ИКТ – компетентность учителя

Татьяна Владимировна Пермякова

Материалы для проведения круглого стола для учителей (текст и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей

М.Барбер

Интеграция современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ- компетентности педагога.

В педагогической ИКТ- компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ.

Таким образом, в педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности учителя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Все учителя и педагоги школы № 19 достигли Уровня  функциональной грамотности  в сфере ИКТ. Это значит, что каждый:

  • владеет компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации;
  • умеет работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты;
  • умеет использовать такое оборудование, как сканер, принтер.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов.

Именно деятельностный уровень необходимо нам достичь, чтобы создавать условия  перехода на новые стандарты и который поможет привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности, которые тесно связаны с владением ИКТ –компетенцией на деятельностном  уровнем.

Одним из путей  развития профессиональной компетентности педагога является   его участие в конкурсах профессионального мастерства. Для этого необходимо создать урок, занятие, организовать сайт, заполнить документы по предлагаемой форме, оплатить взнос, оформить электронное портфолио и т.д.

Учителя  освоили компьютер, совершенно спокойно работают в электронной почте, многие самостоятельно делают презентации к своим урокам, пользуются цифровыми образовательными ресурсами - например, «Открытой коллекцией», которая основана на деньги государства. Мы видим, что барьер страха уже давно пройден, и сейчас речь идет не об овладении, а о наращивании реальных компетенций в области информационных технологий. Сегодня недостаточно уметь пользоваться таблицами Excel: нужно работать в других средах, уметь работать в сетевых сообществах, с большим количеством программных продуктов.  ЦОРы и ЭОРы  большое подспорье, потому что облегчает поиск интересного материала при подготовке к урокам. Сейчас цифровые образовательные ресурсы развиваются и становятся еще более востребованными, т.к предоставляют не только дополнительный материал, но и лабораторные, практические работы.

По данным интернет-переписи, деятельность учителей в мировой сети чаще всего направлена на поиск информации и знакомство с новыми методическими и прочими материалами и разработками. Реже учителя используют интернет для общения и еще реже - для организации образовательной и внеучебной деятельности своих учеников, в том числе в сообществах, форумах, сайтах.

Активность участия педагогов в сообществах, блогах, конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней  мотивации, загруженности педагогов (отсутствия времени), высокой стоимости конкурсов. 

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является  изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

В новых требованиях  к  квалификационным категориям затрагивается вопрос о способах обобщения опыта работы педагога. Это звучит так: «...транслируют опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности».
 

Что же подразумевается под этой самой трансляцией? 

В самом документе нет расшифровки  понимания  этого  слова.

Но… все новое – хорошо забытое  ( хотя и совсем не забытое!!!) старое.
 
Это:                                                                                                                                     

- проведение мастер -класса  (самим учителем); 
- написание статьи  для конференций,  круглых столов,  семинаров и т.д.;
- представление конспекта урока или воспитательного  мероприятия,  ЦОРов или ЭОРов   на конференции,  семинары, круглые столы и т.д., проходящие в очном режиме; 
- устные выступления  на педсоветах,  совещаниях,  конференциях и т.д.; 
- подготовка статей или  конспектов уроков/воспитательных мероприятий, ЦОРов или ЭОРов для публикации на порталах Интернета для мероприятий,  проходящих в дистанционном режиме,   или издательствах  педагогической литературы или  журналов;
- подготовка и проведение  открытого урока и его анализ.

 

Какой способ трансляции своего опыта  Вы будете использовать,  зависит только от Вас. Но любой из выбранных способов возможен с использованием ИКТ технологий, с использованием интернет ресурсов.

Одно из требований аттестации педагогических работников – наличие публикации, в том числе и в сети Интернет. Как же это сделать?

Причем  не только опубликовать, но и подтвердить официальную публикацию. Главное не использовать для этого сайты – однодневки. Лучше использовать учительские порталы, зарекомендовавшие себя в течение нескольких лет .На каждом из этих порталов есть свои правила публикации материалов.

 Следующий способ опубликовать свой материал –это участие в различных методических мероприятиях, которые предусматривают публикацию материалов. Например, образовательный портал Мой университет предлагает в течение года множество различных мероприятий, например: конференции, круглые столы и т.д. В процессе их проведения участники предоставляют свои материалы. Их тоже можно зачесть как публикацию. И доказать их существование тоже можно так же, как на предыдущих порталах : фото экрана или заказать свидетельство о публикации. 

Еще одни способ публикации- это создание электронного портфолио. В  современном мире одна из задач, стоящая перед учителями, быть  конкурентноспособными. Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности. Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.

Двадцать  лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. Это электронное портфолио; интерактивное портфолио: электронное on-line портфолио.

            Электронное портфолио педагога - демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.  Оно  предназначено  для оценки уровня профессионализма работника.

           Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Допускается собственное структурирование материалов либо заготовка-сетка для заполнения предоставляется сайтом.

Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

 В то же время, создавая электронное портфолио, педагог, фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.

 Интерактивное портфолио является составляющим элементом информатизации школы. Интерактивные портфолио педагогов наряду с анкетными данными и сведениями о достижениях учителей,  их методические разработки. В них представлены фрагменты уроков, внеклассных занятий, электронные дидактические материалы, советы по использованию интерактивного оборудования современного кабинета и т.п.

          Напомним,  что наличие/ отсутствие электронного портфолио  оценивается  во всех квалификационных испытаниях  всех регионов  РФ

Еще одни вопрос: НУЖЕН ЛИ САЙТ УЧИТЕЛЮ? Что такое сайт для учителя? Это, во-первых, интерактивное портфолио, а во-торых, огромный коммуникационный центр

Сайт нужен! И школе и учителю. И ученику. Это - реальность, поскольку информатизация, несмотря на все препоны, продолжает свое триумфальное шествие по миру. Мы все свидетели того, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. Никто не предполагал, что так будет, однако так стало. То же произойдет и с информатизацией  и образования в том числе.

Одну из функций - визитная карточка создателя- подавляющее большинство педагогов в личном сайте и реализует в Сети.  Потому что это просто: сделал и забыл, а по отчетам он есть и приносит определенный дивиденд: как это весомо услышать в характеристике - «учитель  имеет свой сайт!», как это значимо - ощущать себя владельцем кусочка интернета! Вечная визитка устраивает для аттестации в портфолио и для экономии своего драгоценного времени.

Так как же можно активизировать продвижение нового знания среди педагогов?

 Во-первых это сетевые сообщества - сообщества обмена знаниями, где педагоги смогут поделиться своими коллекциями цифровых объектов, ведь все мы ждем и ищем признания, публичности, оваций наконец. Например, работа в сетевых образовательных сообществах, которые строятся и развиваются учителями и для учителей;

Во-вторых это тематические блоги, мастер-классы, конкурсы, так как они дают возможность освоить новое знание в игровой деятельности, причем новое осваивается легче, так как в сети все становится прозрачным, видимым, осязаемым. Следующий аспект - это коллективность работы - «вместе веселее и проще».

В третьих, это  создание и ведение сетевых форм реализации образовательного процесса, например, создание и ведение педагогического сайта; реализация системы мониторинга знаний; осуществление непрерывного самообразования, например, Центр дистанционного образования «Эйдос».

 И наконец - это общение. В сети общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Общение через освоение новых «виртуальных знаков», которыми они обмениваются.

К таким новым виртуальным знакам можно отнести статьи, закладки, правки, метки, фотографии и заметки на полях. Новые сетевые сервисы создают новую среду общения.

 

Как же успеть учителю провести уроки, подготовиться к новым урокам и при этом сетевые сообщества, блоги, конкурсы, портфолио?  Может быть, необходимо найти возможности для дистанционного повышения квалификации, ведь иначе трудно организовать его без потерь для учебного процесса. А главное - государство должно увеличивать финансирование именно на повышение квалификации учителей.

Среди других трудностей, которые мешают учителям применять интернет в работе можно назвать отсутствие времени (более 40%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%),  Недостаток информации о «полезных новинках», Мешает низкая скорость соединения, ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы, а также недостаточное количество ученических компьютеров в школе. Об этом свидетельствуют и  данные Всероссийской интернет-переписи учителей.

«Зачем нам, педагогам, нужны  Интернет-сервисы, что они могут нам дать?!»

 Это возможность подняться на ступеньку вверх по лестнице самообразования через общение и обмен опытом в новой профессиональной среде, это знакомство с новыми инструментами профессиональной коммуникации, это способ самовыражения и признания

Мы имеем возможность  организовать свою собственную траекторию обучение и повышать профессиональную компетенцию на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов, участвуя в дистанционных курсах, вебинарах, научно-практических конференциях, в заочных семинарах и мастер-классах, в конкурсах учителей разного уровня;

ИКТ предоставляет нам возможности обмениваться опытом в педагогических сообществах и на своем сайте, узнавать мнение своих коллег;

Мы имеем доступ к компьютеру и интернету, чтобы  регулярно использовать интернет-ресурсы в работе

Сократ более двух тысяч лет назад сказал:

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Педагог работает душой, заставляя светиться лица и души своих детей.

Но и для самого педагога важно быть источником света и тепла, показать тот запас, потенциал - личностный и профессиональный – который он имеет.

ВЫБОР за ВАМИ!!!

Подводя итог, хотелось бы сказать, что,  не смотря на недостаток времени и мотивацию,  учителя применяют ИКТ и постоянно совершенствуются. Применяются ИКТ не только непосредственно в процессе обучения, где работают с ЦОРами, представляют презентации, используют тесты, работают по поиску информации в сети интернет, но и при организации учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ – компетентность учителя Пермякова Татьяна Владимировна, учитель английского языка высшей категории МБОУ «СОШ №19» Ижевск , 2019

Слайд 2

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей М.Барбер

Слайд 4

Деятельностный уровень - включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета; – разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Слайд 5

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификации Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Слайд 6

Развитие профессиональной компетентности развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде .

Слайд 7

участие в конкурсах профессионального мастерства; изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта ; наличие публикаций, в том числе и в сети Интернет; наличие электронного портфолио.

Слайд 8

Новые требования к квалификационным категориям о способах обобщения опыта работы педагога: «... транслируют опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности».

Слайд 9

Трансляция своего собственного опыта - проведение мастер-класса; - написание статьи; - представление конспекта урока или воспитательного мероприятия, ЦОРов или ЭОРов на конференции, семинары, круглые столы; - устные выступления; - подготовка статей или конспектов уроков/воспитательных мероприятий, ЦОРов или ЭОРов; - подготовка и проведение открытого урока и его анализ.

Слайд 10

Новые требования к квалификационным категориям о способах обобщения опыта работы педагога: «... наличие публикации, в том числе и в сети Интернет».

Слайд 11

Сетевые сообщества 1 сентября.ру Методисты.ру Про школу.ру Педсовет.ру Видоеуроки.ру ciur . ru Эйдос.ру Interactiveboard.ru Мой университет.ру Открытая коллекция Учпортфолио.ру Сайт методических разработок Завуч.Инфо Открытый класс Интергу.ру Сеть творческих учителей

Слайд 12

Способы опубликовать свой материал Участие в различных методических мероприятиях, которые предусматривают публикацию материалов; Создание электронного портфолио; Организовать собственный сайт.

Слайд 13

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО дают информацию об авторе; представляют результаты его деятельности; отображают особенности личности автора портфолио; отражают основные направления и виды деятельности; демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию

Слайд 14

ВИДЫ ПОРТФОЛИО Бумажно-папочный вариант Электронное портфолио Интерактивное портфолио ФОРМЫ ПОРТФОЛИО Электронная презентация в среде PowerPoint Web-сайт PDF-портфолио

Слайд 15

Интерактивное портфолио= САЙТ УЧИТЕЛЯ

Слайд 16

САЙТ УЧИТЕЛЯ интерактивное портфолио огромный коммуникационный центр , позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера адрес доступен в Сети всему миру, а проблемы образования актуальны для всего человечества СМИ средство дистанционного образования интернет-магазин учебно-методической литературы и дидактических материалов место обсуждения актуальных вопросов - форум доска объявлений файлообменник и т.д визитной карточкой создателя.

Слайд 17

Сетевые сообщества 1 сентября.ру Методисты.ру Про школу.ру Педсовет.ру Видоеуроки.ру ciur . ru Эйдос.ру Interactiveboard.ru Мой университет.ру Открытая коллекция Учпортфолио.ру Сайт методических разработок Завуч.Инфо Открытый класс Интергу.ру Сеть творческих учителей

Слайд 18

“ 21 признак учителя 21 века” книга американских педагогов в переводе Елены Годуновой 1. Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их исследовательских проектов и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп. 2. Ваши ученики работают над совместным проектом с учениками из Австралии. 3. Еженедельно вы сообщаете о новостях классах в вашем блоге. 4. Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя через Твиттер вопросы и комментарии. 5. Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме и вы оцениваете их видеопрезентации. 6. Вы готовите дублеров с подробными указаний с помощью подкастов. 7. Вы просите ваших учеников изучить литературного персонажа или историческую личность и они создают от его имени профиль в социальных сетях.

Слайд 19

“ 21 признак учителя 21 века” книга американских педагогов в переводе Елены Годуновой 8. Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики. 9. Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями по всему миру. 10. Бюджет вашего класса ограничен, но ничего страшного в этом нет потому, что существует так много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы можете использовать. 11. Вы осознаете важность профессионального развития и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам и шлете твиты для собственного развития. 12. Вы берете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, никогда не покидая при этом свою классную комнату. 13. Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, используя онлайн-хранилище фотографий. 14. Вы посещаете Лувр с вашими учениками и не тратите при этом ни копейки. 15. Вы обучаете своих учеников не для того, чтобы они были хулиганами или кибер-хулиганами.

Слайд 20

“ 21 признак учителя 21 века” книга американских педагогов в переводе Елены Годуновой 16. Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока, потому что вы планируете их использовать на уроке. 17. Вы просите своих учеников составить пересказ последней главы и прислать его вам в виде тестового сообщения. 18. Вы демонстрируете оригинальные работы ваших учеников миру. 19. Вы пьете утренний кофе, проверяя свою ленту RSS. 20. Вы читаете — эту книгу. 21. Вы отправите своим коллегам ссылку для скачивания этой электронной книги!

Слайд 21

Выбор за Вами!!!

Слайд 22

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Сократ

Слайд 23

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ Организовать свою собственную траекторию обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов, Участвовать в дистанционных курсах, вебинарах, научно-практичеких конференциях, в заочных семинарах и мастер-классах, в конкурсах учителей разного уровня; Обмениваться опытом в педагогических сообществах и на своем сайте, узнавать мнение своих коллег; Доступ к компьютеру и интернету, чтобы регулярно использовать интернет-ресурсы в работе; Желание повышать квалификацию, совершенствовать компетенции. НАШИ ПОТРЕБНОСТИ Необходимость внутренней мотивации и информации; Необходимость наличия 25-го часа в сутках педагогов; Необходимость поиска конкурсов с низкой стоимостью, а лучше с бесплатным участием; Необходимость мотивации педагогов, финансирование повышения квалификации; Необходимость создания благоприятных условий для педагогического роста; Количество компьютеров скорость соединения, доступный трафик