Мои наработки.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №4

г. Искитима Новосибирской области

1 класс  «Обучение грамоте».  УМК  « Школа 2100»

Технологическая карта урока № 91

Тема: Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». Упражнения в написании слов с изученными буквами, слов с буквами парных согласных звуков на конце.

Цели. Задачи. Ресурсы.

 - формируем умение формулировать простые выводы на основе информации,  содержащейся в тексте;

-формируем умение различать парные и непарные согласные звуки;

-формируем умение анализировать текст.

                           

 - Образовательные.  Познакомить учащихся с творчеством  писателя Н.И. Сладкова,  прививать интереса к чтению.

                    -Развивающие. Способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создавать условия для развития коммуникативных навыков,  способствовать развитию читательского интереса, наблюдательности.

                    -Воспитательные.  Способствовать развитию работать в паре, группе; воспитывать любовь к малой родине, чувства гордости за великих людей нашей Родины, эмоционально откликаться на прочитанное, способность сопереживать героям.

                           -Портрет, книга Н.Сладкова, иллюстрации с изображением птиц клеста и дятла, карточки с заданием, наглядный материал.

                                                     

                                             Фронтальная работа (Ф), индивидуальная работа (И), работа в парах  ( П), групповая работа (Г)

                               

Технология проведения

ФОУД

(Ф; И; П;Г)

Деятельность

учени

ков

Деятель

ность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I.Организационный момент.

Выполняют задания учителя, делают открытия.

Эмоциональ

но настраивают

ся на деятельность.

Организует учащихся на продук

тивную деятель

ность во время урока.

Организует эмоциональный настрой учащихся.

-Наш замечательный день продолжается. На ваших столах лежат волшебные конвертики, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти конвертики. Кто же эти дети?

Дети. Это мы!

-Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко и уверенно: « Мы самые замечательные дети на свете!»

-С таким настроением и начнем наш урок.

I. Актуализация знаний. (4 мин)

Ф.

Методы: формирования интереса к учению.

Делают предположения о теме произведения по фамилии автора.

Прогнозируют предстоящую работу.

Организует учащихся на продуктивную деятельность во время урока.

Организует актуализацию знаний.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Сегодня на урок литературного чтения вы приготовили не букварь, а другую книгу.

--Посмотрите на портрет и прочитайте автора  произведения, с которым мы сегодня знакомимся (ПОРТРЕТ СЛАДКОВА)

Сообщение учителя

-Как вы думаете, какие открытия мы сделаем сегодня на уроке?

-Вам готовы совершить открытия?

-Что поможет нам в этом?

(произведение Н.Сладкова)

Уметь оформлять

свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт.

(Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать предстоящую работу.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД).

II. Совместное открытие новых знаний. (19 мин)

Ф.И.П.Г.

Методы: анализ жизненной  ситуации, дискуссия.

Читают текст произведения; ориентируются на страницах книги.

Организует работу с текстом произведения по технологии продуктивного чтения.

1. Работа с текстом до чтения.

 

- Но сначала  поговорим о главных героях произведения.

-Кто изображен на этой картинке?

-Приходилось ли вам в природе встретить дятла? -Где вы его видели?

А какой птице идет речь в этой загадке?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки ворошит?

Голоском речистым, чистым,

Клё! Клё!- поёт со свистом.

Отвечают на вопросы учителя,  рассуждают, используя свой жизненный опыт.

Выполняют самостоятельную работу по тексту произведения; самопроверку по эталону.

Выполняют физкультминутку под руководством учителя.

Отмечает учеников, которые хорошо читали и аргументировано отвечали на вопросы учителя.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует самопроверку по эталону.

         

  Организует выполнение физкультминутки.    

-Что вы знаете об этих птицах?

-Чем питаются эти птицы?

-Где можно найти информацию  о них?

(В энциклопедиях, журналах, книгах, Интернете, телепередачах и т.п.)

-Посмотрите на иллюстрацию.

- Зачем клест и дятел прилетели к березе?

(предположения детей)

-Хотите проверить?

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1 части.

-С чем автор сравнивает клювы птиц?

-В чем они помогают птицам?

Чтение 2 части.

-А вы согласны с клестом?

-Как вы думаете, как отнеслись к спору птиц окружающие?

Чтение 3 части.

-Какой спор возник у птиц?

(кто лесу друг, а кто враг)

- Кто больше нужен лесу? 

      (возникает проблема)

 Какую проблему будем решать?

Кто лесу друг, а кто лесу враг?

А затем дадим оценку «Кто друг в лесу, а кто враг?»

-Сначала надо уточнить, какую работу выполняют эти птицы в лесу: соедините в карточке названия птиц с ее работой.

-Что поможет вам в этом?

(текст произведения)

-Проверим вашу работу.

-Как вам кажется, чья работа важнее?

-Что вы скажете о работе дятла? А кто так охарактеризовал его работу?

Работа с карточкой

(Найти среди букв слова с названием птиц)

-Кто выступил в его защиту? Прочитайте.

-Согласны ли эти обитатели, что дятел приносит вред?

3. Работа с текстом после чтения.

-Понял ли клест свою неправоту в отношении дятла?

-Можно ли это утверждать?

-Когда так говорят «и след простыл»?

-Как вам кажется, почему клест улетел, не дослушав до конца?

-А как вы посоветуете ему поступить?

Физкультминутка.

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.

 (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.

 (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.

(Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.

 (Наклон вперед, руки  в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

 (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.

 (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

(Дети садятся за столы)

III. Применение знаний. (12 мин)

 И. Ф.

Методы: ситуация успеха;

анализ жизненных ситуаций.

По желанию учащиеся выборочно пересказывают от первого лица.

Высказывают свои предположения, используя свой жизненный опыт.

Организует

работу над выборочным пересказом текста от первого лица.

Обеспечивает положительную реакцию детей на выступление одноклассников

Организует работу над развитием монологической речи учащихся.

1) Выборочный пересказ по иллюстрациям от первого лица.

-Кто запомнил, что говорили лесные жители?

-Кто хотел бы выступить от их имени в защиту дятла.

2) Творческое задание.

 –Как вы думаете, какие еще претензии могут возникнуть у клеста к дятлу?

(своим стуком мешает окружающим)

-В этом случае вы выступите защитником или обвинителем?

-Какие слова подберете в защиту дятла?

Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

 (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать на основе общечеловеческих ценностей поступки героев, формулировать правила поведения, общие для всех людей.

(Личностные  УУД).

VII.  Итог.(5 мин)

Ф.

Методы: словесный, самоконтроля.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока чтения.

– Какую проблему мы решали?

– Чему новому научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

-На какие вопросы вы хотите найти в них ответ?

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

____________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Праздник, посвященный Дню знаний «Сколько радостей, тревог дарит школьный нам звонок!», 2 класс

Оформление доски: плакаты с 1 сентября, шары.

(Музыкальная заставка из кинофильма «Усатый нянь»

Ход праздника

  1. Вступительное слово учителя.

Если ты с утра проснулся

И увидел за окном:

Все нарядны и с цветами,

И веселья полон дом;

Если видишь: по дороге

Много школьников идет –

Значит, наступила осень,

Начался учебный год.

        Для миллиона россиян сегодня большой праздник - День знаний.

В этот день все дороги ведут к школе. Вот и прошли весёлые каникулы, и мы снова собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и уже отличаетесь от малышей первоклассников. Будьте для них примером во всём: учёбе, поведении. Впереди у нас с вами новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты.

 Но сегодня у нас праздник

                           Ты сегодня - второклассник!
                           В этот день осенний
                           Безмятежно и прекрасно
                           Будет настроение!


                          Ты уже осилил первый -
                          Самый главный класс,
                          И родителей, наверное,
                          Знаньями потряс!


                          Безусловно, ты герой:
                          Смелый и отважный!
                          Начинается второй –
                          Год, конечно, важный.

Фонограмма песни  «Доброта»

  1. Чтение стихов.

Ученик 1

В этот праздник, в день осенний
Радость лица озарит...
Каждый вспомнит непременно,
Чем он с детства дорожит.


Ученик 2
Пусть День знаний как страница
Чистотой своей пленит.
Желтый лист осенней птицей
Утро пусть позолотит.


Ученик 3
Пусть сегодня вместо солнца
Светит вера всех людей:
Знаний суть вновь обернется
Позитивом новых дней.

Учитель.

- Чтобы год начался удачно, следует вспомнить некоторые школьные правила. Их нам напомнит наша школьная парта. Положите голову на парту, закройте глаза и слушайте.

(Включается запись «Советы парты».)

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки,

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей –

И найдешь себе друзей.

Вот и все мои советы,

Их мудрей и проще нету,

Ты, дружок, их не забудь,

Ну, счастливо, в добрый путь!

- Какие советы запомнили?

(Дети вспоминают правила поведения в школе.)

Игра « Топай-хлопай»

Учитель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Топай-хлопай». Если я говорю правильно, то вы хлопаете, а если неправильно, то вы топаете.

В школе надо:

-Обзываться

-Решать задачи

-Спать на парте

- Кататься на стуле

- Здороваться с учителем

- Рисовать в учебнике

- Читать книги

- Перебивать учителя

- Быть примером для окружающих

- Помогать товарищу

Молодцы!

Учитель.

Итак. Правила поведения в школе вспомнили, а теперь я  предлагаю минутку  ПОЧТЕНИЯ» 

Каждый ученик должен незамедлительно отдать почтение своим любимым родителям, учителю, и классу, и школе.

Как? Спрашиваете вы?

 Прошу всех встать! Открыть глаза пошире! Надуть живот, да побольше! Улыбнуться!... и громко напомнить свое имя. Прошу всех почтительно сесть.

А теперь с таким же почтением отвечайте на вопросы.

  1. В огород с капустой забрались заяц и козел. Чего больше капусты или животных?
  2. По чему человек ходит?
  3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  4. Может ли страус назвать себя птицей?
  5. У одной палки два конца. А у двух? А у двух с половиной?

. Маша гостила в деревне неделю и 5 дней. Сколько дней гостила Маша в деревне? (1 неделя = 7 дней 7 + 5 = 12 дней )
2. Назови самое маленькое двузначное число. (10)
3. Назови самое большое однозначное число. (9)
4. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
5. Сколько лап у двух медвежат? (8)

Молодцы! Отлично потрудились!

Учитель.

Я знаю, ребятки, что рисовать вы умеете, а рисковать? Некоторые ребята, летом видимо тренировали в себе такое качество характера., Кто-то без страховки лазил по деревьям и заборам, кто-то гонял на велосипеде, кто-то в дождь лужи измерял. Ругать вас за это не буду. Главное, что все живы и здоровы.

А давайте-ка  рискнем сказать все, что думаем про всех, кого знаем.

 Я покажу вам букву, а вы, должны назвать слова (отвечают на вопрос КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ? КАКИЕ?).

Буквы будут разные, их так много! Вот вы сколько их знаете? (33 буквы). А может быть 303? Ладно верю. Нам понадобятся всего несколько букв, чтобы сказать самые нужные слова. Рискнем?

Все девчонки самые... (Учитель показывает букву «Л» - ласковые, любимые, легкомысленные, ленивые, любознательные)

Все мальчишки самые ..(Учитель показывает букву «С» - сильные, симпатичные, справедливые, смешные, спортивные)

А родители самые...(Учитель показывает букву «В» - взрослые, высокие, веселые, вредные, внимательные, верные).

А уроки самые... (Учитель показывает букву «Д» - длинные, добрые, дружные, доверительные.)

Да, вы самые рискованные ребята!

А рискните-ка назвать

1 «лишний» символ:

А в К Л Я (в)

Л М Н О С Т (О)

15, 23, 6, 48, 97 (6)

2. Найди «лишнюю» фигуру.

http://www.alegri.ru/images/82-1.jpg

3 . Назови «лишнее» слово.

Стол, волк, заяц, двор, куст. (Заяц - 2 слога.)

Сосна, мышка, банка, книга, навес. (Книга - нельзя составить первое слово, переставив слоги.)

Сахар, облако, бинт, вода, простынь. (Вода прозрачная.)

4. Продолжи ряд (закономерность).

http://www.alegri.ru/images/82-2.jpg

2. Сколько слов можно прочесть, читая по и против часовой стрелки?

http://www.alegri.ru/images/82-3.jpg

(Око, лес, лесок, сок, сокол, коле со, село.)

3. Как можно превратить один предмет в другой? Мел - в мелкое местечко (мель).

Угол - в топливо (уголь).

Шест - в число (шесть).

Кость - в желанного человека в доме (гость).

Точку -- в близкого родственника (дочка).

Удочку - в домашнюю птичку (уточка).

4. Соедини линиям и так, чтобы получились слова.

Учитель.1 0011 0011 001

Летом вы, наверное много читали.а узнали ли вы, что

1. У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

2. Пингвин – единственная птица, которая может плавать, но не  может летать.

3. Если кошка спит со всеми четырьмя подвёрнутыми под себя лапами – это к холодной погоде.

 Игра «Улыбнись и назови »

1.Вызываются  2 ученика, которым предлагается улыбнуться и по очереди назвать  по 10 названий цветов.

2. Вызываются  2 ученика, которым предлагается улыбнуться и по очереди назвать  по 10 названий деревьев.

- Ребята, а хотите узнать свое будущее? Что вас ожидает во втором классе?

(Реквизит: круг, разбитый на несколько секторов, в центре которого стоит волчок. Ученик запускает волчок, учитель обращает внимание на символ, расположенный в секторе, на который укажет стрелка.) Значение символов:

1. Дождик и зайчик под грибком. Тебя ожидают невольные огорчения в новом учебном году. А чтобы этого не случилось, учи лучше домашние задания.

2. Птица. Получишь письмо от директора школы с просьбой как можно меньше прогуливать уроки.

3. Коньки. Не забывай в течение учебного года заниматься спортом.

4. Букет цветов. Не забудь поздравить любимую учительницу с началом учебного года!

5. Сова в очках. Мудрость - в книгах! Читай больше, ходи почаще в библиотеку.

6. Рука. Тебя ожидает теплая встреча после долгих летних каникул с подругами и друзьями.

7. Восклицательный знак. Тебе надо быть внимательнее на уроках и при переходе улицы.

8.Птица — удача, как птичка, непостоянна, то прилетит, то улетит. Не зевай, поймай ее и держи крепко.

9.Мороженое — оно такое холодное, жди неприятностей, но что бы они тебя не тревожили, лучше учи домашние задания.

10.Цветок — не забудь поздравить любимую учительницу с началом учебного года. Настроение у них будет отличное весь учебный год.

11.Кот Ученый — Мудрость в книгах. Читай побольше, ходи почаще в библиотеку.

12.Грецкие орехи — тебе предстоит с особым усердием грызть знания. Учи все правила.

13.Мяч — не забывай в течение всего учебного года активно заниматься физкультурой. Помни, что в здоровом теле — здоровый дух.

14.Солнце — будь теплым и ласковым как солнышко, тогда и друзей у тебя будет много. Все захотят погреться в лучах твоей доброты.

15.Золотая рыбка — все твои желания сбудутся, только при одном условии — не опаздывай в школу.

16.Ваза — будь наблюдательным, замечай красоту окружающего мира. По рисованию и трудам будут только пятерки.

17.Платочек — тебе придется немного поплакать... в конце учебного года. Тебе так понравится учиться, что ты не захочешь уходить на летние каникулы.

18.Мыло — будь чистым, опрятным, вежливым. Не забывай улыбаться директору, может быть он тебя и не вызовет в свой кабинет.

19.Глобус — тебя ожидает путешествие. Куда и когда пока не понятно. Главное не плавай у доски, отвечай уверенно, без ошибок.

20.Лошадь — помни, что школа — это не ипподром, носиться по коридору, как лошадь, рысью, галопом не желательно.

За ваши старание, находчивость,любознателбность вместе с Открытым молодежным университетом мне бы сейчас хотелось вас наградить  сертификатами, а еще чудом.

Закройте глаза и скажите «Крибле! Крабле! Бумс!». А теперь откройте глаза и посмотрите, что у вас под стульчиками.

(Конфеты)

А в заключение давайте все вместе споём песню на мотив

 «Пусть бегут неуклюже».

(У каждого на парте лежит распечатка текста этой песни.)

Пусть бегут неуклюже

Второклашки по лужам,

Дети в школу спешат на урок.

Даже дождь не пугает,

Если в класс приглашает

Лучший друг наш веселый звонок.

Припев:

Мы за лето повзрослели

И устали отдыхать.

Подросли и загорели.

Сразу не узнать.

 

Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке,

Сколько можно уже отдыхать!

Дома скучно ужасно.

Ну а в школе прекрасно:

Снова будем считать и писать!

Припев.

 «Мы едем, едем, едем в далекие края».

(Песня)

VIII. Подведение итогов.

Мы едем, едем, едем 
В далёкие края, 
Хорошие соседи, 
Счастливые друзья. 

Нам весело живётся, 
Мы песенку поём, 
И в песенке поётся 
О том, как мы живём. 

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая! 

Когда живётся дружно, 
Что может лучше быть! 
И ссориться не нужно, 
И можно всех любить. 

Ты в дальнюю дорогу 
Бери с собой друзей: 
Они тебе помогут, 
И с ними веселей. 

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая! 

Мы ехали, мы пели 
И с песенкой смешной 
Все вместе, как сумели, 
Приехали домой. 

Нам солнышко светило, 
Нас ветер обвевал, 
В пути не скучно было, 
И каждый напевал: 

Красота! Красота! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая!

картинка дождь и зайчик под грибомкартинка птицакартинка конькикартинка цветовкартинка сова в очкахъкартинка восклицательный знаккартинка рукакартинка мороженоекартинка цветоккартинка кот ученый

картинка грецкие орехикартинка мяч

картинка солнцекартинка золотая рыбкакартинка лошадь

картинка вазакартинка платочек

картинка мылокартинка глобус



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4

г. Искитима Новосибирской области

Исследовательская работа

Мыльные пузыри

Выполнили:

Силантьев Павел,

Стафиевская Янина

ученики 1 «А» класса

Руководитель:

Зарочинцева О.Н., учитель 1 «А» класса

2016 год

План

Введение

  1. Что такое мыльный пузырь? Интересные факты о мыльных пузырях.
  2. Изготовление мыльных пузырей.
  1. Компоненты.
  2. Инструменты.
  3. Рецепты.
  1. Сравнение мыльных пузырей, приготовленных по разным рецептам.
  1. Размер.
  2. Время «жизни» пузыря.
  3. «Десять из десяти».
  1. Практическая часть: Трюки с мыльными пузырями.
  1. Выдувание большого пузыря.
  2. «Проникновение» в мыльный пузырь.
  3. Предмет в пузыре.
  4. Пузырь в пузыре.
  5. Выдувание гигантского мыльного пузыря.

Заключение

Список литературы

Введение

«..Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное

и самое изысканное явление природы»

Марк Твен.

На занятиях «Необычное в обычном» мы узнали, что «Вода – это жидкое вещество: её можно разливать, в неё можно погружать предметы. Частички воды соединены друг с другом очень крепко и не отдаляются друг от друга, а наоборот притягиваются. Эти частички на поверхности воды связаны друг с другом значительно сильнее. Они образуют плёнку, способную выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностным натяжением».

Оно позволяет некоторым существам, например водомеркам, бегать по воде. А мы благодаря этому явлению можем пускать пузыри.

Мы  заинтересовалась этим, и попробовали надувать пузыри из воды. Но они получались маленькие и очень быстро лопались. Мы столкнулись с проблемой: «Как добиться того, чтобы из воды получались большие, прочные пузыри?»

Гипотеза:

  • Предположим, что прочность пузыря зависит от состава жидкости, из которой он выдувается;

Цель исследования: «Найти раствор для надувания больших и прочных пузырей».

Задачи:

  • Найти информацию в книгах о мыльных пузырях;
  • Изучить, какие вещества позволяют увеличить размер пузыря и сделать его прочным;
  • Исследовать мыльные растворы;
  •  Проверить, какой из растворов даёт возможность получить самый большой и прочный пузырь;

Методы, которые мы  применяли:

  • Анализ личного опыта и наблюдений
  • Чтение книг
  • Сеть Интернет
  • Эксперимент

Основная часть (теоретическая)

1. Что такое мыльный пузырь?  Интересные факты  о мыльных пузырях.

Мыльный пузырь – это шарик, который образован тонкой многослойной плёнкой мыльной воды и наполнен воздухом.

Когда появился первый мыльный пузырь – неизвестно. Но даже на рисунках-фресках, которые ученые раскопали в древнемгороде Помпеи, нашли изображения детей, выдувающих мыльные пузыри.

Изучая вопрос о мыльных пузырях, мы узнали что:

  1. Мыльный пузырь переливается всеми цветами радуги, потому что лучи света отражаютсяот внешней и внутренней поверхностей пленки, которая его образует. Это явление, называется интерференция. Цвет пузыря меняется, потому что мыльная пленка «тает», т.е. со временем становится тоньше.
  2. Мыльный пузырь надувается теплым воздухом из наших легких. А теплый воздух обычно легче воздуха в комнате или на улице. Поэтому пузырь сначала летит вверх, а потом воздух в нем остывает и пузырь опускается.
  3. Мыльные пузыри могут сохраняться достаточно долго. Английский исследователь Джеймс Дьюархранил мыльные пузыри в особых бутылках, которые защищали их от пыли, высыхания и сотрясения воздуха.В таких условиях ему удалось сохранять некоторые пузыри больше месяца!
  4. Мыльный пузырь можно заморозить. Замерзает он при температуре примерно -7 0С. Для замораживания достаточно положить на пузырь снежинку или осторожно опустить его на снег. При этом пузырь не разобьется, а если на ледяной шарик слегка надавить, то на нем появятся вмятины.
  5. К мыльным пузырям ученые относились очень серьезно и сделали много разных полезных открытий,изучая их. Например:
  • на основе бутылки с двойными стенками, в которой Дьюар хранил мыльные пузыри, изобрели термосы и баллоны для перевозки газов;
  • наблюдая замораживание мыльного пузыря, придумали, как можно замораживать клетки, органы и целые живые организмы и используют это в медицине;
  • архитекторы, изучая форму поверхности мыльного пузыря – сферу, придумали, как использовать этовстроительстве зданий.

Из личного опыта знаем, что если опустить соломинку для коктейля в стакан с водой и направить по ней струю воздуха, то на поверхности воды появятся пузыри. Их много, но они маленькие и быстро лопаются.

Помогая маме по дому, при мытье посуды мы использовали жидкое моющее средство. Пена получается густая, состоящая их огромного множества мелких пузырей. Они держатся очень долго.

Большинство детей и мы в том числе, очень любят  купаться в ванной с пеной в воде. Из чего тоже заметили, что пена всегда густая и долго находится на воде. И мы решили, что мыльные пузыри дольше держатся на воде.

 В домашних энциклопедиях мы нашли подтверждение своим наблюдениям. И узнали, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и позволяет пленке расширяться. Вот почему при надувании пузырь становится всё больше и больше.

На занятии в школе и в сети Интернет мы узнали, что существует множество различных рецептов мыльных пузырей  

(Приложение 1, рис. 1).

Мы выбрали и сделали 3 наиболее часто повторяющихся. А также  купили в магазине 2 готовых раствора.  В один из растворов добавили несколько капель глицерина, и решили провести небольшой эксперимент (Приложение 1, рис. 2).

Постарались выяснить, используя какой из растворов получаются самые большие и прочные пузыри.

Основная часть (практическая)

В ходе эксперимента:

  1. В классе из каждого раствора выдували пузыри с помощью одного и того же приспособления и определяли максимальную величину пузырей и их прочность, в том числе при соприкосновении с поверхностью.

 (Приложение 2, рис. 1)

2. Выдували пузыри на гладкую поверхность в виде куполов и определяли:

  • Максимальное количество возможных куполов из растворов;
  • Их прочность (время существования)

 (Приложение 2, рис. 2)

3. Выдували пузыри в условиях улицы:

  • Оценивали размер пузырей;
  • Пузыри, из какого раствора дольше парили в воздухе. (Приложение 2, рис. 3)

Заключение

Результаты эксперимента подтвердили нашу гипотезу:

  1. На прочность и величину пузыря в большей степени влияет мылосодержащая жидкость с добавлением глицерина.

Кроме того:

  1.    Из рецепта №1 получаются самые большие и прочные пузыри.

Я хотим продолжить свои исследования и выяснить: «Можно ли выдуть  мыльные пузыри другой, не круглой, формы?».

Список литературы

  1. Большая детская энциклопедия.- М: «Махаон», 2005.
  2. Большая книга научных развлечений/ Дженис Ванклив;пер. с англ. И.С.Пескуновой.- М.:АСТ: Астрель,2009.
  3. Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2010.
  4. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.:Эксмо,2011.
  5. http://www.happy-kids.ru/page.php?id=426 
  6. http://bubblesmile.narod.ru/recept.htm 

Приложение1

P4080554

Приложение 2

http://ivmdom.ru/_ph/12/480531839.jpg

http://img804.imageshack.us/img804/9713/2261ea4190d96a21a3bdc09.jpg