Инновационная деятельность на базе КФУ
Использование методов кооперативного обучения открывает широкие возможности для повышения активности студентов, проявления их творческого потенциала. Мною был разработан урок литературы "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Размещаю этот материал. Буду рада, если кому-то пригодится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 733.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования метода кооперативного обучения на уроках литературы
Одно из прогрессивных нововведений - технология кооперативного обучения, так называемая «сингапурская методика».
Сингапурская программа не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Задача учителя заключается в том, чтобы формировать креативное мышление и навыки общения. Работа в группах превращает учебу в интересное занятие.
Для того чтобы студенты действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Значит, уроки должны быть направлены на это.
Обучающиеся должны работать в команде, при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне от занятия. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны.
Цель сингапурских обучающих структур – повышение активности, вовлечение всех в учебный процесс, предоставление возможности учащимся работать на уроках больше или наравне с учителем. При использовании на уроке данных структур никому не удастся тихо отсидеться, все должны работать.
Приведу в пример урок литературы на тему: «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель урока: на примере образов Кутузова и Наполеона раскрыть точку зрения Л.Н.Толстого на роль личности в истории; развивать умение давать сравнительную характеристику образов, опираясь на портрет, речь, отношение к происходящему данных персонажей? А также умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: слайдовая презентация к уроку, видеоматериал (отрывки из х/ф «Война и мир» С.Бондарчука), медиапроектор для демонстрации, раздаточный материал (Приложение 1), расстановка столов согласно сингапурской методике (Приложение 2).
Ход урока:
I. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы обратимся к величайшему произведению мировой литературы – роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Нас будут интересовать образы двух исторических персонажей – Кутузова и Наполеона. Знакомы ли вам эти имена? Что вы о них знаете?
(Наполеон – император Франции в 1804-1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Кутузов - главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года).
- В каких литературных произведениях вы могли встречаться с этими историческими деятелями?
(«Преступление и наказание» Ф.Достоевского, «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Бородино» М.Лермонтова, «Волк на псарне» И.Крылова и др.).
II. Структура ЭЙ АР ГАЙД (обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)
- Прежде чем начать разговор о них, я хотела бы вам предложить заполнить карточки, лежащие на столах. В них записано несколько утверждений Прочитайте утверждения и заполните первую колонку «ДО» (1 минута: отсчет времени ведется с помощью песочных часов).
«ДО» | УТВЕРЖДЕНИЕ | «ПОСЛЕ» |
Великий и знаменитый – слова-синонимы. | ||
Наполеон прославил Францию на весь мир. | ||
Победа России в войне 1812 – счастливое стечение обстоятельств. | ||
Историю творят личности. | ||
Кутузов инертен, так как предпочитает выжидать и отступать. |
Отложите пока лист, мы вернемся позже к этой структуре.
III. Сравнительная портретная характеристика персонажей.
- Сравните портретные характеристики Наполеона и Кутузова.
Читают подготовленные студенты.
Кутузов | Наполеон |
|
|
- Что общего в портретах Наполеона и Кутузова? Чем они отличаются? Подумайте. Запишите свой ответ в тетради (3 минуты).
Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (обучающая структура, предполагающая работу в парах, когда партнеры по очереди озвучивают свое мнение. Каждому – 30 секунд).
- Поделитесь с партнером по плечу своими мыслями (1 минута).
- Озвучьте, пожалуйста, свой ответ, партнер №3 стол №4; теперь партнер №1, стол №5, расскажите, что сказал вам ваш партнер и т.д.
- Какое художественное средство использует Л.Толстой для создания оценки образов через их портрет?
(Деталь: многократно подчёркнутая немощность Кутузова, старого человека, только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него, напротив, рыхлость и изнеженность Наполеона (ему всего 43 года) – не в его пользу).
IV. Просмотр и обсуждение отрывков из фильма «Война и мир»
- Посмотрите фрагменты фильма и подумайте, как характеризуют героев их мысли, слова и поступки.
Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (обучающая структура, предполагающая работу в команде за столом).
- Обсудите в команде: высказывайтесь по очереди, все 4 партнера, начиная с партнера №1. (Затем один из членов команды озвучивает общее мнение. Например, стол №3 – партнер №2, стол №1 – партнер №4 и т.д.).
(Кутузов проявляет человечность даже по отношению к врагам: «и они люди», он добродушен, обладает чувством юмора, понимает настроение своего войска, солдаты отвечают ему любовью и поддержкой. Наполеон – эгоист, поэтому он одинок, изображен на фоне поля брани, усеянного мертвыми телами)
V. Структура ЭЙ АР ГАЙД.
- Вернемся к структуре. Заполните последнюю колонку «После». Изменилось ли ваше мнение по какому-либо утверждению? Если да, то объясните, почему вы стали думать иначе. Если нет, то выберите одно из утверждений и расскажите, согласны ли вы с ним и почему.
VI. Выбор эпиграфа к характеристике героев.
- В Китае есть популярная книга «Дао-Дэ-Цзин» («Книга пути и достоинства») — основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Ее переводили многие, в том числе и Л.Толстой. Обратимся к некоторым высказываниям из нее. Прочитайте их и подумайте, какое из них больше подошло бы в качестве эпиграфа к характеристике Наполеона (это задание выполняют учащиеся, сидящие под четными номерами) и Кутузова (это задание выполняют учащиеся, сидящие под нечетными номерами) и почему. Запишите (3 минуты).
Он не хвалит себя — но он и без того уважаем.
Он не возвышает себя — поэтому он всегда в почёте среди других.
Мудрый не считает только одного себя правым — и поэтому он знает правду.
Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех, — способен жить в ладу со всеми.
Довольствуясь малым — обретёшь многое. Гоняясь за многим, собьёшься с пути.
Чрезмерность во всём навлекает беду.
Умеющий побеждать врага — не нападает.
Если разобрать колесницу, на которой восседаешь, — что останется?
Не считай себя драгоценной яшмой! Будь простым — как обычный камень!
VII. Работа со стихотворением М.Лермонтова «Два великана»
Стихотворение читает наизусть учитель.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,—
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
1832
- О ком стихотворение? Какие слова и фразы помогают нам догадаться об этом? (О Наполеоне и Кутузове. «Трехнедельный удалец», «дерзкий» - это о Наполеоне, с легкостью завоевавшем всю Европу; последняя строфа указывает на известный факт из биографии Наполеона, который закончил свою жизнь в ссылке на острове Св.Елены. Кутузов – это «старый русский великан», «русский витязь», которому удалось остановить Наполеона и сломить его мощь).
- Какое чувство преобладает в стихотворении?
(Гордость за Отечество и Кутузов
VIII. Итоги урока.
- Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы произведения Толстого «Война и мир». Автором утверждается величие полководца народной войны, человека естественного, искреннего, правдивого и близкого к народу и развенчивается образ Наполеона, человека, командующего армией грабителей, мародёров и убийц, а также страдающего манией величия.
IX. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы можете оценить свою активность на уроке?
- В полную ли силу вы работали?
X. Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение на тему: «Великий и знаменитый – одно и то же?»
Таким образом, применение «сингапурской методики» на уроках литературы открывает широкие возможности для стимулирования активной творческой деятельности обучающихся.
Приложение 2
Элементы, необходимые для организации образовательного пространства по «сингапурской методике»
1 А | 4 В |
2 В | 3 А |
Рисунок 1. Мэнэдж мэт: схема расположения партнеров за столом. Такая табличка закреплена на каждом столе.
Рисунок 2. Расстановка столов в аудитории
Приложение 1.
Раздаточный материал (размножается на каждого обучающегося)
Портретная характеристика Кутузова и Наполеона.
Кутузов | Наполеон |
|
|
Таблица для выполнения структуры ЭЙ АР ГАЙД
«ДО» | УТВЕРЖДЕНИЕ | «ПОСЛЕ» |
Великий и знаменитый – слова-синонимы. | ||
Наполеон прославил Францию на весь мир. | ||
Победа России в войне 1812 – счастливое стечение обстоятельств. | ||
Историю творят личности. | ||
Кутузов инертен, так как предпочитает выжидать и отступать. |