для родителей

Развитие активной речи в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие активной речи в раннем возрасте.

Психическое развитие ребёнка от года до трёх лет

  Возраст

Сферы развития

            Познание

     Движения

            Общение

1 год

Первые признаки понимания речи. Формирование пассивного словаря.

Самостоятельное стояние и хождение.

Первые признаки пользования речью.

2 года

Начало активного развития речи. Развитие  понимания и появление активной речи.

Дифференциация рук и ног.

Формирование основных черт характера.

3 года

Оформление речи. Первые признаки образного мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянства объектов.

Развитие ручных предметных движений. Появление волевого самоуправления поведением.

Появление самосознания. Освоение первичных нравственных норм. Усвоение правил человеческого поведения.

Анкета для выявления познавательного развития ребёнка

раннего возраста (от года до трёх лет)

  1. Как ребёнок играет с игрушками?
  1. Почти не играет, подержит в руках и бросит.
  2. Играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре.
  3. Усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.

  1. Проявляет ли ребёнок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т.п.?
  1. Очень редко.
  2. Иногда, например, при просмотре телепередачи.
  3. Постоянно.

  1. Смотрит ли малыш  книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают сказки, стихи?
  1. Книжек почти на рассматривает и не слушает, когда ему читают или рассказывают.
  2. Иногда рассматривает и слушает, как их читают.
  3. Регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает сказки, стихи.

Если во всех случаях вы выбрали А, вам следует задуматься: ребёнок нуждается в вашем внимании помощи, стимулирующих его речевую активность и познавательные процессы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ  ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ.

  1. РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ.

Когда малыш находится недалеко от вас, начитайте говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными для ребёнка.     Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт молоко» и т.п.

  1. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР.

Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Этим вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, которые он потом будет использовать самостоятельно.

  1. ПРОВОКАЦИИ

Если ребёнок показывает и просительно смотрит на Вас, попробуйте дать ему не ту игрушку, тем самым это будет мотивом для стимуляции назвать нужный предмет. Подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобной ситуации ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя немного сообразительней взрослого.

  1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что ребёнок Вас слышит.  Малыш говорит: «Суп». А взрослый добавляет: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой».  Отвечая ребёнку распространёнными предложениями,  вы тем самым  постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

  1. ПРИГОВОРЫ

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению  его умению вслушиваться в  звуки речи , улавливая их ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникают в смысл. Кроме того, сочетание потешек с двигательной активностью ребёнка   удовлетворяет потребности ребёнка в эмоциональном, тактильном (прикосновении, поглаживании) контакте со взрослым.

  1. ВЫБОР

Предоставляйте ребёнку возможность выбора, так как это способствует формированию ответственности. Ощущение возможности выбора в том вопросе, который касается именно лично его, порождает у ребёнка   ощущение собственной значимости и самоценности.   Уже  к двум годам малыш может делать выбор, если взрослый позволит ему это. «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?» «Тебе яблоко целиком или половинку?» «Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?»

  1.  ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности  оказывает разнообразие и доступность объектов, которые ребёнок исследует: смотрит на них, пробует на вкус, манипулирует, экспериментирует , делает о них свои маленькие открытия. (Песок, вода, глина, дерево, бумага)

  1. ПРОДУКТИВНЫЕ  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисование, лепка, аппликации, конструирование  развивает не только речь, но и сенсорные, что способствует развитию мышления. Рисуя, ребёнок на бумаге закрепляет свои мысли, чувства. Постарайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ. Когда таких рассказов соберётся достаточное количество, их можно сшить и превратить в книгу, а потом читать знакомым. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление , надёжно овладевает родным языком.

  1. ЗАМЕЩЕНИЕ

«Представь, что…»  В 2 года ребёнок может представить, что кубик – это пирожок, а коробка – это печка. К трём годам он способен представить себя самолётом, кошечкой, цветком.  «Представь, что мы самолёты и облетим сейчас нашу комнату» Поиграйте в игру «Отгадай, что я сейчас делаю?» пантомима, потом попросите ребёнка показать своё действие.

  1. РОЛЕВАЯ ИГРА

Это может быть игра в телефон, когда ребёнок звонит маме, папе, бабушке, сказочным героям. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает компетентность в общении. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Детям нравятся шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Не страшно, если ребёнок сначала поёт только окончания, впоследствии он начнёт петь песенки целиком.