Практическая логопедия
помощь логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dislaliya.doc | 290.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_pl.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедия
раздел
ДИСЛАЛИЯ
- Содержание курса
Тема 1. Введение в проблемы дислалии.
- Определение дислалии.
- Краткие исторические сведения.
- Современные представления об этом речевом дефекте.
- Статистические данные о распространенности дислалии.
Тема 2. Звуковой онтогенез.
- Развитие звукопроизношения у детей в зависимости от возраста.
- Развитие фонематического слуха. Понятие о структуре речевого дефекта.
Тема 3. Классификация звуков русского языка.
Тема 4. Классификация дислалии.
- Классификация дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:
а) функциональная дислалия, ее причины;
б) механическая (органическая) дислалия, ее причины.
2. Виды дислалии по количеству нарушенных звуков (простая и сложная).
3. Виды дислалии в зависимости от количества нарушенных групп звуков (мономорфная и полиморфная дислалии).
4. Виды нарушений звукопроизношения (отсутствие звука, замена, смешение, искажение звука). Лингвистический аспект.
5. Виды недостатков звукопроизношения в зависимости от того, какие звуки не сформированы (сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы и др.). Лингвистический аспект.
Тема 5. Классификация дислалий на современном этапе.
- Акустико-фонематическая дислалия.
- Артикуляторно-фонематическая дислалия.
- Артикуляторно-фонетическая дислалия.
Тема 6. Выявление нарушений звукопроизношения у детей.
- Обследование строения и подвижности артикулярного аппарата.
- Обследование состояния звукопроизношения.
- Обследование фонематического слуха.
- Постановка логопедического заключения с точки зрения психолого-педагогической классификации.
Тема 7. Основные принципы формирования правильного звукопроизношения.
- Общедидактические принципы.
- Специальные принципы коррекции дефектов:
а) этиопатогенетический;
б) комплексного воздействия на все компоненты речевой системы;
в) дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии.
Тема 8. Методика логопедического воздействия при дислалии.
- Цели, пути и сроки логопедического воздействия.
- Этапы логопедического воздействия:
а) подготовительный (артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения, развитие фонематических восприятий);
б) этап постановки звука (по подражанию, механический способ, смешанный способ);
в) этап автоматизации постановленных звуков, введение их в самостоятельную речь.
г) этап дифференциации звуков.
Тема 9. Недостатки произношения свистящих звуков и способы их постановки (норма, сигматизмы, парасигматизмы).
Тема 10. Недостатки произношения шипящих звуков и способы их постановки (норма, свистящий сигматизм, сигматизм шипящих, парасигматизм шипящих).
Тема 11. Дефекты сонорных звуков. Ротацизм. Параротацизм. Ламбдацизм. Параламбдацизм. Исправление недостатков. Правильный уклад артикуляции.
Тема 12. Недостатки произношения j (йот) (йотоцизм). Исправление дефектов.
Тема 13. Недостатки произношения звуков к,г,х,к*,г*,х* (каппацизм, гаммацизм, хитизм). Уклад органов артикуляции. Исправление.
Тема 14. Дефекты произношения звонких согласных. Исправление дефекта озвончения
Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:
органическую - вызванную органическими дефектами переферического речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.)
функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет.
При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолого. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.
Причины возникновения функциональной дислалии:
- неправильное воспитание речи в семье(сюсюканье)
- подражание плохо говорящим сверстникам
- двуязычие в семье
- педагогическая запущенность
- недоразвитие фонематического слуха
- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата
(неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта) - снижение слуха
- отклонения в умственном развитии ребенка.
Выделяются несколько видов дислалии:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р".
3.Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм - звуков к и к"
гаммацизм - звуков г и г"
хитизм - звуков х и х"
йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.
6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушено более пяти звуков).
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.
В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.
Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.
Коррекция звукопроизношения при дислалии |
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность. Полякова М., Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство
Большакова С., Речевые нарушения и их преодоление |
Что такое дислалия?
Нарушение произношения звуков у малышей-дошколят — явление распространенное. В связи с этим многих родителей волнуют такие вопросы — пройдет ли это само, как помочь малышу и можно ли предотвратить речевые нарушения? Попробуем разобраться!
Разговор двух мамочек. «Логопед сказал, что у Алешеньки дислалия. У него, оказывается, целый „букет“ неправильных звуков!» — с ужасом восклицает одна. «Ничего страшного, — успокаивает другая. — Моей Анечке говорили то же самое. Позанимались со специалистом — и все в порядке, никакого „букета“!»
Вооружен — значит, защищен!
На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть восприятие речи и лексико-грамматический строй в полном порядке!
Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Мы не стали бы подробно останавливаться на логопедических аспектах данного нарушения, если бы не одно НО. Предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Потому знание механизмов возникновения этого недуга поможет избежать проблемы. Ведь известно изречение: «Вооружен — значит, защищен!»
— Итак, функциональная дислалия. Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и социальными условиями его жизни. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что соматическая ослабленность вызовет и задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с первых дней жизни малыша!
Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если крохе не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, то есть слух на речевые звуки. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малюткой как можно больше. Озвучивайте любое свое и его действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родной речи должны быть у малыша на слуху. Однако порой и общение может принести вред. Если в разговоре с крохой сюсюкают, коверкают слова, такие «образцы» остаются в памяти и впоследствии проявятся в произношении. Следите за своей речью, ибо для ребенка она является эталоном.
Что делать, если у взрослых имеются свои речевые дефекты? Известно, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение... Во многих случаях дело не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности местного говора кроха воспринимает как норму. Он ведь еще не понимает, что правильно, а что — нет. Как же быть, ведь не запретишь родственникам, имеющим речевые дефекты или диалектное произношение, общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Однако доминантная роль в воспитании крохи на этапе становления его речи должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. В идеале это мама, хотя ее с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня либо гувернантка. Выход всегда есть!
Ах, какие зубки!
Развитие речи зависит и от физических данных малыша.
Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ (последствия травмы или врожденная патология).
На что же следует обратить внимание?
— Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на то, как у малыша расположены зубки. Например, вы хотите проверить прикус. Попросите кроху крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит, у малыша прогнатия. Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних — налицо прогения.
Возможно, при сомкнутых зубах у ребенка между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это признак переднего открытого прикуса. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одно-, так и двустороннем).
— Дефекты прикуса часто провоцируют неправильно подобранные пустышки или неоправданно затянувшаяся «дружба» малыша с соской.
— Наследственность тоже играет свою роль. В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту.
Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывали после 7—8 лет (после смены молочных зубов). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4—5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше.
Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и пр.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки Л и Р. Разумеется, не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.
Иногда с детскими зубками все более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открывать ротик. Вероятно, все дело в строении лицевых костей, в частности в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если же ее движения ограничены, возникают проблемы. На помощь приходят нехитрые упражнения. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз за разом увеличивая раствор между зубками. Или подвигать нижней челюстью из стороны в сторону либо вперед-назад. А можно рассказать малышу одну из историй про Язычок. Так выполнять упражнения намного интереснее!
Эти упрямые двери
Из-за постоянной сырости двери
в домике Язычка набухали и не могли плотно закрываться.
Упражнение «Упрямые двери»
Предложите малышу несколько раз опустить и тут же поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая ротик. Сначала сделаем это свободно, а затем — подставив снизу руку и мешая движению челюсти.
Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика.
Упражнение «Упрямые двери»
Вначале малыш раскачивает нижнюю челюсть из стороны в сторону не менее 10 раз. Затем нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперед и отодвинуть назад на счет «раз-два».
Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним.
Упражнение «Перекос»
— Верхние зубы покусывают нижнюю губу;
— нижние зубы покусывают верхнюю губу;
— чередуйте покусывание нижней и верхней губы.
Все варианты упражнения нужно проделать не менее 5 раз.
Язычок брал в руки рубанок и стесывал края дверей.
Упражнение «Рубанок»
— Верхними передними резцами энергично «поскребите» по нижней губе не менее 5 раз;
— проделайте то же самое, но нижними резцами с верхней губой.
Чередуйте оба приведенные движения не менее 5 раз.
Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться.
— Последовательно сомкните сначала зубы, а потом и губы.
Эту историю полезно рассказать, а заодно проделать перечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению. Однако для того, чтобы появились ощутимые результаты, заниматься нужно регулярно, а не от случая к случаю. На первых порах достаточно 5 минут. Постепенно увеличивайте время тренировки до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2—3 раза в день.
Попробуйте сами придумать продолжение истории об упрямых дверях и Язычке. Проявите фантазию!
Губки-капризули
В артикуляции звуков немаловажную роль играют губы и их строение. К сожалению, малыши нередко травмируют губки, и на них появляются стягивающие рубцы, ограничивающие подвижность. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также П, Б, М. На помощь приходят упражнения и массаж. Последний лучше доверить специалистам, а вот артикуляционные тренировки можно проводить дома. Надо лишь помнить несколько правил в добавление к уже перечисленным.
1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, возьмитесь за следующие, не забывая повторять старые.
2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно проконсультироваться с логопедом.
А что у нас в ротике?
Осталось поговорить о языке и нёбе. Нарушения в строении языка многообразны. Он может быть массивным (макроглоссия) или, наоборот, крохотным (микроглоссия), рыхлым, желеобразным и т. д. Чаще всего встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что ее можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение! При стойком нарушении звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и если подъязычная связка явно укорочена) выход один — хирургическое вмешательство. Иногда родители из «жалости» к малышу хотят оставить все как есть. Но в таком случае ребенок обречен всю жизнь картавить и страдать от дислалии... Операция позволяет раз и навсегда решить проблему. Однако после нее необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними средствами здесь не обойтись. Понадобятся специальный массаж и артикуляционные упражнения. Зато у ребенка появится наконец чистая речь!
Особенности строения порой затрагивают и нёбо. Оно бывает плоским, щелеобразным, «готическим». И то, и другое, и третье способно привести к тому, что малыш не сможет чисто произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Л. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из этих «плацдармов»... Однако не все так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Естественно, форму нёба изменить не удастся, зато язычок сможет приспособиться к любым неудобствам! Стоит посетить с ребенком несколько занятий, чтобы получить ценные рекомендации и советы.
А вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.
Следует сказать, что аномалии в строении языка и нёба дают самый большой процент речевых нарушений при дислалии. Не поленитесь изучить ротик своего малыша как можно раньше, сходите на консультацию к хирургу-стоматологу, логопеду. Лучше перестраховаться, чем одарить кроху «букетом» дислалии!
Артикуляционные упражнения для губ
Они полезны детям, имеющим те или иные отклонения в прикусе.
1. «Улыбка»
Губы естественно растянуты в улыб-ке, зубы сжаты «заборчиком», при этом передние — хорошо видны. Продолжительность не менее
10 секунд.
2. «Трубочка»
Зубы плотно сжаты, а губы вытянуты трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.
3. Чередуем «Улыбку» и «Трубочку»
На счет «раз-два» повторите оба упражнения не менее 10—15 раз.
4. «Воронка»
Зубы разомкнуты. На счет «раз» губы вытяните трубочкой, на счет «два» — втяните внутрь, подвернув их за зубы. Повторите не менее 10 раз.
5. «Литавры»
Губы слегка подвернуты за зубы внутрь рта. Пошлепайте одной о другую, издавая при этом характерный хлопок. Повторяйте не менее 10 раз.
6. «Пофыркивающая лошадка»
Губы расслабьте и фыркните, как это делает лошадка. Повторяйте не
менее 10 раз.
7. «Засов»
Зубы плотно сжаты, нижней губой двигайте из стороны в сторону.
8. «Прятки»
а) Нижнюю губу «прячьте» за верхние передние зубы, при этом верхняя губа словно нависает над подбородком. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.
б) Верхнюю губу «прячьте» за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, которая тянется вверх, к носу. Удерживайте такое положение
не менее 5 секунд.
в) Чередуйте два предыдущих варианта на счет «раз-два» не менее 10 раз.
г) «Прячьте» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживайте такое положение не менее 5 секу
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения.
В логопедии выделяют две формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:
- функциональную
- механическую (органическую).
К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причиной возникновения функциональной дислалии чаще всего является то, что окружающие своевременно не фиксируют внимания на недостатках произношения ребенка, имитируют его неправильную речь, не помогая ему преодолеть трудность произношения того или иного звука; общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции); избирательное нарушение фонематического слуха; подражание неправильной речи окружающих.
Механическая дислалия появляется вследствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (прогнатия или прогения), зубов (неправильная расстановка, открытый прикус), неба (парез мягкого неба), дефекты языка (короткая подъязычная уздечка).
При функциональных дислалиях может нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
В отчественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию. Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематичес-кая и артикуляторно-фонетическая.
В основе акустико-фонематической дислалии лежит недостаточная не-сформированность фонематического слуха. При этой форме дислалии имеется несформированность операций опознавания, узнавания, смежных акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При данной форме дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.
К форме артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, замен и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляторной близости звуков. Эти явления могут наблюдаться среди звуков одинаковых по способу образования, между аффрикатами, сонорами.
Дефекты произношения при артикуляторной фонетической форме дислалии обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах).
Для обозначения искаженного произношения звуков речи используются термины, которые образованы от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротоцизм – дефект произношения [р, р']; ламбдацизм – [л, л']; сиг-мацизм – свистящих и шипящих звуков; йотацизм – йот; каппа-цизм – [к, к']; гаммацизм – [г, г']; хитизм – [х, х']. Когда отмечается замена звука на другой, то в этом случае к названию дефекта прибавляется приставка пара-: параротацизм, парасигматизм и др.
Предварительный просмотр:
Программа работы курса «Практическая логопедия»
Пояснительная записка.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Уже на третьем - четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в возрасте 6-8лет наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью - чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д. одна из насущных проблем, стоящих перед школьным образованием. Именно поэтому, фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем - является важной проблемой логопедической практики.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем
целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и
фонематического недоразвития.
Курс предусматривает следующие виды работ:
Развитие восприятия и дифференциации звуков речи:
- узнавание и различение неречевых звуков
- различение правильно и дефектно произнесенного звука
- различение близких по звуковому составу слов Дифференциация слогов
Дифференциация звуков
Формирование фонематического анализа и синтеза
Развитие артикуляторной моторики
Развитие кинестетического орального праксиса
Развитие кинетического орального праксиса
Развитие интонационной выразительности речи
Формирование ритмической организации высказывания Формирование темповой организации высказывания Формирование интонационной выразительности речи Формирование правильного речевого дыхания
Развитие тонкой моторики
Развитие связной речи
Еще одной из насущных проблем, стоящих перед школьным образованием является затруднения в построении связной монологической речи. Учащиеся при пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа. После того как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем учим детей творческому рассказу. После этого переходим к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа предшествуют словарная работа, анализ текста, важная четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии.
Таким образом, данный курс поможет учащимся преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие , нерезко выраженное общее недоразвитие речи путем целенаправленной логопедической работы.