Приобщение к здоровому образу жизни

Лариса Анатольевна Журавлева

 

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Конспект родительского собрания "Мы за здоровье" на котором родители знакомятся с комплексом закаливающих мероприятий в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье. Для этого Вам  нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий.

Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая на Ваш взгляд правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой. Надеемся на сотрудничество.

Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

  1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
  2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
  3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)
  4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда)
  5. Есть ли у Вас или других членов семьи вредные привычки? (Да, нет, иногда)
  6. Как Вы организуете питание в Вашей семье ?(Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
  7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье? ( Положительно, отрицательно, не воздействует)
  8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)
  9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?(да, нет)
  10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда)
  11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)
  12. Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
  13. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет)
  14. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду,  недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням)

Благодарим за оказанную помощь.

Желаем Вам здоровья и благополучия!



Предварительный просмотр:

1 слайд

Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости.

Универсальных средств для здорового образа жизни нет, главное жить в согласии с собой. Больше улыбайтесь, будьте активны и относитесь бережно к своему здоровью и тогда вас ждет успех в любом начинание.

2 слайд

Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня жизни

Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов. Существуют активные формы здорового образа жизни (физическая культура, закаливание, рациональное питание, гигиена труда и отдыха). Используя эти формы, человек своими действиями стремится сохранить и укрепить свое здоровье. Есть и пассивные формы, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье.

Что Вы знаете о здоровом образе жизни?

Насколько важно вести здоровый образ жизни?

3 слайд

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Единой точки зрения на понятие здорового образа жизни нет, но основное его содержание составляют следующие элементы:

— оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

— закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

— рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

— соблюдение режима труда и отдыха;

— личная гигиена;

— экологически грамотное поведение;

— психическая и эмоциональная устойчивость;

— сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

— отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

— безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

4 слайд

  В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

  Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

  Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всех и педагогов и родителей.

Поэтому, мы сегодня и собрались здесь, чтобы  найти общие подходы к  оздоровлению наших детей и привитию им привычки здорового образа жизни.

  Наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

  Ведущим направлением в процессе здоровьесбережения детей является воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения: ежедневно дети полощут рот после еды,  моют руки, учатся расслабляться, выполняют дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т.д.

 5 Слайд

По утверждению Ю.Ф. Змановского, большое значение в поддержании здоровья имеет режим дня и сна .

Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение — одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать.

И все же самым эффективным в сохранении и укреплении здоровья является  закаливание

6 Слайд

Давайте посмотрим, что такое закаливание. Согласно утверждению доктора Комаровского: «Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда физических факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этими факторами». Под окружающей средой в данном случае имеются в виду холодный воздух, солнце, вода и тому подобные природные факторы.

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят заболевания.

. Скажите пожалуйста , а как вы закаливаете своих детей дома?

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.

Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем младше и слабее ребенок. Постепенность — одно из основных правил закаливания.

Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача.

Иногда ребенок плохо относится к закаливающим процедурам только потому, что изнежен, не желает выполнять то, что ему непривычно. В таком случае родителям придется проявить чуткость и настойчивость в воспитании привычки к закаливающим процедурам.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;

сон в хорошо проветренной спальне  в теплое время года сон с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);

поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18...20°С)

ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;

одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок нужно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

Капризна и непредсказуема наша погода. То дождь, то слякоть посреди зимы, ежегодные эпидемии гриппа, бесчисленные простуды. Страдают и взрослые и дети, особенно последние, поскольку больше подвержены всяким температурным колебанием. “Береги здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его пути. Растить детей сильными, здоровыми и эмоциональными задачи каждого из нас.

Поэтому  мы в своей группе проводим ряд регулярных закаливающих процедур, которые укрепят здоровье детей. Проветривание помещений в отсутствии детей, ежедневные прогулки 1,5-2 часа в зависимости от времени года и температуры воздуха, при наличии соответствующей одежды. Ежедневная утренняя гимнастика 7-10 минут, водные процедуры: ходьба босиком по мокрым дорожкам, умывание и полоскание полости рта водой комнатной температуры, сон без маек. Дети с удовольствием занимаются, все эти мероприятия вызывают положительный эмоциональный подъём, укрепляют здоровье и нервную систему детей.

Очень трудно детям дошкольного возраста пробудиться от дневного сна и включиться активно в рабочий ритм. Предлагаю ряд мероприятий, которые не только закаливают детей, но и помогают “проснуться”.

7 слайд

Дети просыпаются под тихую спокойную музыку - музыка для релаксации.

8 слайд

Дети выполняют ряд упражнений лёжа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения “Качели” и “Велосипед”

9 слайд.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

10 слайд

Следующий этап: ходьба по “дорожке здоровья”, которая в себя включает:

11 слайд

а) Ходьба по ребристой поверхности

12 слайд

б) Прыжки на двух ногах

13 слайд

в) Подлезание

14 слайд

г)  Ходьба и бег  зигзагом между кеглями

15 слайд ,16 слайд

д) Упражнения  для кистей рук

17 слайд, 18 слайд

е) Упражнения для стоп ног

19 слайд

ж) Упражнения на дыхание

 Следующим этапом  планируем сделать ходьбу по мокрым дорожкам, контрастные воздушные ванны.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступать в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и к более значительным нагрузкам.

Закаливание воздушными ваннами повышает иммунитет, тренирует механизмы теплоотдачи, кровообращения, кожного дыхания.

Следующий вид закаливания, который предполагаем сделать в группе --это обширное умывание

Нужно научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею

 В домашних условиях необходимо приучать  детей мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что ребенок должен вымыть ноги, перед тем как лечь в постель. Это элементарное правило гигиены. А вот закаливающее влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать. Детей надо научить выполнению при этом основных гигиенических требований: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мылом и мочалкой, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать тапочки.

Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.

Рекомендуем все эти виды закаливания проводить и в домашних условиях в выходные и праздничные дни, чтобы сохранить принцип систематичности.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное — плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм, плавание укрепляет его и закаливает. Плавание по своему физическому воздействию на организм человека является оздоровительной и лечебной процедурой, способствующей повышению иммунитета. Закаляя организм в целом, плавание приспосабливает его к резким изменениям окружающей среды.

При плавании окружающая масса воды оказывает на организм сильное механическое воздействие. Во время движения в воде в горизонтальном положении создаются благоприятные условия для дыхания и кровообращения. При этом вода производит массирующее действие на всю мышечную систему. А длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

При плавании создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки, так как в воде тело находится практически в невесомости с включением в работу всех звеньев опорно-двигательного аппарата.

Плавание укрепляет здоровье, улучшает действие сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и нервной систем. При этом улучшается состав крови и деятельность органов кровообращения, усиливается обмен веществ, улучшается пищеварение.

При плавании облегчается отток крови и лимфы от периферии к сердцу, улучшается циркуляция этих жидкостей. Пребывание в воде в сочетании с мышечной активностью повышает адаптацию организма к физическим нагрузкам и температурным раздражителям.

Итак,

Перечислим основные принципы закаливания:

закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;

интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;

эффект закаливания зависит от систематичности его проведения

        Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей и начала закаливания организма ребенка.