для родителей
Предварительный просмотр:
Развитие активной речи в раннем возрасте.
Психическое развитие ребёнка от года до трёх лет
Возраст | Сферы развития | ||
Познание | Движения | Общение | |
1 год | Первые признаки понимания речи. Формирование пассивного словаря. | Самостоятельное стояние и хождение. | Первые признаки пользования речью. |
2 года | Начало активного развития речи. Развитие понимания и появление активной речи. | Дифференциация рук и ног. | Формирование основных черт характера. |
3 года | Оформление речи. Первые признаки образного мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянства объектов. | Развитие ручных предметных движений. Появление волевого самоуправления поведением. | Появление самосознания. Освоение первичных нравственных норм. Усвоение правил человеческого поведения. |
Анкета для выявления познавательного развития ребёнка
раннего возраста (от года до трёх лет)
- Как ребёнок играет с игрушками?
- Почти не играет, подержит в руках и бросит.
- Играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре.
- Усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.
- Проявляет ли ребёнок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т.п.?
- Очень редко.
- Иногда, например, при просмотре телепередачи.
- Постоянно.
- Смотрит ли малыш книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают сказки, стихи?
- Книжек почти на рассматривает и не слушает, когда ему читают или рассказывают.
- Иногда рассматривает и слушает, как их читают.
- Регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает сказки, стихи.
Если во всех случаях вы выбрали А, вам следует задуматься: ребёнок нуждается в вашем внимании помощи, стимулирующих его речевую активность и познавательные процессы.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ.
- РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ.
Когда малыш находится недалеко от вас, начитайте говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными для ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт молоко» и т.п.
- ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР.
Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Этим вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, которые он потом будет использовать самостоятельно.
- ПРОВОКАЦИИ
Если ребёнок показывает и просительно смотрит на Вас, попробуйте дать ему не ту игрушку, тем самым это будет мотивом для стимуляции назвать нужный предмет. Подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобной ситуации ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя немного сообразительней взрослого.
- РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что ребёнок Вас слышит. Малыш говорит: «Суп». А взрослый добавляет: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребёнку распространёнными предложениями, вы тем самым постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
- ПРИГОВОРЫ
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи , улавливая их ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникают в смысл. Кроме того, сочетание потешек с двигательной активностью ребёнка удовлетворяет потребности ребёнка в эмоциональном, тактильном (прикосновении, поглаживании) контакте со взрослым.
- ВЫБОР
Предоставляйте ребёнку возможность выбора, так как это способствует формированию ответственности. Ощущение возможности выбора в том вопросе, который касается именно лично его, порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш может делать выбор, если взрослый позволит ему это. «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?» «Тебе яблоко целиком или половинку?» «Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?»
- ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности оказывает разнообразие и доступность объектов, которые ребёнок исследует: смотрит на них, пробует на вкус, манипулирует, экспериментирует , делает о них свои маленькие открытия. (Песок, вода, глина, дерево, бумага)
- ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рисование, лепка, аппликации, конструирование развивает не только речь, но и сенсорные, что способствует развитию мышления. Рисуя, ребёнок на бумаге закрепляет свои мысли, чувства. Постарайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ. Когда таких рассказов соберётся достаточное количество, их можно сшить и превратить в книгу, а потом читать знакомым. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление , надёжно овладевает родным языком.
- ЗАМЕЩЕНИЕ
«Представь, что…» В 2 года ребёнок может представить, что кубик – это пирожок, а коробка – это печка. К трём годам он способен представить себя самолётом, кошечкой, цветком. «Представь, что мы самолёты и облетим сейчас нашу комнату» Поиграйте в игру «Отгадай, что я сейчас делаю?» пантомима, потом попросите ребёнка показать своё действие.
- РОЛЕВАЯ ИГРА
Это может быть игра в телефон, когда ребёнок звонит маме, папе, бабушке, сказочным героям. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает компетентность в общении. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Детям нравятся шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Не страшно, если ребёнок сначала поёт только окончания, впоследствии он начнёт петь песенки целиком.