Исследовательская деятельность школьников
В преподавании химии основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Всё вышеперечисленное можно реализовать при активном использовании в обучении технологий исследовательской направленности.
Исследовательская работа позволяет максимально приблизить обучение к жизни, поэтому различные формы и методы этой деятельности использую как на уроках, так и вне занятий.
Учебно-исследовательская работа - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и глазах одноклассников.
В основе исследовательской деятельности лежит проблемное обучение, которое является методом развития самостоятельного творческого мышления. Исходя из этого, включаю учащихся в исследовательскую деятельность только тогда, когда они достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, так как это повышает долю их самостоятельности в выполнении эксперимента.
Со своими учениками я исследую экологическое состояния местных водоемов. Результаты исследований отправляем в экологическую службу города. Сотрудничаем с лабораторией городской больницы и "Водоканала" Проводим социологические опросы населения, отношения жителей к экологической обстановке нашего города, их видения решения проблемы чистой воды.
Организую и провожу конференции по экологическим проблемам, открытые уроки. Со своими учениками выпускаю школьный журнал "Эйкос", в котором регулярно освещаются экологические вопросы. Наши материалы были представлены на областной фестиваль "Учитель профильной школы" в номинации "Учитель- автор лучшего сценария занятия предпрофильного курса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии оценивания исследовательских работ учащихся 8 – 11 классов | 8.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания исследовательских работ учащихся 8 – 11 классов
Критерий | Балл |
Критерий 1. Постановка цели Цель не сформулирована Цель сформулирована, но не обоснована Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована | 3 0 1 2 3 |
Критерий 2. Глубина раскрытия темы Тема не раскрыта Тема раскрыта фрагментарно Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 0 1 2 3 |
Критерий 3. Анализ хода работы, выводы и перспективы Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 2 0 1 2 |
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее работы | 3 0 1 2 3 |
Критерий 5. Исследовательский подход к работе Данный критерий в работе не представлен Проведено небольшое (фрагментарное) исследование Проведено серьезное исследование, проанализированы его результаты | 2 0 1 2 |
Критерий 6. Соответствие требованиям оформления В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 2 0 1 2 |
Критерий 7. Качество проведения презентации Презентация не проведена Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, автор владеет культурой общения с аудиторией и его выступление уложилось в рамки регламента | 3 0 1 2 3 |
Критерий 8. Оригинальность идеи и глубина владения материалом Данный критерий в работе не представлен Продемонстрирован самостоятельный подход к проблеме У автора имеется оригинальная идея и глубокие знания материала | 2 0 1 2 |
Критерий 9. Умение вызвать интерес аудитории Данный критерий в работе не представлен Работа вызвала некоторый интерес аудитории Работа вызвала большой интерес аудитории | 2 0 1 2 |