Инновационная деятельность на базе КФУ
Инновационная деятельность на базе КФУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мусорные острова из пластика в Тихом океане
Заголовок слайда Текст слайда
Пластик разлагается более ста лет, чем наносит серьёзный вред окружающей среде. Птицы, рыбы (и прочие обитатели океана) страдают больше всего. Пластиковые отбросы являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также более 100 тысяч особей морских млекопитающих
Многие страны мира отказываются от упаковки, произведенной из неразлагающегося полиэтилена
Экологи всего мира уже давно задумались над вопросом, вреден ли полиэтилен для здоровья людей? Через пленочную упаковку с ярким дизайном в продукты может запросто просочиться токсичное вещество краски. Также в еду может попасть клей, скрепляющий швы пакета.
ИЗМЕНИМ ОТНОШЕНИЕ К ПОЛИЭТИЛЕНОВОМУ ПАКЕТУ. Если нам не нравится то, что происходит с нами в этом мире, все, что нам следует сделать, - это изменить наше сознание – и мир вокруг нас изменится .
“Подумай, человек, как убиваешь ты себя В безумной гонке за комфортом, Как разрушаешь всё и вся ты на своем пути... Стоит перед тобой гора иль океан бескрайний - Ты уничтожишь их. А зря! Ведь жить без них нельзя. Богатство недр ты истощил, леса зеленые срубил, и Атмосферу засорил... Подумай, человек! Животных многих истребил и птиц по клеткам засадил... Подумай, человек! Ты затянул петлю большую своей рукою, человек... Моря и реки жизнь нам дали, а мы отходы им даем, и рыбу в них нещадно бьем. Подумай, человек!”
Предварительный просмотр:
Зиганшина Зиля Хисматовна ,учитель биологии, химии и физики высшей кв.категории МБОУ «Кулангинская основная школа Кайбицкого муниципального района РТ»
«Учебно-исследовательская деятельность один из способов реализации личностно-ориентированного подхода в формировании экологической культуры».
Стремительно развивающиеся движение за охрану природы охватило весь мир. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», Закон РФ «Об образовании» – определили экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования в Российской Федерации. В Концепции общего среднего экологического образования указывается: «Цель экологического образования – становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, - направлены на формирование и развитие экологического сознания личности». «Национальная стратегия экологического образования РФ» (2002) определила цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся, в школе, а также, вне ее. Миссию экологического воспитания, таким образом, принимает на себя школа в лице ее учителей.
В формировании экологической культуры личности учеников учитель опирается как на логическую, так и на эмоциональную сторону методов.
Школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две "стратегические" задачи: Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды. Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области. Исходя из этих задач, выбираются методы работы: Учебная деятельность - рефераты, устные журналы - способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления. Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Данная технология открывает широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его четко определенными этапами на основе конкретного субъективного опыта, сугубо индивидуального, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.
Целенаправленная работа по организации исследований позволяет:
-формировать у обучающихся ценностное отношение к знаниям
-осваивать технологию исследовательской деятельности, методики ведения экспериментальной работы, вести мониторинг
-развивать умение работать с источниками научной литературы
-обучаться самостоятельной творческой деятельности, делать выводы, искать противоречия в наблюдаемых явлениях определять пути их решения.
Методами научно - исследовательской работы стали: мониторинг, эксперимент, обработка результатов.
Научно- исследовательская работа строится с учетом возрастных особенностей учащихся и включает ряд этапов:
Этап подготовительный. На организационном заседании происходит распределение тем научно- исследовательских проектов, выбор учащимися. Основная роль принадлежит руководителю, от его опыта, таланта, знаний и терпения зависит, сменится ли первоначальный пыл юного исследователя на вдумчивую работу над темой научного проекта.
На подготовительном этапе происходит сбор предварительных данных об объекте изучения, подбирается методика, оборудование, изучается литература.
Этап экспериментальный. В процессе экологических практик, полевых исследований, закладки опытов учащиеся проводят фенологические наблюдения, замеры, делают описания объектов исследования. Учащиеся готовят коллекции, гербарии, определяют с помощью определителя видовой состав растений. Проводится умозаключительная аналитическая работа по выявлению причинно- следственных связей, закономерностей. Этот период может занимать 2-3 года.
Этап отчетный. Составляется, отчет об исследовательской работе или научно - исследовательский проект.
Каждый исследователь докладывает о ходе своей работы на заседании научного общества не более двух раз. И только когда работа завершена, ученик выступает на конференции перед широкой аудиторией, он может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне. Это заставляет ученика более тщательно прорабатывать выступление, использовать наглядность, оттачивать свои ораторские способности, отвечать на вопросы из аудитории.
Наиболее эффективно формированию интеллектуально-нравственной культуры личности учащихся способствует деятельный подход к обучению, когда ребенок ведет поиск информации и выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя. Самостоятельная исследовательская деятельность позволяет ученику не только овладеть необходимыми знаниями и умениями для познания окружающего мира, но и формирует мировоззрение и активную жизненную позицию.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, следует исходить из того, что изучаемый объект или проблема должны рассматриваться с различных сторон, с позиций разных наук и во взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция таких наук, как биология, экология, химия, дает возможность взглянуть на объект через призму различных дисциплин. Такой подход важен для целостного восприятия природного объекта и лежит в основе законов познания.
Работа в микроколлективе позволяет ученикам легче и быстрее освоить исследовательскую деятельность, получая поддержку и советы сверстников. К важным результатам такой работы следует отнести формирование коммуникативных качеств, необходимых умений и навыков социального поведения, умение слушать собеседника, не конфликтовать, быть подчиненным и организатором, рационально распределять работу между членами коллектива.
Кроме, коллективной научно-исследовательская работа, учащимися выполняется индивидуально, по интересам. Тема обсуждается с учителем биологии, который руководит творческой работой юного исследователя.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на: жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы); наглядности (можно увидеть, потрогать); ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.
Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них являются: наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма; опытно – практическая работа на пришкольном участке; изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе; фенологические наблюдения; изготовление наглядных пособий по различным разделам; разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
Современная действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует исследовательская деятельность учащихся. Школьники изучают не просто объекты, явления, а анализируют связи между явлениями, их взаимозависимость.
Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца.
Благодаря исследовательской работе, ученик входит в культуру взрослых. Подросток выступает не как объект процесса присвоения культуры, а как субъект и активный участник реальности. Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире.
Отработка и закрепление навыков экспериментальной и исследовательской работы, знаний ландшафтной экологии проводится, кроме того, при организации работы пришкольного участка на котором учащиеся школы высаживают цветы и различные сельскохозяйственные культуры, ухаживают за деревьями и кустарниками садово-паркового комплекса школы.
Мы должны скорее учить учиться, используя для этого все возможности.
Научно- исследовательская работа дает возможность одаренным ученикам проявить себя, мы не ограничиваем в выборе темы исследования, выявляем одаренных учащихся, их таланты. Наша цель - подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.
Научная работа с ученической скамьи поможет воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии.
Общество получает достойного гражданина, который обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи поставленные перед ним.
Литература:
1. Федеральный закон РФ от 1992г. «Об образовании».
2. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002г.
3.Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994.
4. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход.//Стандарты и мониторинг в образовании,2006, №3, с. 12.
5. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
6. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005, №2, с.66.
Предварительный просмотр:
Группа отходов | Проблемы и упущенные возможности | Пути решения |
Пищевые отходы | 1. Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества. | 1. Компостирование. |
Бумага | 1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев. | 1. Экономить, особенно цветную бумагу. |
Пластмассы | 1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет). | Предпочитать товары и тару многоразового использования. Не покупать товары в излишней упаковке. |
Опасные отходы | 1. При разложении или сжигании выделяют яды. | Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками. |
Металлы | Производство алюминия очень энергоемко. | Сдавать алюминиевые банки. |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии Зиганшина Зиля Хисматовна
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 7 класс
Предмет(ы): Биология
Цель урока: Изучить общую характеристику рыб ,их многообразие и значение.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Латюшин, Шапкин. Биология "Животные"
2. Дополнительный материал по теме
Используемая методическая литература:
1. Учебное методическое пособие к курсу Биология "ЗООЛОГИЯ"
Используемое оборудование: мульимедийная доска
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
Особенности внешнее и внутреннее строение».
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения и систематикой рыб.
2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми
организмами, работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.
3) Совместно с учащимися определить значение рыб в природе и
хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: таблица «Тип хордовые. Класс рыбы», живые рыбы, лупы, карточки с наклеенной чешуёй рыб, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный этап.
А) Проверка знаний ранее изученного учебного материала – тест (Приложение № 1)
Б) Классификация рыб.(схема)
(Слайд)
Рыбы – наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных. Рассмотрим черты приспособленности рыб к водной среде обитания.
II. Деятельностно-исполнительный этап.
А) Обсуждаем с учащимися, какие особенности существуют у водной среды и каковы черты приспособленности рыб к этим условиям. Заполняем таблицу «Приспособленность рыб к водной среде»
№ | Факторы водной среды | Приспособления к факторам среды |
1 | Плотность воды | Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники. |
2 | Прозрачность | Защитная окраска; органы зрения – глаза. |
3 | Растворенные вещества, малое содержание кислорода | Жаберное дыхание, обоняние. |
4 | Текучесть | Органы боковой линии. |
5 | Высокое давление на глубинах | Изменение формы тела от веретенообразной к лентовидной и дисковой. |
6 | Сильное поглощение солнечных лучей | Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб. |
Б) Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» (инструктивная карточка)
1.Рассмотрите тело рыбы и обратите внимание на особенности его строения.
Форма тела обтекающая. Тело покрыто тонкими костными пластинками, которые называются чешуя. Они расположены черепицообразно по ходу течения воды. Рыба на ощупь холодная, скользкая. В коже рыбы расположены пигментные клетки, придающие телу окраску. Обычно на спине окраска более насыщенная, а на брюшке светлее.
2.Какие отделы имеет тело рыбы? Обозначьте их на рисунке. Голова соединяется с туловищем подвижно/неподвижно(нужное подчеркните). Это придает телу рыбы прочность и устойчивость. По бокам головы за парными глазами расположены периодически приоткрываемые жаберные пряники, которые создают ток воды через жабры.
- Найдите плавники — особые органы передвижения рыбы в воде. Обозначьте их на рисунке.
Какие из них парные?
Грудные и брюшные.
Какие непарные?
Спинной, хвостовой и анальный.
Функции руля и поступательного движения вперед у рыб выполняет хвостовой плавник. Когда рыба стоит на месте, плавники подвижны/неподвижны (нужное подчеркните).
Что помогает рыбе держаться спиной вверх и придает ей устойчивость?
Спинной и анальный плавники.
С помощью чего рыбы осуществляют повороты, погружение в воду и всплытие?
Грудные и брюшные плавники.
Что помогает рыбе преодолевать сопротивление воды?
Хвост.
У окуня брюшко светлое, а спина темная. Чем это можно объяснить?
Разной пигментацией клеток, которая должна быть сходной со средой.
- Рассмотрите органы чувств рыбы.
Органы зрения — глаза. Они снабжены/не снабжены веками (нужное подчеркните). Органы обоняния имеют вид парных мешочков, открывающихся наружу ноздрями. Осязательную функцию выполняют боковая линия, иногда губы, усики и плавники.
Своеобразный орган чувств рыбы — боковая линия, которая тянется вдоль тела и воспринимает направление и давление воды.
Рассмотрите при помощи лупы чешуи, идущие по средней линии вдоль боков тела. Обратите внимание на точки — отверстия, идущие в каналы органов боковой линии.
Сделайте вывод. В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:
- обтекаемая форма тела
- слизистый покров
- конечности в виде плавников
- плавательный пузырь
- жаберное дыхание
- орган боковой линии
- орган зрения близкого видения
- покровы в виде чешуи
- Дайте краткие ответы на вопросы.
После дождя клев рыбы заметно усиливается. Чем можно объяснить этот факт?
После дождя рыба активнее, т.к. в воде увеличивается количество пищи.
Какие приспособления сформировались у акул в процессе эволюции в связи с питанием крупной подвижной пищей?
Торпедообразная форма тела, острые зубы.
Каким образом связаны со средой обитания следующие особенности сазана: широкое тело, малая подвижность, наличие прочных глоточных зубов, способность выдвигать рот в виде трубочки?
Средой обитания являются водные заросли, где жертву нужно караулить
Г) Хозяйственное значение рыб.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове рыба?
- Что удивительного, необычного есть в рыбах?
- Продолжите предложение «Рыбы – удивительные создания природы ….»
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
Д/З: Параграф 21
Приложение 1
Таблица «Приспособленность рыб к водной среде»
№ | Факторы водной среды | Приспособления к факторам среды |
1 | Плотность воды | |
2 | Прозрачность | |
3 | Растворенные вещества, малое содержание кислорода | |
4 | Текучесть | |
5 | Высокое давление на глубинах | |
6 | Сильное поглощение солнечных лучей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«..Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце». Ф. Шиллер Учить и воспитывать никогда не было легким делом. Нынче особенно. В нашем огромном, очень сложном и противоречивом общественном организме ни одно дело не существует обособленно, само по себе. Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки . В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке, а рядом со школой изо дня в день, из года в год горят костры из ящиков и макулатуры. Горят те самые деревья, которые надо любить и беречь. Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии
Значение биологии в духовно-нравственном воспитании: Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы ...
По мнению В.А.Сухомлинского , развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека. Это можно достигнуть используя различные формы организации обучения: - Уроки в форме соревнований, игр: · КВН, · ролевая игра, · викторина, · турнир - Уроки, основанные на развитии творческих особенностей: · урок-поиск, · урок творческий отчет - Уроки, напоминающие публичные формы общения: · пресс-конференция · презентация · обозреватели за круглым столом - Уроки, ориентированные на фантазию, воображение : · урок-сказка - Уроки, основанные на имитации деятельности по проведению общественно-культурных мероприятий: · урок-путешествие, · репортаж - Интегрированные уроки. - Уроки, основанные на аналитических методах, используемых в общественной практике: · урок-исследование
Эти формы уроков помогают научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительную психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, создают условия для самореализации школьника.
Учитель биологии, как, может быть, никакой другой школьный учитель, владеет средством пробуждения в детях таких эмоций, как сочувствие, сострадание, восхищение жизнью, благоговение перед живым Способы, как передать ученикам эмоциональный и нравственный опыт отражены в каждом слове учителя, в его поведении, его отношении к делу, детям, предмету. Надо просто думать о том, что ваши чувства, ваши переживания и ваши слова могут оказаться единственными нужными и запоминающимися впечатлениями, полученными ребенком в школе. Учитель биологии может раскрыть перед учащимися все разнообразие проявлений жизни с помощью интегрированных уроков.
Биология и литература В описании природы главенствующая роль отводится литературе. Причем стихи, прозаические отрывки с описанием природы выбираются так, чтобы они соответствовали теме или объекту, изучаемому непосредственно на уроке, и окружающему пейзажу во время экскурсии, что усиливает эмоциональность восприятия. У меня имеется подборка таких стихов по темам: ЖИВАЯ ПРИРОДА И ЕЕ ОХРАНА ЭКОЛОГИЯ ЛЕС И ДРУГИЕ СООБЩЕСТВА БИОСФЕРА ЦВЕТЫ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ и т.д.
: Вода на Земле. Круговорот воды в природе Из курса «Мир вокруг нас» дети знают о формах воды в природе, ее значении в жизни живых организмов, о том, что вода «не стоит на месте». Для обобщения знаний читаю сказку В. Леви. КАПЛЯ Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то… Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там, не задерживайся! Капай!» - кричат. Капля задумалась: «Кап или не кап – вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон – черная дыра! Канализация… А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке… Я могла бы быть брызгом ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы... Господи! Если уж падать, то хоть дождем на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда… Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а…» Нет не упала наша Капля, не упала, а… Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже. - Ребята, какую красоту имел в виду автор? - А можно ли, по вашему мнению, Каплю сравнить с Человеком? Тогда о какой красоте в этом случае пойдет речь? Использование данного произведения помогает заставить детей задуматься не только о физической красоте человека, но и о красоте духовной, красоте его поступков .
Поэзия помогает мне делать уроки эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских душ, заставляет видеть красоту природы и человеческих чувств. С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно. Недалекое будущее Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису... Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах... Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах. Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было! (А. Игнатова )
Биология и музыка Идея объединить музыку и биологию возникла из желания сделать предмет еще более интересным и увлекательным. Суть этой инновации - нетрадиционный подход к интегрированным урокам в школе (а именно интеграция музыки с другой предметной областью - с биологией) как средство духовно-нравственного воспитания учащихся. Положительным является не только что повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, но и возможность воздействовать на духовно-нравственную сферу ребенка. Ведь главная высокая цель работы школы – воспитание Человека. Например: - Осенние изменения в природе. Осень в музыкальных произведениях (интегрированный урок в 5-х классах) Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Образы птиц в музыкальных произведениях. Образы птиц в искусстве. (интегрированный урок в 7-х классах).
сти ♫ Первый - большая хищная птица, Что над погибшим животным кружится. Длинная часть у гитары - второй , Крепко сжимается левой рукой. На документах секретных есть третий . Что же за слово? Подумайте, дети. ♫ Первый на шее козлёнка звенит, Звонко второй нам в оркестре звучит. Третий в саду, на поляне цветёт, Синий, лиловый, в букет наш пойдёт. ♫ С первой « С » - огромная я птица, Что летать не может научиться. С первой « Ш » - меня должны все знать: Вальсов много ведь сумел я написать. Стихи-загадки хороши на различных этапах урока или внеклассного мероприятия
Внеклассная работа Многие внеклассные мероприятие - это интеграция биологии, музыки , литературы и искусства. Традиционными являются ежегодные предметные недели по биологии. Ученики с удовольствием принимают участие в биологическом КВНе, в турнире знатоков естественно-математических наук, в конкурсе «Биология в стихах»,, «Бал цветов». Внеклассное мероприятие " Мы в ответе за тех, кого приручили"
. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности . Невозможно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе. Он должен понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в нашем мире, увидеть удивительное, неповторимое чудо
Предметные недели Программу предметных недель по биологии стараюсь строить таким образом, чтобы она не загружала учащихся, но была бы насыщенна, интересна, познавательна, включала различные виды деятельности. Дети принимают в них активное участие. Они, с одной стороны, могут посоревноваться друг с другом, узнать много нового и интересного, а с другой – хорошо отдохнуть после учебного дня .
Без использования информационных технологий в школе уже не обойтись. Применение ИКТ на занятиях по биологии весьма результативно. Обучающиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. У ребят проявляется интерес к предмету . Применение информационных технологий: интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у учеников, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс; позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
Биология как предмет, особенно её экологическая часть, обладает мощнейшим потенциалом именно духовно – нравственного становления личности обучающихся. И как тут не вспомнить образное выражение А.А. Брудного : «Охрана природы- это трансформированное отношение людей друг к другу»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учитель химии и биологии Зиганшина З.Х., МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»
Предмет: химия
Класс: 8
Автор УМК: О.С. Габриелян
Тема урока: Кристаллические решетки
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для развития у обучающегося ключевых компетентностей: информационной (аспект - извлечение первичной и вторичной информации), компетентность разрешения проблем (аспект - оценка собственного продвижения (рефлексия) и коммуникативной (аспект – продуктивная групповая коммуникация ;способствовать формированию у учащихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел; способствовать развитию у учащегося умения анализировать полученную информацию.
Задачи: формирование у обучающихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ; дать представление о типах кристаллических решеток, их взаимосвязи с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ; формирование у обучающихся УУД:
Личностные:
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
- Чувство гордости за российскую химическую науку.
-Признание ценности здоровья, своего и других людей.
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Оборудование: Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2010; презентация «Кристаллические решетки»; мультимедийная система; модели кристаллических решеток разных типов; дидактический материал .
Содержание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
3. Постановка темы урока, формулирование цели работы. 4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа VI. Закрепление нового материала. VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учитель: Ребята, давайте вспомним урок физики по теме «Агрегатные состояния веществ, схему .Любое вещество можно существовать в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух - не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях». При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами? Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её. Цель работы на уроке каждому предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого воспользуйтесь маршрутной картой темы. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, какие практические навыки приобретёте. Запишите цель урока в рабочий лист. Прием «Выбор цели по маршруту». Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения новой темы. Маршрутная карта темы представлена на слайде Учитель просматривает несколько работ. Предлагает нескольким ученикам поделиться своими записями с классом. Учитель: Какие цели вы поставили? Давайте обменяемся информацией. Учитель: Действительно, нам предстоит сформировать представление о типах кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств вещества от его строения. Поэтому сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества. Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ. Практическая работа. Учитель: Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке. Учитель: Подумайте, какое вещество из названных можно исключить и почему? Учитель: Предположения различные. Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу, предлагаю изучить дополнительный материал и записать выводы Вывод : Аморфные вещества не имеют определенной температуры. Они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относятся шоколад, жевательная резинка, пластмассы, смолы, пластилин, воск, стекло, резина и т.п. Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. К кристаллическим веществам относятся: лед, кварц, железо, поваренная Используя словарь С.И.Ожегова, ответим на вопрос «Что такое кристаллы?» Кристалл – это твердое вещество, имеющее определенное упорядоченное строение. Если рассмотреть под лупой различные кристаллические вещества, то можно заметить, что частицы, из которых состоит кристалл, располагаются в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Кристаллы имеют разную форму – куба, параллелепипеда, призмы и др. Например: кристаллы кварца иглистые, имеют плоские грани и похожи на лед. У серы ромбические кристаллы желтого цвета. Кристаллы флюорита темные, непрозрачные. Разные по форме кристаллы имеют разные кристаллические решетки.
Далее учитель продолжает беседу с классом. Обратите внимание на зависимость типа кристаллических решёток для простых веществ от положения химических элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева Остался ещё один момент урока – закон постоянства состава вещества , которому подчиняются вещества с молекулярным строением. Этот закон был открыт французским химиком Ж. Л. Прустом в 1808 году Найдите по учебнику закон постоянства состава и выучите наизусть. Работайте индивидуально Учитель ещё раз повторяет классу учащихся , что тип кристаллической решётки зависит от вида химической связи в веществе: 1). вещества с ионной связью имеют ионную кристаллическую решётку; 2). вещества с ковалентной связью имеют атомную или молекулярную кристаллическую решётку; 3). вещества с металлической связью имеют металлическую кристаллическую решётку. Задание классу. Учащиеся письменно в своих тетрадях выполняют тест по теме "Кристаллические решётки" Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?" , "С какими понятиями вы познакомились на уроке?" , "С какими трудностями вы столкнулись?" После беседы с детьми учитель , озвучивая , выставляет оценки учащимся , хвалит их за работу на уроке. §-42, упр. 3,4, с. 152. Творческое задание. Подготовить модель кристаллической решетки поваренной соли.
| Учащиеся формулируют цели работы на уроке Заслушиваются ответы учащихся. Учащиеся: Металл, пластилин, поваренная соль (NaCl). Учащиеся выдвигают предположения. Учащиеся: Пластилин. Записывают вывод Далее учащиеся со записывают в свои тетради определения понятиям "кристаллическая решётка" , "кристалл" , «узлы решётки" и перечисляют типы самих кристаллических решёток. Лабораторная работа в парах Используйте учебник и приложение №3. Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества. Ученики работают в паре. Каждой паре предложено одно из 4-х веществ, у казанных в сводной таблице. Изучив текст, ученики заполняют таблицу. Затем каждая пара озвучивает результаты своей работы. Для проверки: а) на доске показывается слайд с таблицей, содержание которой предъявляется последовательно; б) ученики выходят и на интерактивной доске записывают результаты своей работы. Работа с учебником Учащиеся выполняют тест по теме "Кристаллические решётки" Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя по одному со своих мест. Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: "КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЁТКИ"
1. Среди перечисленных веществ выберите вещества , которые имеют кристаллическое строение:
а). воск; б). алмаз; в). сосновая смола; г). поваренная соль; д). "сухой лёд" (твёрдый CO2).
2. В узлах разных кристаллических решёток могут находиться:
а). атомы; б). электроны; в). протоны; г). ионы; д). молекулы.
3. Выберите вещества , имеющие атомную кристаллическую решётку:
а). графит; б). сульфат меди (II); в). алмаз; г). оксид кремния (IV); д). лёд (вода).
4. Выберите вещества , имеющие ионную кристаллическую решётку:
а). "сухой лёд" (твёрдый CO2); б). оксид кремния (IV); в). хлорид натрия;
г). гидроксид калия; д). сульфат алюминия.
5. Выберите вещества , имеющие металлическую кристаллическую решётку:
а). цинк; б). алмаз; в). графит; г). медь; д). алюминий.
6. Выберите вещества , имеющие молекулярные кристаллические решётки:
а). оксид кремния (IV); б). лёд (вода); в). хлорид калия;
г). "сухой лёд" (твёрдый CO2); д). глюкоза.
7. В узлах металлической решётки находятся:
а). атомы; б). катионы (положительно заряженные ионы); в). молекулы;
г). анионы (отрицательно заряженные ионы); д). электроны.
8. С каким типом кристаллической решётки вещество хорошо проводит электрический ток:
а). с молекулярной; б). с атомной; в). с ионной; г). с металлической?
9. У какого из веществ выше температура плавления:
а). у иодида калия; б). у йода; в). у йодоводорода; г). у хлороводорода?
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ
1 – б , г , д; 6 – б , г , д;
2 – а , г , д; 7 – а , б;
3 – а , в , г; 8 – г;
4 – в , г , д; 9 – а.
5 – а , г , д;
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ
"5" – 8 – 9 правильных ответов;
"4" – 6 – 7 правильных ответов;
"3" – 3 – 5 правильных ответов;
"2" – 2 и меньше правильных ответов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи : формирование у обучающихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ; дать представление о типах кристаллических решеток, их взаимосвязи с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ; формирование у обучающихся УУД
Твердые тела Аморфные Кристаллические Имеют правильное расположение частиц, из которых они состоят имеют четкую температуру плавления не имеют упорядоченного строения не имеют четкой температуры плавления
Вулканическое стекло Оконное стекло Клей пластмасса Кристаллические тела Аморфные тела алюминий графит Медный купорос алмаз
Ионные кристаллические решетки NaCl AgBr CsCl В узлах находятся ионы. Связи между частицами ионные, прочные. Такие решетки имеют твердые, прочные, нелетучие, тугоплавкие вещества. Многие из них растворимы в воде
Атомные кристаллические решетки Кремний Графит Алмаз В узлах находятся атомы Связи между атомами ковалентные, очень прочные. Такие решетки имеют очень твердые, очень тугоплавкие, нерастворимые в воде вещества
Молекулярные кристаллические решетки В узлах находятся молекулы Иод Оксид углерода( IV) Вода Связи между атомами ковалентные, очень прочные. Такие решетки имеют непрочные, летучие, не твердые вещества с низкой температурой плавления.
Металлические кристаллические решетки Железо Натрий Медь В узлах находятся атом- ионы, а между ними двигаются относительно свободные, обобществленные электроны. Такие решетки имеют вещества ковкие, с хорошей тепло- и электропроводностью, с металлическим блеском Связь между ионами металлов и свободными электронами , разной прочности
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1 – б , г , д ; 6 – б , г , д ; 2 – а , г , д ; 7 – а , б; 3 – а , в , г; 8 – г; 4 – в , г , д ; 9 – а. 5 – а , г , д ; КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ "5" – 8 – 9 правильных ответов; "4" – 6 – 7 правильных ответов; "3" – 3 – 5 правильных ответов; "2" – 2 и меньше правильных ответов
В кристаллических веществах атомы, молекулы или ионы располагаются в определенном порядке. В зависимости от природы частиц в узлах решетки различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки. Физические свойства твердых веществ определяются их строением в кристаллическом состоянии Вывод
§42, с.146 Упр. 3,4, с. 152. Творческое задание. Подготовить модель кристаллической решетки поваренной соли . Домашнее задание