Урок 7 класс
Тема: Разнообразие стран современного мира Цель урока: Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формирование представлений и знаний о современной политической карте мира; рассмотреть особенности современной политической карты мира; проанализировать события, вызывающие изменения на современной политической карте мира; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: политическая карта мира
Ход урока
- Орг.момент
- Проверка домашнего задания:
- Наука география;
- Страноведение;
- Материки;
- Политическая карта мира: столицы, государственная граница, независимое государство, колонии: работа с картой
- Изучение нового материала:
Политическая карта мира— тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.
В настоящее время на политической карте 230 стран. Все страны мира различаются:
- географическим положением;
- величиной территории;
- численностью и национальным составом населения;
- по форме правления;
- по государственному устройству;
- по уровню социально–экономического развития.
Из 230 стран мира, 190 суверенные — политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Остальные — несамоуправляющиеся территории — колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.
На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.
Работа с презентацией и картой : заполнение рабочей тетради ( стр.6-7)
По географическому положению выделяют:
- островные (Индонезия, Япония, Куба);
- материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай);
- имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла);
- не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан);
По величине территории:
- очень большие (Россия, Канада, Китай);
- большие;
- средние;
- небольшие;
- «микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино).
По численности: от крупнейших с населением более 100 млн. человек, до небольших, с численностью менее 1 млн.
По национальному составу населения:
- однонациональные (Япония),
- многонациональные (Россия, США, Китай).
По форме правления: I. монархии
- конституционные — Норвегия, Швеция, Великобритания;
- абсолютные — Япония, Саудовская Аравия
- теократические — Ватикан.
II. республики
- президентские — Египет, Турция, Франция;
- парламентские — большинство стран Западной Европы.
По государственному устройству:
- федеративные — Индия, Россия;
- унитарные — Венгрия, Франция.
По уровню социально–экономического развития:
- экономически развитые страны — Япония, ФРГ;
- развивающиеся — Индия, Мексика;
- страны с переходной экономикой — большинство постсоциалистических стран.
Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.
- Закрепление: вопросы и задания учебника : стр.16 (вопросы учебника); заполнение опросного листа.
- Итог
- Домашнее задание : параграф 3, задания в рабочей тетради – стр.8-9
|