Дефектолог.
Информация от педагога - дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении. Данные взяты не точные, примерные. | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Винзилинский детский сад «Малышок»
пос. Винзили Тюменского района Тюменской области
воспитатель Первой квалификационной категории
Маскина Ирина Сергеевна
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении
«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Пояснительная записка.
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
2 Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование. В МАДОУ Винзилинском детском саду «Малышок» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 10 % от общего состава дошкольников.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного дошкольного учреждения МАДОУ Винзилинского детского сада «Малышок» поселка Винзили Тюменского района. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы «Лесовичок». Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 10 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях Тюменского района.
В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в детский сад, а дальнейшем в школу и современное общество.
Актуальность проекта.
В МАДОУ Винзилинском детском саду «Малышок» обучается 220 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Из них 10 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все 10 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной МАДОУ Винзилинским детским садом «Малышок», на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. С 01 сентября будут обучаться 5 человек – по программе для возраста 4-5 лет, 4 человек – по программе 5-6 лет, 1 ребенок – по программе 6-7 лет.
Для детей с огранаиченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находятся в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2019/2020 учебном году будут работать 6 педагогов. 50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной МАДОУ Винзилинским детским садом «Малышок», на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется: - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов); - повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики ТОГИРРО; - распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.
4 Цель и задачи Программы.
Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;
- разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
- создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);
- организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база:
- одно здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 220 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:
- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы оборудованы.
- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
- музыкально-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами + оборудование для музыкального сопровождения).
- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.
- кадровый состав.
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 76 % Среднее специальное – 24 %. Из них: С высшей категорией – 10%, С первой категорией – 45 % Соответствие занимаемой должности – 29%. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
- Первый этап (с 08.05.2019-31.07.2019) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
- Второй этап (с 01.08.2019-30.10.2019) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
- Третий этап (с 31.10.2019-28.05.2020) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения воспитателей по инклюзии, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.
План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» МАДОУ Винзилинском детском саду «Малышок» поселка Виинзили Тюменского района на 2019-2020 учебный год
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:
- создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
- постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
- социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.
№/№ | Мероприятия | Исполнители | 2019/20 |
1. | Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения | Администрация | Август 2019 |
2. | Внесение изменений в штатное расписание ДОУ | Заведующий | Август 2019 |
3. | Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения | Администрация | Август 2019 |
4. | Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год | Администрация | Сентябрь 2019 |
5. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ | Старший воспитатель | Сентябрь 2019 |
6. | Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров | Администрация ДОУ | Сентябрь-декабрь 2019 |
7. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании | Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед | 2019-2020 уч. год |
8. | Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию | Администрация, педагогический коллектив | Май- август 2019 |
9. | Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса». | Администрация, педагоги группы «Солнышко», педагог-психолог, учитель-логопед | Январь - май 2020 |
10. | Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования | Администрация, воспитатели. | 2019-2020 уч. год |
11. | Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ | Администрация, руководители МО | 2019-2020 уч. год |
12. | Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) | Педагоги ДОУ | 2019-2020 уч. год |
13. | Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. | Администрация, руководители МО, воспитатели | Март 2020 |
14. | Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | 2019-2020 уч. год |
15. | Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | Сентябрь 2019 |
16. | Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте | Администрация | 2019-2020 уч. год |
17. | Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования | Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре | 2019-2020 уч. год |
18. | Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | 2019-2020 уч. год |
19. | Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Администрация, педагоги | 2019-2020 уч. год |
20. | Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | Декабрь 2019- апрель 2020 |
21. | Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | Администрация | 2019-2020 уч. год |
22. | Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям | Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра | 2019-2020 уч. год |
23. | Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. | Старший воспитатель | 2019-2020 уч. год |
24. | Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. | Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед | Август – сентябрь 2019 |
25. | Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели | 2019-2020 уч. год |
26. | Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. | Педагог-психолог, учитель-логопед, | Сентябрь 2019 – январь 2020 |
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями поселка Винзили и методистами ресурсного центра г. Тюмень, а как стажировочная площадка – дошкольные учреждения поселка Винзили.
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.