"2020 Год памяти и славы"

Кунисова Людмила Васильевна
Многих из нас при планировании деятельности на следующий учебный/календарный год волнует вопрос о тематике предстоящего года. Всем известна не так давно возникшая традиция (по инициативе Президента РФ) посвящать каждый год определенной социально-культурной сфере, историческому событию, географическому объекту и даже абстрактному понятию. В нынешнем году, в отличие от 2018  - Года волонтера, официальная тематика следующего года стала известна в оптимальное время, почти в середине лета.

Официально (на сайте prezident.org опубликован Указ № 327, подписанный 8 июля 2019 года) 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час "Дети войны"


Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; 
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера;
Задачи: 
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. 
Ход занятия:

- Хочу начать классный час со слов РОБЕРТА  РОЖДЕСТВЕНСКОГО, написанных на доске:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны!

Были настоящими героями!»
Учитель:  Вам  сейчас 9  или кому – то немногим меньше, или больше. Вы родились  и выросли  на мирной земле. Вы  хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали  орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне.

 Вы видите, как строят новые дома в городе, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны,  но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так  же просто,  как весёлый утренний сон.


Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.


Учитель:  Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
Учитель:  Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн.

Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
(А. Александрова, Лебедева-Кумача)


(Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.) 
Война прошлась по детским судьбам грозно, 
Всем было трудно, трудно для страны,
 
Но детство изувечено серьёзно:
 
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – ребенок.
Ученик: 
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик: 
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик: 
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ученик: 
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Ученик: 
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны..Как  же выжили вы?
Дети войны..Устоять как смогли?

Начинается демонстрация слайдов презентации.

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. 
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. 
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  


Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны. 
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети. 


Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!


Ведущий 2: Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!


Ведущий 1: В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!


Ведущий 1: (зажигает свечу)
На экране портреты пионеров героев
Ведущий 1: Леня Голиков!
Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Ведущий 1: Зина Портнова!
Ведущий 2:Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.
Ведущий 1: Марат Казей!
Ведущий 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. 
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.


1. Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ! 

2. Юные безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль в глазах сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.


3. Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, танце, мягком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Танец девочек


Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 1: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались  с детством навечно.
Фонограмма «Бухенвальдский набат»
(В. Мурадели, А. Соболева)
Ведущий 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.
Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»
(Б. Окуджава)


Учитель: Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто. 

Вед 1:  Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…

Видеоролик – песня «Дети войны» Тамара Гверцители


На экране слова «Памяти павших будем достойны»

Ведущий 2: Минута молчания…
Склонитесь, и молод, и стар.
В честь тех, кто за счастье, 
Кто жизнь ради жизни отдал.


 Учитель: Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.


Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)

Минута молчания


Ведущий 1: Прошла война, прошла страда.
Ведущий 2: Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!

Ведущий 1: На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!

Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

       -  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?

(ответы детей)

Учитель

-Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.                                                                                                    

Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

Песня « Нам нужен мир»- Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь- символ мира»



Предварительный просмотр:

Сценарий линейки памяти «Сгорая, плачут свечи»,

посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Звучит ФОН 1

Слайд 1: «День солидарности…»

В.1: Сентябрь в гости постучался,

День знаний наступил.

Открыла школа детям двери,

А террорист закрыл.

В.2: Тают души в пыли,
Растворяются радость и смех,
Остается лишь боль от любви-
К тем, кого уже рядом и нет.

В.1: Спортзал увешанный взрывчаткой,

Обвалы крыши, взрывы, дым...

И этот день пожаром ярким

Мы - люди в памяти храним.

В.2: Как разбитая первая школа,
Остались руины в душе у живых.
И цветами усыпано поле,
Где расстреляны души родных.

В.1: Здравствуйте, уважаемые учителя, гости и учащиеся гимназии №19.

В.2: Линейка памяти, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом, объявляется открытой. Попрошу всех встать. Звучит гимн РФ.

Звучит гимн РФ.

В.1: Многие из нас слышали слово, которое на кого-то наводит страх, ужас, а для кого-то это просто слово, которое не всегда понятно. Это - терроризм.

– 3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом.

В.1: Эта дата была установлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года в связи с трагическими событиями:

Слайд 3: в Будённовске 14—19 июня 1995 года,

Слайд 4: на спектакле «Норд-Ост» 23 - 26 октября 2002 года,

Слайд 5: в Беслане 1 - 3 сентября 2004 года,

Слайд 6: московском метро 29 марта 2010 года и в

Слайд 7: аэропорту Домодедово 24 января 2011 года.

Звучит «фон 2»

В.1: 1 сентября 2004 г. Беслан. Северная Осетия. Праздник школьного звонка. Ничто не предвещало беды. Нарядные дети. Счастливые родители. Волнение, улыбки, цветы. Закончилась линейка. Все вошли в школу.

В.2 : 09 часов 15 минут, группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент проведения торжественной линейки.

Слайд 10: «зал»

В.1: Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы.

общее количество погибших и умерших от ран составило 335 человек,

слайд 18 «дети».

из которых 186 – дети, в том числе: дошкольного возраста – 9; учеников 1 класса – 18; 2-го – 15; 3-го – 21; 4-го– 21; 5-го – 16; 6-го – 28; 7-го – 13; 8-го – 13; 9-го – 22; 10-го – 9, 11-го – 1.

В. 1: 72 ребенка и 69 взрослых стали инвалидами; 17 детей остались круглыми сиротами.
В.2: Среди цифр есть еще: в школе № 1 Беслана среди заложников оказались 62 учителя и сотрудника школы. Погибли — 22 работника школы, из них 19 учителей.

В.1: Пусть буря терроризма не оборвёт больше ни одну человеческую жизнь!

Лиза: Терроризм - это страшное слово,
                Это боль, отчаянье, страх,
                Терроризм- это гибель живого!
                Это крики на детских губах.
                Это смерть ни в чём не повинных-
                Стариков, женщин, детей!
                Это подлое злое деяньеозверевших, жестоких людей.

Терроризм - это язва на сердце,
                Боль всех народов Земли.
                Мы помянуть всех погибших
                Сегодня на митинг пришли.

Зажжём поминальные свечи,
                 На миг все друзья замолчим.
                 Их души с небес нас увидят,
                 Мы память о них сохраним
.

 Почтим память погибших школьниках Беслана и всех жертв терактов минутой молчания.

В.2: Светлая память погибшим.

В.2: Линейка памяти, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом объявляется закрытой.

Звучит гимн РФ.

В.1: И помните, все черные даты в календаре должны послужить уроком жизни для всех нас.

Дети «Норд – Оста»

Надолго Россия запомнит «Норд — Ост»

Был найденный выход нелёгок, не прост.

Свободы глоток для кого–то был яд.

Безвинно погибло немало ребят.

Дети, дети, дети, дети…

Вытканы тоской часы.

Протянулись дни, как годы,

Бросив судьбы на весы.

Ждут – кто смерти, кто свободы.

Дети, дети, дети, дети…

И доктор Рошаль и Иосиф Кобзон

Рискнули войти, чтоб прервать дикий сон,

С собой увести хоть немного детей,

Заложников злобы и зверских идей.

Кто штурм разрешал и кто ринулся в бой,

Страну от беды заслоняли собой.

К машинам ребят выносили бегом

И не было ноши страшнее кругом.

БЕСЛАН

Беслан…Одно лишь слово – боль

И память горькая струится в души…

Забыть? Возможно ли? Уволь!

Ты лучше тишину послушай…

За что наказаны судьбой?

В день светлой радости – погибнуть…

Склоняем головы с тобой,

Слезам горючим не утихнуть…

Не стихнет жуть кошмарных дней,

Мы все сидели у экрана…

Закрыть бы телом тех детей

Многострадального Беслана…

Могильный храм…Здесь триста тел…

Их триста тридцать… из Беслана…

Неужто это наш удел? Грядет сентябрь…

И в сердце – рана.

И то, что было год назад

Народы мира не забудут!!!