Предметно - развивающая среда

Петрова Елена Петровна

Предметно - развивающая среда:

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении-правильная организация предметно-развивающей среды. поэтому мы создавая развивающую среду стараемся оформить групповую  комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу.это прежде всего возраст, интересы склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.Организация развивающей предметно-пространственной среды группы  построена  в соответствии с ФГОС.
   При создании развивающего пространства в групповом помещении,  учитывалась  ведущая  роль игровой деятельности в развитии детей. Это,  в свою очередь,  должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно-развивающая среда организована  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,  экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек  и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных  развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным,  познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.
Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки,  создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.  Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Учебная зона

(расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей

 

 

 

Центр творчества «Творческая гостиная»

  • Формировать творческий потенциал детей
  • Формировать эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческое способности, самостоятельность, активность.
  • Развивать интерес к изодеятельности, искусству.

 

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов

  • белая бумага, разного формата и фактуры
  • цветной картон,
  • восковые мелки,
  • карандаши,
  • гуашь, акварель
  • Ножницы
  • Палитры
  • Формы для лепки
  • Карандаши
  • Фломастеры
  •  кисти разного диаметра,
  • самоклеющаясябумага
  • трафареты,
  • образцы для рисования
  • пластилин, доски, стеки
  • предметы искусства,
  • бросовый и природный материал для художественного труда.
  • Дидактический материал из серии «Искусство детям»
  • Настольно-печатные игры
  • Схемы смешивания красок
  • Картины известных художников
  • Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
  • Раскраски по темам

Центр книги

«В гостях у книжки»

  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
  • Развивать у детей чувство юмора.
  • Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
  • Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

 

В данном центре представлены:

  • книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества,
  • загадки. 
  • портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц• 
  • Портреты писателей и поэтов
  • Сюжетные картинки
  • Схемы для заучивания стихотворений
  •  Схемы для пересказа произведений
  • Настольно-печатные игры по развитию речи
  • Мнемотаблицы
  • любимые книги детей (книги по интересам);
  • сезонная литература;
  • тематические альбомы;
  • книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
  • -магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр сенсомоторного развития

«Шнурочек»

  • Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
  • Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
  • Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
  • Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
  • Развивать умение  классифицировать предметы  по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
  • Шнуровки,
  • замочки,
  • застегивание пуговиц,
  • мозаики,
  • кубики,
  • конструкторы,
  • настолько-печатные игры, 

Центр музыкального развития

«Веселый сверчок»

  • Способствовать формированию интереса к музыке.
  • Знакомить с музыкальными инструментами.
  • Учить играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.

 

  • В центре музыки имеется: достаточное количество дидактического демонстрационного и раздаточного материала для музыкального развития дошкольников.
  • Детские музыкальные  инструменты: металлофон,  трещотки, ложки, бубен большой, дудочка колокольчики, бубны,  барабаны, погремушки.,
  • Пособия:  портреты композиторов,
  •  Игрушки: мягкие, пластмассовые, резиновые,
  • Иллюстрации,
  • Цветные флажки, цветы искусственные.
  • Инструменты для организации самостоятельногомузицирования детей, изготовленные руками родителей,
  • элементы костюмов, атрибуты к музыкально – дидактическим играм.

Центр патриотизма

  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

 

В центре патриотизма представлены

  • Символика нашей страны

• Фото книги по городам России

• Карта России

• Глобус

• Маршрут- карта города.

• Презентации, виртуальные экскурсии «Города России», «Город в котором я живу»

• Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»

• Пазлы

• Конструкторы

• Книги по истории города, Росии.

Центр математики «Юный гений»

  • Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

 

В центе математики для умственного развития  имеется:

  • Раздаточный и  счетный материал,
  •  геометрические фигуры,
  •  занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур

Центр природы и экспериментирования

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

 

В центе природы находятся:

  • Календарь природы
  •  Картотека прогулок, опытов экспериментирования.
  • Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)
  • Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)•
  • Пазлы
  • Природным материалом,
  • Сыпучими материалами,
  • Емкостями разной вместимости,
  • Комнатными растениями,
  • Песочными часами,
  •  Лейками, опрыскивателями.
  • Макет аквариума
  • Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Центр песка и воды

  • стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно (знакомство с основными свойствами воды, песка) ;
  • развивать тактильную чувствительность;
  • расширять и обогащать словарь детей;
  •  развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) ;
  • способствовать физическому развитию ребёнка: развивать мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию;
  • развивать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  • снимать психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей;
  • знакомить со свойствами различных предметов и материалов;
  • закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.
  • Ванночки, контейнеры
  • Очищенный песок (можно его прокалить в духовом шкафу или на сковороде)
  • Вода с температурой не ниже комнатной.
  • Коллекция бросового материала (мелкие игрушки, природный материал,
  • различные средства, позволяющие изменить цвет и консистенцию песка)
  • Картотеки игр с песком и водой.

 

Центр речевого развития

«АБВГДейка»

  • Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
  • Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  • Помогать осваивать формы речевого этикета.
  • Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
  • Приучать детей к самостоятельности суждений.

 

В  группе имеются уголок художественно-речевого развития, , где собраны:

  • игры по развитию речи дошкольников,
  • пособия для игр по ТРИЗ
  • игры способствующие повышению качества речевого развития дошкольников, развитию их творческих способностей
  • картотеки

Центр физического развития

«Здоровячок»

  • Продолжать работу по укреплению здоровья:
  • закаливать организм,
  •  совершенствовать основные движения,
  • формировать правильную осанку,
  • воспитывать гигиенические привычки.
  • Поддерживать интерес к разным видам спорта.
  • Развивать двигательную активность детей. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

 

 

В центе физического развития находятся

  • Мячи большие, средние, маленькие
  • Обручи
  • Флажки
  •  Мешочки для метания
  • Скакалки
  • Кегли
  • Городок
  • Дорожки здоровья
  • Гантели
  • Нестандартное оборудование
  • Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

 

 

 

 

 

 

Игровая зона

(Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком).

 

Центре строительно-конструктивных игр

«Строим сами»

  • Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
  • Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
  • Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома

В данном центре находятся

  • строительные наборы
  • Фигуры животных
  • Конструктор разных размеров и форм и материалов
  • Схемы построек
  • Мозаики разных форм и размеров
  • Бумага для оригами
  • Природный материал

Центр искусства

  • Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
  • Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
  • Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
  • Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
  • Воспитывать любовь к театру.
  • Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
  • Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
  • Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

Центр искусства  находится рядом с минибиблиотекой и совмещен с уголком ряженья.Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки.

Для этого в группе имеются:

  • Кукольный театр
  • Настольный театр
  • Пальчиковый театр
  • Театр с игрушками Бибабо
  • Театр картинок
  •  Маски персонажей и костюмы
  • Декорации и ширма
  •  Картотеки театрализованных игр

Центр игры

«Мы играем»

 

 

  • развитие игрового опыта каждого ребенка;
  • воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила;
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

 

Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр:

  • «Почта»,
  • «Магазин»    
  • « Больница»,
  •  «Парикмахерская»,
  •  «Семья».  

 

Центр безопасного поведения

  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
  •  

Здесь находятся:

  • переносной макет улицы,
  • различного размера  и назначения машины,
  • светофор,
  • полицейский жезл
  •  фуражка,
  • д/и по ПДД

Бытовая зона

Центр дежурства

  • Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
  • Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда

В центе дежурства находятся:

  • Фартуки и колпаки для дежурства
  • Фотографии детей
  • Стенд «Я дежурю»

 

 

 

 

 

 

Зона отдыха и эмоциональной разгрузки

Центр отдыха и эмоциональной разгрузки «Мой мирок»

  • Создание условий для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения.

В группе создан уголок уединения и  эмоциональной разгрузки: отгороженный ширмой,  мягкие игрушки, альбом: «Моя семья».

Спальня

 

В группе существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся:

  • кровати для дневного сна детей.

 Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

 

 

Раздевалка

 

В раздевалке группы находятся:

  • индивидуальные шкафчики для детей.
  •  информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям,
  • доска для детского творчества.