ГИА
Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_szhatomu_izlozheniyu.docx | 17.71 КБ |
itogovoe_sochinenie_2017.docx | 33.84 КБ |
problemy_i_argumenty_ege.docx | 33.29 КБ |
tehnika_napisaniya_sochineniya.docx | 24.87 КБ |
shablon_i_klishe_itogovogo_sochineniya.pdf | 350.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВИМСЯ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
Сжатое изложение – это задание №1 ОГЭ по русскому языку. Как правильно сжать тест?
В этом вам поможет знание специальных приемов компрессии (сжатия) теста.
НУЖНО
1.Разделить информацию на главную и второстепенную.
2. Применить языковые приемы сжатия, обязательно сохранив основную мысль высказывания.
Прием | Что делаем? | Исходный текст | Сжатый текст |
Исключение |
| Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. | В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и увлеченно работали. |
Обобщение | Объединяем в одно два предложения об одном и том же. Однородные члены заменяем обобщающим словом. | В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика. | В степи ярко пестреют цветы. |
Упрощение | Заменяем прямую речь косвенной. Переформулируем мысль своими словами. Сложносочиненные предложения разбиваем на простые. Сложноподчиненные предложения заменяем простыми. Соединяем несколько простых предложений в одно сложное. Придаточную часть заменяем причастным или деепричастным оборотом. Подбираем синонимы в словосочетаниям. | Дом был большой, жить в нем было удобно и приятно. Все громко разговоривали, перебивая друг друга. Не каждый человек способен на самоотверженный героический поступок. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. | Дом был большой и уютный. Все громко наперебой разговаривали. Не каждый человек способен на подвиг. Андерсен появился в моей жизни, когда мне в детстве на Новый год подарили книгу с его сказками. |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ | О ЧЕМ ПИСАТЬ | ГДЕ ИСКАТЬ АРГУМЕНТЫ |
РАЗУМ 1. Познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок. 2. Способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-л. ситуации; рассудок (в отличие от эмоций). | Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев (возвращение в крепость из Оренбурга) М.А.Шолохов «Тихий Дон». Душевные метания Григория Мелехова И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Бунин «Чистый понедельник». Главная героиня находится в духовном поиске. Ее отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Она не могла найти себе места среди всего, что ее окружало. Уход в монастырь помочь ей в обретении духовной гармонии. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» |
ЧУВСТВО 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. 2.Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание. 3. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание; способность отозваться на жизненные впечатления. 4. Внутреннее волнение, душевный подъём, порыв. 5. Способность к особому восприятию явлений окружающей действительности, произведений искусства 6. Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения | ||
ЧЕСТЬ 1. Совокупность высших морально-этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. 2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя. 3. Почёт, уважение. 4. О том, кем или чем гордятся. | В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев – человек чести, в любой жизненной ситуации поступает так, как велит ему честь. Благородство героя смог оценить даже его идейный враг – Пугачев. Именно поэтому он не раз помогал Гриневу. Швабрин Алексей Иванович - дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. Л.Н.Толстой «Война и мир». Семья Болконских – олицетворение чести и благородства. Князь Андрей всегда на первое место ставил законы чести, следовал им, даже если это требовало неимоверных усилий, страданий, боли. М. Шолохов «Судьба человека» Б.Васильев «В списках не значился» Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходжит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Речь идет о так называемой «чести мундира». Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души. А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» «Честь - жизнь моя,- писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». |
БЕСЧЕСТИЕ 1. Поругание чести; оскорбление, позор. //Отсутствие чести, достоинства. | ||
ПОБЕДА 1. Успех в бою, в войне, полное поражение войск противника. 2. Успех в соревновании, состязании 3. Успех в борьбе за что-л., достижение в результате борьбы, преодоления чего-л. | Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. | «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну»,- писал Л.Толстой Писатели-фронтовики оставили после себя значительное литературное наследство. После знакомства с их рассказами начинаешь понимать весь ужас войны. К. Воробьев «Убиты под Москвой» - гибель кремлёвских курсантов осенью 1941-го года под Москвой. «Двести сорок человек? И все одного роста?» Алексей, убив немца, не почувствовал себя победителем. Он увидел в нём не врага, а обыкновенного человека. Путь кремлёвского курсанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности: “Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью!” Через поражения к победе. Б. Васильев «А зори здесь тихие…»- цена победы, военные будни. В.Кондратьев в повесть «Сашка» - вонный быт. Всех объединила война, тяжелое и страшное испытание для человека, из которого советские люди вышли с достоинством. Э. Хемингуэй «Старик и море», Б.Л. Васильев «В списках не значился», Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», В.П. Астафьев «Царь-рыба Островский «Гроза» . Смерть Катерины – это ее победа или поражение? По мнению критика Н.Добролюбова, трагический финал – это утверждение силы свободного человека, «вызов самодурной силе», а значит, это не поражение, а победа. |
ПОРАЖЕНИЕ 1. Поразить - поражать (1 зн.). П. цели снарядом. 2. Разгром противника; неудача, проигрыш в состязаниях или в борьбе за что-л. | ||
ОШИБКИ 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании. 2. Неправильное действие, ошибочный поступок. | В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. | А.П. Чехов «Ионыч» М.А. Шолохов «Тихий Дон» М.Булгаков «Собачье сердце» Увлеченный экспериментом, профессор Преображенский пересаживает собаке часть человеческого мозга, чтобы создать нового человека. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Эксперимент стал трагической ошибкой. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий. Автор предупреждает об ответственности за свои поступки и о недопустимости вмешательства в естественный ход вещей. Уничтожение культурного наследия России.А.Солженицын роман «В круге первом» Уничтожение памятников старины в его понимании – это ужасное злодеяние, при виде следов которого становится «горячо в глазах». «Москва уходит»,- говорит Агния Антону, пророча снесение памятника. Д. Лихачёв в «Письме сорок третьем» из цикла «Письма о добром и прекрасном»: «Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками». |
ОПЫТ 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности 2. Филос. Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире. | ||
ДРУЖБА – 1. Отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости, общности интересов 2. Отношения между народами, странами, государствами, основанные на доверии, взаимопонимании и невмешательстве во внутренние дела друг друга. | Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. | А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все: войну, болезнь, голод, скитания, межнациональную рознь. И помогла им в этом дружба. Образец дружбы истинной, благородной - лицейское братство Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…Стихотворение Пушкина «19 октября». Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Подлинные друзья приобретаются в молодости. Ведь молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и беречь друзей, ибо дружба очень помогает и в горе и в радости. Берегите молодость до глубокой старости. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Центральный персонаж повести Тарас Бульба считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного. Э.М. Ремарк «Три товарища» В.А. Каверин «Два капитана» |
ВРАЖДА - Отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью. Определения взяты из электронного Толкового словаря |
Предварительный просмотр:
АРГУМЕНТЫ
Проблема чести и достоинства
Преступление и наказание
Федор Михайлович Достоевский
Человек способен перенести многое, но в определенный момент чаша терпения оказывается переполненной, и он сдается. Мармеладов оказывается уже неспособным сопротивляться нищете, безысходность уничтожила его достоинство
Очень часто люди, ослепленные желанием доказать, что у них еще остались честь и гордость, способны совершить бесчестный поступок. Раскольникова это стремление привело к убийству двух невинных людей.
Честь не равна богатству и положению в обществе. Лужин, наделенный и тем и другим, оказывается низким человеком, стремящимся лишь властвовать над окружающими.
Человек способен, несмотря на потери и горе, сохранить свое достоинство и непорочность души. Соня Мармеладова, принеся себя в жертву семье, стала продажной женщиной, но сохранила свою духовную чистоту и не утратила достоинства.
В глазах общества любого может лишить чести и достоинства слово подлого и порочного человека. Дуня оказалась лишенной честного имени из-за навета Свидригайлова несмотря на то, что была чиста и безвинна.
Романы Ф.М. Достоевского обладают ярко выраженной гуманистической направленностью. С невероятным состраданием и человеколюбием он описывает героев, лишенных всего, даже человеческого достоинства.
Как часто утраченное достоинство и гордость остаются в памяти человека и в неосуществимых мечтах о будущем. Катерина Ивановна хватается за любую, даже самую призрачную надежду, которая помогла бы вернуть ей былое положение, достаток и уважение.
Люди не имеющие представления о чести и достоинстве неспособны к состраданию, они эгоистичны и беспринципны. Ради исполнения своей приходи Свидригайлов готов оклеветать и унизить Дуню, и этим если не добиться своего, то хотя бы отомстить.
В жизни бывают случаи, когда достоинство и честь человека подменяются его материальным достатком и местом в обществе. Раскольников, проповедуя власть сильных, при знакомстве с Лужиным и Свидиргайловым видит в них людей бесчестных, несмотря на все их состояние.
Судьба жестока и испытывая человека может забрать у него все вплоть до надежды и собственного достоинства. Только духовно сильный человек способен выдержать все, не утратив себя. Соня, несмотря на суровые жизненные испытания, сохраняет свое человеколюбие и сострадание.
http://egeprostoege.blogspot.ru/p/blog-page_8346.html
Тема | АРГУМЕНТЫ Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Одна из самых задушевных книг академика Д.С.Лихачева. В ней в форме писем к друзьям он дает мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты |
О смысле (цели) жизни | Если есть у человека великая цель, она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. |
О дружбе | Подлинные друзья приобретаются в молодости. Ведь молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и беречь друзей, ибо дружба очень помогает и в горе и в радости, Берегите молодость до глубокой старости. |
О лени, трудолюбии | Нет несчастнее ленивого человека, вечно избегающего труда, усилий. Если ты привыкнешь к работе, то работа всегда будет доставлять тебе радость. |
О доброте, о счастье | В чем самая большая цель жизни? Увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все больший круг вопросов. |
О патриотизме и национа лизме | Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. |
О любви | Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Нужно уметь замечать недостатки в любимом человеке и помогать бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. И не должна быть любовь слепой. Слепой восторг перед Германией привел к нацизму. Слепой восторг перед Италией – к фашизму. |
О мудрости и хитрости | Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других. И прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье. |
О верности | Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом; верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и узком смысле этого понятия; верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете, верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости. |
О жизни | Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Нужно хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, Сю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не принимает жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. А жизнь бесконечно глубока. |
О терпимости, об отноше нии к людям | Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее обогащает человека духовно. |
О красоте | Заметить красоту в природе, в городе, в человеке сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек. |
О достоинстве | Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь извиняться, признавать свои ошибки. |
Об обмане, лжи, вранье | Обманывая, человек прежде всего обманывает себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду. |
О созидании и творчестве | Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Жить нужно созидая. Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы творить, должен родиться художником, балериной или ученым..Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, то есть ауру добра.. творчество беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. |
О памяти, исторической памяти | Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент. И очень важно, какую память он о себе оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной. |
О цели и самооценке | Когда человек выбирает себе в жизни цель, он невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. |
О заботе | Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одной страны. С самого рождения человек окружен заботой. И в нем чувство заботы появляется очень рано. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого. |
О сострадании | Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Чувство сострадания заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. |
О недостатках | Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет в себе самое хорошее – доброту. |
О поведении | В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, уважайте людей, которые вас окружают. Не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны. Будьте правдивы. Не будьте смешны! Простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». |
Об обидчивости | Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. Обижаться нужно только тогда, когда вас намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость обижаться не надо. Напротив, проявите к этому человеку особую внимательность. Это будет красиво и благородно. Старайтесь сами никого не обижать. |
О чести и совести | Между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходжит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Речь идет о так называемой «чести мундира». Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души. |
О карьеризме | Человек с первого своего дня развивается, он устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Главным для человека становится устройство себя в выгодном положении. Подлинное содержание цели в жизни утрачено. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих. |
Об интеллигентности | Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах как для окружающих, так и для самого человека. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого, в терпимом отношении к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать. |
О воспитанности | Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению. |
О зависти | Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от чувства зависти, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. И вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит не нашли себя. |
О жадности | Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом. |
Об умении вести спор | В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивая свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и … самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать – это пустой человек и спор пустой. Далее академик учит, как правильно вести спор. |
Об отношении к языку | Неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. По-настоящему сильный, здоровый, уверенный в себе человек не будет без нужды говорить громко, ругаться и употреблять бранные и жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. |
О чтении, любви к книге, о литературе | Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии, Это его обязанность перед обществом, в котором он живет. И перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. «Скоростное чтение» создает только видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых профессиях. Литература дает нам колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрее. |
О телевизоре и книге | Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь смотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, отвлекает вас от забот. Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего, сядьте поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее , чем многие передачи. |
О счастье | Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных, «скоропортящихся» наслаждениях. |
О духовной культуре и бездуховности | Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, нашей «души». Ведь мы говорим «от всей души», «мне это нужно для души», «сделано с душой». Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь идеалы. |
Об учении | Учение – вот что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые не только учили, но и учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Учитесь любить учиться! |
О русском характере | Основные черты русского характера: доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность. |
Об отношении к искусству | Искусство играет важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Еще Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому качеству первостепенное значение. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться прежде всего у самого себя – у своей искренности. |
О зле | Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. |
О памятниках культуры | Культурное прошлое нужно охранять. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. |
О патриотизме | Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. |
Материал с сайта: https://www.5splusom-school.ru/literaturnyeargumenty
Предварительный просмотр:
http://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2017/
Итоговое сочинение: техника и секреты написания
Секрет хорошего сочинения – в балансе между его содержанием и формой. Уделив достаточно внимания первому и второму, вы гарантированно получите качественный и интересный текст, в котором все акценты будут на своих местах. Даже если обычно вы выполняете такие задания с легкостью, не разделяя работу над формой и содержательной частью, мы все же рекомендуем прочесть наши советы. Хотя бы потому, что при написании сочинения вы наверняка будете волноваться больше, чем на любой из школьных контрольных. Так что подстраховать свое чувство текста и интуицию будет нелишним.
Содержание: что следует учесть?
Работу над сочинением следует начинать с самого главного – идеи. Четкая мысль должна лейтмотивом пройти сквозь ваш текст, собирая его части в единое целое. Так что не принимайтесь писать, пока до конца не поймете логику размышления, которое вам предстоит развить в сочинении. Попробуйте двигаться согласно следующему плану.
Хорошо продумайте тему
Обычно она относится к одному из тематических блоков, объявленных заранее. Если есть возможность выбирать, не торопитесь и прислушайтесь к себе. Какая-то из тем вызывает у вас больше эмоций? Попробуйте написать о ней: если тема вам близка, текст получится более проникновенным и эффектным. Все-таки сочинение – это не просто проверка умения владеть пером. Пишите о том, что важно для вас. Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой решили писать сочинение. Как бы вы чувствовали себя, о чем бы думали?
Выбирайте тему, которая вызывает в вас сильный эмоциональный отклик
Выделите главную мысль
То есть идею, которую вы собираетесь донести своим текстом. Основная проблема прозвучит уже в теме сочинения, однако вам придется высказать собственное отношение к ней. Идея должна быть четкой, а для ее подкрепления потребуются аргументы. Чем их больше, тем лучше, однако не переборщите с объемами. Трех тезисов в поддержку позиции будет достаточно. Подумайте также о том, какие доводы можно было бы привести, чтобы поспорить с вашим взглядом. Если такие нашлись, стоит ввести в текст контраргументы – так ваша позиция будет выглядеть более взвешенной.
Подготовьте примеры
Обычно при оценивании сочинения комиссия обращает внимание на аргументацию и привлечение литературного материала. Этот фактор, равно как и соответствие теме, указан в списке критериев, по которым оценивали сочинения школьников в 2015–2016 учебном году. Скорее всего, так будет и в 2016–2017-м.
- Аргументировать свою позицию нужно будет с опорой не только на собственный взгляд, но и на литературные произведения. В первую очередь стоит привлечь материал из рекомендованного списка. Методисты огласят его тогда же, когда будут объявлены тематические направления. Прочтите произведения из списка, выделите наиболее яркие эпизоды, репрезентирующие заявленную в направлении тему, выпишите подходящие цитаты.
- Нелишним будет прочесть другие произведения, описывающие ту же проблематику, и тоже поработать с ними: найти ключевые сюжеты, сохранить цитаты. Кроме того, хорошо будет найти в Сети высказывания известных людей и персонажей на соответствующую тему. Все это очень пригодится для будущего сочинения. Если чужих мыслей будет больше, ваше творение могут не допустить к оцениванию.
Прочтение книг и выбор цитат поможет вам при подготовке к сочинению
Форма текста: чему стоит уделить внимание?
Итак, итоговое сочинение должно иметь четкую форму. Чтобы добиться этого, примите во внимание следующие рекомендации.
- Составьте план. Этот пункт часто игнорируют, и напрасно! Добротный план станет матрицей, на которую останется только нанизать предложения. Текст получится логичным, и в нем будет отображено все, что вы хотели сказать. Практика показывает, что чем подробнее план, тем легче писать сочинение. Можно отобразить в таком «кратком конспекте» каждый абзац, и тогда создание текста станет предельно простым.
- Пишите сочинение на черновик. Этот совет может показаться несколько абсурдным, но и в нем есть смысл. Многие пишут сочинения прямо в чистовик, считая черновики напрасной тратой времени. Однако итоговое сочинение, как уже было сказано выше, потребует большей концентрации внимания: атмосфера будет более напряженной, чем на аналогичном мероприятии в школе. Кроме того, хороший текст требует шлифовки, которую порой приходится делать не один раз. С чистовым вариантом сделать это будет трудно.
- Делите сочинение на абзацы. Принцип такой: каждый абзац – отдельная мысль. Все они, конечно, будут согласовываться с основной идеей и подчиняться ей. Но главная мысль состоит из отдельных деталей, и каждой такой детали стоит посвятить свой фрагмент текста. «Простыни» из сплошного повествования крайне трудно читать, а следить за хитросплетениями сюжета в них еще труднее. Деление текста на абзацы сделает сочинение читаемым, позволит не упустить никаких важных деталей: доводов, аргументов, примеров из жизни и литературы.
- Внимание на ключевые позиции текста. Как правило, в память врезаются заглавие, начало и концовка сочинения. То есть название, первое и одно-два последних предложения будут играть важнейшую роль для оценки, ведь именно в них заявлена проблема и подведен итог. Названием для сочинения, скорее всего, станет формулировка выбранной темы. А вот начало и концовку придется хорошо продумать. Лайфхак: займитесь этим в последнюю очередь, когда основной текст уже будет написан. К тому моменту ваша мысль уже кристаллизуется и обретет форму. Так будет легче подвести читателя (в данном случае – членов комиссии) к сделанным выводам.
- Стилистика. В первую очередь следите за тем, чтобы текст не был слишком сложным. Конечно, не стоит писать все сочинение простыми предложениями – скорее всего, в комиссии подумают, что вы не уверены в знаках препинания или согласовании времен и форм. Однако и увлекаться витиеватыми сложноподчиненными конструкциями тоже не стоит. Сочетайте первые и вторые в пропорции, например, 2:1. Текст будет легко читаться, но и по простоте к «Колобку» не приблизится.
Тщательно продумайте структуру будущего текста перед началом написания
Проверка готового сочинения
Когда работа над формой и содержанием будет закончена, текст следует проверить. Конечно, это стоит делать еще на этапе черновика. Перепроверьте сочинение на предмет наличия орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Перечитайте текст несколько раз, вылавливая в каждом «заходе» огрехи разных типов. В какой очередности это делать, неважно: просто выберите способ, при котором меньше вероятность не заметить ошибки.
Грамматика
Перечитайте текст на предмет описок и орфографических ошибок. Особое внимание уделяйте «словарным» словам. Если сомневаетесь в их написании, не рискуйте и попробуйте заменить слово синонимом или выбросить его из текста. Отдельно перепроверьте написание географических названий, имен собственных и названий литературных произведений. Что касается пунктуации, то в данном случае главное – перепроверить расстановку знаков препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях.
Если сомневаетесь в том, правильно ли все сделали, лучше разбейте длинные конструкции на несколько коротких. Отдельно перепроверьте, везде ли выделены запятыми обращения и вводные слова. Также присмотритесь к знакам, которыми оформляется прямая речь. Использование отсылок к литературе – важный для сочинения момент, на который, как уже было сказано, во время проверки прицельно обращают внимание. Цитат вам точно не избежать, поэтому правила их оформления перед сочинением лучше повторить.
Стилистика
Стилистика – элемент, имеющий огромное влияние на художественную сторону сочинения. Умение использовать различные выразительные средства, правильно строить предложения и пользоваться богатством речи зависит скорее от вашего художественного вкуса и словарного запаса, нежели от техники письма. Однако кое-чего можно добиться и с ее помощью.
Проверка черновика – обязательный пункт в написании сочинения
- Повторы. Перечитывая текст, проверяйте, чтобы однокоренные слова не встречались ни в одном предложении, ни в соседних. Убирайте повторяющиеся, заменяйте синонимами или местоимениями. Минимальное расстояние между такими словами – одно предложение. Отдельно обратите внимание на слова-связки вроде «какой», «который» и т.п. Если без сложноподчиненного предложения не обойтись, вместо конструкций со связками используйте причастные и деепричастные обороты. Например, вместо «герой, который сидел рядом с Чичиковым…» напишите «герой, сидевший рядом с Чичиковым…».
- Эпитеты. Часто в попытках придать тексту большей художественности авторы переигрывают с количеством прилагательных, «снабжая» ими едва ли не каждое существительное. Этого делать не стоит – такие сложные цепочки перегружают текст, и он становится слишком сложным для восприятия. Вместо трех банальных определений лучше дайте одно, но яркое. Например, вместо «Капли дождя стучали по окнам тяжело, ритмично, громко» напишите что-то вроде «Капли дождя отбивали на окнах барабанную дробь».
- Сленговые слова. Их вокруг так много, что они перестают восприниматься нами как нечто необычное. Однако словечки «классный», «крутой», «мутный», «окей», «супер», «фиг» и множество их собратьев не входят в список нормативных. То есть в словаре некоторые из них, конечно, можно найти, но с пометкой «разговорное», «сленговое» и т.п. Использовать такие слова нежелательно, какими бы естественными и уместными они ни казались. Максимум, что вы можете себе позволить, это взять их в кавычки. А еще лучше сделать оговорку — например «как сейчас часто говорят…»
- Звучание. Этот способ проверки опционален, но он тоже может оказаться полезным. Прежде чем переносить текст в чистовик, прочтите его про себя, представив, как он звучит. Так вы сможете ощутить ритмику и понять, легко ли читается написанное. Кроме того, этот способ помогает обнаружить неблагозвучия и устранить их. Попробуйте представлять, что читаете текст на публику, с выражением. Вполне возможно, обнаружатся какие-то смысловые фрагменты, которые нужно будет выделить или усилить.
Может показаться, что такой подход выглядит гораздо более сложным, чем просто писать по наитию. Да, возможно. Но сочинение – это отражение ваших мыслей и ваш взгляд на вопрос. И чем лучше оно будет составлено, тем будет лучше для вас. Попробуйте отработать эти правила на паре-тройке небольших тренировочных эссе, используйте подобные приемы в течение учебного года, и вы увидите, что быстро научитесь с ними работать.