Эссе "Я - учитель". Конкурс "Учитель года Кубани" в 2017 году

Качура Светлана Васильевна

Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ № 1 города Крымска Качуры Светланы Васильевны.

В эссе раскрываются мотивы выбора учительской профессии, отражаются собственные педагогические принципы и подходы к образованию, собственное понимание миссии педагога в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Крымска

Качуры Светланы Васильевны

 «Я - учитель»

Шесть принципов педагогической веры

Учитель… Каково его предназначение на Земле? «Учить», – скажут одни. «Научить думать», – ответят другие. «Воспитывать достойных граждан своей страны», – выразят своё мнение третьи.

Как много возложено на учителя! Как много должен сделать он, чтобы впоследствии можно было гордиться своими учениками!

Мне посчастливилось выбрать дело по душе и посвятить ему часть своей жизни. Школа – моё призвание, своей деятельностью я продолжаю учительскую династию. Другой профессии для себя я не представляла.

А  как все начиналось? Началось, конечно, с детства.  Моё детство было счастливым! Любящие родители: папа - учитель истории и директор школы, мама - библиотекарь. В доме царила атмосфера уважения и любви к учительской профессии. Передо  мной всегда стоял образ отца,  мудрого  и талантливого  педагога, опытного руководителя и наставника. Благодаря его советам  появилась мечта об учительстве. Я поняла, что хочу связать свою будущую профессию со школой и стать учителем начальных классов.

В 21 год с отличием окончила Карагандинский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения» Сбылась мечта: я - учитель.

На моем профессиональном пути было широкое поле для реализации идей,   поисков технологий, форм, методов, приёмов, средств обучения, позволяющих мне выполнять то, что предначертано Учителю.  За 25 лет своей преподавательской деятельности я никогда не пожалела о выборе профессии.

Каждый день я с радостью  переступаю порог школьного, вечно кипящего страстями дома, дорогого и ставшего любимым.

В чём же смысл моей педагогической деятельности?

В своей практике придерживаюсь заповеди:  педагог должен быть полон  оптимизма в отношении каждого ученика. Любой урок стараюсь начинать с улыбки и добрых слов детям. Моя задача создать условия для успешного развития каждого ребенка, чтобы он с удовольствием открывал двери  в мой класс.

Моё педагогическое кредо - не останавливаться на достигнутом, постоянно держать себя в тонусе, открывать  новые горизонты любимого дела. Реализоваться в профессиональном отношении мне помогают педагогические принципы, к постижению которых я шла не один год.

Древнегреческий философ Плутарх говорил: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

Из опыта работы знаю, что, столкнувшись с учебными трудностями, многие ученики ищут способы для их преодоления, стараются   всеми силами решить возникшую проблему, но есть и такие, которые боятся сложностей, пасуют перед ними.

Самым  нерешительным ученикам рассказываю историю о правителе, который испытал своих подданных, предложив им открыть дверь, с большим замком. По-разному проявили себя придворные: одни – сокрушаясь, кивали головами, другие рассматривали  замок, а третьи стали неуверенно толкать дверь. И только самому упорному, удалось справиться –  дверь открылась. Он поверил в свои собственные силы. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, который рождает  энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Мой первый принцип. Помоги ребёнку поверить в свои собственные силы!

Для меня  главное действующее лицо в школе – это ученик. Со своими достоинствами и недостатками, с прекрасной памятью или отсутствием внимания, дисциплинированный или непослушный…

Вот отрывок из стихотворения Е. Евтушенко, с поэтическим высказыванием которого трудно не согласиться.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Каждый мой ученик - это Вселенная, каждый – личность, неповторимая индивидуальность. Никогда не выделяю среди них любимчиков. Все они мне дороги.   Такие разные дети!  Их будущее – в моих руках тоже.

Второй мой принцип. Люби своих учеников, ведь каждый из них уникален!

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить…», сказал немецкий политик и писатель А. Бебель.

Ученик  приходит в школу с искренним желанием учиться, он рассчитывает заслужить любовь и уважение учителя  и одноклассников, хочет добиться признания и уважения в коллективе. Самая серьёзная проблема, которая может возникнуть - крушение этого оптимизма.

В своей работе я использую методы и технологии, позволяющие вызвать интерес  ребёнка к изучению окружающего мира. Строю общение с детьми так, чтобы мы вместе творили, создавали, открывали мир, а каждый  ребёнок чувствовал бы уверенность в себе, раскрывал свои индивидуальные способности и таланты. Стараюсь на уроке создать атмосферу, где ребёнок  фантазирует, чувствует, размышляет и учится.

Мой третий принцип. Пробуди способности в своих учениках, найди  лучшее, что в них есть, и постарайся развить.

Нельзя не согласиться с  педагогом и психологом  Ш.А. Амонашвили, утверждавшим: «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям» И это четвёртый принцип.

На мой взгляд, мастерство учителя  заключается не в подавлении шалостей, а в их преобразовании. Шалуны -  игривые существа,  они помогают сверстникам  быть резвыми и подвижными. Педагог должен уметь видеть в таких ребятах себя, принять их как повторение своего детства, для того, чтобы расти и развиваться профессионально самому.

Пятый принцип. Сделай  шалунов своими помощниками.

Я помню  свою первую учительницу Бакалову Нину Ивановну.

Синее платье, аккуратная причёска, ласковый взгляд, сохранившийся в моём сознании. Строгая, и в тоже время, приветливая и справедливая. Она отдавала нам всю себя без остатка. Мы тянулись к ней, хотелось каждый день идти в школу. Помню, как она радовалась нашим успехам, волновалась и переживала за неудачи. Её душевное тепло нас согревало. Учительница была нужна нам, а мы были нужны ей. Не это ли является главным предназначением Учителя на Земле?!

Мой шестой принцип. Дари  свет своим ученикам. 

Человечество развивается на протяжении тысячелетий,   но главным достижением земной цивилизации на все времена был и остаётся Человек.

Духовность и нравственность в его  воспитании   не могут быть привнесены извне. В этом важная роль отводится предмету  «Кубановедение», который я преподаю. Он обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников знаний о человеке, окружающем мире и обществе на региональном материале. Уроки  кубановедения – это разговор особый. Знакомлю детей с историей, культурой и традициями народов Кубани. Своим ученикам я прививаю любовь к малой родине, формирую такие базовые ценности как толерантность, патриотизм, уважение к культурному наследию народов, живущих в Краснодарском  крае.

Я – учитель XXI века! В работе современного учителя важно всё: свой почерк, методическое мастерство, знание современных образовательных технологий, искусство общения. Всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны быть мои личностные качества как педагога, мой жизненный опыт и знания. Стараюсь самосовершенствоваться: участвую в конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах, эффективно использую современные педагогические технологии в обучении.

Я считаю, что миссия современного учителя состоит в том, чтобы открыть в каждом ученике творца, распознать, выявить, его неповторимый талант, направить его на путь творческой и интеллектуальной реализации. Каждый ребенок уникален! И увидеть в нём что-то особенное, помочь ему поверить в себя - в этом и состоит высокая миссия педагога в современном мире.