программа по композиции
авторская программа по композиции с использование компьютера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompozitsiya_i_kompyuter.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
КОМПОЗИЦИЯ и КОМПЬЮТЕР
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС 4-х ЛЕТНЕГО
ОБУЧЕНИЯ
АВТОР: Ашуркина Н.Я., преподаватель МОУДОД
«Детская музыкальная школа»
город Усолье-Сибиркое
2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Для правильного постижения музыки
недостаточно только исполнять, нужно
также уметь её сочинять и если не
обучаться одновременно тому и
другому, то не суметь её хорошо понять.»
Ж.Ж. Руссо
Такое понимание сути музыкального воспитания характерно для западноевропейской педагогики 18 века.
19 век приносит разделение функций композитора и исполнителя.
В 20 веке наблюдалось стремление вернуться к педагогическим идеям 18 века, но вернуться не механически, а как бы на новом витке спирали развития.
Одной из главных идей преподавания в музыкальной школе, а в последнее время особенно, стало приобщение ребенка к музыке через увлечение ею, через творчество. Занятия должны приносить не только знания, но и радость, удовольствие, только в этом случае можно достичь значительных результатов.
Сочинение музыки ребенком связано с самостоятельными действиями, в умении оперировать знаниями, навыками, ранее приобретенными на уроках сольфеджио.
Основным принципом музыкального воспитания становится изучение отдельных элементов музыкального языка (ладов, попевок, аккордов), изучение правил соединения этих элементов через импровизацию и композицию.
Работая преподавателем сольфеджио, всегда старалась разнообразить творческие упражнения, делая уроки более интересными и добиваться главного – ребенок должен идти на урок с удовольствием.
Выявляя на уроках детей творчески активных, начинала заниматься с ними индивидуально композицией, помня притом, что творческая личность, даже самая маленькая, достойна уважения. Занятия композицией предполагают индивидуальную работу, если из этого что-то получится, надо, чтобы сочинение было услышано другими. Автор должен почувствовать нужность его музыкальных мыслей для других, почувствовать оценку собственного сочинения.
Ребенок, создающий маленькие, скромные песенки или пьески, по-иному будет относиться к произведениям, которые исполняет сам, будет иначе слышать музыку, сопереживать, чувствовать.
Такие дети более активны, мобильны в работе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В связи с изложенным в пояснительной записке, появилась необходимость создания данной программы, которая ставит своей задачей – дать более одаренным детям возможность расширить музыкальный кругозор, совершенствуя внутренний слух, музыкальную память, воображение.
Для достижения этой цели необходимы следующие условия:
- терпение, настойчивость, скрупулезность;
- большая информативность: слушать музыку, посещать концерты;
- разнообразие творческих заданий:
- определение аккордов по цвету, характеру;
- вопрос – ответ;
- загадки, дразнилки (повторение с изменением);
- придумывание политональных аккордов;
- изображение образов (часы, барабан, ручеек…);
- слушать и отображать жизнь.
В детском творчестве можно отметить три момента:
1. Стремление к самовыражению, ощущение необходимости выразиться.
2. Наслаждение самим процессом творчества.
Изучение композиции ставит следующие задачи:
- Воспитание слуха, музыкальной памяти.
- Развитие фантазии.
- Изучение музыкальных форм, стилей, типов аккордов.
- Расширение музыкального кругозора.
И параллельно кроме занятий на фортепиано использовать обучение ребенка современным технологиям на компьютере.
В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка. Еще недавно компьютером владели профессиональные люди – программисты. Сейчас компьютер доступен любому ребенку.
Сама идея обучению на компьютере возникла в результате занятий с юными композиторами. Ученики, занимающиеся композицией, с удовольствием могут работать в программе «Final» (нотный редактор) и набирать тексты сочиненных произведений и собирать их в сборники.
Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде сборников. С помощью компьютера юные композиторы могут самостоятельно подготовить сборники собственных сочинений. Издание может быть дополнено иллюстрациями, текстом, украшено рисунками.
Занятия на компьютере помогают решить педагогические и воспитательные задачи:
- развитие навыков музыкально – творческой деятельности;
- развитие общения с компьютерной техникой;
- повышение интереса к получению музыкального образования;
- расширение кругозора, воспитание музыкального вкуса.
Обучение ведется в трех направлениях:
- работа в обучающих программах («Щелкунчик», «Волшебная флейта»);
- редактирование нотной записи;
- компьютерная аранжировка музыкальных произведений.
Работа в обучающих музыкальных программах. Занятия в компьютерном классе могут положительно повлиять на усиление интереса к изучению всех предметов в музыкальной школе. Создателями компьютерных программ в нашей стране создано большое количество развивающих музыкальных игр для детей младшего и среднего возраста. В увлекательной форме, просто и доходчиво дети изучают основы музыкальной грамоты, получают знания о музыке и музыкантах. Очень интересна программа для детей «Щелкунчик», в которой учащиеся младших классов знакомятся с музыкой П.И. Чайковского («Детский альбом» и балет «Щелкунчик») и в разнообразных увлекательных заданиях знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра. Это в дальнейшем при изучении музыкальной литературы поможет слышать тот или иной инструмент в различных звучаниях, анализировать тембровые окраски музыки.
Редактирование нотной записи. Нотная запись – один из важнейших разделов музыкальной науки. Ее освоение занимает значительное количество времени. Еще больше времени требуется для записи нот вручную. Компьютерная запись позволяет решить множественные проблемы: почерк, тиражирование, исправление ошибок. Наиболее универсальной является профессиональная программа «Final». Именно этой программе уделяется наибольшее внимание в занятиях.
Компьютерная аранжировка музыкальных произведений. Если компьютерные программы по редактированию требуют кропотливой работы буквально над каждым звуком для создания собственного музыкального произведения, то программы автоаранжировщики имеют целый набор музыкальных инструментов, исполняющих мелодию в том или ином стиле. Не надо забывать, что аранжировка – это тоже сложная творческая деятельность, которая состоит из нескольких обязательных действий. Это анализ текста, составление проекта аранжировки, выбор средств, проверка результата. Аранжировщик должен уметь грамотно и убедительно решать каждую из поставленных задач. При составлении проекта ученик определяет жанровую направленность, выстраивает форму, производит гармонизацию, намечает фактуру. При отборе звуковых средств последовательно выбирает нужные тембровые решения, режимы музицирования. Объяснение учеником собственных действий или совместное обсуждение их с преподавателем, расширяет представления учеников о возможностях аранжировки, развивает музыкальные воображение и мышление. Разнообразие форм деятельности на уроке, использование увлекательных для ученика творческих заданий, доброжелательная обстановка на уроках, бережное отношение к творчеству ребенка – все это помогает формировать эстетические вкусы, повышает интерес к музыкальному творчеству.
СТРУКТУРА КУРСА
Программа курса «Композиция» и «Компьютер» для детей музыкальных школ рассчитана на четыре учебных года по одному учебному часу в неделю, начиная с 1-3 классов по специальности фортепиано, скрипка, реже баян, аккордеон.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу (всего получается один академический час: 0,5 композиция и 0,5 компьютер).
1 четверть 9 уроков по 1 часу – всего 9 часов;
2 четверть 7 уроков - 7 часов;
3 четверть 10 уроков - 10 часов;
4 четверть 8 уроков - 8 часов.
Занятия проводятся индивидуально.
В музыкальной школе нет возможности проводить групповые занятия для более углубленного знакомства со стилями музыки разных эпох и стран. Приходится использовать те сведения, которые получены на уроках музыкальной литературы и иногда, проводить классные часы (1 раз в четверти) для прослушивания необходимого музыкального материала. Возможности современных технологий позволяют также давать домашние задания по прослушиванию дополнительного музыкального материала, с последующим анализом прослушанного произведения. Полезно давать детям написать письменно впечатления от услышанного.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
1-й год обучения
- знакомство с TSD, подбор аккомпанемента;
(C - мажорное трезвучие,
Cm - минорное трезвучие)
- сочинение мелодий на стихи, куплетная форма;
- сочинение фраз, предложений, периодов, каденций;
- знакомство с программной музыкой;
- сочинение пьес программного характера;
- полька, этюд, 2-хчастная форма;
- фактура польки;
- 3-х частная форма, контрастность;
- анализ и слушание музыки.
Работа в развивающей программе «Волшебная флейта»». Ученик знакомится с инструментами симфонического оркестра, их звучанием отдельно и в группах, узнает возможности тембровой окраски инструментов. Также знакомится с биографией Моцарта и его произведениями: оперой «Волшебная флейта», симфонией соль минор и другими.
За учебный год ученик должен познакомиться с программой «Final», набрать в нотном редакторе 2-3 небольшие пьесы (для фортепиано). Ученик должен сам набирать текст, уметь править его, проставлять штрихи, оттенки.
2-й год обучения
- полный оборот;
- секвенция;
- изучение более сложных аккордов, секстаккордов, квартсекстаккордов;
- политональные аккорды, их характеристики;
- вальс, колыбельная, марш;
- варианты фактурного сопровождения;
- игра популярных мелодий с расшифровкой буквенных обозначений и с
вариантами фактур;
( C7 - малый мажорный септаккорд,
Cm7 - малый минорный септаккорд,
Cdim - уменьшенный септаккорд)
- сочинение произведений программного содержания;
- слушание музыки.
Работа в развивающей программе «Щелкунчик». Ученик должен хорошо знать все инструменты симфонического оркестра, их звучание отдельно и в группах, знать возможности тембровой окраски звуков. Знакомится с музыкой П. И. Чайковского: балетом «Щелкунчик», «Детским альбомом».
Продолжить работу в программе «Final», набрать в нотном редакторе 2-3 пьесы (для фортепиано и для 1-2 голосов с аккомпанементом). Ученик сам набирает текст, правит его, проставляет штрихи, оттенки.
Ученик должен познакомиться с программами «Музыкальных конструкторов» и автоаранжировщика, создать 1-2 аранжировки (в виде компьютерных файлов) музыкальных композиций.
3-й год обучения
- работа с пройденными аккордами, знакомство с септаккордами;
- трезвучия побочных ступеней;
- продолжить работу с 3-х частной формой;
- знакомство: вариации, рондо;
- знакомство с полифонией, как возможность уважительного разговора двух
человек;
- варианты фактурного сопровождения и использованием септаккордов;
- игра популярных мелодий с буквенным обозначением: (C, Cm, C7, Сm7,
C dim; C6 - мажорное трезвучие с секстой, C9 - нонаккорд).
- сочинение программного произведения;
- слушание музыки, анализ.
Продолжить работу в программе «Final», набрать в нотном редакторе 2-3 пьесы (для фортепиано и для двух инструментов с аккомпанементом или для инструментального состава – 4 инструмента). Ученик сам набирает текст, корректирует и правит его, проставляет штрихи, оттенки.
На основе приобретенных знаний и умений создать 2-3 аранжировки (в виде компьютерных файлов) музыкальных произведений.
4-й год обучения
- семь основных септаккордов, секвенции из септаккордов;
- знакомство: инвенция, сонатная форма;
- варианты фактурного сопровождения с использованием всех септаккордов;
- игра мелодий с расшифровкой буквенного обозначения (аккорды с
альтерированными ступенями);
- сочинение произведений программного содержания;
- слушание музыки, анализ;
- игра популярных мелодий с буквенным обозначением:
(С-5 - с пониженной квинтой,
С+5 - с повышенной квинтой).
Продолжить работу в программе «Final», набрать в нотном редакторе 2-3 пьесы (для инструментального состава из 4-6 инструментов). Ученик сам набирает текст, корректирует и правит его, проставляет штрихи, оттенки.
На основе приобретенных знаний и умений создать 3-4 аранжировки (в виде компьютерных файлов) музыкальных произведений.
Изготовление ремикса популярной эстрадной песни с использованием приемов: наложение звука, изменение темпа, изменение тональности, применение специальных эффектов и запись обработки на компакт-диск.
РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
Параллельно с изучением форм, фактур, уделять достаточное внимание сочинению музыки изобразительного характера, программной.
И если совсем маленькие ученики любят «изображать» «листопад», «колыбельные», «шарманки», с возрастом их фантазия становится более совершенной, они любят объединять свои пьески в циклы:
Бондарева Наташа – 3 класс, цикл «Зоопарк»:
Пони
Медведь
Лебедь
Лев
Щербакова Женя – 3 класс, цикл «Дюймовочка»:
Дюймовочка
Танец эльфов
Крот-счетовод
Каргопольцева Катя сочинила пьески «Любимые мультяшки»:
Слон и Моська
Мартышка и удав
Ведьма и русалочка
После прочтения книг возникают новые образы:
Краснова Ира сочинила во 2, 3 классах фортепианную сюиту
«Волшебник Изумрудного города»:
Элли
Тотошка
Лев
Урфин Джюс
Стелла
В Изумрудном городе
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Итогом каждого года должен быть концерт – отчет юных композиторов.
«Работу композитора можно сравнить
с сосудом, наполненным водой, который
надо нести осторожно, чтобы не
расплескать».
А.И. Хачатурян
Урок композиции самый интимный из всех существующих. Ребенок очень трепетно, нежно относится к создаваемому произведению, раскрывает педагогу свою душу, свои тайны.
К каждому ученику важно найти свой «ключик». И если учитель доброжелателен, то ребенок доверится ему обязательно.
Общение ученик - учитель не должно замыкаться только на предмете, важно знать шире о жизни ученика, о его интересах, впечатлениях.
В творческом процессе необходимо терпение. Не всегда музыка льется сама собой, нужно верить, что любые преграды преодолимы. Полезно привести пример, что Лев Толстой по 17 раз переделывал свои романы, 200 вариантов перепробовал Бетховен, пока не «поймал» тему сонаты ор. 53.
Необходимо воспитывать в ребенке упорство в достижении цели, а также самокритичность, умение оценивать себя со стороны. Если ученик доверяет и любит учителя, то он сам стремится к показу сочиненного, ведь учитель может дать так много ценных советов! Полезно, анализируя неудачи, привести примеры из истории: провал оперы «Кармен» Бизе, первой симфонии Рахманинова…
А вот исполнение своего произведения в концерте очень приятный и полезный момент творчества. Послушать музыку своих товарищей, сравнить, оценить…
Вот почему так важен в конце учебного года концерт – отчет юных композиторов! И это всегда должен быть праздник! Праздник, который окрыляет на новые свершения!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список произведений для анализа:
1-й год обучения
Вольфган Моцарт – «Маленькая ночная серенада»,
«Турецкия марш» Rondo Alla Turka,
«Дивертисмент» Ре мажор,
«Фантазия» ре минор,
Сифония соль минор – темы I части,
Соната До мажор,
Опера «Волшебная флейта»:
увертюра,
тема Папагено «Я самый ловкий птицелов»,
ария с портретом,
дуэт «Когда чуть-чуть влюблен…»,
хор жрецов
Бах Шутка
Гречанинов Избранные пьесы
2-й год обучения
П.И.Чайковский – пьесы для фортепиано «Детский альбом»:
«Старинная французская песня»,
«Неаполитанская песенка»,
«Итальянская песенка»,
«Немецкая песенка»,
«Русская песня»,
«Сладкая греза»,
«Камаринская»
«Вальс»,
«Нянина сказка»
П.И. Чайковский – балет «Щелкунчик»:
Марш,
Рост елки,
Кофе (арабский танец),
Чай (китайский танец),
Танец трех пастушков,
Вальс цветов,
Адажио,
Танец феи Драже
Дебюсси Детский уголок
Сен-Санс Карнавал животных
3-й год обучения
Гаврилин Перезвоны
Глинка Ноктюрн «Разлука»
Кабалевский 30 детских пьес
Лист Грезы любви
Лист Хоровод гномов
Лядов Кикимора
Мендельсон Скерцо
4-й год обучения
Паганини Каприсы
Прокофьев Фортепианные пьесы
Равель Болеро
Стравинский Петрушка
Хачатурян Детский альбом
Шопен Вальсы
Шостакович Романс
Интересным моментом в работе с учениками является изучение буквенного обозначения аккордов и игра популярных мелодий с умением расшифровать обозначение аккорда и подобрать соответствующую характеру песни фактуру. Изучать следует с постепенным усложнением:
- основные аккорды
C мажорное трезвучие
Cm минорное трезвучие
C7 малый мажорный септаккорд
Cm7 малый минорный септаккорд
Cdim уменьшенный септаккорд
- аккорды с добавленными тонами
C6 мажорное трезвучие с секстой
C9 нонаккорд
- аккорды с альтерированными тонами
С-5 с пониженной квинтой
С+5 с повышенной квинтой
В последние время, с появлением на телевидении музыкальных программ «Фабрика звезд», «Народный артист», у учащихся возрос интерес к исполняемым на этих шоу песнях. Ученики с удовольствием подбирают полюбившиеся мелодии и учатся играть их с аккомпанементом.
Список песен для игры с расшифровкой буквенного обозначения
Российские
Гладков песни из мультфильмов
Бременские музыканты
Летучий корабль
Ну, погоди
Крылатов Прекрасное далеко
Ничего на свете лучше…
Крылатые качели
Шаинский Кузнечик
Чунга-Чанга
Антошка
Улыбка
Облака
Кабы не было зимы
Песенка о лете
Зарубежные
Лэй из кинофильма «Мужчина и женщина»
Маккартни Вчера
из кинофильма «Шербургские зонтики»
Мориконе из кинофильма «Профессионал»
Хорнер из кинофильма «Титаник»
20 летняя работа с юными композиторами принесла некоторые результаты. Ученики, занимающиеся композицией, неоднократные победители городских и областных конкурсов и фестивалей.
В мае 1996 года Краснова Ира получила Гран-при в номинации «Композиторы» на областном фестивале «Байкал – территория творчества».
В мае 1997 года на втором областном фестивале «Байкал – территория творчества» в номинации «10 лучших сочинений» были отмечены Федотова Таня, Погребняк Оля, Копылова Настя и Кондратьева Наташа.
В 1998 году Краснова Ира получила благодарность за участие в международном конкурсе «Я – композитор» в городе Санкт-Петербург.
В феврале 2001 года на первом областном конкурсе юных композиторов в номинации «Лучшее инструментальное произведение» были награждены Щербакова Женя, Краснова Ира и Елохина Юля.
В июле 2001 года на VIII фестивале «Российский восход» в городе Владивостоке Краснова Ира награждена дипломом III степени в номинации «Музыкальное творчество».
В 2001 году Краснова Ира и Щербакова Женя были отмечены благодарностями за участие во всероссийском конкурсе юных композиторов «Хрустальный камертон» в городе Москва. Ашуркина Н.Я. была приглашена на мастер - классы профессора Московской консерватории Чудовой Т.А.
В 2005 году на Первый областном конкурсе юных композиторов, организованным Иркутским отделением Союза композиторов России, Щербакова Женя награждена дипломом II степени, Черникова Оля получила грамоту «За яркую образность музыки».
В 2007 году на втором областном конкурсе юных композиторов дипломантами конкурса стали: Остапчук Яна, Михалёва Таня и Обидина Галя.
В 2008 году Иркутским отделением Союза композиторов издан сборник пьес «Произведения композиторов - лауреатов детских конкурсов», в который вошла пьеса «Колокола» Черниковой Ольги.
В 2009 году на третьем областном конкурсе юных композиторов Обидина Галина получила диплом III степени.
Юные композиторы постоянные участники и победители городских, зональных и областных конкурсов «Молодость, творчество, современность».
За эти годы все произведения юных композиторов бережно собирались. Издано 14 сборников пьес молодых авторов: «Маленькому пианисту», «Фортепианная тетрадь», «Ансамбли», «Музыкальные истории» - 1, 2, 3, 4, 5 выпуски, «Музыкальные зарисовки» - 1,2, 3 выпуски, авторские сборники: Красновой Ирины, Разгуляевой Катерины, Щербаковой Евгении, и сборник избранных пьес юных композиторов музыкальной школы города Усолье-Сибирское преподавателя Ашуркиной Н.Я. – «Музыкальные фантазии».
В феврале 2010 года издан сборник пьес «Хорошее настроение», все пьесы набраны и отредактированы учениками, юными композиторами.