Уроки русского языка по УМК С.И.Львовой
На данной странице вы можете посмотреть методические разработки уроков русского языка по учебно методическому комплекту С.И.Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_i_punktuaciya._urok.doc | 142 КБ |
urok_pro_begluyu_e_i_nadyozhnuyu_i.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Синтаксис и пунктуация.
Сочинительная и подчинительная связь
Урок русского языка в 8 классе
1 час
Михайличенко Марина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ Парабельская гимназия
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Цель: обобщение изученного о словосочетании и предложении как предмета изучения синтаксиса.
Задачи:
- рассмотреть виды подчинительной связи: сочинительная и подчинительная.
- повторить понятие омофоны;
- повторить орфограммы и пунктограммы.
Методы и приемы:
- практические (упражнения).
- кластер;
- работа с текстом.
- Стадия вызова.
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.
- П…р…ступавшие
- …тец
- Дож…ь
- Гр…за
- Лош…ди
- Бе…п…койно
- От
- И
- Л…снившиеся
- Н…пуга…ый
- З…пря…
- Н…т…рп…ливо
- Ноги
- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Варианты ответов учащихся)
- Стадия осмысления.
- Составьте из данных слов предложение.
Запишите в тетрадь последовательность действий при составлении предложения:
1.
2.
3.
и т.д.
Учитель. Какой был ваш первый шаг?
Учащиеся. Определили лексическое значение слов.
Учитель. Второй шаг?
Учащиеся. Составили из слов словосочетания.
Учитель. А что такое словосочетание?.... А что такое предложение? Составьте кластер.
предложение
Словосочетание
Обучающиеся вспоминают всё, что помнят о словосочетании и предложении.
- Какие словосочетания составили?
- Отец запряг
- Лоснившихся от дождя
- Напуганных грозой
- Нетерпеливо переступавшие
- Беспокойно переступавшие
- Переступавших ногами
- Ноги лошади и т.д.
- Какое предложение у вас получилось?
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами
- Чем отличаются данные сочетания слов?
- Нетерпеливо и беспокойно
- Нетерпеливо переступавшие
- Лоснившихся от дождя
- Рассмотрите рисунок и попробуйте объяснить, почему именно так художник представил лингвистические понятия сочинительная и подчинительная связь в словосочетании.
Согласование
управление
- Какую информацию содержит таблица? Придумайте и запишите в каждую графу по одному примеру.
Сочинительная и подчинительная связь
При помощи сочинительной связи соединяются: | При помощи подчинительной связи соединяются: |
1) Однородные члены предложения | 1) Зависимое слово с главным в словосочетании |
2) Части сложносочинённого предложения | 2) Части сложноподчинённого предложения |
1. Выразительно прочитайте текст. Какое языковое явление иллюстрирует текст?
МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ
Представьте, что перед вами лежит пачка карточек со словами, выписанными из словаря: видение, гений, как, красота, мгновение, мимолётный, помнить, перед, ты, чистый, чудный, я, явиться.
Теперь попробуем составить из них предложения. Вариантов получится немало: Ты помнишь красоту мимолётного мгновения: я, чудный гений, явился перед тобой, чистый, как видение; Я помню видение: ты являешься передо мной – мимолётная, как мгновение, чистая, чудная, гений красоты; Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное видение, как гений чистой красоты.
Оказывается, из одного и того же набора слов получается много различных по смыслу предложений. Секрет в том, что в каждом из них слова объединялись в группы по-разному – и предложения получились совсем непохожие. Таким образом, путь от мысли к предложению проходит через объединение выбранных слов в группы – словосочетания.
Мост через пропасть, разделяющую слово и предложение, две основные единицы языка, - это синтаксис (от греч. syntaxis «порядок», «построение»).
(По)чему между словом и предложением пропасть? (По)тому что их природа очень различна. Слова хр…нятся в нашей пам…ти и называют пр…дметы явления действия признаки. Они д…стались нам в н…следство от многих пок…лений предков и сущ…ствовали (бы) да(же) если (в)место нас на свете были(бы) (со)всем другие люди. Пр…дложения мы пр…думавыем всякий раз занов… . В них вопл…щают…ся мысли к…нкретного человека который (по)своему видит мир. Предложение это инд…видуальное дост…жение человека.
(С.Евграфова)
2. О каких различиях словосочетания и предложения говорится в нём? Поясните название текста
3. Спишите последний абзац текста, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните написание слов со скобками. У каких из этих слов есть омофоны? Докажите свою точку зрения.
- Рефлексия.
- Что из того, что вы изучали, вам уже было знакомо, что оказалось новым, с чем вы не согласны (если да, то почему?), что вызвало сомнения? Как вы можете доказать свою точку зрения?
Предварительный просмотр:
Работаем по учебнику С.И.Львовой
Урок про беглую Е и надёжную И
(Правописание суффиксов –ек-, -ик- (-чик-)
- По следам домашнего задания.
А) Найдите «лишнее» слово. Объяснить свой выбор. ( Доска) Устно
Перебежчик, грузчик, переводчик, разведчик, сборщик.
Б) Составьте словообразовательные пары, показывающие образование данных существительных. Обозначьте условия выбора орфограммы.
В) Для чего нам надо знать буквы:
д-т, з-с, ж – написание суффикса –чик-
л – написание ь перед суффиксами –чик- и –щик-.
- упр. 748, стр. 68.
Г) Графический контроль. Ничего исправлять нельзя.
В бланках необходимо написать только суффикс.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Слова:
- заказчик,
- рассказчик,
- дрессировщик,
- выдумщик,
- паромщик,
- обидчик,
- зимовщик,
- возчик,
- упаковщик,
- грузчик,
- фонарщик,
- пильщик,
- барабанщик,
- перевозчик
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
-чик | чик | щик | щик | щик | чик | щик | чик | щик | чик | щик | щик | щик | чик |
Для детей слабоуспевающих карточки:
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -чик, -щик.
Опытный перевод_ик, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни.
Физкультминутка
- «Помоги Вите Перестукину сформулировать правило».
Прочитайте отрывок из произведения Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков» и выполните задания.
Не сумею ли я написать правильно слова «замоч…к» и «ключ…к»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!
Я сразу написал: ключ… и остановился. Как правильно: ключек или ключик? То же самое было и с замочком. Замочик или замочек?
Есть же какое-то правило….
И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочек, родительный – замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочек.
Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключик, родительный – ключика. Гласная остаётся на месте. Значит надо писать «ключик».
1. Какой опознавательный признак сигнализирует об орфограмме-гласной букве в этих словах?( безударное положение гласного)
2. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
3. Сформулируй орфографическое правило более точно, чем Витя.
- Запишем тему урока. Почему так звучит тема? Буква е в суффиксах очень часто ведёт себя ненадёжно, сбегает. Беглая, одним словом, что тут скажешь! Но благодаря ей, беглой, мы можем точно узнать, что писать в суффиксе, так как и не сбегает никогда.
Закрепляем.
Песочек – песочка, мячик – мячика, холмик, заливчик, мешочек, уголочек, платочек, колокольчик, костюмчик, плащик, кармашек.
Домашнее задание:
П.№ 55, стр. 68 – 69.
На выбор:
- Напиши сказку про беглую Е и надёжную И.
- Упр. 749, стр. 69.
Приложение
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -чик, -щик.
Опытный перевод_ик, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 вариант. Спишите, вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите суффиксы.
Редкий ельнич_к, кудрявый бараш_к, забавный хвост_к, красивый карманч_к, забавный котеноч_к, зеленый стебелеч_к, душистый горош_к, желтый песоч_к, острый ножич_к, заросший овраж_к, кусоч_к пирога, яркий зонт_к.
2 вариант. Спишите, вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите суффиксы.
Горош_к, кирпич_к, дружоч_к, ножич_к, шалаш_к, лесоч_к, камеш_к, подароч_к, птенч_к, ореш_к, доклад_ик, корабл_к, хвост_к, смаз_ик, груз_ик, диванч_к, перепис_ик, букет_к, ветх_сть, мелк_та, бел_зна, глуб_на.
- «Помоги Вите Перестукину сформулировать правило».
Прочитайте отрывок из произведения Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков» и выполните задания.
Не сумею ли я написать правильно слова «замоч…к» и «ключ…к»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!
Я сразу написал: ключ… и остановился. Как правильно: ключек или ключик? То же самое было и с замочком. Замочик или замочек?
Есть же какое-то правило….
И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочек, родительный – замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочек.
Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключик, родительный – ключика. Гласная остаётся на месте. Значит надо писать «ключик».
1. Какой опознавательный признак сигнализирует об орфограмме-гласной букве в этих словах?
2. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
3. Сформулируй орфографическое правило более точно, чем Витя.