Хочу поделиться
Педагог-психолог Сероева О.А..Открытое коррекционно-развивающее занятие по коррекции и развитию межличностных отношений младших школьников классов КО.
Занятие № 5. СОТРУДНИЧЕСТВО. «Мы - вместе».
Цель: обучение эффективным способам межличностного взаимодействия.
Задачи:
- Обучать детей давать обратную связь в группе (выражать свою точку зрения).
- Учить договариваться в группе в социально приемлемой форме.
- Обучать конструктивным способам взаимодействия со сверстниками.
Ожидаемый результат: обучающиеся, знающие и применяющие приемы договора в процессе группового взаимодействия.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
- МОТИВАЦИЯ (самоопределение) к учебной деятельности.
- ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
- ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ (ПРАКТИКА)
- РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
- РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.
№ |
Этап занятия |
Время |
Совместная деятельность учителя и обучающихся |
На что направлено задание? | |
Действия учителя |
Действия обучающихся | ||||
1. |
МОТИВАЦИЯ (самоопределение) к учебной деятельности. -приветствие -сводка «душевной погоды» |
2 мин.
|
-Приветствие -Наше настроение переменчиво словно погода: иногда спокойная, теплая, солнечная, а иногда сумрачная, холодная -Прислушайтесь к себе, на какую погоду похоже ваше настроение? -Влияет ли ваше настроение на отношение с другими людьми? -Кто управляет вашим настроением? -Желаю сегодня всем безоблачной погоды в душе и хорошего настроения. |
-отвечают -определяют свое самочувствие в настоящее время («здесь и сейчас») и называют ассоциации с погодой.
Дискуссия. |
Развитие умения определять свое эмоциональное состояние и уважительно относиться к душевному состоянию других. Создание позитивного настроя на общение в группе. |
2.
|
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ: -классификация -Мозговой штурм -Мотивация -определение темы занятия -Самооценка № 1.
|
5 мин. |
1.На доске: Что вы видите? Прочитайте и найдите 1 лишнее слово: Агрессивность, обидчивость, сотрудничество, вспыльчивость. 2. ПОЧЕМУ выделили это слово? -Правильно, как вы понимаете это слово, что такое «соТРУДничество»? (Мозговой штурм). 3. ЗАЧЕМ в жизни необходимо сотрудничать с другими людьми? 3.Как вы дум, чему сегодня мы будем учиться? 4. Самооценка: на листках бумаги отметьте, когда вы сотрудничаете (взаимодействуете) с ребятами в классе, то КАК вы это делаете (Ваши действия похожи на: - ПЕСОК - - ГЛИНУ - - МАЯК- |
4 слова.
Называют: сотрудничество
Говорят:согласие, договор, понимание, взаимодействие, совместное достижение цели, помощь другим.
Формулируют: Сотрудничать - вместе трудиться.
Заполняют персональный лист:
|
Развитие познавательного интереса.
Развитие мыслительной операции: классификация, обобщение
Развитие аналитико-синтетической функции.
Развитие адекватной самооценки. |
3. |
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ. -КУБИКИ-составление слова -МШТ: «СОГЛАСИЕ» -Введение сбоя (разные точки зрения) -Поиск вариантов договориться -ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. |
3 мин. |
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие . 1.С помощью кубиков определите 1 слово, которое вам сегодня очень пригодится (С- о-г-л-а-с-и-е ) ЗАДАЧА: - работать вместе -оценить работу группы (стенд) Как вы думаете, с помощью чего можно достигнуть согласие в группе? Как это у вас получается? Надо ли этому учиться?
|
1.Собирают слово. 2.Оценивают свою работу и работу группы.
МШт: говорят (формулируют правила работы в группе)
Выдвигают версии.
Сидят в кругу: одни говорят – 6, другие – 9.
Предлагают пересесть на 1 сторону и всем посмотреть с 1-й стороны.
Учиться договариваться. |
Развитие групповой сплоченности и адекватной самооценки.
Развитие
Развитие толерантности по отношению к другому мнению собеседника; ПОИСК вариантов конструктивного взаимоотношения. |
4. |
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ (ПРАКТИКА) 1.»Поляна Согласия»: -в парах выбирают 1 качество (договариваются) -объединение с другой парой (4 чел.)-договор -КРУГ:определяют как договаривались -Оценка работы гр.
2. Озеро «Выручай». -Тающая льдина (3 варианта) -Движение на лодках -ОЦЕНКА раб.гр. -ЗАПИСЬ способов договора.
№3. «Скалистый берег». -Молча построиться в колонну по росту -перейти пропасть -ОЦЕНКА работы _ЗАПИСЬ способов договора БЕЗ СЛОВ
Маршрут № 4: «Необитаемый остров»: -Выбор 1-го действия –договор (или поиск другого варианта-согласие всех) -Кувшин – зашифрованные 2 письма – 2 гр.) -Оценка работы группы -ЗАПИСЬ способов договора. |
|
ИТАК, путешествие начинается. Маршрут передвижения состоит из нескольких этапов (ОЗВУЧИТЬ): МАРШРУТ №1: Поляна «СОГЛАСИЯ»: 1. В парах: на листках бумагинаписаны качества характера. Выберите 1, которые, на ваш взгляд, является самым важным для команды в путешествии (подчеркните его). 2. Объединитесь с другой (по вашему желанию) парой - выслушайте друг друга и договоритесь, какое 1 качество характера является, на ваш взгляд, самым важным и необходимым для путешествия. 3. Сядьте в КРУГ и зачитайте по 1-му выбранному качеству характера. 4.Рефлексия: Как вы договаривались? ЧТО делали? 5. Оцените работу всей группы.
МАРШРУТ № 2. ОЗЕРО «ВЫРУЧАЙ» 1.Вы подошли к озеру. Здесь еще в некоторых местах лед. Вы встали на льдину. Выглянуло солнышко и она начала Медленно таять. ВАША ЗАДАЧА УДЕРЖАТЬСЯ НА ЛЬДИНЕ. 2. Вдруг видите, что недалеко от льдины находятся 2 лодки. В каждую лодку может сесть только 2 человека, как вы поступите? Торопитесь, льдина тает. Вам надо перебраться на другой берег озера. ОЦЕНИТЕ, как вы работали. КАК ДОГОВАРИВАЛИСЬ? Молодцы! Все спаслись.
МАРШРУТ № 3. «СКАЛИСТЫЙ БЕРЕГ».
ВЫ УДАЧНО прошли опасное место.
МАРШРУТ № 4 . Вы достигли ЦЕЛИ : НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. Уже темнеет, скоро может пойти сильный дождь.
- ставить палатку -ИЛИ собирать сухие ветки для костра. (МОЖЕТ БЫТЬ БУДУТ ЕЩЕ другие ВАРИАНТЫ?)
|
Смотрят, слушают.
-ставить палатку -собирать сухие ветки (хворост) для костра -готовить еду Говорят: слушали друг друга. Говорили по очереди. Были доброжелательны. Аргументировали свою точку зрения. Выбирали общий вариант (КАК?) Голосовали, по считалочке….
Стоят на плакате. Держатся друг за друга на половине плаката. Лист А-4. |
Развитие приемов сотрудничества.
Развитие умений действовать по правилам.
Развитие чувства взаимопомощи и поддержки.
Развитие аналитико-синтетической функции.
Развитие рефлексии и групповой сплоченности.
Развитие умений действовать в экстремальной ситуации.
Закрепление умений и приемов сотрудничать в группе. |
5. |
РЕФЛЕКСИЯ: -СО |
|
Самооценка № 2 : оцените себя «Как я договаривался в группе? КАК Группа действовала, на что была похожа? – глина, песок или маяк.
|
ЗАПОЛНЕНИЕ собственных ЛИСТов. |
Формирование адекватной самооценки. |
-Подведение итога занятия |
|
ОБЩИЙ КРУГ: Удалось ли договориться? Чего не хватало? Что было сложно? Что было удачно? Как общались в группе. Что нового узнали о себе и своих друзьях. Вывод: « В одиночку не одолеешь и кочку». «Согласие тверже скалы». |
Подведение общих итогов взаимодействия в группе – говорят по кругу. |
Развитие аналитико-синтетической функции. | |
6 |
Ритуал прощания |
|
Маленькие награды. Традиционное прощание.
|
|
Завершение занятия с положительным настролем. |
Приложение.
МАРШРУТ № 2. ОЗЕРО «ВЫРУЧАЙ»
1.Вы подошли к озеру. Здесь еще в некоторых местах лед. Вы встали на льдину. Выглянуло солнышко и она начала
Медленно таять. ВАША ЗАДАЧА УДЕРЖАТЬСЯ НА ЛЬДИёНЕ.
2. Вдруг видите, что недалеко от льдины находятся 2 лодки. В каждую лодку может сесть только 2 человека, как вы поступите?
Торопитесь, льдина тает. Вам надо перебраться на другой берег озера.
ОЦЕНИТЕ, как вы работали.
КАК ДОГОВАРИВАЛИСЬ?
Молодцы! Все спаслись.
С |
о |
г |
л |
а |
с |
и |
е | |
Имя_________________________
|
Имя_________________________
| |||||||