Планы по самообразованию

Курбанова Ралина Рашатовна
Планы по самообразованию педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_22-23.docx19.94 КБ
Microsoft Office document icon samoobr.kurbanova_23-24.doc63.5 КБ
Файл samoobr_24-25.docx8.56 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2022-2023 год

воспитателя Курбановой Р.Р.

тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года

Актуальность темы

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Список используемой литературы:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга»: СПб.: 2017.

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.

8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

11. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

                        

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок К.И.Чуковского

Выставка рисунков по сказкам дедушки Корнея.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Вечер загадок.

Март

Чтение любимых стихотворений.

Конкурс чтецов.

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок.

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева«Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педсовете.

Февраль

Доклад по теме: «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Выступление на педсовете.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Планируемый результат:

Составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература.

Подобран практический материал согласно плану работы по теме самообразования (пополнена развивающая предметно -пространственная среда: «Уголок книги», атрибуты для игр – драматизаций, иллюстрации для рассматривания и бесед)

Дети:

- интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

- самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, придумывают сказки, инсценируют отрывки из произведений.

Родители:

- регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

- проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

Форма отчёта:

- Подведение итогов работы за 2022 – 2023 уч. год на родительском собрании: «Успехи наших детей»

- Выставка детского творчества: «Мои любимые книжки»

Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»

Систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (детская художественная литература, альбом с портретами писателей, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности, фотоматериал и др.)

МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ»

Филиал «Детский сад «Ручеек» с.Фунтово»

        

План работы по самообразованию

на 2022-2023 год

тема:

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Курбанова Р.Р.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ»

Филиал «Детский сад «Ручеек» с.Фунтово»

 

План работы по самообразованию

«Формирование графомоторных  навыков как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

на 2023-2024 уч.год

                                                                                                                                                               

                                                                                              Воспитатель:

   Курбанова Р.Р.

        

Тема: «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, развитие педагогического   опыта по формированию графомоторных  навыков и умений у детей   старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний посредством изучения  методической литературы  и интернет – ресурсов  по  данной теме.

2. Внедрять применение техник и  технологий по формированию  графомоторных навыков и умений.

3. Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах формирования графомоторных навыков  как средства речевого развития детей  старшего дошкольного возраста.

4. Продолжать оформление  в группе центра речевого развития детей.

5. Развивать начальные графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, способствующие подготовке руки к письму.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Графомоторный  навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные  навыки  включают в себя:

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение  заданий  с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями); Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться  не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

 

Формы работы

Сроки

Практические выходы

1.

 Изучение литературы по теме самообразования.

Сентябрь

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

2.

Составление  и написание плана по самообразованию  на год. Постановка целей и задач по теме самообразования.

Сентябрь

План по самообразованию.

3.

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года.

Сентябрь

Проведение контрольного диагностического обследования. Обработка данных.

4.

Пальчиковые игры и  упражнения, гимнастика Су –Джок  для развития мелкой моторики кистей рук,  с целью повышения графомоторных навыков.

Октябрь

 Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (текстовый материал)

Картотека гимнастики Су-Джок (текстовый материал)

5.

Совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики.

Сентябрь - май

Пальчиковый театр, пазлы, мозаика, конструктор, геоборд, теневой театр.

6.

Расширение  знаний родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

Ноябрь

Буклет  для родителей «Готовность руки к письму ».

7.

Развитие графомоторных навыков у детей через использование разнообразных графических упражнений.

Сентябрь - май

1.Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Рисование по шаблонам.

8. Графический диктант

9. Обведение  фигуры по точкам,  не отрывая карандаш.

10.Работа в рабочих  тетрадях. («Продолжи ряд»,  «Дорожка», «Повтори узор» и.т. д)

11.Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).

12.Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов

13. Лабиринты

14. Раскраски, рисование по замыслу.

8.

 Профилактика нарушений письма.

Сентябрь - май

Правильно держать карандаш, правильная посадка при выполнении  заданий, игр и упражнений.

9.

Знакомство  детей с «клеткой»        

Ноябрь

Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

10

Познакомить детей с понятием «строка»

Декабрь

 («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

11

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Декабрь

Выставка дидактических игр  по развитию мелкой моторики.

12

Составление рисунков и узоров  по клеткам

Январь

Картотека «Графические диктанты»

13

Дидактические игры:

Декабрь

1. «Ниткопись» (выкладывание шерстяной нити по контору какого - либо изображения.)

2. «Кто скорее свернет ленту? »( две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

3. «Путешествие пальцев»

(лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах

«островки» для передвижения пальцев.)

4. «Составь узор из палочек»

(разноцветные палочки в коробке; образцы

узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для

выкладывания узора.)

5. «Пуговичные бусы»

(Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц)

6. «Чем не Золушка?».

(перемешать два вида крупы, необходимо разложить крупу по разным банкам).

7. «Месим тесто». (Погружать руки ребенка в миску с крупами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.)

14

Выявления уровня  развития графомоторных навыков детей на конец учебного года.

Май

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования. Обработка данных.

15

Анализ работы по теме самообразования.

Май  

Итоговый отчет о проделанной работе по теме самообразования. Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.

      Литература:

  1. О. С. Иванникова «О формировании графических навыков» /Дошкольное воспитание №12/2007/.
  2. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  3. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».
  4. https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-kurilenko/-umelye-ruchki.html
  5. https://myintelligentkids.com/razvitie-graficheskix-navykov-rebenka-doshkolnika
  6. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005
  7. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
  9. Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам
  10.  Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005.
  11.  Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е.,
  12.  Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
  13.  Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
  14.  Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М. М «Развитие моторики»
  15.  Нищева Н.В «Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста ОНР (с 6 до 7 лет). Подготовительная к школе группа.- Спб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2019. – 32с., цв. ил.



Предварительный просмотр:


МКОУ "Кирпичнозаводская СОШ"

Филиал "Детский сад «Ручеек» с.Фунтово"

План работы по самообразованию

на 2024/2025 учебный год

Тема: «Подготовка к школе старших дошкольников»

Воспитатель:

    Курбанова Р.Р.

Тема: «Подготовка к школе старших дошкольников»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024г

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г

Актуальность:

     Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенно влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника вступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Цель:  повысить свой профессиональный уровень знаний по подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросам подготовки к школе.

2. Определить факторы умственной, эмоционально-волевой, мотивационной готовности к обучению в школе.

3.Выявить роль родителей к формированию у детей желания учиться в школе.

4. Составить систему консультаций и рекомендаций в помощь родителям будущих первоклассников.

План по самообразованию

Период

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Выбор темы самообразования. Постановка целей и задач. Подбор методической литературы.

Составление плана самообразования.

Анализ методической литературы: Модестова Т.В. «Скоро в школу». Санкт-Петербург, 2005г.

Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва, Просвещение, 1992 г.

Разработка плана  работы по теме самообразования

Октябрь

Оформление сюжетно- ролевой игры «Школа».

Оснащение уголка юного школьника.

Сюжетно - ролевая игра «Школа», уголок юного школьника.Приобретение рабочих тетрадей по подготовке детей к школе.

Ноябрь

Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».

Консультации для родителей: «Роль семьи в подготовке детей к школе»

Декабрь

Работа над материалами рекомендаций для родителей

Памятки «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе»

Январь

Оформление материалов папки - передвижки

Папка - передвижка «Готовим будущего первоклассника»

Февраль

Работа над материалами консультации для родителей на тему: «Как подготовить руку ребенка к письму».

Консультация для родителей на тему: «Как подготовить руку ребенка к письму».

Март

Пополнение картотеки игр на тему "Школа"

Картотека игр

Апрель

Подготовка к родительскому собранию.

Итоговое родительское собрание «Скоро в школу!».

Май

Анализ работы по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования. Выступление на педсовете.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Модестова Т.В. «Скоро в школу». Санкт-Петербург, 2005г. Виноградова Н.Ф., 2. Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва, Просвещение, 1992г.2.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.

5. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

6. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003.

7. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.

8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.

11. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009.

12. Л. Е. Журова Обучение дошкольников грамоте. – М. :Школьная пресса,2001

13. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

14. Интернет-ресурсы.