Итоговая аттестация

Шамарина Самига Тюлегеновна

Материалы для подготовки к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тексты для обучения учащихся написанию сжатого изложения.

( учитель русского языка

 и литературы Шамарина С.Т.)

        

1. Назначение: данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ.

   

Текст №  1.

Солнце с белыми лучами.

     Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растет за домом, около клена с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка, - тихо сказала бабушка. – Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.

-Зачем? – спросили дети.

- Просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

                                                                                                                (по Ю.Яковлеву)

Задание:

  1. Определить тему текста, основную мысль;
  2.  Выделить микротемы;
  3. Определить, какие фрагменты текста необходимо сжать, а какие писать подробно (сжатию должны подвергнуться преимущественно повествовательные фрагменты; основной способ сжатия – обобщенное изложение мысли с исключением деталей);
  4. Определить способ сжатия;
  5. Запишите сжатый вариант изложения первых двух частей.

        

Текст № 2.

Неожиданные сходства.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем,  что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками,  сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике.

- Будто табунок молоденьких зебр пасется! – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

                                                                                                          ( по Л.Кассилю)

Задание:

  1. Определить тему и основную мысль текста;
  2. Выявить ход развития основной мысли;
  3. Подчеркнуть ключевые слова;
  4. Выделить микротемы;
  5. Напишите сжатое изложение, сохранив основную мысль и стилевые особенности. Решите, какая часть текста при этих условиях допускает сжатие, а какие – нет. Целесообразно ли убрать всю первую часть текста? Почему? Что в ней обязательно должно быть сохранено?

                                           

Текст № 3 .

Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

— Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский.)

Задание:

Определите тему и основную мысль текста.

Закончите составление плана:

1.  Странные ощущения.

2.   «Мёртвая» тишина.

3.  За стёклами всё было снежно и безмолвно.

4.  …

5.   ...

6.   ...

 Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части текста слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении.

1.  Прочитайте первый абзац. Какие слова в первом и втором предложениях произносятся с логическим ударением? Почему? Какие  слова   в   первом   абзаце   употреблены   в   переносном значении? Что достигается употреблением этих слов в переносном   значении?    (Сравните:   необыкновенная,   необычная, особенная,  особая — «мёртвая»  тишина;  перестал  дождь — умер  дождь,   прекратился  ветер — умер   ветер;  затих  шумливый, беспокойный сад — умер сад.)

Подчеркните ключевые слова.

2.  Прочитайте второй абзац. Подумайте, почему свет в нём назван   белым   и   ровным.   Как   автор   избегает   повторения слова окно? Подчеркните ключевые слова.

3. Выделите ключевые слова в 3-4  абзацах.

4.   Прочитайте пятый абзац. С чем сравнивается в нём снег? Почему?

5. Определите микротемы.

6. Объясните написание выделенных букв: показалось, закачалось. Запомните написание глагольных суффиксов: прислушивался, посапывает, показывали, увидев.

Запомните написание прилагательных: необыкновенная, стеклянный, застенчивая.

 7. . Напишите сжатое  изложение.

Текст № 4.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

                                                                                                          (по Ю.Дмитриеву)

Задание:

  1. Определите тему и основную мысль текста;
  2. Разбейте текст на абзацы;
  3. Определите тип текста;
  4. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце;
  5. Определите микротемы;
  6. Напишите сжатое изложение, используя прием обобщения.

                                         

                                       

Текст № 5.

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдерживаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижать на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.(по И.Медведеовй)

Задание:

  1. Определить тему и основную мысль текста;
  2. Определи стиль текста;
  3. К чему призывает автор?
  4. Разбей текст на абзацы;
  5. Определи ключевые слова в каждом из них;
  6. Запиши микротемы;
  7. Определи, что в каждом абзаце главное, а что – второстепенное;
  8. Какой прием сжатия можно использовать?
  9. Напиши сжатое изложение

Текст № 6.

Слово у дверей.

  В одном из центральных залов столицы открылась выставка работ ученика Московской Художественной школы Коли Дмитриева. В этот день выставку посетила большая группа ребят.

Профессор Гайбуров подвел всех к большой, массивной белой двери, которая вела в зал.

- Милые мои друзья,- начал он.- Мы сейчас с вами увидим замечательные работы одного из талантливейших младших сыновей нашей великой Родины, совсем еще юного художника – Коли Дмитриева. Прежде чем раскроется эта дверь, я хотел бы сказать вам несколько слов…

Три года назад с ним произошло несчастье. Коля пошел на охоту с одним из своих товарищей в деревне, где он отдыхал. Товарищ шел впереди с заряженным ружьем в руке. Шли по краю глубокого, обрывистого оврага, на дне которого торчали острые сучья бурелома. Товарищ поскользнулся на мокром листе и упал бы вниз прямо на эти острые деревянные клыки. Коля бросился вперед, чтобы подхватить его. Но тот сам, пытаясь удержаться, инстинктивно рывком уперся на ружье, схватившись за его ствол. Ружье со взведенным курком ударилось ложем в пень. Раздался выстрел. Коля, даже не вскрикнув, упал лицом на землю. Заряд попал ему прямо в висок…

  Когда в Москву были доставлены папки с его работами, все были потрясены их количеством. Трудно поверить, что мальчик сделал все это за два месяца. Почти полтораста работ! И каких! В них уже были и зрелость, и редкое мастерство.

 Я хорошо знал Колю Дмитриева. Мы с ним дружили. Мне, старому человеку, всегда было интересно с ним. Как он умел слушать, как вкусно хохотал! И всегда было приятно рассказывать ему что-нибудь. Он был необыкновенно волевым, трудолюбивым в учении, настойчивым в работе. Он умел чутко уловить отблески света, который исходит из труда, мыслей простых людей. Он завидовал тем ребятам, которые уже приносили какую-то реальную пользу нашему народу. По скромности своей он считал, что ничего еще толкового не сделал. Он отказывался верить, что сам совершает настоящий, подлинный подвиг труда.

А теперь, друзья, пойдем и посмотрим его работы.      (по Л.Кассилю)

Задание:

  1. Определить тему, основную мысль, стиль и тип текста. Аргументируйте свой ответ.
  2. Определите микротемы абзацев, ключевые слова.
  3. Запишите первые четыре предложения в виде двух, сохранив при этом суть всех предложений.
  4. Воспроизведите речь профессора в сжатой форме. Для этого ответьте на вопросы: о чем необходимо сказать, чтобы объяснить причину смерти мальчика, а что относится к подробностям, деталям, которые можно опустить.

                                                     

Текст № 7.

Чистые пруды.

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись:»Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. Не менее щедра и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. Мы набирали огромные охапки павшей листвы и несли домой, пропитываясь их горьким запахом. Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал.   (по Ю.Нагибину)

 

Задание:

  1. Определите основную мысль текста. Запишите ее одним предложением.
  2. Разделите текст на абзацы.
  3. Выделите ключевые слова в каждом абзаце.
  4. Составьте план текста.

      5.  Перескажите текст сжато.

Текст № 8

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек...  Если  о  вас  скажут такое,  считайте что удостоились высокой похвалы. Что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощ...щ...ли себя в его пр...сутствии... умными и очень нужными. Однажды поз...но вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это ок...зались сл...пые, которые з...блудились. Качалов немедленно предл...жил свои услуги, пр...в...дил их до трамвая и п...мог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знани... хорошего тона, а в сердечности, и доброт... к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только п...м...гает    пр.. .явлению внутренней доброты и человечност... Как(то) я прочла такой рассказ. В Лувр по утрам пр...х...дили бездомные и нищие. Они становились к от...плению отогревались. Ст...яла так ст...рушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала пр...несла стул и предложила его ст...рушк... Та ни...ко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что(то) шепнула сынишк... Он подошел к художниц... и сказал Мерси мадам и со счас...ливым лицом вернулся к матер...

(По С.В.Гиацинтовой).

Задание:

- Вставить   пропущенные   буквы,   сгруппировать слова орфограммам, объяснить правописание;

-  Расставить и объяснить знаки препинания;

- разбейте текст на абзацы;

- сформулируйте содержание микротем и выделите самые важные ключевые     слова;

- определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие -  с помощью исключения;

- Напишите варианты сжатых фрагментов.

Текст № 9

   Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями — ошибками зрительного восприятия, связанными с выбором  точки наблюдения, особенностями окружающего фона или освещённостью. Люди с давних пор учились их преодолевать. Ошибки, свойственные человеческому глазу, умели исправлять ещё древние  зодчие, когда создавали разные архитектурные формы. Считается, что более всех преуспели в этом искусстве греки.  Греческие мастера прибегали к оптическим поправкам ещё на стадии проектирования сооружения. Они сознательно нарушали геометрию строения: изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры. С помощью таких приёмов зодчим удавалось «перехитрить» зрение.  Давно подмечено, что светлые предметы на тёмном фоне кажутся больше, чем есть на самом деле, а тёмные на светлом, наоборот, меньше. Действительно, в белой одежде человек выглядит полнее, нежели в чёрной, а ветви деревьев в лучах солнца заметно «истончаются». Знакомые с этой иллюзией архитекторы Древней Греции шли на хитрость — они делали  колонны своих построек разной толщины. Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447—438 годах до н.э. Его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими. Благодаря этой «поправке» издалека все колонны кажутся совершенно одинаковыми, хотя диаметр угловых существенно больше. Древнегреческие зодчие знали и о том, что вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине не кажутся параллельными. Чтобы колонны здания визуально не расходились, их слегка наклоняли внутрь, а чтобы они не казались вогнутыми, немного утолщали на уровне трети высоты. Иногда греки использовали оптические иллюзии не для сглаживания, а, наоборот, для усиления того или иного эффекта. Например, внутреннюю колоннаду в храмах они нередко возводили двухэтажной. На таком фоне статуи богов казались крупнее, чем были на самом деле, выглядели более торжественными и величественными.

(По Н. Карпушиной)

Задание.

- прочитаете текст и разбейте его на абзацы;

- сформулируйте содержание микротем;

- выделите ключевые слова;

- определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема  обобщения, какие – с помощью исключения;

- запишите краткий пересказ этих фрагментов.

Текст № 10.

       Автобус с московским номером ост…новился в березовой роще у самого берега реки. Шумная толпа выплеснулась на поляну и вдруг затихла прислушиваясь журчала на перекат... вода шелестели слетающие с деревьев листья пронзительно тенькала синица.

       Стояла поз...няя ос...нь с соседних п.. .лей наплывал голубоватый туман тихим пожаром дог.. .рал дальний лес. Пр...рода была исполнена оч...рования и покоя.

       Однако что же привело москвичей сюда в верхневолжскую "глубинку"? Что заставило встать ни свет ни заря трястись пять часов в автобусе? Желание полюбоваться деревенским утром на берегу реки? Но ведь сколько таких же речушек даже более живописных оставили они позади! Стоило ли забираться так далеко чтобы увидеть именно эту?

       Стоило! Пусть помечена она не на всех картах Росси... но на карте русской литературы скромная река Тьма отдающая свои прозрачные воды великой Волг... вот уже почти полтора столетия известна как сестра Сорот... . Породила их поэзия Пушкина. И конечно стоит проехать не триста а три тысячи километров чтобы увидеть места где родились строки которые приходят к нам в детстве пробуждая в душе высокое и светлое чувство любви к Родине.

/А.Пьянов/

Задание:

1. Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

2.  Расставить и объяснить знаки препинания в 1 и 2 абзацах.

3. Провести стилистический эксперимент:  заменить имеющиеся предложения другими синтаксическими конструкциями. (в 1 абзаце).

Лучше или хуже стал текст? Почему?

4. Сформулируйте и запишите основную мысль каждого абзаца.

                                     Текст 11.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.  Природа - это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств. Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. Так просто! А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется - у них тоже не так просто капли сливаются. И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.   В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение. Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.   Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только человек.  История культуры и есть рассказ о том, что __________________________

                                                                                                                     (М.М.Пришвин)

Задание.

- определите тему и основную мысль текста;

- разбейте текст на абзацы, подчеркните только то, без чего нельзя понять суть текста;

- сформулируйте содержание микротем и запишите их;

- на пустой строчке допишите предложение, которое будет содержать вывод из всего сказанного.

Текст № 12.

Только начали спускаться к реке, к месту сплава, дядя Павел говорит:

-   Ну и ну! Медведь к нам в работники нанялся.

Сплавщики не смеются, глядят вниз. А там, метров за триста от нас, медведь со штабеля бревна в воду скатывает. Толкнет лапой   бревно - оно скорехонько летит в воду. Брызги фонтаном! Полюбуется медведь - за другое бревно берется.

Сплавщик Дорофеев снял с плеча ружье, прицелился. Дядя Павел отвел ружье рукой:

-  Ослеп? Это ж медведица. Медвежата без мамашиного молока пропадут... Ветер на нас, зверь не чует. Сядем, перекурим, пусть медведица позабавится.

Сели сплавщики. Храбрые! Я за дядю Павла уцепился, первый раз медведя увидел.

Медведица полштабеля в реку перекатала. Устала, видно, - присела на краешек бревна, поскользнулась и плюхнулась со штабеля в воду. А бревно за ней следом. Только медведица вынырнула, а оно рядом: "Плюх!" Взвизгнула медведица - ну как дворняжка!   (В. Костылев.)

Задание:

1. Найдите бессоюзные сложные предложения, проанализируйте их значение, интонацию и пунктуацию.

2. Какую роль играют в тексте бессоюзные предложения? Укажите другие языковые средства (типы предложений, слова и выражения), характерные для этого стиля.

3. Исключите из текста диалог и запишите текст, сохранив его основной смысл.

Текст №  13

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пр...гласил к себе гостей и пр...казал Эзопу      пр...готовить самый лучший обед.  Эзоп купил языков и пр...готовил из них три блюда.  « Почему ты подаеш... одни языки?»- спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.  «Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот, - а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы об…ясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка стро...тся города, развива...тся культура народов. Думаю, что нет (ни)чего лучше языка».  Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям. Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп пр...готовил самый плохой обед.  Эзоп снова купил языки, все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу: «Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорча...м друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссор...мся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он внос...т в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть (что)нибудь хуже языка?»  Говорят, что не всем пр...сутствующим этот ответ пр...шелся (по)вкусу.  (По Ф. Редо).

Задание:

Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание;

Замените прямую речь косвенной. Какими получились у вас предложения?

Раздели текст на абзацы.

В каждом абзаце подчеркни только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения.

Запиши сжатый текст.

                                      Текст № 14

Замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную украинскую легенду.  Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, (не)виданной красоты. Но сердце у девушки было черное, (не)доброе. Привел сын молодую жену в родной дом. (Не)взлюбила она свекровь, сказала мужу: "Пусть (не)ходит мать в хату, посели ее в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало показалось снохе этого. Говорит она мужу: "Пересели мать в сарай". Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне".  (Не)дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек мой родной, (не)больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".  Зарыдал сын схватил горячее материнское сердце ладонями прижал к груди вложил сердце в растерзанную грудь облил горячими слезами. Понял он что (ни)кто (ни)когда (не)любил его так преданно и бескорыстно как родная мать. И столь огромной и (не)исчерпаемой была материнская любовь столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным что ожило сердце встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. (Не)мог после этого сын возвратиться к жене-красавице постылой стала она ему. (Не)вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов. Такова легенда созданная народной мудростью.

Задание:

1.  Объяснить орфограммы.

2.  Расставить   знаки   препинания, объяснить их постановку.

3.  Заменить прямую речь косвенной.

4. Разбейте текст на абзацы, сформулируйте микротемы.

5. Передайте основное содержание текста с помощью 4-5 сложных предложений.

4.  Какие чувства и мысли вызывает у вас эта легенда?

Текст № 15

                                              Голубые глаза апреля

Март - синий.

Апрель - голубой. Голубой голубым небом. Голубой голубыми лужами. Голубой подснежниками - этими голубыми глазами весны.

И лес, сквозной, ажурный, без теней, голубеет дальними голубыми далями. Нежный березняк умыт первым весенним дождем. Радостней светятся на солнце белые стволы стройных берез. Угрюмей темнеет меж ними серый снег, ежась и тая под горячими лучами солнца4.

Апрель - Обман(?)щик на дню меняет семь погод но проснулись первоцветы и ож...ли. Гордо встал подснежник бе(с,з)трашный развед...ик весны и смело загл...нул голубыми глазами в ясный лик солнца. И вывел на белый свет (по) апрельски звонкий хоровод розовых и синих медуниц хохлаток ж...лтых     и     белых     ветрениц     голубых     пролесок.

Задание:

1.  Объяснить правописание вставленных букв.

2.  Расставить и объяснить знаки препинания в последнем абзаце.

3. Провести стилистический эксперимент: записать 1 и 2 абзацы другими синтаксическими конструкциями.

Лучше или хуже стал текст? (имеется в виду экспрессивность)

4. Создайте свой текст по аналогии с данным. («Январь …», «Май…»)

Текст № 16

Изучение растений и животных в природе - занятие не из легких, и если учесть, как сложна и даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы ее тайны. Важно заметить, что это та область исследований, в которой наблюдение наряду с эспериментом все еще занимает важное место. Вот почему натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением. И еще надобны знания.

Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. Разглядывая, например, крота, можно сразу понять, что это подземный житель. Наблюдение за жизнью форели говорит нам о ней как о прирожденной жительнице стремнин. Саксаул и кактус - типично пустынные растения. У того, кем мы интересуемся, свой образ жизни, свои особенности, привычки.

Но экология - понятие более широкое. Это наука - перекресток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. Ведь тот же самый зверь или      какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира. Их жизнь определена сотнями, тысячами причин.

                                                                   (Журнал "Наука и жизнь".)

Задание:        

  1. Сформулируйте содержание микротем, выделите в них ключевые слова.
  2. Определите, какие приемы сжатия текста можно использовать при работе с данным текстом.
  3. Запишите сжатый текст.

Текст №17

Византийская культура - наследница античной греческой - стояла тогда высоко. Русь восприняла многое от современных ей греков. При этом нельзя не отметить, что восприятие византийских образцов и творческое освоение их могло произойти только при условии достаточной культурной подготовленности русских людей в дохристианский период.

Поэтому неудивительно, что один германский путешественник XI века сопоставляет Киев с самим Царьградом, другой - написавший о художественных ремеслах - ставит "Руссию" рядом с Византией, восхищаясь изделиями из золота с полихромной эмалью из серебра с черновым узором. (Сотни таких изделий найдены в земле Киева и других городов).

Великий князь киевский (Ярослав) в это же время получил титул "цесаря", уравнявшись с императором Византии. Митрополичий престол в Киеве занял русский игумен без санкции греческого патриарха.

Преображаются города, растет грамотность, русские книжники цитируют Гомера, Платона, Аристотеля, создается оригинальная литература, поэзия, развивается наука. Королевские дома Франции, Англии, Византии, Швеции, Венгрии ищут связей с "цесарским" домом Киева. Наряду с Киевом растут и другие города по всей Руси.

Разумеется, дело здесь не только во влиянии христианской Византии. Но нельзя отрицать и того, что принятие христианства придало начальную скорость быстрому развитию, облегчило восприятие европейской культуры и вхождение Руси в семью передовых государств.                           (Журнал "Наука и жизнь")

 Полихромная эмаль - вид эмали (краски), применяемой в живописи и скульптуре.

 Черневой узор - гравированный узор, заполненный черным матовым составом из цветных металлов.

 Игумен - настоятель мужского монастыря.

 Санкция - утверждение высшим чином, инстанцией.

 Патриарх - лицо высшего духовного титула в православной церкви.

Задание:

  1. Определите основную мысль каждого абзаца. Запишите ее.
  2. Подчеркните ключевые слова.
  3. Замените, где возможно, предложения с однородными членами предложениями с обобщенным смыслом. Запишите их.

Текст №  18

     В 1836 году русский критик Н. И. Надеждин писал: " У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор учёного, разговор военного, разговор помещика: Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров:"

Перед нами рассказ А. П. Чехова "Новая дача". Герои его - образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревенские мужики. Живя бок о бок на общей земле, они не понимают не только действий друг друга, но и - языка. То, что говорит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.

Инженер спрашивает крестьян, зачем они пускают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. Он говорит: "Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою".

Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.

    В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущённый бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье, говорит, что скоро начнёт презирать мужиков. Но крестьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.

Как видим - полное непонимание. Случайность? Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражающийся барин? Ни то, ни другое. Эта ситуация - красноречивое отражение разобщённости социальных слоёв во всём, что касалось материальной и духовной жизни. Замкнутость существования каждого из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.                                                                    (По Л. П. Крысину) (257 слов)

Задание:

1. Какое название отражает проблему этого текста?

А) Жители "разных миров".

Б) Плоды просвещения.

В) Любовь к родному языку.

Г) Долг платежом красен.

2. Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста.

1) Крестьяне перепутали слова "презирать" и "призирать".

2) Инженер просит крестьян "платить ему той же монетой".

3) Каждое сословие живёт в своём замкнутом мире.

4) Надеждин пишет о том, что "у нас нет общего языка".

3. Какое значение в этом тексте имеет слово ПРЕВРАТНО? (Предложение № 6).

А) просто

Б) ложно

В) непостоянно

Г) легко

4. Какой вывод делает автор из приведённых примеров?

А) Всё происшедшее - досадная случайность, которая вызвана невнимательностью.

Б) Непонимание возникло вследствие невежества крестьян.

В) Причина путаницы кроется в том, что инженер любил использовать иностранные слова.

Г) Из-за социальной разобщённости нет взаимопонимания между людьми разных сословий.

Напишите сжатое изложение.

Обратите внимание на цитату в начале текста. В ней содержится важный тезис, который будет раскрываться далее. Чтобы передать основной смысл этой цитаты, запишите её, используя косвенную речь.

  • Сделайте переход к рассказу А.П. Чехова.
  • Коротко передайте изображённую в нём ситуацию.
  • Выберите какой-то один случай, который показывает полное непонимание между людьми.
  • Сделайте вывод о том, что социальная разобщённость привела к тому, что люди одной страны перестали понимать друг друга.

1) Определите микротемы в данном тексте.

2) Какие основные приёмы сжатия вы употребите?

3) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью обобщения, какие - с помощью исключения.

Текст 19

Байкал.

Задание: запишите сжатый текст каждой части, используя предложенные приемы сжатия.

Часть 1

Приемы сжатия

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.

(2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири.

(4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

Сокращение сложного предложения.

Объединение двух предложений в одно.

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Часть 2

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

Сокращение предложения за счёт несущественной его части.

Пропуск описаний.

Замена конкретных примеров обобщающими понятиями.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

.

Часть 3

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20)"Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…"

(25) Я понимаю его…

Перевод прямой речи в косвенную.

Текст 20.

(1)Одной из самых заметных черт личности Ильи Ефимовича Репина была неутомимая пытливость. (2)Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал его множеством жадных вопросов и почтительно слушал его учёную речь. (З)Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов - об их операциях. (4)Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы.

(5)Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся.

(6)Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания.

(7)Чтение книг и журналов было его ежедневной привычкой. (8)Каждую книгу он воспринимал как событие, а разнообразием своих литературных интересов превосходил даже профессиональных писателей.

(9)Невозможно понять, как умудрялся он, постоянно работая над своими полотнами, выкраивать время ещё и для слушания лекций. (10) Бывало, ради того, чтобы послушать университетскую лекцию, скажем, о Древнем Египте, он истратит четыре часа на дорогу туда и обратно, вытерпит жестокую давку в трамвае и вернётся домой во втором часу ночи.

(11)Видя такие качества Репина, начинаешь понимать, что талант, дар - это ещё далеко не всё, чем должен обладать тот, кто собирается добиться чего-то значительного в жизни.                               (По К.И. Чуковскому) (218 слов)

Задания для групп.

1-я группа.        

Определи проблему текста. В каких ключевых словах она заключена?

2-я группа.

Определи микротемы 1-3 абзаца. Составь план. Найди ключевые слова каждой микротемы. Запишите их рядом с каждым пунктом плана. Рассмотри стилевую принадлежность ключевых слов, какую особенность можно заметить? Выполняя последнее задание, обратись к словарю. Сравни результаты своёй работы с результатами работы 3 группы. Совместно определите тему текста.

3-я группа.

Определи основную тему и микротемы 4 - 6 абзаца. Составь план. Найди ключевые слова каждой микротемы. Рассмотри стилевую принадлежность ключевых слов, какую особенность можно заметить? Выполняя последнее задание, обратись к словарю. Сравни результаты своёй работы с результатами работы 2группы. Совместно определите тему текста.

4-я группа.

Определи основную мысль. Докажи, что именно эта мысль является главной в тексте.

Текст 21.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, все лед и лед: это так замерзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

– Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

– Почему нас качает? – закричал Володя.

А отец крикнул:

– Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

– Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

– Пропали!

Володя заплакал. Днем ветер стал еще сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолет и закричал:

- Самолет! Самолет!

Все стали кричать и махать шапками. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!». Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолет. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.    (Б.Житков) (308 слов)

Задание. После прослушивания текста перескажите его, учтите замечания товарищей и напишите сжатое изложение. (Употребите 1–2 вида сжатия, или сокращения: 1) исключение незначительной информации, несущественных деталей; 2) обобщение второстепенной информации, частных деталей).

                                                       Текст 22.

Верный друг Музгарко.

Ходит ветер по Студеной, наметает снежные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма…

Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой.

– Кормилец ты мой… – плачет старик и целует верного друга. – Родной ты мой… ну, где болит?

Ничего не отвечает Музгарко, как раньше.

Воет пурга, а старик вспоминает, как жил он с Музгаркой, как ходил на охоту и промышлял себе добычу. Куда он без собаки?

А тут еще волки… Учуяли беду, пришли к избушке и завыли. Целую ночь так-то выли, надрывая душу. Некому теперь пугнуть их, облаять, подманить на выстрел… Вспомнился старику случай, как одолевал его медведь-шатун. Шатунами называют медведей, которые вовремя не залегли с осени в берлогу и бродят по лесу. Такой шатун – самый опасный зверь… Вот и повадился медведь к избушке: учуял запасы у старика. Как ночь, так и придет. Два раза на крышу залезал и лапами разгребал снег. Потом выворотил дверь в казарме и утащил целый ворох запасенной стариком рыбы. Донял-таки шатун Елеску до самого нельзя. Озлобился на него старик за озорство, зарядил винтовку пулей и вышел с Музгаркой. Медведь так и прянул на старика и, наверно бы, его смял под себя, прежде чем тот успел бы в него выстрелить, но спас Музгарко. Ухватил он зверя сзади и посадил, а Елескина пуля не знала про маха… Да мало ли было случаев, когда собака спасала старика…

                                                                              (Д.Н. Мамин-Сибиряк)(248 слов)

Задание. Прежде чем приступить к написанию сжатого изложения, подумайте, какой вид (виды) сокращения удобно здесь применить. Придумайте самостоятельно предложение, которым можно было бы закончить текст.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

____________/ Л.А.Попова/

Протокол № ____ от

«___»___________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ  им.В.И.Лаврова                       с. Горяйновка»

____________/Н.М.Пономаренко/

 

«___»____________2020г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

«СОШ им.В.И.Лавровас.

 Горяйновка»

____________/Н.А.Шадиян/

Приказ № _____ от

«___»___________2020г.

Индивидуальный образовательный

 маршрут

подготовки к успешной сдаче

государственной итоговой аттестации

по  русскому языку  с учащимися «группы риска»  9 класса

МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза В.И.Лаврова

 с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Шамариной Самиги Тюлегеновны

учителя  русского языка и литературы

 высшей  квалификационной категории

                             

                                                                                       Рассмотрено на заседании

                                              педагогического совета

                                       протокол № ____от

                                           «___»_______2020__ г.

с.Горяйновка

2020 г.

План  

работы  с учащимися «группы риска» 9 класса                по подготовке   к  ОГЭ    по  русскому языку

 в 2020-2021  учебном году

В течение учебного года планируются следующие мероприятия:

  • Выявление учащихся «группы риска» по русскому языку
  • Выявление затруднений учащихся по русскому языку
  • Разработка индивидуальных маршрутов
  • Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА по русскому языку  по плану
  • Проведение промежуточного контроля знаний учащихся группы «риска», проверка выполнения домашнего задания
  • Проведение индивидуальных бесед с учащимися, показавшими неудовлетворительные результаты по итогам диагностических работ, тренировочного тестирования, и их родителями  
  • Включение в домашние задания заданий из КИМов
  • Информирование родителей учащихся из группы «риска» о посещаемости консультаций, дополнительных занятий, выполнения домашних заданий
  • Оказание психологической помощи, консультирование
  • Оказание помощи при выполнении заданий на уроках

Цели :

-подготовить учащихся к ГИА;

- обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика».

-обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

Задачи :

  • развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
  • Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Требования к уровню подготовки

  • знать трудные случаи правописания
  • понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • объяснять языковое явление
  • уметь применять  знания при тестировании
  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

План

дополнительных занятий по русскому языку

Сроки

                                  Содержание занятия

Знакомство с демоверсией  ОГЭ

Разбор содержания заданий в тесте  ОГЭ

Разбор содержания заданий в тесте

Выявление затруднений учащихся

Выявление затруднений учащихся

Повторение орфографических правил

Повторение орфографических правил

Отработка выполнения тестовых заданий по орфографии

Отработка выполнения тестовых заданий по орфографии

Осенние каникулы

Индивидуальное тестирование с целью  подведения итогов занятий в первой четверти

Ознакомление с текстами изложений из банка текстов для ГИА по русскому языку

Ознакомление с текстами изложений из банка текстов для ГИА по русскому языку

Отработка навыков сжатия текста

Отработка навыков сжатия текста

Повторение пунктуационных правил

Повторение пунктуационных правил

Повторение пунктуационных правил

Зимние каникулы

Тренировочная работа с текстом тестирование с целью  подведения итогов занятий во второй четверти

Отработка навыков понимания и воспроизведения прослушанного текста

Отработка навыков понимания и воспроизведения прослушанного текста

Отработка навыков понимания и воспроизведения прослушанного текста

Работа над исправлением логических ошибок

Работа над исправлением логических ошибок

Работа над исправлением грамматических ошибок

Работа над исправлением грамматических ошибок

Работа над исправлением речевых ошибок

Работа над исправлением речевых ошибок

Составление алгоритма написания изложения

Весенние каникулы

Тренировочное написание изложения с целью  подведения итогов занятий в третьей  четверти

Разбор требований к написанию сочинений

Разбор возможных вариантов написания сочинений

Разбор возможных вариантов написания сочинений

Составление алгоритма написания сочинения

Работа над исправлением логических ошибок

Работа над исправлением грамматических ошибок

Работа над исправлением речевых ошибок

Индивидуальные консультации к экзамену



Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"  

для учащихся 9 класса    

 I вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. отделяет приложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений (Номер предложения)

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

для учащихся 9 класса    

 II вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

Б. Я взглянул на небо … (следствие).

В. Здесь нельзя проехать … (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Заполните таблицу.

Виды предложений (Номер предложения)

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные