Главные вкладки
Воронкова Елена Викторовна
Тема3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. Контрольно-обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения» Форма: урок-игра. Цель урока: обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях. Задачи: 1. Образовательные: Закрепить знания систематической номенклатуры, гомологии, изомерии и химических свойств веществ. Закрепить умения составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций. 2.Развивающие: Закрепить навыки решения экспериментальных задач, выделять главное, делать выводы. Умение работать в паре, индивидуально, чётко и организованно, умение оценивать свою работу. 3. Воспитательные: Способствовать созданию на уроке ситуации успеха, самостоятельности и взаимовыручки. Оборудование: штатив с пробирками Реактивы: н-бутановый спирт, щавелевая кислота Методы: словесный, частично-поисковый, Ход урока. Ход урока. Организационный момент. Здравствуйте, я рада Вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное восхождение на вершину Знаний, но прежде необходимо подготовить багаж, который понадобится нам в пути. 1)Предлагаю вспомнить какие кислородсодержащие органические соединения вы изучили на уроках химии . 2) Что общего в составе молекул этих веществ? (Содержат кислород) 3). Чем они отличаются? (функциональными группами) 4) Исходя из всего вышеперечисленного, давайте сформулируем цель нашего урока? Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Сенека младший сказал: «Свои способности человек может узнать только попытавшись приложить их» (Слайд) Свои способности вы сегодня используйте в восхождении, составленном на основании заданий ЕГЭ Для достижения цели нам помогут маршрутные листы. Рассмотрим их поподробнее Правила восхождения 1. Маршрутный лист заполняется самостоятельно 2. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 3. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы за конкурс «угадай-ка» и «эксперементальный». 4. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете сами и фиксируете. Итак, успехов вам! Начнем наше восхождение. Для того , чтобы одолеть первые этап необходимо вспомнить классы кислородсодержащих соединений и их формулировки.. Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Чем ближе к вершине, тем труднее подниматься и для дальнейшего восхождения Этап 2 Определите классовую принадлежность веществ по формуле для этого необходимо вспомнить функциональные группы определяющие классовую принадлежность: ∕∕ О 1. СН3 – СН2 – С сложные эфиры \ О – СН3 ∕∕ О 2. СН3 – СН – С карбоновые кислоты \ ОН 3. НСОН альдегид 4. СН3ОН спирты А теперь предлагаю проявить свою эрудицию на привале Этап 3 « угадай-ка» О каком веществе идет речь? 1. Данное вещество состоит из углерода, водорода и кислорода. 2. Его используют для получения полиметилметакрилата (оргстекла) 3. Присутствует в небольших количествах в крови и моче человека. 4. Больные диабетом выделяют это вещество при дыхании (концентрация этого вещества в их крови выше, чем у здоровых людей) 5. Это вещество используют как растворитель. 6. Жидкости для снятия лака, содержащие это вещество плохо влияют на структуру ногтей. (Ацетон) запишите формулу ацетона на доске. Отдохнули и снова в путь. Вершина ждет. А горы все выше, а горы все круче… собрались и в путь. Для прохождения следуюшего этапа необходимо выполнить следующее задание. Этап 4 Назовите вещества по международной номенклатуре. 1 ряд 2 ряд 3 ряд 1. СН3СООН Этановая кислота; СН3 | 2. СН3 – С – СН2 – ОН 2 – метилпропанол -1 1. СН3 – СН2 – ОН этанол 2. СН3 – С – СН2 – СН3 || О бутанон - 2 1. СН3 – СН2 – СН2 – СООН бутановая кислота; 2. СН3 – СН2 – СН – СН3 | ОН бутанол-2 Для дальнейшего восхождения важно вспомнить технику безопасности. Этап 5 «Экспериментальный» какие основные правила техники безопасности для выполнения химического эксперимента вы знаете. Перед вами штатив с двумя пробирками. В одной из них находиться карбоновая кислота. При помощи, имеющегося вещества предлагаю определить в какой. Запишите соответствующее уравнение реакций ( в одной из пробирок карбоновая кислота а в другой спирт. Для определения используют мел. ) Перед нами пропасть. Над ней веревочный мост с большими разрушенными участками . Починить неисправности, ваше следующее задание. Этап 6 Заполнить пропуски. Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: ∕∕О t, аммиачный р-р 1.СН3 – С + Ag2O ……+ 2…..; \ Н t1400C, H2SO4 (конц) 2. СН3 – СН2 – ОН ……+ Н2О; t, H2SO4 ∕∕O 3. ….+ СН3СООН CH3 – C + H2O \ O – C2H5 Мы подошли к финишному рубежу преодолев который, достигнем цели нашего путешествия Этап 7 «ЕГЭшка» Вариант 1 Часть А А 1. Этановая кислота и уксусная кислота являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 2. Соединения бутанол – 1 и 2 – метилпропанол – 2 являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 3. Реакция “серебряного зеркала” характерна для 1) стирола 2) бензола 3) муравьиной кислоты 4) уксусной кислоты. А 4. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуютя 1) формиат магния и вода 2) формиат магния и водород 3) ацетат магния и вода 4) ацетат магния и водород. Вариант 2 Часть А А 1. Этаналь и ацетальдегид – это 1) гомологи 2) одно и то же вещество 3) изомеры 4) таутомеры. А 2. Функциональную группу - ОН содержат молекулы 1) альдегидов 2) сложных эфиров 3) спиртов 4) простых эфиров. А 3. В ходе реакции “серебряного зеркала” этаналь окисляется по 1) связи С – Н 2) связи С = О 3) связи С – С 4) углеводородному радикалу. А 4. Фенолы в отличие от одноатомных предельных спиртов способны 1) реагировать с активными металлами 2) образовывать сложные эфиры 3) реагировать с галогеноводородами 4) реагировать со щелочами. Прошу обменяться вариантами и выполнить взаимопроверку Вершина! Вспомните – для чего мы начали сегодняшний путь. Достигли ли вы поставленных задач. Да ! мы вспомнили основные классы кислородсодержащих соединений, вспомнили функциональные группы, повторили номенклатуру, вспомнили основные химические свойства. И прорешали задания из ЕГЭ. Вы плодотворно поработали, прежде чем достигли вершины. Каждый из вас оценил свой труд самостоятельно и самое время узнать, кто набрал максимальное число баллов, 16-19 поднимите руки, кто 10-15. Молодцы! Благодарю за работу на уроке. Но это еще не все сегодня вы покорили одну из своих вершин, а осталось их еще очень много. Для покорения остальных прежде необходимо спуститься с сегодняшней. Опытные альпинисты утверждают, что спуск сложнее, чем подъем. Для успешного спуска предлагаю выполнить Д/з состоящее из задания ЕГЭ части С. И если сегодня что-то не получилось то при проявлении известной доли упорства в следующий ряз у вас все получиться. Перед уходом из класса прошу каждого из вас взять человечка и поставить его на тот этап восхождения который вы достигли на сегодняшнем уроке 1 ряд. 1 вариант. ФИ ученика________________________________________________ Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Правила экспедиции. 1. Итоговый лист заполняется самостоятельно 2. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 3. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы. 4. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете в оценочном листе. Итак, успехов Вам! Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой при помощи стрелок. 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Этап 2. Определите класс веществ по формулам: ∕∕ О 1. СН3 – СН2 – С 3. НСОН ___________________ \ О – СН3 __________________ ∕∕ О 2. СН3 – СН – С 4. СН3ОН _________________ \ ОН _____________________ Этап 3. «Угадай-ка» Этап 4. Дайте названия веществам: 1.СН3СООН СН3 ______________________ | 2. СН3 – С – СН2 – ОН _________________________ Этап 5. «Экспериментальный» Что делали? Что наблюдали? 1. В каждую из пробирок добавили по кусочку мела. Записать, что наблюдали и соответствующее уравнение реакции. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Этап 6. Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: ∕∕О t, аммиачный р-р 1.СН3 – С + Ag2O ……..+ 2…….; \ Н Этап7. «ЕГЭшка» Вариант 1 Часть А А 1. Этановая кислота и уксусная кислота являются: 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 2. Соединения бутанол – 1 и 2 – метилпропанол – 2 являются: 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 3. Реакция “серебряного зеркала” характерна для….. 1) стирола 2) бензола 3) муравьиной кислоты 4) уксусной кислоты. А 4. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются….. 1) формиат магния и вода 2) формиат магния и водород 3) ацетат магния и вода 4) ацетат магния и водород. Оценочный лист. Задание Максимальный балл Парная работа Индивидуальная работа 1. Дать определения классам органических веществ 4 2. Определить к какому классу относятся формулы веществ 4 3. Узнавай-ка 1 4. Назвать вещества по международной номенклатуре. 2 5. Экспериментальный. 1 6. Заполнить пропуски в уравнениях химических реакций 4 7. Задание ЕГЭ часть А 3 Итого: 19 19-15 - «5» молодец высокий результат. 14-10 – «4» нет предела совершенству 9-5 - «3» терпенье и труд, все перетрут Спасибо за работу на уроке! 1 ряд. 2 вариант. ФИ ученика________________________________________________ Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Правила экспедиции. 5. Итоговый лист заполняется самостоятельно 6. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 7. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы. 8. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете в оценочном листе. Итак, успехов Вам! Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой при помощи стрелок. 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Этап 2. Определите класс веществ по формулам: ∕∕ О 3. СН3 – СН2 – С 3. НСОН ___________________ \ О – СН3 __________________ ∕∕ О 4. СН3 – СН – С 4. СН3ОН _________________ \ ОН _____________________ Этап 3. «Угадай-ка» Этап 4. Дайте названия веществам: 1.СН3СООН СН3 ______________________ | 2. СН3 – С – СН2 – ОН _________________________ Этап 5. «Экспериментальный» Что делали? Что наблюдали? 1. В каждую из пробирок добавили по кусочку мела. Записать, что наблюдали и соответствующее уравнение реакции. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Этап 6. Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: ∕∕О t, аммиачный р-р 1.СН3 – С + Ag2O ……..+ 2…….; \ Н Этап 7 «ЕГЭшка» Вариант 2 Часть А А 1. Этаналь и ацетальдегид – это 1) гомологи 2) одно и то же вещество 3) изомеры 4) таутомеры. А 2. Функциональную группу - ОН содержат молекулы 1) альдегидов 2) сложных эфиров 3) спиртов 4) простых эфиров. А 3. В ходе реакции “серебряного зеркала” этаналь окисляется по 1) связи С – Н 2) связи С = О 3) связи С – С 4) углеводородному радикалу. А 4. Фенолы в отличие от одноатомных предельных спиртов способны 1) реагировать с активными металлами 2) образовывать сложные эфиры 3) реагировать с галогеноводородами 4) реагировать со щелочами. Оценочный лист. Задание Максимальный балл Парная работа Индивидуальная работа 1. Дать определения классам органических веществ 4 2. Определить к какому классу относятся формулы веществ 4 3. Узнавай-ка 1 4. Назвать вещества по международной номенклатуре. 2 5. Экспериментальный. 1 6. Заполнить пропуски в уравнениях химических реакций 4 7. Задание ЕГЭ часть А 3 Итого: 19 19-15 - «5» молодец высокий результат. 14-10 – «4» нет предела совершенству 9-5 - «3» терпенье и труд, все перетрут Спасибо за работу на уроке! 2 ряд. 1 вариант. ФИ ученика________________________________________________ Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Правила марафона 9. Итоговый лист заполняется самостоятельно 10. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 11. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы за конкурс «угадай-ка» . 12. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете сами и фиксируете. Итак, успехов Вам! Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой при помощи стрелочек 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Этап 2 определите класс веществ по формулам: ∕∕ О 5. СН3 – СН2 – С 3. НСОН ___________________ \ О – СН3 ___________________________ ∕∕ О 6. СН3 – СН – С 4. СН3ОН _________________ \ ОН _____________________ Этап 3 «Угадай-ка» Этап 4 дайте названия веществам формулы которых. 1. СН3 – СН2 – ОН 2. СН3 – С – СН2 – СН3 _________________________ || ________________ О Этап 5 «Экспериментальный» Что делали? Что наблюдали? 1. В каждую из пробирок добавили по кусочку мела. Записать, что наблюдали и соответствующее уравнение реакции. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Конкурс №6 (слайд) Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: t 1400C, H2SO4 (конц) 2. СН3 – СН2 – ОН ……+ Н2О; 7 этап ЕГЭшка выберите один правильный ответ из четырех предложенных Вариант 1 Часть А А 1. Этановая кислота и уксусная кислота являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 2. Соединения бутанол – 1 и 2 – метилпропанол – 2 являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 3. Реакция “серебряного зеркала” характерна для 1) стирола 2) бензола 3) муравьиной кислоты 4) уксусной кислоты. А 4. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются 1) формиат магния и вода 2) формиат магния и водород 3) ацетат магния и вода 4) ацетат магния и водород. Оценочный лист Задание Максимальный балл Парная работа Индивидуальная работа 1. Дать определения классам органических веществ 4 2. Определить к какому классу относятся формулы веществ 4 3. Узнавай-ка 1 4. Назвать вещества по международной номенклатуре. 2 5. Узнавай-ка. 1 6. Заполнить пропуски в уравнениях химических реакций 4 Задание ЕГЭ часть Б 3 Итого: 19 19-15 - «5» молодец высокий результат. 14-10 – «4» нет предела совершенству 9-5 - «3» терпенье и труд, все перетрут Спасибо за работу на уроке! 2 ряд. 2 вариант. ФИ ученика________________________________________________ Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Правила марафона 13. Итоговый лист заполняется самостоятельно 14. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 15. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы за конкурс «угадай-ка» . 16. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете сами и фиксируете. Итак, успехов Вам! Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой при помощи стрелочек 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Этап 2 определите класс веществ по формулам: ∕∕ О 7. СН3 – СН2 – С 3. НСОН ___________________ \ О – СН3 ___________________________ ∕∕ О 8. СН3 – СН – С 4. СН3ОН _________________ \ ОН _____________________ Этап 3 «Угадай-ка» Этап 4 дайте названия веществам формулы которых. 1. СН3 – СН2 – ОН 2. СН3 – С – СН2 – СН3 _________________________ || ________________ О Этап 5 «Экспериментальный» Что делали? Что наблюдали? 1. В каждую из пробирок добавили по кусочку мела. Записать, что наблюдали и соответствующее уравнение реакции. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Конкурс №6 (слайд) Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: t 1400C, H2SO4 (конц) 2. СН3 – СН2 – ОН ……+ Н2О; 7 этап ЕГЭшка выберите один правильный ответ из четырех предложенных Вариант 2 Часть А А 1. Этаналь и ацетальдегид – это 1) гомологи 2) одно и то же вещество 3) изомеры 4) таутомеры. А 2. Функциональную группу - ОН содержат молекулы 1) альдегидов 2) сложных эфиров 3) спиртов 4) простых эфиров. А 3. В ходе реакции “серебряного зеркала” этаналь окисляется по 1) связи С – Н 2) связи С = О 3) связи С – С 4) углеводородному радикалу. А 4. Фенолы в отличие от одноатомных предельных спиртов способны 1) реагировать с активными металлами 2) образовывать сложные эфиры 3) реагировать с галогеноводородами 4) реагировать со щелочами. Оценочный лист Ученика класса Ф.И.- Задание Максимальный балл Парная работа Индивидуальная работа 7. Дать определения классам органических веществ 4 8. Определить к какому классу относятся формулы веществ 4 9. Узнавай-ка 1 10. Назвать вещества по международной номенклатуре. 2 11. Узнавай-ка. 1 12. Заполнить пропуски в уравнениях химических реакций 4 Задание ЕГЭ часть Б 3 Итого: 19 19-15 - «5» молодец высокий результат. 14-10 – «4» нет предела совершенству 9-5 - «3» терпенье и труд, все перетрут Спасибо за работу на уроке! 3 ряд 1 вариант ФИ ученика________________________________________________ Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Правила марафона 17. Итоговый лист заполняется самостоятельно 18. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 19. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы за конкурс «угадай-ка» . 20. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете сами и фиксируете. Итак, успехов вам! Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой при помощи стрелочек 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Этап 2 определите класс веществ по формулам: ∕∕ О 9. СН3 – СН2 – С 3. НСОН ___________________ \ О – СН3 ___________________________ ∕∕ О 10. СН3 – СН – С 4. СН3ОН _________________ \ ОН _____________________ Этап 3 «Угадай-ка» Этап 4 Дайте названия веществам формулы которых. 1. СН3 – СН2 – СН2 – СООН ___________________ 2. СН3 – СН2 – СН – СН3 | ОН _________________________ Этап 5 «Экспериментальный» Что делали? Что наблюдали? 1. В каждую из пробирок добавили по кусочку мела. Записать, что наблюдали и соответствующее уравнение реакции. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Конкурс №6 (слайд) Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: t, H2SO4 ∕∕O 2. ….+ СН3СООН CH3 – C + H2O \ O – C2H5 7 этап ЕГЭшка выберите один правильный ответ из четырех предложенных Вариант 1 Часть А А 1. Этановая кислота и уксусная кислота являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 2. Соединения бутанол – 1 и 2 – метилпропанол – 2 являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом. А 3. Реакция “серебряного зеркала” характерна для 1) стирола 2) бензола 3) муравьиной кислоты 4) уксусной кислоты. А 4. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуютя 1) формиат магния и вода 2) формиат магния и водород 3) ацетат магния и вода 4) ацетат магния и водород. Оценочный лист Ученика класса Ф.И.- Задание Максимальный балл Парная работа Индивидуальная работа 1. Дать определения классам органических веществ 4 2. Определить к какому классу относятся формулы веществ 4 3. Узнавай-ка 1 4. Назвать вещества по международной номенклатуре. 2 5. Узнавай-ка. 1 6. Заполнить пропуски в уравнениях химических реакций 4 Задание ЕГЭ часть Б 3 Итого: 19 19-15 - «5» молодец высокий результат. 14-10 – «4» нет предела совершенству 9-5 - «3» терпенье и труд, все перетрут Спасибо за работу на уроке! 3 ряд 2 вариант ФИ ученика________________________________________________ Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по основным классам кислородсодержащих органических соединений. Правила марафона 21. Итоговый лист заполняется самостоятельно 22. Работа может быть в группе и индивидуальная (на ваш выбор) 23. У каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы за конкурс «угадай-ка» . 24. Результаты вашей работы после каждого этапа вы оцениваете сами и фиксируете. Итак, успехов вам! Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой при помощи стрелочек 1.Спирты 2.Альдегиды 3.Карбоновые кислоты 4.Жиры а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп -СООН. б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот. в) органические вещества, в молекулах которых имеется группа >С=О (карбонил или оксогруппа). г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп. Этап 2 определите класс веществ по формулам: ∕∕ О 11. СН3 – СН2 – С 3. НСОН ___________________ \ О – СН3 ___________________________ ∕∕ О 12. СН3 – СН – С 4. СН3ОН _________________ \ ОН _____________________ Этап 3 «Угадай-ка» Этап 4 Дайте названия веществам формулы которых. 1. СН3 – СН2 – СН2 – СООН ___________________ 2. СН3 – СН2 – СН – СН3 | ОН _________________________ Этап 5 «Экспериментальный» Что делали? Что наблюдали? 1. В каждую из пробирок добавили по кусочку мела. Записать, что наблюдали и соответствующее уравнение реакции. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Конкурс №6 (слайд) Даны формулы веществ: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, H2, C2H5 – O – C2H5. Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакции: t, H2SO4 ∕∕O 3. ….+ СН3СООН CH3 – C + H2O \ O – C2H5 7 этап ЕГЭшка выберите один правильный ответ из четырех предложенных Вариант 2 Часть А А 1. Этаналь и ацетальдегид – это 1) гомологи 2) одно и то же вещество 3) изомеры 4) таутомеры. А 2. Функциональную группу - ОН содержат молекулы 1) альдегидов 2) сложных эфиров 3) спиртов 4) простых эфиров. А 3. В ходе реакции “серебряного зеркала” этаналь окисляется по 1) связи С – Н 2) связи С = О 3) связи С – С 4) углеводородному радикалу. А 4. Фенолы в отличие от одноатомных предельных спиртов способны 1) реагировать с активными металлами 2) образовывать сложные эфиры 3) реагировать с галогеноводородами 4) реагировать со щелочами. Оценочный лист Ученика класса Ф.И.- Задание Максимальный балл Парная работа Индивидуальная работа 7. Дать определения классам органических веществ 4 8. Определить к какому классу относятся формулы веществ 4 9. Узнавай-ка 1 10. Назвать вещества по международной номенклатуре. 2 11. Узнавай-ка. 1 12. Заполнить пропуски в уравнениях химических реакций 4 Задание ЕГЭ часть Б 3 Итого: 19 19-15 - «5» молодец высокий результат. 14-10 – «4» нет предела совершенству 9-5 - «3» терпенье и труд, все перетрут Спасибо за работу на уроке! д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) д/з 1 вариант Часть Б Б 1. Метаналь может реагировать с 1) HBr 2) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 3) C6H5OH 4) C6H5CH3 5) Na 6) H2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания) 2 вариант Часть Б Б 1. С муравьиной кислотой взаимодействуют 1) Na2CO3 2) HCl 3) аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O) 4) Br2 5) CuSO4 6) Cu(OH)2 Ответ: __________ (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания)