Кружок "Наши пальчики играют"
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". писал В.А. Сухомлинский. Чтобы развивать речь малышей нужно, чтобы их пальчики постоянно были в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nashi_palchiki_igrayut.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК «НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ»
“Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев”
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Ученые установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна. Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу, поэтому необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Программа кружка рассчитана на 1 год для детей 2-3 лет.
Цели программы кружка:
1. Развивать речь, знакомить с окружающим миром, развивать творчество, фантазию.
2. Развивать внимание, воображение, пространственную ориентацию.
3. Совершенствовать зрительное восприятие.
4. Развивать мелкую моторику у детей, щипковый захват указательным и большим пальцами.
5. Познакомить с приемками лепки: надавливание, вдавливание, сплющивание, отщипывание.
6. Развивать личностное, эстетическое развитие.
7. Развивать координацию движений.
Задачи программы кружка:
1. Развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальцев рук.
2. Развивать речь детей.
3. Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.
4. Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений.
5. Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр.
6. Создавать благоприятный эмоциональный фон общения.
Кружковые занятия проводятся один раз в неделю по каждому разделу программы, продолжительность занятия – 10 минут.
Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.
Разделы программы:
1. Игры с мозаикой
2. Игры с пластилином
3. Фольклорные пальчиковые игры
Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.
При реализации программы кружковой работы применяются следующие приемы:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- показ воспитателя;
- беседа;
- рассказ;
- творческие задания;
- пальчиковые игры;
- инсценировка.
Предполагаемый результат.
Воспитанники будут:
уметь самостоятельно выполнять пальчиковые игры; делать различные движения пальцами, руками и произносить текст; прослушивать инструкции взрослого;
знать названия пальцев своей руки; правила игр с пластилином; небольшие стихотворения;
иметь представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы)
Приложение 1
Игры с мозаикой
Сентябрь
1 Игра «Подари коту нос, рот… » направлена на развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне
2 Игра «Моя семья» направлена на дальнейшее развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка, на выработку у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
3 Игра «Капли» направлена на развитие моторной ловкости пальцев руки ребенка, на выработку умения у ребенка заполнять одну ячейку за другой
4 Игра «Овощной магазин» направлена на расширение представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов
Октябрь
1 Игра «Почини плюшевого мишку»
Цель. Формирование координации движений пальцев ведущей руки (указательного и большого) ; развитие пространственной ориентации; развитие мышления и зрительного внимания. Активизация словаря словами: пол, лапа, починили, оторвали, брошу, хороший.
2 Игра «Ваза для фруктов»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки; развитие умения выкладывать картинки по образцу. Активизация словаря словами: яблоко, груша, апельсин, фрукты, ваза.
Цель: Дальнейшее развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Активизация словаря словами: ветер, волны, дуть, плыть.
4 Игра «Строим дом» направлена на развитие представления детей о форме, учить соотносить количество (один-много)
Ноябрь
1 Игра «Листопад»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки; развитие умения выкладывать картинки по образцу. Активизация словаря словами: листок, желтый, большой, маленький.
2Игра «Шьем одежду для мишки»
Цель. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и пространственной ориентации. Активизация словаря: кофта, рукава, воротник, застежка.
3 Игра «В час по чайной ложке»
Цель. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и пространственной ориентации. Активизация словаря: пустой, полный, налить, перелить.
4 Игра «Разные кружки для зайца и лисы» направлена наразвитие представления о цвете и форме
Декабрь
1Игра «Прогулка мишки по лесу»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики; развитие умения выкладывать корзину из мозаики по образцу. Активизация словаря: мишка, шишка, пень, гулял, собирал, устал, задремал.
2 Игра «Наша елка высока»
Цель. Дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу. Активизация словаря: елка, потолок, игрушки, мозаика, высока, висят.
3 Игра «Шарики в воде»
Цель. Дальнейшее формирование умения выкладывать и перекладывать предметы. Активизация словаря: ситечко, салфетка, губка.
4 Игра «Большие и маленькие мячики» позволяет учить различать цвет и величину (большой-маленький), развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова.
Январь
1 Игра «Белый снег… »
Цель. Развивать умение координировать движения пальцев ведущей руки; пространственную ориентацию. Активизация словаря: снежок, летит, бежит, догнать, играть.
2 Игра «Валенки для Валеньки»
Цель. Совершенствовать умение координировать движения пальцев; знакомство ребенка с зимней обувью (валенками). Активизация словаря: валенки, галоши.
3 Игра «Тонет-не тонет»
Цель. Продолжать закреплять умение координировать движения пальцев. Активизация словаря: перышко, гвоздик, прищепка, бусинка.
4 Игра «Построим дом для мишки и зайчика» позволяет учить создавать постройки из различных строительных материалов.
Февраль
1 Игра «Лепим зайчика»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: ком, хвост, усы, солома, длинные, блестящие.
2 Игра «Гусыня с гусятами»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: гусыня, гусята
3 Игра «Взбивание пены»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие мускулатуры кисти рук. Активизация словаря: венчик, пена.
4 Игра «Лесенка для белочки» позволяет учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения.
Март
1 Игра «Стираем вместе с мамой»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания) ; развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: стояла, стирала, охала, топала.
2 Игра «Построим самолет»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: самолет, построим, понесемся, вернемся.
3 Игра «Я и река»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания. Активмзация словаря: фильтр, проточная вода.
4 Игра «Домик и забор»
Цель. Учить детей строить заборчик вокруг домика или перед ним, ставя кирпичики рядом друг с другом.
Апрель
1 Игра «Дождик, дождик, лей, лей… »
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: дождик, дорожка, льется, ладошка.
2 Игра «Шьет сапожник нам сапожки»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: валенки, новенькие, чернобровенький, пляшут, машут.
3 Игра «Поплывет или утонет»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания, познание свойства предметов.
4 Игра « Подбери кубики по цвету»
Цель: учить детей различать цвета. Побуждать произносить слова: такой, такой же.
Май
1 Игра «Миска для киски»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания) ; развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: тарелка, чашка, кружка, ложка, вилка.
2 Игра «Белая береза»
Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: козлик, береза, привяжу, качаться, бодаться.
3 Игра «Прыгающий шарик»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания. Активизация словаря: струя воды.
4 Игра «Что в трубке лежит»
Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления
Игры с пластилином
Сентябрь
1 «Вот такое тесто»
Цель. Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику.
2 «Спрячь и достань игрушку».
Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику.
3 «Покормим птиц».
Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать кусочки теста от большого куска; развивать мелкую моторику.
4 «Картинки на тесте»
Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха) ; развивать мелкую моторику рук.
Октябрь
1 «Вот такой пластилин»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук.
2 «Пластилиновая мозаика»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к плоской поверхности; развивать мелкую моторику рук.
3 «Блинчики»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки.
4 «Готовим котлеты»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности.
Ноябрь
1 «Покормим курочку»
Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
2 «Конфеты на тарелочке»
Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
3 «Витамины в баночке»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.
4 «Огород»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу. Развивать мелкую моторику.
Декабрь
1 «Шоколад с орехами»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение.
2 «Снег идет»
Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
3 «Бусы»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение.
4 «Наряжаем елку»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца.
Январь
1 «Булка с изюмом»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу; развивать мелкую моторику рук.
2 «Гусеница»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу; развивать мелкую моторику рук.
3 «Цветок»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке.
4 «Рыбка»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тесто, создавая изображение; развивать мелкую моторику рук.
Февраль
1 «Бабочка»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; развивать воображение; развивать мелкую моторику рук.
2 «Цветок»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке; создавая изображение; учить действовать самостоятельно по готовому образцу.
3 «Щетка»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилин в определенном порядке, создавая объемную поделку.
4 «Мухомор»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
Март
1 «Пирожки»
Цель. Развивать умение скатывать шарики из теста в руках.
2 «Ежик»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
3 «Ягодная полянка»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
4 «Красивая тарелка»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
Апрель
1 «Яблоки»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина; вдавливать детали в пластилин, прижимать пластилиновые детали. Развивать мелкую моторику рук.
2 «Конфеты»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина среднего размера.
3 «Вишенки»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина среднего размера; умение вдавливать детали в пластилин.
4 «Колбаска»
Цель. Развивать умение детей раскатывать из пластилина колбаски.
Май
1 «Готовим салат»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; показать приемы работы стекой «нож» - разрезать пластилин на кусочки нужной величины
2 «Сушки»
Цель. Развивать умение детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять ее концы между собой путем придавливания.
3 «Одуванчик»
Цель. Закреплять умения детей вдавливать детали в пластилин, создавать объемную поделку.
4 «Неваляшка»
Цель. Развивать умение детей действовать по поэтапному показу – скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, закреплять знания детей о величине и пространственном расположении предметов.
Фольклорные пальчиковые игры
Сентябрь
1. Игра «Этот пальчик хочет спать… »
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки
2. Игра «Этот пальчик… »
Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.
3. Игра «Капитан»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Домик»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Октябрь
1. Игра «Дружат наши дети… »
Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.
2. Игра «Баиньки, баиньки… »
Цель. Развивать умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу») ; выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
3. Игра «Барашки»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра « Гроза»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Ноябрь
1. Игра «Осенние листочки»
Цель. Развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.
2. Игра «Купим сыну валенки»
Цель. Развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.
3. Игра «Моя семья»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Пальчики»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Декабрь
1. Игра «Белка»
Цель. Развивать умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.
2. Игра «Улитка, улитка… »
Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.
3. Игра «Кошки-мышки»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Пальчики в лесу»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Январь
1. Игра «Зима» - направлена на развитие мелкой моторики (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки) .
2. Игра «Зимняя прогулка» - направлена на умение загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом; на развитие координации движений.
3. Игра «Кто приехал?»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Шалун»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Февраль
1. Игра «Дом на поляне» - направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения.
2. Игра «Та-та-та» - направлена на развитие умения вращать кистями; на исследование своего тела.
3. Игра «Белочка»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Детки»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Март
1. Игра «Сорока-белобока» - направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами.
2. Игра «Вот поезд наш едет… » направлена на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.
3. Игра «Есть игрушки у меня»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Очки»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Апрель
1. Игра «Пришла весна» - направлена на расширение словарного запаса.
2. Игра «лесные дела» - направлена на формирования умений выполнять движения ладонями, кулачками, пальцами.
3. Игра «Есть игрушки у меня»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Пастушок»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
Май
1. Игра «Солнышко-ведрышко» - направлена на формирование умении соединять поочередно пальцы правой и левой руки, при этом проговаривать слова.
2. Игра «Пчелиный улей» - направлена на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.
3. Игра «Пчелки»
Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.
4. Игра «Часы»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.
ЛИТЕРАТУРА
1 «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
Санкт-Петербург 2002г.
2 «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко
Мозаика-Синтез 2005г.
3 «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова.
Сфера 2007г.
4 Развитие игровой деятельности Н.Ф. Губанова. Мозаика-синтез 2012.