Участие учащихся на конференциях

Учащиеся 1-2 классов нашей школы приняли активное участие в Республиканской молодежной школы – конференции, посвященной Году Н.И. Лобачевского в КФУ. Победители и призёры были приглашены на финальный тур Республиканского конкурса краеведческих математических задач «Татарстан в математических задачах». Участники конференции Кусаев Александр (2 «в»)- руководитель Гатина Г.Р.,Апполинариев Кирилл  (2 «в»)-руководитель Латипова Л.Ф.,Гатина Азалия(1 «а»)-руководитель Давыдова А.Ю., Галиуллина Эльза (1 «в»)-руководитель  Савыкова Р.Г., Хазиев Карим , Хуснетдинова Ляйсан (1 «г»)-руководители Габбасова Р.Р.,Гордеева Л.А. выступили на секциях: «Моя малая Родина в математических задачах» и  «Русские народные сказки в математических задачах». Выступления учащихся было на высоком уровне. Поздравляем наших победителей и призёров  и пожелаем больших успехов в  творческих начинаниях!!!



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukmor-kray_ty_moy_rodnoy.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс  математических задач
«Татарстан в математических задачах»
Номинация: «Моя малая Родина в математических задачах»
«Кукмор – край ты мой родной!»

Выполнил: Хазиев Карим Рашадович ученик 1г класса МБОУ

 «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района РТ

Руководители: Габбасова Расима Расимовна-воспитатель группы продленного дня;

Гордеева Лариса Александровна-учитель начальных классов

Актуальность выбранной темы: Моя малая  Родина- мой любимый посёлок Кукмор. Здесь я сделал свои первые шаги, сказал первое слово и пошел в 1 класс. Я решил участвовать в этом конкурсе, чтоб узнать об истории своего родного края ,понять ,где находятся мои корни, как жили раньше. Я думаю ,этот вопрос волнует многих людей.  Живописный, сказочный край — так поэты издревне отзываются о Кукморском районе. Раскинувшийся на севере Татарстана, район находится в очень красивой местности: возвышенная равнина, расчлененная живописными речными долинами, тут и там раскинулись богатые леса, а на незанятых лесом территориях – поля, пашни, пастбища.  Наш поселок городского типа Кукмор расположен в восточной части территории района.

       Предположительно название посёлка происходит от слов: „кок мари “ что  означает, два марийца, по другой версий от персидского как „подножие большой горы“.  Кукморский район уникален тем, что на его земле научились жить в мире и согласии четыре основные народности: татары, удмурты, мари, русские.  Давным-давно в близи деревни Большой Кукмор (сейчас эта деревня - Жилой Рудник), нашли залежи медных руд. Разработка медных руд способствовала возникновению поселка Кукмор, получившего название - завод Кукмор. В 18 веке в Кукморе возник завод купца Абсалямова. Рабочие и крестьяне добывали руду, свозили на завод, заготовляли топливо. В 1812 году Кукморский медеплавильный завод снабжал боевыми средствами добровольцев Отечественной войны , готовить медную посуду. Кукмор расположен на очень красивом месте.

Цель моей работы:

1.Познакомится  с историей  родного края     и  изучить жизнь посёлка в прошлом и настоящем. Составить математические задачи, используя полученный исторический  материал.

А для этого я должен  выполнить следующие задачи:

Выявить и систематизировать факты из истории возникновения посёлка Кукмор.

Методы решения данной задачи:

1.Провести беседу с родными (мамой, папой, дедушкой и т.д.)

3.Посетить музей (краеведческий музей п.г.т. Кукмор и школьный музей.)

4.Изучение книг  в центральной библиотеке.

5.Из  полученной  цифровой информацией составить интересные  «исторические» математические задачи и выпустить брошюру.

В ходе решения данной задачи я узнал много нового и интересного о малой Родине, узнала о людях, которые прославили наш край, о том как богата история Кукмора. Я горжусь тем, что родился и живу в этом посёлке.

Для того ,чтоб многие познакомились с историей моей малой Родины, я решил составить исторические   задачи.

Составление  «исторических» задач позволит повысить интерес  к изучению       истории родного края,   республики Татарстан. Расширит кругозор ,разовьёт математические и творческие способности. Решение «исторических» задач позволит  в занимательной и познавательной форме повторить пройденный материал на уроках математики.

       У Кукморского района есть свой флаг и герб. Символика герба многозначна, фигуры в символической форме отражают всё многообразие историко-культурной, экономической жизни района, его природные особенности. 

Задача 1.Ширина флага 8см, а его длина на 4см больше. Чему равна длина флага? Начерти прямоугольник.

Решение:

Ширина – 8 см

Длина - ? на 4 см б.

8 + 4 = 12 (см)

Ответ:  длина флага  равна 12 см.

Начертим прямоугольник  ширина которого  8 см. , а длина  12см.

     Мы  живём в посёлке, где текут реки и речушки, есть пруды и озера, обширные леса.

Задача 2.Три друга Марат, Азат и Самат на реке Нурминке ловили рыбу. Марат поймал 6 рыб, а Азат на 3 рыбки больше, чем Марат. Сколько рыб поймал Самат, если мальчики поймали всего 19 рыбок?

Решение:

Марат – 6 р.

Азат - ? на 3р. б.                19 р.

Самат - ?

 

6 + 3 = 9 (р.) – поймал Азат

19 – 6 – 9 = 4 (р.) – поймал Самат

Ответ: Самат поймал 4 рыбки.

      Издавна кукморяне славились как искусные ремесленники, умевшие и валенки валять, и овчину выделать и сшить из нее теплые шубы, шапки.

       Давно в 1870 году фабрикантами братьями Комаровыми была создана эта фабрика. Потом уже появились валяльные фабрики купцов Родыгина, Вавилова. Позже Кукморская валяльная фабрика выпускала даже обувь для Красной Армии. Во время войны на фабрику отправляли даже старые валенки солдат. Здесь их бросали в сместку и делали новые.   Со временем их фабрика расширялась всё больше и больше. И вот, в сегодняшнее время, Кукмор славится именно Валяльной фабрикой Кукморского   района.

Задача 3. На  валяльно-обувной фабрике за день ученик рабочего  изготовил 20 пар валенок. Из них взрослые валенки составляло  8 пар, а остальные – детские. Сколько детских валенок было изготовлено учеником рабочего?

Решение:

Взрослые – 8 п.         20 п.

Д. - ? п.

20 - 8=12 (п.)

Ответ: 12 пар детских валенок.

 Кроме валяно-обувной фабрики, есть швейная фабрика №6. Здесь шьют плащи, куртки, комбинезоны, брюки, платья, юбки, шапки, школьную форму.

Задача 4. Портнихе на куртку надо пришить 12 красных и

4 черных пуговиц. Она пришила 5 пуговиц. Сколько пуговиц ей осталось пришить?

Решение:

12+4=16 (п.) –всего пришитых пуговиц

16-5=11 (п.) – осталось пришить

Ответ: 11 пуговиц.

Очень давно была построена железная дорога, у людей появилась возможность  ездить на поездах. Через Кукмор проходят поезда и электрички. Можно сойти на двух остановках.

1.На железнодорожном вокзале.

2.На остановочной платформе Братья Коморовых(возле валяно-обувной фабрики).  Железнодорожный вокзал выглядел совсем не так, как сейчас, раньше он был деревянным, а недавно построили большой и красивый новый вокзал.

Задача 5.В первом поезде было 8 вагонов, а во втором на 3 вагона меньше. Сколько всего вагонов было в двух поездах?

Решение:

I поезд – 8в.                              

II поезд - ? на  3в. м.                ?

                     

8 – 3 = 5 (в.) – на втором поезде

8 + 5 = 13 (в.) – на двух поездах

Ответ: 13 вагонов.

Истоки Кукморского завода металлопосуды относятся к 1743 году. Первоначально завод назывался медеплавильным. Важным элементом создания завода были благоприятные условия: лес, две  плотины, действующие медные рудники. Завод начинает заниматься выработкой кованых телег, изготовлением металлической посуды и домашней утвари, организовалось литейное производство.

       На сегодняшний день ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» известно по РФ, СНГ, в странах ближнего и дальнего зарубежья как производитель литой алюминиевой посуды, посуды с АП покрытием, товаров для туризма и отдыха, хлебных форм.

Задача 6.На заводе металлопосуды в цехе №2 один рабочий  за один день  изготовили несколько  сковородок. Продали 25 сковородок  и у них осталось 5 непроданных сковородок. Сколько сковородок изготовил  рабочий за один день ? Изготовленные  сковородки упаковали в коробки. Сколько коробок потребуется ,если известно ,что в одну коробку кладут по 5 сковородок?

Решение:

Продали – 25 с.

Осталось – 5 с.

Изготовил – ? с.

Сколько коробок -?

25 + 5 = 30 (с.)

5+5+5+5+5+5=30,значит

 потребуется 6 коробок

Ответ: 30 сковородок; 6 коробок.

Список  литературы:

1. С.А.Сафина, «Кукморский край», Казань,2008-280с. Издательский дом «Новости мира»

2. Валиев Ф.Х. «История Кукмора.Медные заводы»-Казань: «Идел-Пресс»,2013-216с.

3.ТайсинА.С.География Республики Татарстан: Учеб.пособие для 8-9кл. сред.общеобразовательных школ/А.С.Тайсин-3-еизд.,переработанное и доп.-Казань: Магариф,2009-247с.:с ил.