Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, статьи, коррекционные упражнения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна. | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна.
Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.
Психика детей с болезнью Дауна имеет ряд своеобразных особенностей. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они склонны к гримасничанью, у них развита подражательность, они хорошо копируют действия окружающих их людей. Это дети эретического типа. Они повышенно возбудимы, плохо тормозятся, непоседливы но развиваются несколько быстрее и достигают в своём развитии большего, чем торпидные дети. Для детей торпидного типа характерны вялость, заторможенность.
В контакт эти дети вступают легко, часто проявляют навязчивость. Большей частью они приветливы, проявляют чувство жалости, симпатии, обиды, стыда. И всё же эти эмоции малодифференцированны. Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. Любопытны, живо реагируют на новизну. Несамостоятельны, безынициативны, легко подчиняются. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность, могут исподтишка обижать слабых.
Мышление детей с болезнью Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряются, если им задают непривычный вопрос. Не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий. Внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются.
Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком. Развитие ребёнка, прежде всего происходит в семье, семья играет ведущую роль в формировании личности ребёнка.
Динамика развития детей зависит от тяжести поражения. Как отмечают многие авторы, дети до 3-4 лет развиваются медленно; особенно отстают в развитии двигательные и психические функции. После 4-5 лет активность несколько повышается, особенно у детей с чертами эротического темперамента. Благодаря хорошей подражательности, старательности они дают некоторое продвижение в своём развитии.
Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.
Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна
Психологическое нарушение | Корректируемые психические функции | Психокоррекционные игры и упражнения |
Восприятия | Слуховое восприятие: Восприятие цвета: Восприятие величины: |
«Кто разбудил мишку?»
«Разноцветные ленточки» «Разноцветные колечки» «Цветовое поле», «Прыг- скок»
«Что нам привёз Мишка?» «Закрой окошко» «Где твой дом?» «Принеси и покажи» «Геометрическое лото»
«Матрёшки» «Разберём и соберём»
«Приходите на лужок» «Раз-два-три-ищи!» «Пирамидки», «Поручения» |
Внимания | Развитие произвольного внимания: | «Раз, два, три-говори»
«Слушай хлопки»
«Отзовись, не зевай» «Поехали» |
Памяти | Развитие моторно-слуховой памяти; | «Повтори за мной» «Что достать тебе, дружок?» |
Мышления и речи | -развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи; | «Чудесный сундучок» «Мешочек, впусти»
«Где мы побывали, что мы повидали» «Парные картинки» «Определи игрушку», «Лишняя игрушка» «Сочини рассказ»
«Определения» |
Психомоторики | -развитие мелкой моторики;
-развитие крупной моторики (упражнения)- дополнительно формируются преодоление гиперактивности, произвольность движений, самоконтроль. | «Лабиринт», «Графический диктант», «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение |
Эмоции и воли | Снятие эмоциональной реактивности; ситуативной агрессии; | «Поссорились два петушка» «Этюды на выражение эмоций» «Змей-Горыныч», «Нарисуй свой страх», «Темнота» «Раздувайся, пузырь», «Карусель», «Зимний хоровод», «Подарки»
«Замри»,»Запрещённое движение», «Стой», «Запретный номер» |