Роль бухгалтера

Прокопенко Валентина Михайловна

Не секрет, что должность главного бухгалтера является одной из ключевых фигур в организации. Однако непосредственные задачи, решаемые бухгалтером, в реальных условиях деятельности той или иной организации могут быть различны. В одних организациях от бухгалтера требуется правильно составлять первичные документы, вести бухгалтерский учет, составлять и своевременно представлять отчетность.

В других случаях без согласия бухгалтера не могут быть приняты стратегически важные финансовые решения.

В любом случае руководитель каждой организации понимает, что без бухгалтера не обойтись, хотя его работа зачастую явно не видна и не приносит "реального дохода".

 

Задачи и полномочия главного бухгалтера определены статьей 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи закона главный бухгалтер:

несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;

обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

 

Однако это лишь норма законодательства. На практике круг проблем, решаемых бухгалтером, гораздо шире. А степень ответственности - выше определенной законом, так как последствия ошибочных действий бухгалтера могут оказаться столь негативными и губительными для организации, что могут привести ее к банкротству. Ведь зачастую важно не только заработать деньги, но и избежать непредвиденных расходов.

 

Постараемся ответить на вопрос, что может зависеть от бухгалтера? Приведем лишь несколько примеров:

правильность учета средств и достоверность формирования отчетности организации;

возможность и правильность оценки финансово-хозяйственной деятельности организации;

подготовка рекомендаций по построению системы наиболее эффективного управления финансами;

проведение анализа статей доходов и расходов с целью выявления наиболее "слабых позиций";

размер сумм налогов и штрафов, доначисляемых по результатам проведения проверок;

оптимизация налогообложения;

представление в доступной форме и кратчайшие сроки необходимой информации о состоянии дел в организации.

 

Возможно, что далеко не все бухгалтеры посчитают необходимым и/или возможным с учетом уровня своих знаний и профессиональных навыков проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности или разрабатывать предложения по оптимизации налогообложения. Однако в современных условиях деятельность бухгалтера не может ограничиваться только учетной работой.