Дефектолог.

Маскина Ирина Сергеевна

Информация от педагога - дефектолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Винзилинский детский сад «Малышок»  

пос. Винзили Тюменского района Тюменской области

воспитатель Первой квалификационной категории

Маскина Ирина Сергеевна

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении

«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Пояснительная записка.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

2 Актуальность создания экспериментальной площадки. 

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование.  В МАДОУ Винзилинском детском саду «Малышок» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 10 % от общего состава дошкольников.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного дошкольного учреждения МАДОУ Винзилинского детского сада «Малышок» поселка Винзили Тюменского района. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы «Лесовичок». Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 10 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях Тюменского района.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в детский сад, а дальнейшем в школу и современное общество.

Актуальность проекта.

В МАДОУ Винзилинском детском саду «Малышок» обучается 220 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Из них 10 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все 10 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной МАДОУ Винзилинским детским садом «Малышок», на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. С 01 сентября будут обучаться  5 человек – по программе для возраста 4-5 лет, 4 человек – по программе 5-6 лет, 1 ребенок – по программе 6-7 лет.

Для детей с огранаиченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог  и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находятся в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2019/2020 учебном году будут работать 6 педагогов. 50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной МАДОУ Винзилинским детским садом «Малышок»,  на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется: - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов); - повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики ТОГИРРО; - распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

4 Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;
  • разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
  • создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);
  • организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

  • материально-техническая база:

- одно здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 220 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы оборудованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- музыкально-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами + оборудование для музыкального сопровождения).

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

 В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

  • учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.

  • кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 76 % Среднее специальное – 24 %. Из них: С высшей категорией – 10%, С первой категорией – 45 % Соответствие занимаемой должности –  29%. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

  • Первый этап (с 08.05.2019-31.07.2019) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
  • Второй этап (с 01.08.2019-30.10.2019) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
  • Третий этап (с 31.10.2019-28.05.2020) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения  воспитателей по инклюзии, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» МАДОУ Винзилинском детском саду «Малышок» поселка Виинзили Тюменского района на 2019-2020 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

  1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
  2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;
  3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
  5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
  6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
  7. социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№

Мероприятия

Исполнители

2019/20

1.

Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения

Администрация

Август 2019

2.

Внесение изменений в штатное расписание ДОУ

Заведующий

Август 2019

3.

Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения

Администрация

Август 2019

4.

Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

Администрация

Сентябрь 2019

5.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Старший воспитатель

Сентябрь 2019

6.

Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров

Администрация ДОУ

Сентябрь-декабрь 2019

7.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

2019-2020 уч. год

8.

Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май- август 2019

9.

Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса».

Администрация, педагоги группы «Солнышко»,  педагог-психолог, учитель-логопед

Январь - май 2020

10.

Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования

Администрация, воспитатели.

2019-2020 уч. год

11.

Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ

Администрация, руководители МО

2019-2020 уч. год

12.

Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа)

Педагоги ДОУ

2019-2020 уч. год

13.

Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители МО, воспитатели

Март 2020

14.

Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

2019-2020 уч. год

15.

Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Сентябрь 2019

16.

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

2019-2020 уч. год

17.

Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре

2019-2020 уч. год

18.

Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

2019-2020 уч. год

19.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, педагоги

2019-2020 уч. год

20.

Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Декабрь 2019- апрель 2020

21.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

2019-2020 уч. год

22.

Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра

2019-2020 уч. год

23.

Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях.

Старший воспитатель

2019-2020 уч. год

24.

Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития.

Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Август – сентябрь 2019

25.

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

2019-2020 уч. год

26.

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Педагог-психолог, учитель-логопед,

Сентябрь 2019 – январь 2020

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями поселка Винзили и методистами ресурсного центра г. Тюмень, а как стажировочная площадка – дошкольные учреждения поселка Винзили.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.