьники сегодня не остаются в стороне.
ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям :
- в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку; непосредственно на уроке;
- при организации самостоятельной работы учащихся);
- при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов; метода проектов;);
- при использовании новых форм неурочных учебных занятий.
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);
научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам .
К основным инновационным качествам ЭОР относятся
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.
6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Благодаря тому, что в 2008 году школа получила государственную поддержку в 1 млн. рублей, и с 2011 года мы являемся базовой площадкой для стажировочной площадкой по проблеме: «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем , обеспечивающих современное качество образования» . В результате этого улучшился наш материально-технический ресурс. За счет участия в данном проекте мы приобрести оборудование для видеоконференции в масштабах региона, несколько интерактивных аппаратно-программных комплекса, ноутбуки обучающие компьютерные программы, получены индивидуальные электронные учебные пособия (двухэкранные планшеты для организации предшкольного обучения); мобильный класс,
получены программно-методические комплекты по программе «Предшкола нового поколения» авт. Р.Г.Чуракова, тем самым улучшив наш технический ресурс.
. Эти заработанные нами ресурсы позволили создавать и развивать свои собственные внутришкольные ресурсы , работать над эффективными технологиями для дальнейшей трансляции в педагогическом сообществе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- Усиливает воздействие выступления.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.
Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
наносить надписи при помощи клавиатуры
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.
Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц. Мне огромную поддержку в обучении окружающему миру оказывает программа «Мир природы». Эта развивающая программа включает в себя познавательные материалы об окружающем мире. Разделы «Проверь себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.
Практически ни один урок изобразительного искусства не обходится без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, и побывать в музеях, галереях, и показывает порядок изображения предметов. Эту же коллекцию использую и на других уроках, т.к. Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс.
Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст, услышать эталон выразительного чтения, организовать диктанты. Ну и, конечно же, ни один урок музыки не обходиться без использования аудиозаписей музыкальных произведений. Также записи музыкальных произведений часто звучат и на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.
Схемы и модели задач использую на уроках математики, на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры. К урокам русского собрала подборку тренажеров. Это, например, тренажеры «Местоимение», «Определение склонения имен существительных», Есть база данных для картинных словарных диктантов. Использую как коллективную, так и индивидуальную работу.
Описание технологии использования ЭОР:
1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.
Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях:
- использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
- более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
- использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
- автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
- решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;
Наличие собственного сайта школы являясь важным звеном единой информационно-образовательной среды нашего учебного заведения, делает нас открытым пространством , отражающим для пользователей информацию, многие процессы, новшества , происходящие внутри нашего общеобразовательного учреждения. Мы стремимся чтобы сайт был не только внешне привлекаемым, информативным, но и интерактивным, регулярно обновляемым.
Работа на интерактивной доске.
Интерактивное оборудование , такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению новых знаний , развивают творческое мышление обучающихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.
Благодаря получению дополнительного интерактивного оборудования, у нас появилась возможность моделировать урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, реализовать проблемный подход в обучении. . СЛАЙД 26.Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
При этом обучающиеся не только расширяют и углубляют свои знания, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы раннее полученные знания, делают письменные комментарии поверх изображения на экране, записывают свои идеи , всесторонне рассматривают поставленную задачу и таким образом создают и выполняют интегрированные межпредметные проекты.
СЛАЙД 27.
В процессе обучения ИД используется
- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Работа на интерактивной доске проводится как во время всего урока, так и на конкретном этапе урока или внеклассного занятия.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы
Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
Таким образом, используя возможности применения интерактивной доски, достигается цель, как научить обучающихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Также в начальной школе мы используем интерактивную доску при проведении кружка «Шахматы». Ребята с увлечением осваивают эту игру, активно пользуясь возможностями доски.
Использование наглядных пособий для интерактивных досок с тестовыми заданиями.
Работа с наглядными пособиями дает нам возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении, развивают умения учащихся активно использовать средства ИКТ.
Каждое пособие содержит:
-яркий учебный иллюстративный материал;
-задания для текущего и тестового контроля;
-методические рекомендации.
Содержание наглядных пособий разработано на основе ФГОС начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Предлагаемые методические рекомендации в электронных образовательных ресурсах помогают нам наиболее полно раскрыть дидактические возможности предлагаемых наглядных пособий, воспитывать в учащихся интерес к изучаемому предмету, разнообразить приемы и методы обучения математике.
СЛАЙД. Одной из форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание презентаций.
Презентация дает возможность учителю самостоятельно сгруппировать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
СЛАЙД.Презентации позволяют учителю:
-наглядно представлять материал;
-интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
-регулировать скорость и объем выводимой информации посредством анимации;
-повышать познавательную активность обучающихся.
СЛАЙД.Работа с планшетами.
Полученные нами планшеты по программе «Предшкола нового поколения» позволяют при осуществлении подготовительных занятий.
Ребята учатся читать , считать, писать печатные буквы и цифры с использование звукового сопровождения. Параллельно в занимательной форме осуществляется контроль знаний по изученному материалу, сам ребенок контролирует свои действия ,находит ошибки и исправляет их.
Все это происходит в игровой, занимательной форме, придавая занятию не только обучающий характер, но и увлекательный. Методика развивает речь, знакомит с окружающим миром и математикой, миром художественной культуры, с основами физической подготовки. И все это достигается современными средствами. Одно из них – планшетный компьютер.
Все компоненты электронного устройства и размещенный в нем методический аппарат учитывают возрастные особенности дошкольника, а также современные требования к предшкольной подготовке.
Планшет придает предметам черты подлинного развлечения, а значит возбуждает интерес к учебе. Таким образом, дошкольники получают реальную мотивацию для дальнейшего обучения в школе и получения знаний.
СЛАЙД 32.Использование интерактивного мобильного компьютерного класса
Интерактивный мобильный компьютерный класс стал настоящим подарком судьбы и открыл новую страницу в истории школы. Сегодня дети не испытывают страха перед компьютером, поскольку эта техника есть дома практически у всех. Нетбуки, которые мы получили в составе мобильного класса разработаны специально для детей. Они симпатичные, удобные и легкие, так что даже первоклашки легко с ними справляются, –Дети очень любят рисовать, поэтому мы активно пользуемся всеми возможностями сенсорного экрана, на котором можно рисовать как рукой, так и стилусом. Благодаря тому, что оборудование не привязано к конкретному помещению, тележка с нетбуками спокойно перевозится из одного класса в другой – мобильный класс используется на всех предметах, что соответствует образовательным стандартам нового поколения. Например, у учителей есть возможность не просто предлагать ученикам тесты, которые изначально заложены в программу, но и создавать свои собственные
Использование нетбуков в составе мобильного компьютерного класса дает несравнимые возможности для коллективной работы, поскольку позволяет реализовать “обратную связь” с детьми. Учитель может наблюдать за работой учеников и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка. Его легко подключить к интерактивной доске, цифровой фото- или видеокамере, что добавляет урокам наглядности и делает учебу увлекательнейшим занятием.
СЛАЙД 33.Использование динамических раздаточных пособий.
Использование пособий открывает новые образовательные возможности, поскольку именно пособия позволяют сочетать такие виды восприятия , как визуальный, аудиальный и кинестетический, помогают ребенку успешно войти в сферу учебной деятельности через игру, сделать интерактивной работу с любой статичной информацией. Несомненными достоинствами обладают динамические раздаточные пособия контрольно-проверочного характера. Работа с ними может осуществляться как в парах , так и в группах, а также индивидуально. Нам не приходится ходить по всему классу и проверять ответ у каждого ученика – все карточки снабжены самопроверкой. Для ребенка же это прежде всего игра, а значит ,занятия становятся увлекательными и непринужденными, а проверка знаний будет проходить без стресса для ребенка. Динамические пособия позволяют ставить множество разнообразных задач и используются на различных этапах урока для закрепления, проверки и актуализации знаний учащихся. Они позволяют подтянут отставших учеников и увлекают умников.
В школе постоянно пополняется банк контрольно-измерительных материалов по предметам. Внедрилось в практику работы компьютерное тестирование, которое позволило учащимся самостоятельно оценивать свой уровень подготовки, лучше подготовиться к контролю знаний.
Электронные журналы и дневники медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ.
В первую очередь мы создали условия для работы учителя- с «ЭЖ» на рабочем месте. В нашей школе все рабочие места учителей оснащены компьютером. Единая локальная сеть объединяет все эти компьютеры и все компьютеры, которые использует администрация школы.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что учитель-предметник должен работать с электронный журналом только на своем рабочем месте в режиме реального времени. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога.
Серьезным препятствием для внедрения «электронного журнала» является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной заменой традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме.
Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок.
Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала
Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен
Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
Следить за своей средней оценкой
Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Лабораторное оборудование
В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий, необходимых для успешного освоения естественных наук в средней и старшей школе.
Для реализации данной цели, в нашей школе используется современное лабораторное оборудование, которое нацелено:
для повышения уровня мотивации и познавательной деятельности учащихся;
для проведения лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально;
для организации исследовательской деятельности.
Благодаря микроскопу, дети лучше понимают, что все живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. А все удивительное привлекает детское внимание, воздействует на развитие учащихся, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
В рамках реализации ФГОС НОО в наш лицей поступило новое лабораторное оборудование . Нами были изучены методические рекомендации по проведению уроков с использованием данного оборудования, которое второй год успешно используется на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.. В целом работа с учебно-лабораторным оборудованием позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.
Здоровьесбережение
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
АРМИС
Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Упражнения для профилактики плоскостопия с помощью специальных ковриков
Успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать дидактический принцип « работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка». И, проводя систематические медицинские обследования каждого ребёнка, можно контролировать физиологические параметры, своевременно анализировать и оказывать нужную медицинскую или педагогическую помощь каждому ученику.
СЛАЙД. Одним из условий деятельности нашей школы является мониторинг качества образования современными педагогическими средствами.
СЛАЙД Мониторинг используется для обработки, анализа, хранения , распространения информации о результатах обучения, позволяет судить о состоянии качества образования в нашей школе в любой момент времени и обеспечивает возможность прогнозирования его улучшения и развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Информационные технологии стоят на страже безопасности детей — в 92 школах проход в учебные здания осуществляется с помощью пластиковых карт,
Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.