Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Русанова Валентина Васильевна

Рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, статьи, коррекционные упражнения и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна.

  Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

  Психика детей с болезнью Дауна имеет ряд своеобразных особенностей. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они склонны к гримасничанью, у них развита подражательность, они хорошо копируют действия окружающих их людей. Это дети эретического типа. Они повышенно возбудимы, плохо тормозятся, непоседливы но развиваются несколько быстрее и достигают в своём развитии большего, чем торпидные дети. Для детей торпидного типа характерны вялость, заторможенность.

  В контакт эти дети вступают легко, часто проявляют навязчивость. Большей частью они приветливы, проявляют чувство жалости, симпатии, обиды, стыда. И всё же эти эмоции малодифференцированны. Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. Любопытны, живо реагируют на новизну. Несамостоятельны, безынициативны, легко подчиняются. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность, могут исподтишка обижать слабых.

  Мышление детей с болезнью Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряются, если им задают непривычный вопрос. Не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий. Внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются.

  Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи  со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком. Развитие ребёнка, прежде всего происходит в семье, семья играет ведущую роль в формировании личности ребёнка.

  Динамика развития детей зависит от тяжести поражения. Как отмечают многие авторы, дети до 3-4 лет развиваются медленно; особенно отстают в развитии двигательные и психические функции. После 4-5 лет активность несколько повышается, особенно у детей с чертами эротического темперамента. Благодаря хорошей подражательности, старательности они дают некоторое продвижение в своём развитии.

  Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна

Психологическое нарушение

Корректируемые психические функции

Психокоррекционные игры и упражнения

Восприятия

Слуховое восприятие:
-целенаправленность звуков речи;
-восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов;
-дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков.

Восприятие цвета:
-сравнение предметов по цвету;
-различение цветовых тонов через сравнение с образцом;
-установление связи между цветовыми тонами и их названиями;
-целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением.
 
Восприятие формы:
-осязательное восприятие формы предметов;
-осязательное различение сходных по форме предметов;
-зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур;
-зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры;
-использование зрительного образа в операции сравнения;
-восприятие формы плоскостных фигур.

Восприятие величины:
-зрительно-осязательное восприятие величины;
-сравнение предметов по величине(протяжённости) с помощью прикладывания к образцу;
-сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля;
-выделение предметов заданной величины по образному представлению;
-дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины.

 

«Кто разбудил мишку?»
«Что выбрал Петрушка?»
«Встречайте гостей», «Бегите ко мне»

 

 

«Разноцветные ленточки»
«Ищи свой дом»

«Разноцветные колечки»

«Цветовое поле», «Прыг- скок»

 

«Что нам привёз Мишка?»
«Есть у тебя или нет?»

«Закрой окошко»

«Где твой дом?»

«Принеси и покажи»

«Геометрическое лото»

 

«Матрёшки»

«Разберём и соберём»

 

«Приходите на лужок»

«Раз-два-три-ищи!»

«Пирамидки», «Поручения»

Внимания

Развитие произвольного внимания:
Удерживание в сознании условий задания и ориентация на их выполнение;
Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие;
-развитие произвольного внимания. связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
-устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность;
-распределение, переключение внимания;
-управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности.

«Раз, два, три-говори»

 

 

«Слушай хлопки»

 

«Отзовись, не зевай»

«Поехали»
«Пальчики», «Проказы», «Будь внимателен»

Памяти

Развитие моторно-слуховой памяти;
-развитие зрительно-моторной и пространственной памяти;
-развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти;
-развитие зрительной памяти;
-развитие кратковременной памяти:
целенаправленное запоминание и припоминание;
-развитие смыслового запоминания через причинно-следственные связи;
-развитие словесной памяти: осмысленное и целенаправленное запоминание слов.

«Повтори за мной»
«Запомни движения», «Запомни своё место»
«Нарисуй с закрытыми глазами»
«Запомни свою позу»
«Фигура» «Переполох»
«Кто здесь прячется»

«Что достать тебе, дружок?»
«Мамины помощники»

Мышления и речи

-развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи;
-упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного словаря, развитие коммуникативной функции речи;
-развитие мышления, связной речи и выразительных движений;
-развитие мышления и связной речи: выделение назначения предмета и обозначение его посредством слова;
-мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение;
-операции анализа, синтеза, классификации;
-понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки;
-понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных картинках;
-мыслительные ассоциативные связи;
-понимание скрытого смысла;
-сложная аналитико-синтетическая деятельность: составление предложений, передача информации в сжатом виде, выражение мысли другими словами, придумывание заглавий, разделение информации на смысловые единицы.

«Чудесный сундучок»

«Мешочек, впусти»

 

«Где мы побывали, что мы повидали»
«Что на картинке?»
«Отгадай-ка»

«Парные картинки»

«Определи игрушку», «Лишняя игрушка»
«Игрушки-артисты»

«Сочини рассказ»

 

«Определения»
«Пословицы»
Игры-упражнения

Психомоторики

-развитие мелкой моторики;

 

 

-развитие крупной моторики (упражнения)- дополнительно формируются преодоление гиперактивности, произвольность движений, самоконтроль.

«Лабиринт», «Графический диктант», «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение
«Хоровод», «Флажок», «Стой», «Замри», «Запрещённое движение». Другие подвижные игры.

Эмоции и воли

Снятие эмоциональной реактивности; ситуативной агрессии;
-снятие напряжённости, невротических страхов;
-снятие эмоциональной напряжённости, аутичности;
-саморегуляция эмоциональных состояний: успокоение, раскованность, сосредоточение, концентрация;
-снятие страхов и тревоги перед угрозой агрессии;
-снятие страха перед школой;
-снятие агрессии и страха с помощью воображения;
-снятие тревожности в межличностном взаимодействии через опыт совместной деятельности;
-формирование умений сдерживать себя;
-управление своим поведением в групповой деятельности6 формирование выдержки и способности управлять собой в соревновательной ситуации;
-развитие самоконтроля, самодисциплины, преодоление гиперактивности.

«Поссорились два петушка»
«Дракон кусает свой хвост»
«Иголка и нитка»

«Этюды на выражение эмоций»

«Змей-Горыныч», «Нарисуй свой страх», «Темнота»
«Кляксы»

«Раздувайся, пузырь», «Карусель», «Зимний хоровод», «Подарки»
«Смелые мышки»
«Пустое место», «Лиса и гуси», «Флажок»

 

«Замри»,»Запрещённое движение», «Стой», «Запретный номер»