Моё педагогическое кредо

У истоков моей профессии...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shabanova_esse.doc.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети – цветы жизни». Именно с этой мыслью я пришла работать в школу. Начинала своё знакомство с преподаванием математики в АРБ им.А.Я.Вагановой. Но узкая специфика учебного заведения не дала мне познать всю глубину и краски самого процесса преподавания математики. Студентам было интересно, но направление они уже выбрали. После 5 лет работы в академии, я решила попробовать свои силы в общеобразовательной школе и перевелась в школу №10 г.Кандалакша. Надежды были оправданы. С первого же года работы я приняла участие в различных конкурсах, получив массу добрых и положительных впечатлений. Приятно было не только участие, но и первые победы, что порождало желание развиваться дальше. Был и перерыв в моей работе- декретный отпуск. И теперь, с новыми силами, новыми взглядами (теперь я не только учитель, но и мама) принялась за работу.

Первое, о чем задумываешься при подготовке к любому уроку - цели обучения, т.е. ради чего всё это замышляется.

Для меня, наиглавнейшей целью является проведение урок так, что бы детям было интересно на уроке, а основной материал усвоен на достаточно высоком уровне. Но желание научить всех учащихся  математике даётся не просто. Постоянно приходится искать различные формы работы. Когда у детей возникли первые вопросы недопонимания, мы вместе придумали «Дерево познания», на котором можно было приклеивать листочки с вопросами до урока и ответить в процессе. Так же научилась применять различные формы проведения урока.

Здорово, что программы учебных курсов составляет сам учитель, руководствуясь примерной программой (в нашей школе дело обстоит так). Только любую программу приходится составлять на основе действующих учебников. А таковых огромное множество. В каждом есть и плюсы и минусы. Мне  очень нравится линия учебников для 5-9 классов, под редакцией Дорофеева Г.В.. Хорошо выстроен материал, много разнообразных заданий по каждой теме, особенно связанный со знакомством детей с дробями. В отличие от этой серии учебников, в серии Виленкина Н.Я., сначала изучаются обыкновенные дроби, а уже потом десятичные, как показала практика (работала и с первым комплектом и со вторым), такое построение материала лучше воспринимается детьми. Но и в линии Виленкина Н.Я. есть плюсы, так, например та же тема НОД и НОК рассматривается очень подробно и досконально. Рассматривая другие учебники, при работе очень понравилась серия учебников по алгебре Алимова. Глубоко раскрыты практически все темы, к каждому блоку тем даются интересные логические упражнения, есть задания для самоконтроля, что так же хорошо. Серия учебников Макарычева мне нравится меньше, но там, вместо контрольных упражнений есть контрольные вопросы. Минус- скачки по темам, которые достаточно часто встречаются в этой серии (пример: познакомились с арифметическим квадратным корнем, затем сразу разбираем простейшие квадратные уравнения, затем функция корень, а уж потом свойства корней). Для старших классов, мне больше всего подходят 2 серии учебников: Колмогоров (глубокий, осмысленный и логически грамотно выстроенный учебник) и Башмаков (лабораторные и практические работы- лучшее приложение во всех имеющихся учебниках, отлично разобранный теоретический материал, с историческими вкраплениями).

Именно после знакомства с учебником Башмакова, для 10-11класса, я стала применять на своих уроках практические и лабораторные работы. Они позволяют установить устойчивый познавательный интерес к математике, посмотреть на любой новый материал изнутри, познать глубину каждого вопроса и дать основы исследовательской деятельности. Приведу наиболее интересные темы моих практических работ:

5 класс:

1. Практическая работа: «Изучение углов с помощью бумаги и ножниц».

2. Практическая работа: «Реклама полезных продуктов» (проценты).

3. Практическая работа: «Диаграмма настроения» (круговые диаграммы).

6 класс:

1. Практическая работа: «Создание комплекса ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ»(математическая экскурсия по теме: «Пирамиды»).

2. Практическая работа: «Музыкальная математика» (создание мелодии по теме : «Обыкновенные дроби»).

3. Практическая работа: «Градусник настроения» (координатная прямая).

4. Практическая работа: «Путешествие по Нарнии» (работа с картами по теме: «Масштаб»).

5. Практическая работа: «Создание своих рисунков в координатной плоскости».

7 класс.

1. Лабораторная работа по изучению координатной плоскости: «Морской бой».

2. Практическая работа: «Фотоальбом геометрических объектов».

8 класс.

1. Практическая работа: «Суд над Франсуа Виетом».

2. Лабораторная работа по теме: «Симметричный ремонт в моём доме».

7. Практическая работа: «Суд над теоремой Пифагора».

9 класс.

1. Лабораторная работа: «Возрастание и убывание функции или замечательное путешествие по Волге».

2. Практическая работа: «Страна вектор» (рисуем карту страны «Вектор»).

3. Практическая работа: «Дорога домой» (изучаем свойства вектора).

4. Практическая работа: «Движение в математике и жизни» (по теме: «Движение»).

Помимо практических и лабораторных работ большое значения для меня играет и кружковая работа с детьми, их подготовка к олимпиадам и интеллектуальным марафонам.

Все эти виды дополнительного образования очень помогают сплотить сильные и слабые звенья класса. Олимпиадные задания будут интересны не только отличникам, но и простым школьникам. Кружковая работа так же  позволяет углубить знания по предмету и оптимизировать работу класса. Хотя для формирования интереса у пятиклассников можно воспользоваться простейшим способом. Оставить после урока старшеклассников какие-то записи и достаточно большое количество этой группы учащихся могут подойти спросить что это, попросить пояснения, а некоторые даже будут обсуждать и высказывать предположения, что так же позитивно влияет и на обучение и можно использовать как устную разминку перед дополнительным занятием. Так, в рамках участия в конкурсе «Свой мир мы строим сами» мы проводили занятия для учащихся 5 и 9 классов. Учащиеся 9 класса взяли шефство над учениками 5 класса и помогали выполнять определённые задания, не только домашние, но и, например, подготовиться к уроку математики на французском языке, по теме: «Мы в гостях у французских школьников».

Целесообразно изучать в школе последние достижения науки. Когда школьникам рассказываешь о каком-то новом изобретении, у них возникает желание создать что-то подобное, интересное. После этого, самые заинтересованные, просятся поучаствовать в подготовке к научной конференции. В нашем городе ежегодно проходит конференция для школьников «Юность Севера». Поэтому просто необходимо рассказывать детям о таких достижениях, так как они подстёгивают потенциал ребёнка, правда для младших классов сложно составить презентацию к исследовательской работе, но в этом помогают и уроки информатики, и средства информатизации. Это уже давно стало неразлучной составляющей любого урока. Интерактивная доска используется наравне с обычной, не требуем мела, имеет достаточно обширный спектр услуг: написать, нарисовать, показать красочную презентацию по теме урока. Проведение Интернет - уроков помогает детям посмотреть как рассказывают материал другие учителя, что очень помогает их адаптации и нормальному восприятию других учителей на ГИА и ЕГЭ.

Работая учителем математики, приходилось сталкиваться с различными группами учащихся: одарённые дети, отстающие дети, школьники интересующиеся теорией и др.

Группу одарённых детей я бы разделила на 2 подгруппы: одарённые в области математики и смежных наук и одарённые в других областях.

Работала с 1 и 2 подгруппами, понятно, что  подходы к обучению этих групп будут различными. Кто-то скажет это же здорово, что ребёнок понимает математику и ему нравится в ней разбираться, но в то же время это и большая ответственность перед учителем, так как важно не только не потерять этого запала, но и развивать эти способности, притом в различных направлениях. Здорово, когда класс практически ровный по способностям, работать довольно просто. Но если класс разбит на группы, т.е. есть такие дети, которые быстро всё понимают, работают вперёд и стараются понять даже самые сложные задания, то те, кому сложно понять даже самое элементарное, совсем не сладко, наряду с лидерами. Приходится находить различные подходы. Необходимо сделать интересный урок для всех групп, то есть включать различные уровни заданий  и давать различные формы работы. Способные дети на уроке помогают решать проблемы, связанные с разбором теоретических вопросов, вывод формул, доказательство каких-либо вопросов, а вторая группа учащихся работает над применением доказанной теории в практических заданиях. Т.о. все дети имеют свою одарённость: кто-то без труда решает задачи, кто-то замечательно танцует и поёт, кто-то отличный спортсмен, поэтому надо искать подходы к любому ребёнку. Для этого необходимо каждому учителю-предметнику знать эти сильные стороны учеников и выращивать любовь к своему предмету именно через эти сильные стороны. Если ребёнок любит рисовать, но математику нет, можно придумать математическое задание, где применяется умение рисовать. Это поможет ученику почувствовать свою силу на уроке, придаст сил преодолеть другие трудность. Так приятно видеть, когда ребёнок с улыбкой подбегает к тебе и говорит : «У меня получилось!». Лучшего подарка для меня нет! Это просто здорово!

Никто не застрахован от таких учеников, которых приходится называть этим не дружелюбным словом, отстающие учащиеся. Одно дело лентяй, но с этим можно бороться, опять же, в поисках заинтересованности, любого отстающего лентяя можно превратить в хорошего сильного успевающего ученика. Сейчас хочется поговорить о тех детях, которые пропустили достаточный кусок материала по причине болезней. В этой проблеме, на сегодня нам могут помочь средства информатизации. Если ребёнок болеет, возможно проведение занятий в режиме он-лайн или по скайпу, при наличии Интернета. Если же такой возможности нет, я просто приглашаю на дополнительные занятия (по спискам) после уроков. На этих занятиях мы разбираем темы, пройденный за пропущенный промежуток. Обычно детям это очень хорошо помогает восстановить знания. На эти занятия у меня собирается порядка 10 человек. К ним относятся дети, которые пропустили занятия или хотят повторить не совсем понятный материал. Все чувствуют себя комфортно, так как собрались «друзья по несчастью», поэтому выравниваются все достаточно быстро. Ещё один вариант работы – создание электронных учебных материалов, с подробным указанием всего теоретического материала и практическими работами.  

Для группы детей, интересующиеся теорией (она, обычно не многочисленна, хотя 1 группа включала в себя 10 человек) так же организую дополнительные занятия, на которых рассматриваю дополнительные теоретические вопросы.

Таковы мои впечатления от работы учителя. Я многого ещё не знаю, но с удовольствием принимаю любые нововведения, советы и эксперименты.