Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"
Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников" рекомендован для изучения учителям начальных классов работающих над развитием речи у школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А . Сухомлинский правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что в руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями задувая каждую свечку. Представьте именинный пирог. На нем много маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Скороговорки (произносим хором). Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки ( глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка ……( до полного выдоха) Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок. Для разогрева голосовых связок можно использовать р аспевные упражнения (особенно при изучения русских народных песен, сказок).
Чтение блоков. Слитное прочтение двух стоящих букв. (Первая группа блоков) Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой! Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял ян яр. Чтение трехбуквенных сочетаний и слов. (Вторая группа блоков) Ага бай сам шар пах Аут баз бык бер вон Выя дар дом бей ели Ему Зея сею уже зал Ива тик хил зим лиф Тих бия кар лих люк Ляп миф мул мыс мер Нас нет нищ нот гну
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова. (Третья группа слов) Бокс борт борщ верх волк Гонг диск Ейск зюйд Иезд Лувр люфт лязг матч мозг Непр порт корт пунш Рижт Факт финт фунт шуфр щедр и др. Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова. (Четвертая группа слов) Блок брак взор вжик Влип враз врач вред Где глуп граф грач Джаз дни дроф друг Жрец звон злой клёв Чтение наиболее трудных однослоговых слов. ( Пятая группа слов) Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр Дрозд Монстр перст пёрст пункт склад Смысл спорт столб стаж треск
Чтение двуслоговых слов. (Шестая группа слов) Аббат бедных браво велю Абсурд без фар брикет венки Аган белый бронза верни Фразы для чтения. Я вверх вез хлеб. Жнец ждал. Плох дом. На наш дом грач сел. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными. (Седьмая группа слов) Мы взгрустнули, видя ели, Как внизу другие сели И запасы наши съели. Для чтения предлагаются пары слов: Сели – съели приём - объём Сёмка – съёмка веду - въеду Приезд – съезд взял - изъял
Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов. (Восьмая группа слов) Акация датская домашний Адская деньжата артистка Амплуа водная ассорти Фразы для чтения. Хвощ лесной, хвощ ценный. На небе ни тучи – быть жаре. Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей. (Девятая группа слов) Апрельская Ломоносов полширины Базальтовый обыкновенная эссенция Зеркальный падчерица фамилия Диапозитивы революция энтузиазм Отработка дикции. Проговаривание скороговорок начиная с одной строки и на каждом занятии добавлять новую. Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил , скороговорил , да так всех скороговорок и не перескороговорил .
Отработка беглого чтения. В книге Всеволода Николаевича Зайцева даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых у словиях . Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Жужжащее чтение. Ежеурочные пятиминутки чтения. Чтение перед сном. Режим щадящего чтения. Многократность чтения. Приём стимулирования учащихся.
Виды работ с текстом. Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений). Чтение по готовому плану. Чтение, после чтения пересказывание . Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. Восстановление деформированного текста. Инсценирование текста или отрывка. Выборочное чтение (с определенным заданием). Чтение в лицах. «Жужжащее чтение». Чтение цепочкой по предложению. Чтение абзацами. Чтение с пометками. Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний") Чтение по группам. Поисковое чтение. Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором) "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. Нахождение и чтение образных слов и описаний. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк , чн . Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило. Нахождение самого длинного слова в тексте. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. Чтение с пометками непонятных слов. Кроссворд (игровая форма) погружения в текст