История нашего края
Статья "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально-региональный компонент
как средство развития творческих способностей школьников
Согласно концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Стремительное развитие общества, появление новых технологий требуют от человека умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям, проявлять гибкость мышления, нестандартный подход к разным ситуациям. Творческая деятельность специалистов-профессионалов становится неотъемлемым условием социального прогресса общества. Новый подход к взаимодействию науки и производства предполагает необходимость качественного переосмысления сущности учебного процесса, предъявляет новые требования к содержанию образования, которое должно способствовать развитию творческой личности.
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества». Что же такое на самом деле творческие способности и как они проявляются? Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством.
В истории педагогики проблема становления способности к творчеству всегда вызывала множество споров и сегодня характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения. В исследованиях Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского отмечается важная роль школьного образования для формирования творческих способностей, так как именно детский возраст является сензитивным периодом для их развития.
Формирование творческого мышления — один из основополагающих принципов обучения. В соответствии с деятельностным подходом к обучению мышление – это по своей сути познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Активное усвоение знаний и развитие мышления происходят только тогда, когда в ходе учебного процесса ставится задача, возникает проблема, побуждающая к поиску новых, нестандартных решений.
Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены.
Вместе с тем, одна из основных проблем современного образования – низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик, направленных на развитие творческих способностей.
Одним из способов развития творчества учащихся является изучение национально-регионального компонента. Развитие творческого мышления учащихся в процессе изучения национальных традиций, стилей, обрядов представляется актуальным и значимым в современных социально-экономических условиях. Выполнение различных видов учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности требует от личности способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в условиях существующего рынка интеллектуального труда.
Национально-региональный компонент, призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры.
Национально-региональный компонент реализуется в содержании начального образования в трех формах:
- В урочной деятельности - органическое вплетение в традиционные темы уроков материалов, связанных с культурными, историческими, природными особенностями региона как теоретического, так и практического характера.
- Во внеклассной работе по предмету - факультативные курсы, кружки, многочисленные праздники.
- Во внеурочной деятельности - посещение музеев и выставок народного творчества.
Кроме того, всё более широкое распространение в развитии творческих способностей находит проектная методика обучения. Творческие проекты можно выполнять на различные темы, связанные технологически с регионом. Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей.
В современном понимании проект – это шесть «П»:
Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе отчеты и др.
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовка | Определение типа проекта, темы проекта, его исходного вида. | Обсуждают типы проекта, тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (вида проекта) | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план-действий. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
В образовании младших школьников можно выделить 4 типа проектов:
познавательный (информационный); исследовательский, технический и социальный.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Основываясь на национально-региональный компонент можно определить, например, следующие темы:
- Познавательные проекты «Занятия казаков», «Герои Дона», «Танцы и песни народов Дона»
- Исследовательские проекты «История народов Дона», «Экология Дона»
- Технические проекты «Казачий костюм», «Соборы Дона», «Жилище казака»
- Социальные проекты: «Казачьи игры на Дону», «Донской театр».
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Мы не будем говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования творческих способностей обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.
Во-первых, проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Во-вторых, проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.
И, в-третьих, соприкасаясь с содержанием национально-регионального компонента, обучающиеся и их родители начинают более глубже понимать свой край, его специфику. Тем самым создаются уникальные возможности патриотического духовного саморазвития и самосовершенствования личности, рост национального самосознания, идентификации личности не только со своей страной, но и свои краем, своим народом, его прошлым, настоящим и будущим.