Тема:«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»
Я работаю в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с 2006 года. Началом своей деятельности выбрала творческую реабилитацию детей и продолжаю совершенствовать и развивать методы работы в данном направлении, используя различные педагогические средства: пение, чтение потешек, игры с песком и тестом, аппликацию, рисование, лепку. Направленность всех занятий носит развивающий характер. В начале, это были просто обыкновенные манипуляции с кусочками теста. Затем было замечено, что те дети, которые проходят курс реабилитации с включением занятий по тестопластике становятся спокойнее, у них появляется потребность к творческому самовыражению, они начинают лучше мыслить, общаться, становятся более уверенными в себе. Возраст детей, посещающих занятия был примерно от 7 до 16 лет. Затем мы попробовали ввести игры с тестом для малышей от 2 до 3 лет. И это дало свои положительные результаты. Дети научились играть самостоятельно, улучшились показатели мелкой моторики и коммуникативные навыки. Впоследствии были разработаны игры с песком, бумагой, красками, что очень понравилось малышам.
На первый план сегодня выходят проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Главной ее задачей становится приспособление ребенка с ограниченными возможностями к жизни, активизация резервных и компенсаторных способностей и конечной целью выступает интеграция их в общество здоровых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_goncharova_i._n.doc | 58 КБ |
programma_skazka.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА
В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
Гончарова И. Н., социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с. Веселая Лопань |
Заболевание ДЦП у детей помимо двигательных расстройств сопровождается нарушением развития характера мышления, нравственности, эстетического сознания.
Родители подчас забывают, а порою и не могут отводить достаточное время на занятия с ребенком.
Ежедневное созерцание проблем, связанных с инвалидностью их дитя, приводит к переживанию депрессивных состояний, усталости и неврозу.
Развитие ребенка нуждается в стимулировании извне и не терпит простоев. Каждый день дорог и использовать его нужно по полному, несмотря на эмоциональное состояние родителей.
Что требуется для становления полноценного мышления, нравственности и эстетических чувств маленького человека? Что поможет родителям отдыхать, сохранять спокойствие и испытывать положительные эмоции при воспитании ребенка с ограниченными возможностями?
Ответить на этот вопрос не трудно. И этот ответ дает кладовая народной мудрости, опыт миллионов поколений.
Это – фольклор, и особенно, его малые формы: заклички, поговорки, шутки, перевертыши, пестушки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей, дают новые впечатления и являются необходимым условием их психического развития.
Фольклор обогащен и словесным богатством и художественным сюжетом. Он представляет собой творчество, без которого ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратиться в скучное выполнение указаний взрослого, какие – то движения не вызовет интереса, желания повторять их еще и еще.
Знакомя малыша с фольклором в раннем возрасте, родители помогают становлению речи – основе интеллекта, эстетики.
Эти забавные песенки учат ребенка связно выражать свои мысли, свои эмоции, находить общий язык с окружающими его людьми, приобрести уверенность в себе, в своих силах, сформировать адекватную самооценку.
Раннее знакомство с фольклором в сочетании с напеванием малых форм дает положительные результаты не только для ребенка, но и его родителей.
Жизнь – царство красоты, и живет это царство по особому режиму, в определенном ритме. Напевание забавных песенок помогает находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – игре, речи, жестах, мыслях, поступках и т. д. Еще от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным инструментом. Пифагор установил воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в идеале.
Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте фольклорных произведений, посмотреть на все эти шутки – прибаутки, то можно увидеть, что помимо прочей информации народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.
Пение песенок не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и сенсорных способностей, особенно музыкально – слуховых представлений, звуковысотных отношений.
Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как представляет перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.
В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Формируется нравственное развитие: рождается способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, отраженное в маленьком шуточном произведении.
Применять песенки – потешки можно во все режимные моменты жизни: при пробуждении, умывании, расчесывании, кормлении, прогулке, развивающем занятии, отходе ко сну. А также при различных эмоциональных коллизиях: когда малыш плачет, упрямится, капризничает.
Уже при пробуждении родители напевают песенку:
Потягунюшки – порастюнюшки,
Поперек толстюнюшки.
А в ручки – хватюнюшки,
А в ножки - ходюнюшки,
А в глазки - смотрюнюшки,
А в ушки - слышунюшки,
А в носик – сопунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
При этом гладят малыша по ручкам и ножкам, тем самым помогая ему ориентироваться в своем теле, создают положительные эмоции, устанавливают доверительные взаимоотношения. И малыш улыбается.
Умывая ребенка и купая можно напевать:
Водичка, водичка,
Умой Саше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся –
Маме улыбаемся.
Брызги вправо,
Брызги влево.
Мокрым стало наше тело.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки быстро, быстро.
При этом ребенок знакомится со свойствами воды и учится ориентироваться в собственном теле.
Причесывая напеваем:
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти коса –
Всему городу краса.
Тем самым ребенок приучается к аккуратности и опрятности.
Кормление – важный момент. Поэтому удачно подобранная потешка облегчит задачу приема пищи:
Умница, Сашенька,
Ешь кашку сладеньку.
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
Собирая ребенка на прогулку и напевая, мы не просто одеваем его, но и воспитываем.
Вот они сапожки.
Этот – с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Настенька маленька,
На ней шубка – аленька,
Опушка бобровая,
Настя чернобровая.
При этом маленький человек не осознавая учиться различать правую и левую стороны, ориентироваться в пространстве.
Когда ребенок капризничает, народная мудрость и здесь находит выход. Ласковая потешка успокоит и переключит его на другую деятельность.
Не плачь, не плачь, детка.
Прискачет к тебе белка.
Принесет орешки,
Для тебя потешки.
Замечено, что фольклорные произведения оказывают благоприятно влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, совпадая по колориту с его общим тонусом.
Во время занятий и игры можно смело вводить забавные песенки, сопровождая любые движения малыша.
Сорока, сорока,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому –дала,
Этому – дала,
Этому – дала,
Этому – дала.
А этому – не дала.
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил-
Ничего не получил.
Ладушки - ладушки,
Где жили? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Бражка сладенька.
Кашка масленька.
Бабушка добренька.
Сели, поели.
Шу – полетели.
На головку сели,
Ладушки запели.
При этом потешка не только облегчает развитие мелкой моторики, но еще ненавязчиво учит не лениться, помогать взрослым.
Денис, не ленись, а тяни редис.
Под потешки дети с удовольствием занимаются различными делами. Их жизнь становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание, мышление, речь, а если он выполняет различные движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.
Рассказывая и напевая потешки, на первых порах рекомендуется использовать наглядность, объяснять значение новых слов, подбирать игрушки, опираясь на опыт и знания ребенка. Родителям необходимо совершенствовать свою речь и помнить, что подражание – движущая сила в развитии.
Например, на прогулке показывая улитку, можно сложить пальчики малыша и пошевелить ими как улитка рожками:
Улитка, улитка, высунь рожки.
Дадим лепешки, свиные ножки,
Кашки горшок, хлеба ворошок.
Сладкий пирожок.
Показывая цветы, насекомых, деревья, животных рекомендуется напевать имеющиеся в кладовой народной мудрости потешки и подключать ребенка активно познавать окружающий мир, выполняя движения пальчиками, ощупывая предметы.
На прогулке, сталкиваясь с различными природными явлениями: солнце, ветер, снег, мороз, радуга, дождь и т.д, знакомим ребенка с тем или иным явлением напевая заклички:
Ой, ты радуга – дуга! Не давай дождя.
Дай нам солнышка – колоколнышка.
Чтобы деткам поиграть,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко – колоколнышко.
Также и о других природных явлениях.
Играя с ребенком на улице или в доме можно использовать считалки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды луг, цветы.
Ты пойди – ка поводи.
Шла кукушка мимо леса –
За каким – то интересом.
Инти, инти, интирес
Выходи на букву «С».
Во время обеда, подбирая потешку, важно не повторяться. Для ребенка нужна новизна, новые впечатления.
Кто у нас здесь умный самый?
Ложку первую – за маму.
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.
Самому ли съесть? Или деткам снесть?
Я и деткам снесу, да и сам укушу.
Перед сном можно пропеть колыбельную:
Баю, баю, баю, бай.
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули.
Нашу детку не буди.
Баю, баю, баиньки.
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу детку усыплять.
Таким образом осуществляется процесс воспитания личности при помощи фольклористики, на лучших образцах народной педагогики.
Фольклор таит огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это целый мир- яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, видоизменяют приобретенное.
Их мысль связана с конкретными образами и в этом ключ к тайнам развития детского интеллекта
Использование фольклора в общении с малышами помогает решать многие педагогические задачи, обогащает социально – игровой опыт, развивает фантазию. То, что закладывается в ребенка на ранних этапах развития, будет питать его на протяжении всей жизни. Поэтому так важно как можно раньше окружить маленького человека теплом, любовью, хорошим настроением и наполнить его детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Природа и творчество» разработана на основании модифицированной дополнительной программы «Природа и творчество».
. Направленность программы художественно – эстетическая.
Цель: Воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и двигательную сферы ребенка.
Задачи:
- Знакомить с природой и фольклором родного края через создание художественных образов.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать положительные качества личности.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать речь.
Рабочая программа рассчитана на 144 часа, реализуется в течение одного учебного года в форме групповых занятий на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Занятия проводятся 2 академических часа и перерыв 2 раза в неделю. Теория - 30 часов. Практика – 114 часов
Основной формой организации деятельности обучающихся в рамках детского объединения является учебное занятие позволяющее использовать различные методы обучения.
Для эффективности накопления двигательных навыков и освоения новых знаний, для повышения самооценки и мотивации к художественному творчеству предлагается использование других форм занятий. Прежде всего – это коррекционно – развивающие игры, практические работы, экскурсии, выставки детского творчества.
Выбор методов для каждой формы занятий определяется содержанием учебного занятия, возрастными и индивидуальными особенностями детей – инвалидов, дидактической целью занятия, учебно – материальной базой: наличием кабинета, методического материала ТСО, соответствуюших материалов и оборудования.
Для изучения развития мелкой моторики и личности обучающихся используются методы:
- Рассказ, беседа.
- Практические работы.
- Коррекционно – развивающие игры.
- Демонстрация.
Требования к уровню подготовки обучающихся
- обучающиеся должны уметь координировать работу рук и глаз;
- обучающиеся должны уметь фиксировать запястье на весу;
- обучающиеся должны уметь совершать перекрестные движения через среднюю линию тела;
- обучающиеся должны уметь понимать инструкцию педагога;
- обучающиеся должны уметь совершать прямую, обратную и последовательную цепочку действий.
Календарно – тематический план
№п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности | Практическая часть занятия/форма организации деятельности | |||||
«Здравствуй, осень» | ||||||
1 | Вводное занятие | 2 | Беседа Знакомство с расписанием занятий, инструктаж по ТБ | эскурсия в парк | Воспитание сплоченности в группе | |
2 | Освоение основных приемов работы с тестом | 2 2 2 2 2 | Бседа, демонстрация: история возникновения лепки, художественно – прикладное значение, показ готовых поделок | Практическая работа: Гимнастика для рук, замес теста, лепка колобка, гусеницы с использованием природного материала для декорирования панно | Воспитание сотрудничества умения аботать в группе | |
3 | Начальное моделирование объемных поделок | 2 2 2 2 2 | Беседа, демонстрация: Ознакомление с материалом, держащим форму, показ готовых поделок | Практическая работа: Гимнастика для рук, коррекционно – развивающие игры с элементами лепки из соленого теста, изготовление шариков, овалов, конусов. | Воспитание наблюдательности, умение работать в группе | |
3.1 | Изготовление поделок на основе шара по сказкам «Колобок», «Теремок» | 2 2 2 2 2 | Чтение , рассказ, демонстрация: Знакомство с геометрической фигурой шар. Основы композиции и барельефа. Чтение сказки с художественным тактированием. Показ готовых поделок. | Практическая работа: Изготовление колобка и сборка композиции «Колобок на поляне», «Лиса и колобок», барельефа «Теремок». Декорирование готовых поделок засушенными цветами и листьями. | Воспитание положительных качеств личности, взаимопомощи, взаимопонимания | |
3.2 | Изготовление поделок на основе овала и конуса | 2 2 2 2 2 | Чтение, рассказ, демонстрация: Знакомство с геометрической фигурой овал и конус, чтение сказок, показ готовых поделок. | Практическая работа: Изготовление овощей и фруктов овальной формы, корзины, простейших фигур животных (овечка, парасенок), Сборка композиций и барельефов, декорирование природным материалом. | Воспитание положительных качеств личности, Воспитание сопереживания, контроль над эмоциями | |
3.3 | Изготовление поделок на основе смешанных геометрических фигур с использованием природного материала | 2 2 2 2 2 | Чтение, рассказ, демонстрация: Знакомство с общими принципами изготовления панно, демонстрация готовых поделок | Практическая работа: Изготовление домика к сказке «Теремок», простых фигур животных, сборка панно, декорирование природныи материалом. | Воспитание положительных качеств личности, Воспитание сопереживания, контроль над эмоциями | |
3.4 | Изготовление стилизованной фигуры человека | 2 2 2 2 2 2 | Чтение, рассказ, демонстрация: Ознакомление с общей схемой человеческого тела, показ готовых поделок. Знакомство с народным костюмом. | Практическая работа, экскурсия: Экскурсия в музей народного творчества, изготовление кукол по принципу дымковской и филимоновской игрушки | Воспитание положительных качеств личности, взаимопомощи, взаимопонимания | |
4 | Работа с цветом. Цветовой треугольник. Народная роспись. Смешивание красок | 2 2 2 2 2 | Беседа, демонстрация: Знакомство с основным и вспомогательным цветом, народной росписью «дымка», «гжель», «палех». | Практическая работа: Смешивание красок, роспись поделок. | Воспитание положительных качеств личности, взаимопомощи, взаимопонимания | |
5 | Итоговое занятие | 2 | Выставка творческих работ | Формирование положительной мотивации, к творчеству, повышение самооценки | ||
«Мастерская Деда Мороза» | ||||||
6 | Изготовление поделок «Зимняя фантазия» | 2 2 2 2 2 | Чтение, рассказ, беседа: Чтение сказки «Морозко», «12 месяцев», показ готовых поделок. | Практическая работа: Изготовление поделок по мотивам русских – народных сказок и на тему «Зимняя фантазия». | Воспитание положительных качеств личности, Воспитание сопереживания, контроль над эмоциями | |
6.1 | Изготовление поделок по мотивам русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «12 месяцев», «Аленький цветочек» | 2 2 2 2 2 | Чтение, рассказ, беседа: Чтение руссих – народных сказок «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек». Сравнение положительных и отрицательных героев. | Практическая работа: Изготовление макетов к прочитанным сказкам. | Воспитание положительных качеств личности, Воспитание сопереживания, контроль над эмоциями | |
6.2 | «Защитники отечества» Изготовление макетов танков, самолетов и другой боевой техники, открытки с 23 февраля | 2 2 2 2 2 | Рассказ, беседа, демонстрация: Знакомство с историей создания русской армии и подвигами русских героев. | Практическая работа: Изготовление открыток к 23 февраля, макетов боевой техники, фигур русских богатырей | Воспитание положительных качеств личности, Воспитание сопереживания, контроль над эмоциями | |
6.3 | Итоговое занятие | 2 | Выставка творческих работ | Формирование положительной мотивации, к творчеству, повышение самооценки | ||
«Весенний вальс» | ||||||
7 | «Мамин день». Изготовление открыток и сувениров к 8 марта | 2 2 2 2 2 | Беседа, рассказ, демонстрация: Знакомство с историей возникновения праздника 8 марта. Рассказы о своих мам ах. | Практическая Работа: Изготовление открыток к 8 марта, сувениров для мам и семтер. | Воспитание положительных качеств личности, Воспитание сопереживания, контроль над эмоциями | |
7.1 | «Пасхальное чудо». Роспись и изготовление композиций с яйцами и куличами с использованием природного материала | 2 2 2 2 2 | Беседа, рассказ, демонстрация: Знакомство с историей возникновения православного праздника Пасха. | Практическая работа: Изготовление макетов храмов, роспись пасхальных яиц. | Воспитание положительных качеств личности, высоких моральных ценностей | |
7.2 | «Весна идет – весне дорогу». Изготовление открыток ко дню Победы.. | 2 2 2 2 2 2 | Беседа, рассказ, демонстрация: История возникновения празднования Дня победы, его значение для нынешнего поколения. | Практическая работа: изготовление открыток ко Дню Победы, макетов и композиций на эту тему. | Воспитание положительных качеств личности, высоких моральных ценностей | |
7.3 | Изготовление весенних насекомых и цветов | 2 2 2 2 2 2 | Беседа, рассказ демонстрация: Знакомство с весенними насекомыми, общей схемой строения насекомых, весенними цветами. | Практическая работа: Изготовление барельефов с цветами, рыбками, пчелками. Макетов и композиций с весенними животными. | Воспитание положительных качеств личности, высоких моральных ценностей | |
7.4 | Итоговое занятие | 2 | Выставка творческих работ | Формирование положительной мотивации, к творчеству, повышение самооценки | ||
144 |
Содержание
Рабочей программы «Природа и творчество»
- Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с планом работы в детском объединении, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой в кабинете, при пользовании инструментами, лакокрасочными жидкостями, электрической плитой. Экскурсия в парк.
- Освоение основных приемов работы с тестом.
Теория: Краткая история возникновения лепки из соленого теста. Общие сведения появления этого народного искусства. Распространение по странам Европы. Художественно – прикладное значение.
Практическая работа: Гимнастика для рук, замес теста, разминание, раскатывание, отщипывание, катание шариков и колбасок, столбиков, жгутиков, капелек, завитушек.
Работа с инструментами: выемкой для вырезания, стекой, вилкой, пуговицами, расческой, ситечком, фольгой, природным материалом.
- Начальное моделирование объемных поделок:
Теория: Ознакомление с материалом держащим форму(фольга, бумага). Демонстрация наглядного материала.
Практическая работа: Гимнастика для рук. Коррекционно – развивающие игры с элементами лепки из соленого теста. Изготовление шариков, овалов, конусов.
- 3.1 Изготовление поделок на основе шара по сказкам «Колобок», «Теремок».
Теория: Знакомство с геометрической фигурой «шар». Основы композиции, барельефа. Чтение сказки с художественным тактированием. Демонстрация образцов.
Практическая работа: Изготовление Колобка и сборка композиции «Колобок на поляне», «Лиса и Колобок», барельефа «Теремок». Декорирование готовых поделок засушенными цветами и листьями.
- 3.2 Изготовление поделок на основе овала и конуса.
Теория: Знакомство с геометрической фигурой «овал» и «конус». Демонстрация образцов поделок.
Практическая работа: Изготовление овощей и фруктов овальной формы, корзины, простейших фигур животных (овечка, парасенок). Собирание композиций и барельефов, декорирование природным материалом.
- 3.3 Изготовление поделок на основе смешанных геометрических фигур.
Теория: Знакомство с общими признаками изготовления панно. Демонстрация образцов поделок.
Практическая работа: Изготовление домика к сказке «Теремок»., простых фигурок животных. Сборка панно.
- 3.4 Изготовление стилизованной фигуры человека.
Теория: Ознакомление с общей схемой человеческого тела. Демонстрация готовых поделок. Знакомство с народным костюмом.
Практическая работа: Экскурсия в музей народного творчества. Изготовление кукол по принципу Дымковской, Филимоновской игрушки, изготовление ангелочков, принцесс, деда, бабки, принца. Декорирование их костюмов лентами, засушенными цветами, листьями. Сборка макетов: «Золушка», «Жили у бабуси», «»Рождество», «Волк и семеро козлят», «Маугли», «Новый год», «Чаепитие».
- Работа с цветом.
Теория: Знакомство с основным и вспомогательным цветом, народной росписью «Дымка», «Гжель», «Палех».
Практическая работа: Смешивание красок, роспись поделок.
- Итоговое занятие.
Практическая работа: Подготовка поделок к выставке. Концерт. Вручение призов.
- «Мастерская Деда Мороза».
Теория: Чтение сказки «Морозко», «12 месяцев». Демонстрация образцов поделок.
Практическая работа: Изготовление поделок по мотивам русских народных сказок и на тему «Зимняя фантазия».
6.1 Изготовление поделок по мотивам русских народных сказок.
Теория: Чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек». Сравнение положительных и отрицательных героев.
Практическая работа: Изготовление макетов к прочитанным сказкам.
6.2 Защитники отечества.
Теория: Знакомство с историей создания русской армии.
Знакомство с подвигами русских героев.
Практическая работа: Изготовление открыток к 23 февраля, макетов боевой техники: самолетов, танков, пушек, ракет. Фигур русских богатырей.
6.3 Итоговое занятие.
Практическая работа. Концерт, выставка детского творчества, вручение призов.
- Весенний вальс.
Теория: Знакомство с историей возникновения праздника 8 марта. Рассказы о своих мамах.
Практическая работа: Изготовление открыток к 8 марта, сувениров для мам и сестер.
7.1 Пасхальное чудо.
Теория: Знакомство с историей возникновения православного праздника Пасха.
Практическая работа: Изготовление макетов храмов, роспись пасхальных яиц.
7.2 Весна идет, весне – дорогу.
Теория: История празднования Дня Победы, его значение для нынешнего поколения.
Практическая работа: Изготовление открыток к о дню Победы, композиций и макетов на эту тему.
7.3 Изготовление весенних насекомых и цветов.
Теория: Знакомство с весенними насекомыми, общей схемой строения насекомых, весенними цветами.
Практическая работа: Изготовление барельефов с цветами, рыбками, пчелками. Макетов и композиций с весенними животными.
7.4 Итоговое занятие.
Практическая работа: Концерт. Выставка детских работ. Вручение призов.
Учебно – методические средства обучения
- Учебно – методические пособия для педагога и обучающихся:
- дидактические игры для развития воображения;
- пальчиковые игры для детей с легкой и средней степенью ДЦП (возраст мелкой моторики 7 лет);
- пальчиковые игры для детей со средней и тяжелой степенью ДЦП (возраст мелкой моторики дл 2 лет);
- массаж пальцев и ладоней рук для детей с ДЦП;
- развитие воображения методом конструирования геометрических фигур;
- основы лепки из соленого теста.
- Материалы по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся:
- особенности диагностики готовности детей к лепке с заболеваниями ДЦП и ЗПР.
- Литература:
- Аксенова М. И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, - Горький, 1988.
- Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры, Москва 2007.
- Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику, Москва, 2006.
- Грошенков И. А. Занятие изобразительным искусством в специальной школе, Москва, 2001.
- Морозов И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром, Москва, 2006.
- Кольцова М. М., Ребенок учиться говорить, СПб, 2003.