Главные вкладки
Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.
Чтение для 7 класса для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости ( интеллектуальные нарушения). Тема: А.Пушкин " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения)
Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.
Просмотр эпизодов мультфильма.
Провела учитель Смирнова А.А.
Задачи:
Образовательные: совершенствование техники чтения:
правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала
коррекционно-развивающие: развитие речи и мышления:
умение правильно оценивать действия и поступки героев;
устанавливать несложные причинно-следственные связи;
обогащать словарный запас учащихся;
обучать умению ориентироваться в тексте.
Воспитательные: осуществлять нравственное воспитание учащихся на литературных примерах, воспитывать интерес к творчеству А.Пушкина
Тип урока: Заключительный урок, обобщение.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, учебник, мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Конспект урока.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно. Давайте вспомним все, что узнали из сказки. Я жду от вас только отличные оценки!
2. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке вы закончили знакомство с одной из сказок А.С. Пушкина. Каково полное название этой сказки?
(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).
-Давайте сравним сказку Пушкина с другими сказками о злой мачехе и доброй падчерице: «Морозко», «Золушка». Чем они отличаются?
(Сказка Пушкина в стихотворной форме)
-Кто из героев сказки вам понравился?
(Царевна, королевич Елисей, семеро богатырей)
-За что ? Какие качества они имеют?
(Доброту, порядочность, смелость)
3.Беседа о прочитанной сказке
Царевна всегда добра, скромна, приветлива «…нраву кроткого такого». Она всегда готова помочь. Даже сам Пушкин называет ее «моя душа, моя голубушка».
-Что противопоставлятся в сказке?
(Добро (Царевна) и зло (Царица)).
-Давайте найдем в тексте, за что невзлюбила Царица падчерицу?
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
-Как решает она избавится от падчерицы?
(Хочет погубить ее, чтобы оставаться самой красивой)
-Что она для этого предпринимает?
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
-Почему ей нужно погубить Царевну? Какое чувство ею руководит?
(Зависть)
-Исполнила ли Чернавка приказание Царицы? Почему?
(Нет. Она любила царевну за ее доброту и поэтому оставила ее на свободе )
-Почему братья-богатыри оставили Царевну у себя?
(Она была им как сестра, провожала на охоту и встречала, готовила, убирала, заботилась о них)
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»
-Почему Царевна отказывает братьям и как она это объясняет?
(Она говорит, что у нее уже есть жених, Королевич Елисей. Она дала ему слово и не нарушит его)
-Что делает злая Царица, узнав, что Царевна жива и живет у семи богатырей?
(Подсылает к ней Чернавку с отравленным яблоком.Чернавка боится гнева Царицы и на этот раз выполняет приказание. Царевна угощает странницу хлебом, а сама съедает яблоко, ничего не подозревая, хотя реакция Соколки должна была ее насторожить. Но она не может разглядеть в людях зла, так как сама добра и доверчива ко всем).
-Братья, очень ее любя, кладут ее в хрустальный гроб.
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
-Королевич Елисей разыскивает невесту все это время, кто ему в этом помогает, найдите в тексте?
(Солнышко, месяц, ветер)
-Кто дает правильный ответ Елисею?
(Ветер)
-Пушкин всегда описывает природу совершенно особенно. Она всегда живая и помогает добрым людям.
-Почему Царевна ожила?
(они очень любили друг друга, и любовь победила смерть)
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
-Что случилось с Царицей?
(Царица злая умерла от злости и зависти)
-Чем заканчивается сказка?
(Царевна с Елисеем празднуют свадьбу)
- Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем закончилась сказка?
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
- Что же победило в сказке – добро или зло?
(В сказке победило добро)
К доске крепится карточка: Добро всегда побеждает зло!
Вывод: - Какой конец у нашей сказки?
(У сказки хороший, счастливый конец: добро победило зло)
5. Итог урока.
-Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали и заслужили отличные оценки!
Выставление оценок.