Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.

Чтение для 7 класса для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости ( интеллектуальные нарушения). Тема: А.Пушкин " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения)

Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.

Просмотр эпизодов мультфильма.

Провела учитель Смирнова А.А.


 

Задачи:

Образовательные: совершенствование техники чтения:

правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала

коррекционно-развивающие: развитие речи и мышления:

умение правильно оценивать действия и поступки героев;

устанавливать несложные причинно-следственные связи;

обогащать словарный запас учащихся;

обучать умению ориентироваться в тексте.

Воспитательные: осуществлять нравственное воспитание учащихся на литературных примерах, воспитывать интерес к творчеству А.Пушкина

Тип урока: Заключительный урок, обобщение.


 

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, учебник, мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».


 

Конспект урока.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно. Давайте вспомним все, что узнали из сказки. Я жду от вас только отличные оценки!

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы закончили знакомство с одной из сказок А.С. Пушкина. Каково  полное  название  этой  сказки?

(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).

-Давайте сравним сказку Пушкина с другими сказками о злой мачехе и доброй падчерице: «Морозко», «Золушка». Чем они отличаются?

(Сказка Пушкина в стихотворной форме)

-Кто из героев сказки вам понравился?

(Царевна, королевич Елисей, семеро богатырей)

-За что ? Какие качества они имеют?

(Доброту, порядочность, смелость)

3.Беседа о прочитанной сказке

Царевна всегда добра, скромна, приветлива «…нраву кроткого такого». Она всегда готова помочь. Даже сам Пушкин называет ее «моя душа, моя голубушка».

-Что противопоставлятся в сказке?

(Добро (Царевна) и зло (Царица)).

-Давайте найдем в тексте, за что невзлюбила Царица падчерицу?

Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».

-Как решает она избавится от падчерицы?

(Хочет погубить ее, чтобы оставаться самой красивой)

-Что она для этого предпринимает?

Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

-Почему ей нужно погубить Царевну? Какое чувство ею руководит?

(Зависть)

-Исполнила ли Чернавка приказание Царицы? Почему?

(Нет. Она любила царевну за ее доброту и поэтому оставила ее на свободе )

-Почему братья-богатыри оставили Царевну у себя?

(Она была им как сестра, провожала на охоту и встречала, готовила, убирала, заботилась о них)

А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

-Почему Царевна отказывает братьям и как она это объясняет?

(Она говорит, что у нее уже есть жених, Королевич Елисей. Она дала ему слово и не нарушит его)

-Что делает злая Царица, узнав, что Царевна жива и живет у семи богатырей?

(Подсылает к ней Чернавку с отравленным яблоком.Чернавка боится гнева Царицы и на этот раз выполняет приказание. Царевна угощает странницу хлебом, а сама съедает яблоко, ничего не подозревая, хотя реакция Соколки должна была ее насторожить. Но она не может разглядеть в людях зла, так как сама добра и доверчива ко всем).

-Братья, очень ее любя, кладут ее в хрустальный гроб.

И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».

-Королевич Елисей разыскивает невесту все это время, кто ему в этом помогает, найдите в тексте?

(Солнышко, месяц, ветер)

-Кто дает правильный ответ Елисею?

(Ветер)

-Пушкин всегда описывает природу совершенно особенно. Она всегда живая и помогает добрым людям.

-Почему Царевна ожила?

(они очень любили друг друга, и любовь победила смерть)

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.

-Что случилось с Царицей?

(Царица злая умерла от злости и зависти)

-Чем заканчивается сказка?

(Царевна с Елисеем празднуют свадьбу)

- Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем закончилась сказка?

И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

- Что же победило в сказке – добро или зло?

(В сказке победило добро)

К доске крепится карточка: Добро всегда побеждает зло!

Вывод: - Какой конец у нашей сказки?

(У сказки хороший, счастливый конец: добро победило зло)

5. Итог урока.

-Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали и заслужили отличные оценки!

Выставление оценок.