Внедрение нормативов ГТО для учащихся школы и ВУЗа в условиях снижения уровня жизни и здоровья населения
Здоровьем сегодня «не блещут» ни старшеклассники, загруженные уроками, ни первоклашки, у которых все нагрузки еще впереди, а те, кто уже занимается в высших учебных заведениях давно забыли про спорт. В нашей школе в первом классе учатся всего 40 % совершенно здоровых детей, а выпускников, абсолютно здоровых, нет вообще. Много учеников страдают хроническими заболеваниями: органов дыхания, пищеварения, зрения. Студенты же вообще не следят за здоровым образом жизни, питаются неправильно, в общем им не до себя.
Уже с самых первых дней учебы у малышей может быть не четыре, а пять или шесть уроков. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Особенно тяжело ученикам лицеев и гимназий, где «рабочий день» может быть дольше, чем у многих взрослых. Фактически школа отнимает все свободное время: дети учатся по 12-14 часов, потом идут заниматься музыкой или в спортивную секцию, делают дома уроки и ложатся спать совершенно без сил. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.
Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.
По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников – уже 80 %. В среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и выполнения домашней работы, составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток – как минимум 11 часов. А у студентов на оборот движения достаточно, но используя ходьбу и бег в стрессовых ситуациях при не правильном режиме для к физической культуре не относится.
Ухудшение здоровья детей в школе и в ВУЗе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока, выходных, каникул. Все это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. Кроме того, школа и ВУЗ – это особая социальная среда, в которой впечатлительному, импульсивному или неуверенному в себе малышу или подростку не всегда бывает просто находиться. К стрессу чаще всего приводят конфликты с педагогами и одноклассниками. Эмоциональные перегрузки подрывают как психическое, так и физическое здоровье детей.
В 2013 году руководство страны и региональные руководители выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в России в современном формате. После завершения зимних Олимпийских игр в Сочи, организаторам удалось сэкономить 1,5 миллиарда рублей, заявил президент РФ Владимир Владимирович Путин.
Сегодня комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:
- повышение эффективности использования возможностей̆ физической̆ культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения;
- увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
- повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
- формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
- повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс состоит из следующих основных разделов:
- виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков (подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору) и нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека
- требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
- рекомендации к недельному двигательному режиму (предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья).
Польза от физической культуры очевидна как для детей, так и для взрослых. Она эффективно влияет на физические показатели развития человека. При регулярных занятиях наблюдается улучшение иммунитета и происходит закаливание организма. Повышается тонус организма, положительно она влияет на физические параметры организма, и на моральное состояние человека. Но если есть ограничения по занятиям физической культурой, что делать если 50-70% детей не могут сдавать нормативы ГТО?
Нужно уже с раннего возраста прививать желание заниматься спортом. Если у ребенка проблемы со здоровьем, то необходимо сразу обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы устранить эти проблемы. Также необходимо пересмотреть нормативы ГТО, снизить требования к участникам сдачи нормативов. Сделать их более гибкими, чтобы каждый смог попробовать их сдать.