Дистанционное обучение

Салпанова Наталья Леонидовна

Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ

 «В13. ЕГЭ. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Н.Л.Салпанова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского ГО «Средняя общеобразовательная школа №22»

Как показала практика, одной из проблем современного математического образования является не только освоение  понятий, законов, положений, теорий,  но  и, что очень важно, умение применять полученные знания к решению различных задач.

Большинство обучающихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство обучающихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, и не умеют за их, часто нетрадиционной, формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена ещё и тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии обучающихся.

Цели курса:

систематизация, обобщение и углубление  знаний обучающихся по  применению математических методов к решению задач;

повышение качества знаний по естественно-математическим предметам;

          создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся: восприятия, памяти, внимания, мышления;  

            формирование навыков самообразования.

Дистанционный  курс ориентирован на обучающихся 10 класса, имеет интегрированный, явно выраженный практико-ориентированный характер, так как значительная часть учебного времени отводится на решение задач. Кроме того, он в значительной степени  способствует  подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике.

Курс содержит вводное занятие, восемь модулей и итоговое занятие. Рассчитан  он  на 10  недель, по 1 неделе на каждую тему, 0,5 недели -  на  вводное  занятие и 1,5  недели -  на итоговое занятие.

При построении дистанционного учебного курса использовался модульный принцип, т.е. изучаемый материал делится на автономные куски-модули, посвященные какой-либо одной  теме. В свою очередь, каждый модуль состоит из набора учебных единиц: обучающего ресурса, практической работы, заданий для самостоятельного решения, контрольного задания.

Изучение модуля не является самодостаточным, даже после его изучения  необходимо  совершенствовать  и  пополнять свои знания.

Каждый участник курса в соответствии с расписанием получает по электронной почте комплект материалов по очередному модулю, включающий  обучающий ресурс  и практическую работу, в виде серии заданий. Обучающий ресурс содержит основные сведения, идеи, примеры, на которые могут опираться обучающиеся, выполняя свои задания. Данная часть модуля играет роль стартовой площадки для формирования собственных взглядов обучающихся на проблемы, рассматриваемые на занятиях, и не является исчерпывающей для решения заданий, предложенных в практической части. Модуль содержит ссылки на другие дополнительные материалы, в которых представлены данные вопросы, но главным источником знаний подразумевается опыт учителя.

Итак, смысл  обучающего ресурса – дать опору, основу, базу для построения собственного видения решения проблемы участником занятий. Разбудить творческие, креативные силы ученика – задача второй, практической части.     Предлагаемый подход к разработке дистанционного курса, дает обучающемуся максимум самоуправления в ходе обучения на основе его опыта, возможностей и интересов, а также способность реализовать выбор обучаемым индивидуальной траектории обучения, учитывающей его личностные особенности.  

 Использование модульного подхода при проектировании содержания учебной информации позволяет:

- дифференцировать содержание обучения;

- обеспечивать индивидуальный темп изучения материала;

- использовать разработанные элементы модулей в компьютерной среде обучения;

-сократить курс обучения без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала за счет применения компьютерной среды обучения.

Начинается изучение курса с вводного  занятия, где каждый участник получает всю необходимую информацию о предлагаемом курсе: сюжет курса, цели курса, что слушатель изучит и где сможет использовать. Знакомится с содержанием, структурой и графиком курса, с учебно-тематическим планом и интернет-ресурсами, которые можно использовать  в  помощь при работе с курсом. Вводное занятие (как и остальные модули) содержит подробную инструкцию по работе. Предлагаемая анкета в конце занятия позволяет понять, заинтересовал ли курс  обучающегося и узнать уровень готовности  для изучения данного курса.

Каждый  модуль содержит  обучающий ресурс в форме презентации Microsoft PowerPoint с анимационными эффектами,  работа с которым позволяет обучающемуся  легко  изучить предлагаемый материал,  в темы 2, 3 и 4 включены практические работы, которые составлены так же в форме презентации Microsoft PowerPoint с анимационными эффектами, где обучающийся самостоятельно пытается решить задачу, а затем просматривает решение на слайде, сравнивая со свои решением. При  необходимости, в инструкции помещены ссылки на интернет-ресурсы, которые можно использовать  в помощь при изучении материала.  

Ещё одна важная учебная единица в структуре каждого модуля данного дистанционного курса – задачи для самостоятельного решения. Обучающемуся предлагается решить подбор задач по изучаемой  теме, оформить ответы и результат отправить  учителю на электронный  адрес для проверки.

При изучении дистанционного курса планируется проведение двух вебинаров (по Skype ) – «Решение текстовых задач на движение и работу» и «Решение текстовых задач на смеси, сплавы и проценты»,  в ходе которых  происходит систематизация  и закрепление знаний по данным темам, анализируются  ошибки  выполненных задач и даются рекомендации для их ликвидации. Сроки и время  проведения семинаров обучающимся известны заранее. План вебинара и его содержание  высылается непосредственно перед его проведением, поскольку для этого требуется анализ результатов деятельности обучающихся при  изучении предыдущих модулей.

Заканчивается  изучение модуля контролем знаний. Контрольное задание состоит из трёх задач, соответствующих данной теме. Обучающиеся записывают решение и ответы в специально отведённую таблицу, отвечают на вопросы анкеты, играющей роль рефлексии, и отправляют созданный файл учителю на проверку по электронной почте. Учитель, проверив контрольное задание и ответы практической работы, каждому обучающему высылает, так же, по электронной почте, комментарии, рекомендации и указывает сроки и условия  исправления ошибок.

Итоговое занятие предусматривает систематизацию знаний по данному дистанционному курсу. Аналогично  модулям, содержит обучающий ресурс, при помощи которого  ликвидируются пробелы в знаниях, и материал окончательно закрепляется. Для  ознакомления предлагаются все прототипы заданий В13 открытого банка ЕГЭ по математике. В заключении обучающийся выполняет итоговое контрольное задание, содержащее творческий подход к выполнению, поскольку обучающийся самостоятельно выбирает необходимый вид задачи,  оформляет её решение.  После выполнения задания обучающийся отвечает на вопросы анкеты, позволяющей оценить эффективность данного дистанционного курса. Созданные материалы отправляет на проверку учителю по электронной почте.

Все методические пособия  построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Они  содержат подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Всего дистанционный курс  «В13. ЕГЭ. Решение текстовых задач» включает:

  • 9 обучающих ресурсов в форме презентаций
  • 3 практические  работы  в  форме  презентаций
  • 7 самостоятельных работ:
  • 9 контрольных заданий

Данный курс уже прошёл успешно апробацию.  В ней участвовали по желанию школьники 10 класса разного  уровня математической подготовки.  В ходе апробации пришлось внести некоторые изменения. Так, изучение темы 1  продиктовало необходимость  изменения контрольного задания к теме.  Далее потребовалось небольшое  дополнение к обучающемуся ресурсу «Задачи на сплавы и смеси».

Результаты итогового контрольного задания показали, что все обучающиеся справились  хорошо. Наблюдая за решением демонстрационных материалов по ЕГЭ,  выясняется, что все участники курса приступают к решению заданий В13 и справляются с ними. После  их участия в апробации появились ещё желающие пройти этот курс. В настоящее время  20 человек работают над изучением курса и  испытывают большое удовлетворение при  решении данных заданий в вариантах ЕГЭ.

Изучив  ответы на вопросы анкеты,  можно прийти к выводу -  Данный курс был полезен и интересен для обучающихся.  Задачи, поставленные  перед его изучением, достигнуты.  Некоторые школьники хоть и продолжают испытывать небольшие затруднения – индивидуальная работа по ликвидации  пробелов позволить достичь окончательных результатов.

Литература:

  1. Абалуев Р.Н. Использование модульного подхода к формированию структуры и содержания дистанционных курсов,  - Интернет-журнал «Эйдос», 2007
  2. Калмыков А.А.  Дистанционное обучение. Введение  в педагогическую технологию, - М.:, 2005
  3. Лысенко Ф.Ф., Калабухова С.Ю. Учебно-методический комплекс «Математика. ЕГЭ-2012»,  – Ростов-на-Дону: Легион  - М.:, 2012.
  4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учебное пособие / под редакцией Е.С. Полат, - М.: ВЛАДОС, 1998
  5. Студенецкая В.Н. В помощь преподавателю. Математика. Система подготовки к ЕГЭ, часть В /автор – составитель В.Н. Студенецкая/ -Издательство  «Учитель», 2013, г.Волгоград
  6. Терешин Н.А., Терешина Т.Н. 2000 задач по алгебре, для средней школы,  – М. : Аквариум, 1998.
  7. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи,  – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999