7.Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей проф деят-ти

Катеринчук Марина Владимировна

Методическая деятельность в сфере образования. Повышение квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования, культуры и спорта Администрации Поронайского городского округа

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=603549a79a4eecea3bf5197f7c36b31f887a4d67-9820447-images-thumbs&n=13

 «Современное образование: новые требования, новые возможности»

материалы участников

        

г. Поронайск

09 февраля 2024 года

Программа поддержки педагогов в рамках школьной модели наставничества

Катеринчук Марина Владимировна

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска

Актуальность темы «Программа поддержки педагогов в рамках школьной модели наставничества» обусловлена объявлением 2023 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным «Годом педагога и наставника». 

          Наставничество как социально-педагогическая категория, по мнению профессиональных источников, существует в нашей стране с XIX   века. Но до последнего времени наставничество реализовывалось в системе образования по принципу волонтёрской деятельности: добровольной и бесплатной.

           2023 год подвёл необходимую нормативно-правовую базу наставнической деятельности в образовательных организациях РФ, придав ей структурированный законодательный характер.

         На сегодняшний день и аттестация педагогических работников стала учитывать аспект наставничества при присвоении квалификационной категории. Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от 24 марта 2023 года № 196 предусматривает новую аттестационную категорию – «педагог – наставник[1]».

Цель:

          Анализ промежуточных результатов работы школы по поддержке педагогов в рамках школьной модели наставничества.

Задачи:

  • Выявить положительную динамику в работе школьной модели наставничества;
  • Наметить зону улучшения в системе школьной модели наставничества.

Планируемые результаты реализации технологии наставничества:

  • Улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и мета- компетенций;
  • улучшение психологического климата внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
  • улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
  • практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;

Концептуальное обоснование программы:

1. Наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности;

2. Наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели к модели формирования мета-компетенций;

 3. Технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».

             Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:

 - социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;

- составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации;

обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.

          Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов (наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна).

Характерными особенностями системы наставничества являются:

  • субъект-субъектное взаимодействие наставника и наставляемого;
  • личностно-ориентированная направленность;
  • направленность на оказание всесторонней помощи педагогическим работникам посредством разнообразных форм и видов наставничества. [2];

2.1. Этапы внедрения системы наставничества в МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска

          Реализация системы наставничества началась с приказа от 21.11.2022 года № 880 департамента образования «О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Поронайского городского округа» в соответствии с приказом Министерства образования Сахалинской области от 16.11.2022 № 3.12-55 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области»;

2.1.1. Нормативно-правовое обеспечение

2.2. Реализуемые формы и виды наставничества

В соответствии с планом мероприятий по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска были утверждены наставнические пары-группы:

2.4. Традиционная форма наставничества ("один-на-один") - взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.

         Титова Ирина Юрьевна является наставником молодых педагогов и вновь прибывших учителей. Сегодня ее подопечная – выпускница педагогического факультета Сахалинского государственного университета, учитель начальных классов Маховская Татьяна Викторовна.

           Как педагог-наставник Ирина Юрьевна способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Оказывает помощь в разработке рабочих программ по предметам, в конструировании урока.

2.5. Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий

Наставник – Сандракова Наталья Сергеевна

Наставляемые:

Струкова Александра Александровна – учитель начальных классов;

Скоблик Анна Ивановна – учитель начальных классов;

Томарева Ирина Викторовна – учитель русского языка и литературы.

          Высококвалифицированный профессионал консультирует менее опытного учителя (учителей) по вопросам образовательно-аттестационного процесса.

Цель: успешное прохождение аттестации по современным интернет программам.

           Интересно, что месяцем позже, чем была создана данная наставническая группа, протоколом заседания аттестационной комиссии министерства образования Сахалинской области от 23.12.2022 года была утверждена «МОДЕЛЬ организационного и методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Сахалинской области», которая предусматривает «помощь        при подготовке, оформлении, размещении (в том числе подаче заявлений в бумажном и электронном виде) педагогическими работниками необходимой документации и других аттестационных материалов[3]». Это подтверждает обоснованность решения о формировании данной наставнической группы.

2.6. Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно.

Наставник – Бондарева Елена Юрьевна

Наставляемые:

Гулько Елена Шамильевна – учитель русского языка и литературы;

Супрон Наталья Михайловна - учитель русского языка и литературы;

Алиева Карина Алавутдиновна - учитель русского языка и литературы.

Цель: Обучение учителей работе на сайте Единое содержание общего образования для составления предметных рабочих программ по русскому языку и литературе в электронной системе Конструктор рабочих программ.

2.7. Форма наставничества "руководитель образовательной организации - учитель" способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары "руководитель образовательной организации - учитель"

Наставник – руководитель Гулько Елена Шамильевна

Наставляемые:

Балан Алёна Игоревна - педагог-библиотекарь;

Ганиев Сергей Юрьевич – педагог-организатор;

Кан Артём Александрович – педагог дополнительного образования.

Цель: совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

Промежуточный анализ подтверждает положительную динамику в работе школьной модели наставничества. Результатами её реализации стали:

  • Улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и мета- компетенций;
  • улучшение психологического климата внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
  • улучшение показателей школы в образовательной, культурной и других сферах;
  • практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению наставляемых.

Перспективное направление школы по данному вопросу (зона улучшения) – создание методического объединения (МО) /совет наставников Методическое объединение/совет наставников образовательной организации – общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов-наставников образовательной организации в целях осуществления оперативного руководства методической (научно-методической) деятельностью по реализации персонализированных программ наставничества. работников помогать подбирать и закреплять пары (группы) наставников и наставляемых по определенным темам и проблемам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, 2021;
  2. МОДЕЛЬ организационного и методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Сахалинской области, от 23.12.2022;
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 24 марта 2023 года № 196 «Об утверждении Порядка проведении аттестации педагогических работников, организаций осуществляющих образовательную деятельность»;
  4. https://edu.gov.ru/press/7999/torzhestvennoe-zakrytie-goda-pedagoga-i-nastavnika-sostoyalos-v-moskve/
  5. https://yandex.ru/video/preview/5137729590363196323 

Глобус с книгами


[1] Приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 24 марта 2023 года № 196 «Об утверждении Порядка проведении аттестации педагогических работников, организаций осуществляющих образовательную деятельность»

[2] Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, 2021

[3] МОДЕЛЬ организационного и методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Сахалинской области, от 23.12.2022 г.